Напоминание

«Работа над фразировкой и динамикой на уроке вокала в младших классах»


Автор: Кошелева Наталья Геннадьевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Каргапольская детская школа искусств" с.Чаши
Населённый пункт: с. Чаши, Курганская область
Наименование материала: Открытый урок по вокалу
Тема: «Работа над фразировкой и динамикой на уроке вокала в младших классах»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Каргапольская детская школа искусств» с. Чаши

Открытый урок по вокалу

«Работа над фразировкой и динамикой на уроке вокала в

младших классах»

Подготовила преподаватель

МБУДО КДШИ с. Чаши

Кошелева Наталья Геннадьевна

2021

Открытый урок по вокалу

«Работа над фразировкой и динамикой на уроке вокала в младших классах»

Дата: 8.12.2021

Учащийся: Важенина Полина, учащаяся 3 класса.

Цель урока: Научить ребенка грамотно выстраивать фразы и предложения при помощи

динамики, текста, интонации.

Задачи:

1.

Развитие динамического слуха

2.

Работа над фразой, с помощью анализа музыкального произведения.

3.

Воспитание музыкального вкуса

Оборудование: фортепиано, нотный материал.

Продолжительность занятия: 20 минут.

План занятия:

1.

Организационный момент – 1 мин.

2.

Вводная часть – 1 мин.

3.

Артикуляционная гимнастика – 1 мин.

4.

Упражнения на дыхание – 1 мин.

5.

Упражнения на развитие голосового аппарата (распевание) –3 мин.

6.

Работа над репертуаром – 13-15 минут.

Ход урока:

2. Вводная часть:

Приветствие преподавателем. Объяснение темы урока, его цели и задач.

Любое, красиво и грамотно исполненное музыкальное произведение, вызывает

интерес у слушателя. Но особенный отклик в душе слушателя возникает при более

проникновенном, прочувствованном, выразительном исполнении данного произведения.

Эмоциональные переживания, яркие впечатления создаются не только посредством

музыки, но и слова.

Важным этапом подготовки вокального произведения к исполнению, после

предварительного разучивания музыкального и поэтического текста, является работа

над фразировкой и динамикой, от которых зависит цельность, красота и яркость

художественного образа. Работа над каждым вокальным произведением начинается с

ознакомления .

Важно отметить, что вся работа над вокальным произведением, конечно же,

предполагает непрерывную одновременную работу над чистотой интонации, над

певческим дыханием, над оформлением звука, т. е. над артикуляцией, над дикцией, над

высокой певческой позицией и над звуковедением вкупе с динамическими оттенками.

Основная часть:

В начале скажу несколько слов о Важениной Полине, ученице 3 класса отделения

«Хоровое пение», с которой пройдет урок.

Полина обучается в школе искусств третий год. Хорошо интонирует и имеет

развитое чувство ритма. Однако есть трудности в построении фраз, отсюда страдает и

выразительность.

3.

Работа над артикуляцией и дикцией

Работа над артикуляцией – неотъемлемая часть вокала, особенно в младших

классах. Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки

речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов,

направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

Конечно работа над артикуляцией должна проводиться в сочетании с работой над

дикцией. Благодаря этому исполнитель доносит до слушателя смысл произведения.

Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться

хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного

аппарата, разрабатывать его технические возможности.

Упражнения на артикуляцию:

- упражнение «Чистим зубки»

- упражнение «Бегемот»

- упражнение «Дудочка»

- упражнение «Лошадка»

- упражнение «Конфетка»

Упражнения на дикцию:

- по несколько раз активно повторить согласные: глухие: п,т,к, с, звонкие: б,м,н.

- скороговорки, сначала в медленном темпе, затем постепенно ускоряя:

«От топота копыт пыль по полю бежит»

«Мыла Мила мышку мылом, Мила мыло уронила».

4.

Упражнения на дыхание:

Самое главное в постановке вокала - это правильное дыхание. Именно с него

начинается обучение профессиональному пению, которое служит проводником в

огромный мир сцены. Именно с правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь

это опора, на которой держится вся вокальная техника, и поэтому рекомендуется перед

распеванием делать упражнения на дыхание.

Во время дыхательных упражнений нужно усвоить обязательные правила: следить

за положением тела. Шея не должна быть напряжена и вытянута вперед. Ученик должен

быть свободен, находиться в состоянии комфорта.

- Стоя в правильной позиции (ноги чуть расставлены, плечи в расслабленном

положении) нащупать руками нижние ребра, поставить на них ладони. При вдохе следить

за тем, чтобы ребра немного раздвигались в стороны.

- надуть шарик (живот), затем медленно выдыхать на звук «Ф».

- берем дыхание, выдох прерывистый на «Ф»

- берем дыхание, выдох медленный, остатки дыхания сбросить.

5.

Распевание:

- упражнение на легато «Я пою, хорошо пою» (по тоническому трезвучию сверху

вниз, затем по каждой ступени).

- упражнение на стаккато «Мия» (вверх от первой к пятой ступени, затем на

стаккато по тоническому трезвучию вниз).

- на звук «Р» ( от первой до пятой ступени и обратно) – распевание верхней части

диапазона.

6.

Работа над произведением «Волшебный Новый год».

Музыку к песне написала Елена Обухова. Елена Энверовна Обухова известный

детский композитор Татарстана. На её счету более 400 песен, более 600 стихов. Её песни

любят дети и взрослые. Они лиричные, весёлые. В них много души и света. Они созвучны

с природой и жизнью. Фонограммы Елена Обухова пишет сама, они лёгкие для слушания

детям, с оркестровой мелодической поддержкой, не вызывают головную боль тяжёлыми

ударниками, потому что написаны специально для детей.

Данная песня на первый взгляд кажется очень простой. Но довольно широкий

диапазон (от Си малой октавы до Ми второй октавы) и трехдольный размер (3/8) могут

создать некоторые трудности в исполнении и в создании художественного образа. Чтобы

преодолеть все трудности исполнения, нужно сначала проанализировать и сравнить текст

стихотворения и текст музыкальный.

Размер 3/8 провоцирует на некоторое «усаживание» в первую долю каждого такта.

Для преодоления этого поработаем сначала отдельно над текстом песни.

Куплет.

Задача: проговорить стихотворение (1 куплет) нараспев, найти в каждой фразе свое

главное ударение.

Перваую фразу строим так: «Воздух пахнет волшебствОм»

Вторая фраза : «Проникая в каждый дОм»

Третья фраза: «Это просто Новый гОд»

Четвертая: «К нам приходит без забОт».

Так будет звучать поэтический текст. Что в это время происходит в мелодии? Дело

в том, что ударение в мелодии и в поэтическом тексте не всегда совпадают. И верхняя

нота в мелодической фразе часто не является логической вершиной фразы поэтической.

Поэтому особенно подробно нужно проработать такие фразы, идя в них вперед к

ударению смысловому, а верхушку петь, как проходящую. Здесь конечно поможет и

правильное распределение динамики, и произнесение слов. Таким образом, фразу нужно

начинать тише, усиливая динамику к смысловому ударению, а само слово под ударением

произносить более крупно и значимо.

Припев.

В припеве аналогично куплету первые две фраз нужно вести к смысловому

ударению, не акцентируя сильные доли, на которые в размере 3/8 хочется как бы

«присесть». А весь припев вести к главным словам : «Ходит Новый год веселый» (третья

фраза).

Вывод.

Таким образом, анализ поэтического текста и сопоставление его с текстом

музыкальным, грамотное объединение фраз в предложения и выделение в куплете и в

припеве главного предложения посредством правильного распределения динамики, дает

возможность исполнить произведение наиболее выразительно и проникновенно, наиболее

ярко передать настроение и характер.

Список литературы:

1.

Войнова, А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. {Текст} /А.Д.

Войнова.- М.:Академия пед.наук,1960.

2.

Детский голос (Текст)/ Экспериментальные исследования под ред. Шацкой В.Н.-

М.: «Педагогика», 1970.

3.

Добровольская, Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре (Текст)/ Н.Н.

Добровольская.-М.:Музыка,1987.

4.

Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению (Текст)/ Г.П.

Стулова.-М.:Прометей,1992.



В раздел образования