Напоминание

"Правила общения с родителями воспитанников"


Автор: Пинигина Ирина Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Родничок" г. Надыма"
Населённый пункт: Надым
Наименование материала: "Взаимодействие с родителями воспитанников"
Тема: "Правила общения с родителями воспитанников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие педагога и родителей в ДОУ

Уважаемые педагоги, работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать

современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному

решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И педагог, и родитель

– взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные

черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Технология педагогического взаимодействия признает общение важнейшим условием и

средством развития личности, следовательно, и общение педагога с родителями воспитанников –

непременное условие построения партнерских взаимоотношений школы и семьи.

Алгоритм взаимодействия с семьей

1-я стадия. Поиск контактов при первой встрече. Педагог должен проявить высокий педагогический

такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть

непродуманным вопросом.

2-я стадия. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его

индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о

нежелательных проявлениях в поведении ребенка.

З-я стадия. Установление общих требований к воспитанию и развитию ребенка. Педагог побуждает

родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об

используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы

воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

4-я стадия. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное

сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и

задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему

сотрудничеству.

5-я стадия. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а

доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и

прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер,

направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.

6-я стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не

предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития

педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий.

Инициатором контакта является педагог.

Этапы установления доверительно-деловых отношений

Первый этап установления доверительных отношений - создание у педагога и трансляция

родителям положительного образа ребенка.

На втором педагог передает родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые

не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического исследования о

положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов учебной деятельности,

которые формируются у ребенка на занятиях). При этом педагог доверительно сообщает родителям о

своих затруднениях и советуется с ними, как поступить сформировать у родителей установку на

сотрудничество.

На третьем этапе взрослые меняются ролями. Педагог знакомится с проблемами семьи,

возникающими в ходе воспитания ребенка.

Четвертый этап установления доверительно деловых контактов с родителями состоит в

совместных исследованиях личности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспитание,

коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое

педагогическое воздействие.

Уважаемые педагоги, помните:

Не выносите суждений. Педагогу необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало

уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно

справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.

Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную

точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им

подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы педагога должны быть

корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно

обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда

настораживают родителей и настраивают против вас.

Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического

процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и

школой.

Не разглашайте «тайну». Педагог обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные

ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.

Не провоцируйте конфликты. Педагог избежит конфликтных ситуаций в общении с

родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителя



В раздел образования