Автор: Гришачева Евгения Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №41"
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Странно звучат слова «поговорим о забытом», когда речь идет о том, о чем
забывать нельзя, невозможно о нравственном воспитании детей. Но именно это
происходит сегодня в нашей жизни, в педагогике, в воспитании. Между тем,
актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего
поколения, бесспорна.
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к
числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха
в
соответствии
со
специфическими
для
нее
задачами
социально-
экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного
воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью
своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались
над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида,
главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на
людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что
даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не
выработали в себе элементарных норм культуры поведения, в связи с этим
вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают
именно в наши дни [1, с. 104].
Семья характеризуется определенной структурой, известной внутренней
расстановкой и группировкой ее членов. Основой жизнедеятельности семьи
является система общения – межличностные, внутрисемейные и внешние
контакты, взаимодействия, как в ходе совместной деятельности, так и во время
отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие
влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также
индивидуальные особенности каждого члена семьи.
В результате взаимовлияния индивидов в семье, она выступает как
персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как
микросреды
развития
являются:
коллективное
мнение,
межличностные
внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы
внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.
Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей,
а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и
ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от
родителей, их взаимного непонимания [2, с. 52].
Для всестороннего развития ребёнка необходимо создать такие условия в
семье, при которых его физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и
нравственные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на
необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье
ребёнка, его счастье и благополучие.
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Родители
являются
образцами,
на
которые
ребёнок
ориентируется
ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни
каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная,
творческая, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание
такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Только при уверенности в родительской любви возможно правильное
формирование
психического
мира
человека,
возможно
воспитание
нравственного поведения.
Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных
позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности,
духовности [5, с. 7].
Само нравственное воспитание осуществляется путем формирования у
ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и
эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и
ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребёнок подражает
и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во
многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут
себя
так,
что
все
их
поступки
и
поведение
в
целом
способствуют
формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих
ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно
считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим
поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации
семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных
условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении
личности. Исследования отечественных ученых в области педагогики и
психологии свидетельствуют о формировании основных нравственных качеств
личности
именно
в
эти
годы.
Этому
способствует
высокая
детская
восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую
роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является
первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на
формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая
нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них,
соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи [6, с. 9].
Вместе с ростом материального и культурного уровня современной семьи,
её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за
воспитание детей. Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому
их роль в формировании личности растущего человека огромна.
Качество жизни в системе отношений «ребёнок - родитель», несомненно,
зависит от готовности и способности взрослых целесообразно и грамотно
организовать процесс взаимного существования, то есть от их психологической
и педагогической компетентности. Похвастаться высоким уровнем такой
компетентности может далеко не каждая семья, поэтому остро встаёт проблема
помощи родителям в воспитании детей. Эффективность такой работы
обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения с семьёй.
Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях
отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности
ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача
нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные
ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними
стимулами развития формирующейся личности [4, с. 47].
Большое
значение
в
нравственном
развитии
личности
имеет
ее
собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению
установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность
стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и
правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их
необходимости.
Список литературы
1.
Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике //
Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С. 104 – 110.
2.
Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании
дошкольника: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: «Просвещение»,
1987. – 144 с.
3.
Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей //
Дошкольное воспитание. – 2006. - №1. – С. 14 – 16.
4.
Смирнова Е.О. Проблемы общения ребёнка и взрослого в работах Л.С.
Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. – 1996. - № 6. – С.
47.
5.
Султанова
Н.,
Цилько
Н.
Духовно-нравственное
воспитание
дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. - №5. – С. 7 – 14.
6.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Педагогические условия реализации
нравственного воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная
педагогика. – 2007. - №8. – С. 9.