Напоминание

«Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!» статья посвященная 190-летию со дня рождения художника Ивана Ивановича Шишкина


Автор: Грац Екатерина Михайловна
Должность: преподаватель истории искусств
Учебное заведение: МБУ ДО "Черноисточинская ДШИ" - филиал Горноуральская ДШИ
Населённый пункт: Свердловская обл., Пригородный р-он, пос. Горноуральский
Наименование материала: Статья
Тема: «Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!» статья посвященная 190-летию со дня рождения художника Ивана Ивановича Шишкина
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!» статья посвященная

190-летию со дня рождения художника Ивана Ивановича Шишкина

Грац Е.М., преподаватель МБУ ДО «Черноисточинская ДШИ» -

Филиал Горноуральская детская школа искусств,

Свердловская обл., Пригородный р-он, п. Горноуральский

«Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!»

Изящные искусства ведут ко всему прекрасному, искреннему, благородному – ко

всему, что зовётся надеждою, советом и утешением… Свойства художника:

трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера,

добросовестность и честность… Посвятить себя живописи – значит

отказаться от всяких легкомысленных занятий жизни.

Иван Шишкин

«Лесной богатырь-художник», «царь леса» — так называли Ивана Шишкина

современники. Он много путешествовал по России, воспевая величественную

красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому.

Иван Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской

губернии (на территории современного Татарстана). Отец художника, Иван

Васильевич, был весьма уважаемым в городе человеком: несколько лет подряд

избирался

городским

главой,

провел

в Елабуге

деревянный

водопровод

на собственные средства и даже создал первую книгу об истории города.

Будучи человеком разносторонних увлечений, он мечтал дать сыну хорошее

образование и в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Однако

молодой Шишкин уже тогда интересовался искусством больше, чем точными

науками. В гимназии ему было скучно и, не закончив обучение, он вернулся

в родительский дом со словами, что чиновником делаться не хочет. Тогда же

начали формироваться его взгляды на искусство и призвание художника, которые

он сохранил на протяжении всей жизни.

Мать Шишкина, Дарью Александровну, расстраивала неспособность сына к учебе

и домашним делам. Она не одобряла его увлечения рисованием и называла это

занятие «пачкотней бумаги». Отец хоть и симпатизировал страсти Ивана

к прекрасному, также не разделял его отстраненности от жизненных проблем.

Шишкину приходилось прятаться от родных и рисовать при свечах по ночам.

Всерьез о профессии художника Шишкин задумался впервые, когда в Елабугу

приехали московские живописцы, чтобы расписать иконостас местной церкви.

Они и рассказали ему о Московском училище живописи и ваяния — и тогда

Шишкин твердо решил следовать за своей мечтой. С трудом, но он уговорил отца

позволить ему уехать, и тот отправил художника в Москву, надеясь, что из сына

однажды вырастет второй Карл Брюллов.

В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где

обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда

в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько,

насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали

пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже

учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него

не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как

и швейцарские

виды».

К концу

обучения

стало

ясно:

у художника

был

несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант.

Не останавливаясь

на достигнутом,

в 1856 году

Шишкин

поступил

в Императорскую

Академию

художеств в Санкт-Петербурге,

где

быстро

зарекомендовал

себя

как

блестящий

студент

с выдающимися

способностями. В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой

медалью, полученной им также за виды Валаама, и отправился за границу.

После шести лет заграничных путешествий Шишкин вернулся в Россию. Первое

время он жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии,

которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников

(позднее — Товарищество

передвижных

художественных

выставок).

По воспоминаниям

Александры

Комаровой,

племянницы

живописца,

сам

он в артели никогда не состоял, но постоянно бывал на творческих пятницах

своих друзей и принимал в их делах самое живое участие.

В 1870-х годах Шишкин стал одним из учредителей Товарищества передвижных

художественных выставок. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип

Куинжди и Иван Крамской. С Крамским у них были особенно теплые отношения.

Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской

наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был

внимателен

к природе

в самых

разных

ее состояниях,

как

точно

и тонко

он передавал цвет. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя

его в звание профессора за картину «Лесная глушь».

«Он [Шишкин] все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор…

Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек — школа,

но живая школа».

Иван Крамской

Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни

Шишкина. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер —

и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев. Из-за постоянных

ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Спасла его, видимо,

привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе

упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах,

и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря

передвижным выставкам. Именно в этот период были созданы «Первый снег»,

«Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины

мастера.

А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Вторая

жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник

снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Его привлекала

изменчивость

состояний

природы,

он стремился

поймать

и запечатлеть

ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей

и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых

оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х,

например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро

в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Современников картины

Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь

при этом потрясающей реалистичности.

А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Вторая

жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник

снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Его привлекала

изменчивость

состояний

природы,

он стремился

поймать

и запечатлеть

ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей

и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых

оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х,

например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро

в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Современников картины

Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь

при этом потрясающей реалистичности.

Шишкина называют художником полудня, в честь его мастерских работ

по изображению полуденного света: солнце в зените, природа как бы сливается,

нет ярких очертаний и теней. Создавать такие чудесные образы, писать

натурально

и свежо —

вот

одно

из призваний

Шишкина,

сравниться

с мастерством которого оказалось практически невозможно. Реализм всё сильнее

проступает

на полотнах

художника.

Каждый

кусочек

природы

прописан

с удивительной точностью и кропотливостью. Считается, что одним из людей,

оказавшим сильное влияние на творчество Шишкина, был елабужанин Капитон

Иванович

Невостроев —

священник,

занимающийся

описанием

рукописей

в московской

синодальной

библиотеке.

Он говорил:

«Красота,

нас

окружающая, — это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача

художника — как можно точнее передать эту мысль на своем полотне».

И действительно, Иван Шишкин скрупулезно передавал все детали природы,

поэтому и все пейзажи, написанные рукой мастера, пронизаны духовностью

и связью с Родиной.

Шишкин признан настоящим «певцом» земли и дерева. Для мастера не может

быть просто «почва» или просто «лес», это всегда конкретный подробный

предмет картины. Знание природы у Шишкина было потрясающее. Рассказывают,

что однажды, во время визита в мастерскую Репина, Иван Иванович заметил

на полотне художника изображённый сплав плотов по реке. Шишкин спросил

у своего коллеги, из какого дерева изготовлены эти плоты, на что Репин

недоумённо ответил, что разницы нет, ведь это рисунок, а не настоящий плот.

На такое замечание Шишкин подробно отвечал, что разница в изображениях

плотов из различных пород дерева велика. Ведь только из некоторых пород

деревьев может получиться настоящий плот, тогда как из прочих выйдут либо

набухшие брёвна, либо и вовсе плота не получится — вся конструкция пойдёт

на дно.

В конце

XIX

века

настал

трудный

для

Товарищества

передвижных

художественных выставок период — у художников возникало все больше

поколенческих разногласий. Шишкин же внимательно относился к молодым

авторам, потому что старался в свое творчество вносить нечто новое и понимал,

что прекращение развития означает упадок даже для именитого мастера.

«В художественной деятельности, в изучении натуры, никогда нельзя поставить

точку, нельзя сказать, что выучил это вполне, основательно, и что больше

учиться не надо; изученное хорошо только до поры до времени, а после

впечатления бледнеют, и, не справляясь постоянно с натурой, художник сам

не заметит, как уйдет от правды».

Иван Шишкин

В 1894 году Иван Иванович начал преподавать в Высшем художественном

училище при Академии художеств. Ученики безмерно уважали Шишкина,

несмотря на то, что он исповедовал иные эстетические принципы, придерживался

иной художественной системы. Молодежь вдохновлялась его мастерством, а сам

он в тот период «первым и лучшим» художником называл Валентина Серова.

В марте 1898 года Шишкина не стало. Он умер за мольбертом, во время работы

над новой картиной. Художника похоронили на Смоленском православном

кладбище

в Санкт-Петербурге,

но в 1950 году

его

прах

перенесли

вместе

с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Ответы Ивана Шишкина на опрос «Петербургской газеты» (№ 9)

от 10 января 1893г:

Главная черта моего характера?

Прямота, простота.

Достоинство, предпочитаемое мною у мужчины?

Мужество, ум.

Достоинство, предпочитаемое мною у женщины?

Честность.

Мое главное достоинство?

Откровенность.

Мой главный недостаток?

Подозрительность. Мнительность.

Мой идеал счастья?

Душевный мир.

Что было бы для меня величайшим несчастьем?

Одиночество.

Кем бы я хотел быть?

Действительно великим художником.

Страна, в которой я всегда хотел бы жить?

Отечество.

Мои любимые авторы-прозаики?

Аксаков, Гоголь, Толстой как беллетрист.

Мои любимые поэты?

Пушкин, Кольцов, Некрасов.

Мои любимые композиторы и художники?

Шуман и Серов.

Пища и напитки, которые я предпочитаю?

Рыба и хороший квас.

Мои любимые имена?

Имена моих детей.

Как я хотел бы умереть?

Безболезненно и спокойно. Моментально.

Мое состояние духа в настоящее время?

Тревожное.

Недостатки, к которым я отношусь наиболее снисходительно?

Те, которые не мешают жить другим.

Что меня теперь больше всего интересует?

Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда. Положение дел в Европе.

Мой девиз?

Быть русским. Да здравствует Россия.



В раздел образования