Напоминание

"Сенсорное развитие детей 2-3 лет посредством игровых упражнений"


Автор: Волкова Яна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №3"
Населённый пункт: город Соликамск, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Сенсорное развитие детей 2-3 лет посредством игровых упражнений"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сенсорное развитие детей 2 - 3 посредством игровых упражнений».

Сенсорное

развитие

ребенка

раннего

возраста

это

формирование

новых,

не

существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий,

представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних

свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также

запахе и вкусе и т.д.

Сенсорный,

чувственный

опыт

служит

источником

познания

мира.

В

раннем

возрасте

ребенок

особенно

чувствителен

к

сенсорным

воздействиям.

Упущения

в

формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с

трудом, а порой невосполнимы.

Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов

чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из

важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то,

чтобы

научить

детей

полно,

точно,

и

расчленено

воспринимать

предметы,

их

разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего

мира

начинается

познание.

Все

другие

формы

познания

запоминание,

мышление,

воображение

строятся

на

основе

образов

восприятия,

являются

результатом

их

переработки.

Поэтому

нормальное

умственное

развитие

невозможно

без

опоры

на

полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного

развития

ребенка,

имеет

самостоятельное

значение,

т.к.

полноценное

восприятие

необходимо для успешного обучения.

Сенсорное

воспитание

включает

в

себя

формирование

восприятия

сенсорных

эталонов – это основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый), пять геометрических

форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), три величины (большой, средний

и маленький).

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется

в

условиях

различных

дидактических

игр.

Осваивая

сенсорный

опыт

стихийно,

без

систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и

ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко

усвоить признаки предметов.

Я хотела бы познакомить вас с дидактическими играми, которые мы используем

для развития сенсорных эталонов у детей.

Дидактическая игра «Наряди матрешку».

В ходе игры пред нами стоит цель научить детей запоминать геометрические

фигуры.

Учились

группировать

предметы

по

цвету,

соотносить

предметы

по

форме

методом наложения.

Количество игроков от 1 до 3.

Оборудование: для игры необходимо матрешки с нарисованными контурами фигур на

сарафане. вырезанные из картона геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник) разных цветов, дорожки для матрешки с наклеенными фигурами.

В этой игре три варианте игры:

Вариант №1 - «Наряди»

Ребенок берет матрешку и методом налаживания выкладывает геометрические фигуры по

контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими

фигурами нужного цвета.

Вариант №2 - «Дорожки для матрешки»

Ребенок берет понравившуюся «дорожку» и выкладывает на нее фигуры одной формы, но

разные по цвету. Игра считается законченной, если выложены все фигуры на дорожку или

пока вся дорожка не заполнится.

Вариант №3 - «Матрешка на дорожке»

Ребенок выбирает понравившуюся матрешку и «наряжает» ее. Заполняет все контуры

геометрическими фигурами. После этого берет любую дорожку для своей матрешки и

выкладывает на нее геометрические фигуры.

Дидактическая игра «Узнай фигуру»

Цель: развивать тактильные ощущения.

Оборудование: геометрические фигуры, мешочек.

Количество игроков: вся группа.

В этой игре два варианта игры:

Вариант №1

Перед детьми на столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые

лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка

такую же.

Вариант №2

Педагог предлагает детям на ощупь определить фигуру.

Дидактическая игра «Разноцветные бусы».

Цель данной игры является, закрепить у детей знание основных цветов (синий, желтый,

красный,

зеленый).

Так

же

учить

детей

выкладывать

бусины

в

правильной

последовательности по образцу. Развивать мелкую моторику.

Оборудование:

карточки

с

наклеенными

бусами

из

цветной

бумаги.

Разноцветные

крышечки.

Количество игроков от 1 до 7.

Игровые действия:

Ребенок

выбирает

понравившуюся

ему

карточку

с

наклеенными

бусами

из

цветной

бумаги, ему необходимо выложить бусы пробками в той же последовательности.

Дидактическая игра «Волшебная коробочка».

В ходе игры мы учились различать твердые и мягкие предметы на ощупь и развивали речь.

Оборудование:

коробка,

твердые

и

мягкие

предметы

(деревянные

брусочки

из

конструктора, фигурки мягкого конструктора, пластмассовые шарики, мягкие набивные

мячики и др.).

Количество игроков: вся группа.

Игровые действия: педагог предлагает детям по очереди доставать по одному предмету

из коробки и проговаривать: «Я достал твердый/мягкий предмет».

Игра - экспериментирование «Холодный, горячий».

В ходе игры мы с детьми учились различать холодное и горячее.

Оборудование: стакан с холодной и горячей водой, лед,

Игровые

действия:

педагог

предлагает

детям

потрогать

рукой,

что

либо

из

представленного оборудования и определить горячее это или холодное.



В раздел образования