Напоминание

Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста


Автор: Гришачева Евгения Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №41"
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Странно звучат слова «поговорим о забытом», когда речь идет о том, о чем

забывать нельзя, невозможно о нравственном воспитании детей. Но именно это

происходит сегодня в нашей жизни, в педагогике, в воспитании. Между тем,

актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего

поколения, бесспорна.

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к

числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха

в

соответствии

со

специфическими

для

нее

задачами

социально-

экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного

воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью

своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались

над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида,

главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на

людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что

даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не

выработали в себе элементарных норм культуры поведения, в связи с этим

вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают

именно в наши дни [1, с. 104].

Семья характеризуется определенной структурой, известной внутренней

расстановкой и группировкой ее членов. Основой жизнедеятельности семьи

является система общения – межличностные, внутрисемейные и внешние

контакты, взаимодействия, как в ходе совместной деятельности, так и во время

отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие

влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также

индивидуальные особенности каждого члена семьи.

В результате взаимовлияния индивидов в семье, она выступает как

персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как

микросреды

развития

являются:

коллективное

мнение,

межличностные

внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы

внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.

Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей,

а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и

ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от

родителей, их взаимного непонимания [2, с. 52].

Для всестороннего развития ребёнка необходимо создать такие условия в

семье, при которых его физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и

нравственные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на

необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье

ребёнка, его счастье и благополучие.

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Родители

являются

образцами,

на

которые

ребёнок

ориентируется

ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни

каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная,

творческая, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание

такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности в родительской любви возможно правильное

формирование

психического

мира

человека,

возможно

воспитание

нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных

позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности,

духовности [5, с. 7].

Само нравственное воспитание осуществляется путем формирования у

ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и

эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и

ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребёнок подражает

и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во

многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут

себя

так,

что

все

их

поступки

и

поведение

в

целом

способствуют

формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих

ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно

считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим

поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации

семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных

условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении

личности. Исследования отечественных ученых в области педагогики и

психологии свидетельствуют о формировании основных нравственных качеств

личности

именно

в

эти

годы.

Этому

способствует

высокая

детская

восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую

роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является

первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на

формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая

нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них,

соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи [6, с. 9].

Вместе с ростом материального и культурного уровня современной семьи,

её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за

воспитание детей. Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому

их роль в формировании личности растущего человека огромна.

Качество жизни в системе отношений «ребёнок - родитель», несомненно,

зависит от готовности и способности взрослых целесообразно и грамотно

организовать процесс взаимного существования, то есть от их психологической

и педагогической компетентности. Похвастаться высоким уровнем такой

компетентности может далеко не каждая семья, поэтому остро встаёт проблема

помощи родителям в воспитании детей. Эффективность такой работы

обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного

учреждения с семьёй.

Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях

отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности

ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача

нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные

ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними

стимулами развития формирующейся личности [4, с. 47].

Большое

значение

в

нравственном

развитии

личности

имеет

ее

собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению

установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность

стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и

правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их

необходимости.

Список литературы

1.

Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике //

Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С. 104 – 110.

2.

Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании

дошкольника: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: «Просвещение»,

1987. – 144 с.

3.

Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей //

Дошкольное воспитание. – 2006. - №1. – С. 14 – 16.

4.

Смирнова Е.О. Проблемы общения ребёнка и взрослого в работах Л.С.

Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. – 1996. - № 6. – С.

47.

5.

Султанова

Н.,

Цилько

Н.

Духовно-нравственное

воспитание

дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. - №5. – С. 7 – 14.

6.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Педагогические условия реализации

нравственного воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная

педагогика. – 2007. - №8. – С. 9.



В раздел образования