Автор: Грац Екатерина Михайловна
Должность: преподаватель истории искусств
Учебное заведение: МБУ ДО "Черноисточинская ДШИ" - филиал Горноуральская ДШИ
Населённый пункт: Свердловская обл., Пригородный р-он, пос. Горноуральский
Наименование материала: Статья
Тема: «Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!» статья посвященная 190-летию со дня рождения художника Ивана Ивановича Шишкина
Раздел: дополнительное образование
«Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!» статья посвященная
190-летию со дня рождения художника Ивана Ивановича Шишкина
Грац Е.М., преподаватель МБУ ДО «Черноисточинская ДШИ» -
Филиал Горноуральская детская школа искусств,
Свердловская обл., Пригородный р-он, п. Горноуральский
«Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!»
Изящные искусства ведут ко всему прекрасному, искреннему, благородному – ко
всему, что зовётся надеждою, советом и утешением… Свойства художника:
трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера,
добросовестность и честность… Посвятить себя живописи – значит
отказаться от всяких легкомысленных занятий жизни.
Иван Шишкин
«Лесной богатырь-художник», «царь леса» — так называли Ивана Шишкина
современники. Он много путешествовал по России, воспевая величественную
красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому.
Иван Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской
губернии (на территории современного Татарстана). Отец художника, Иван
Васильевич, был весьма уважаемым в городе человеком: несколько лет подряд
избирался
городским
главой,
провел
в Елабуге
деревянный
водопровод
на собственные средства и даже создал первую книгу об истории города.
Будучи человеком разносторонних увлечений, он мечтал дать сыну хорошее
образование и в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Однако
молодой Шишкин уже тогда интересовался искусством больше, чем точными
науками. В гимназии ему было скучно и, не закончив обучение, он вернулся
в родительский дом со словами, что чиновником делаться не хочет. Тогда же
начали формироваться его взгляды на искусство и призвание художника, которые
он сохранил на протяжении всей жизни.
Мать Шишкина, Дарью Александровну, расстраивала неспособность сына к учебе
и домашним делам. Она не одобряла его увлечения рисованием и называла это
занятие «пачкотней бумаги». Отец хоть и симпатизировал страсти Ивана
к прекрасному, также не разделял его отстраненности от жизненных проблем.
Шишкину приходилось прятаться от родных и рисовать при свечах по ночам.
Всерьез о профессии художника Шишкин задумался впервые, когда в Елабугу
приехали московские живописцы, чтобы расписать иконостас местной церкви.
Они и рассказали ему о Московском училище живописи и ваяния — и тогда
Шишкин твердо решил следовать за своей мечтой. С трудом, но он уговорил отца
позволить ему уехать, и тот отправил художника в Москву, надеясь, что из сына
однажды вырастет второй Карл Брюллов.
В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где
обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда
в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько,
насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали
пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже
учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него
не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как
и швейцарские
виды».
К концу
обучения
стало
ясно:
у художника
был
несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант.
Не останавливаясь
на достигнутом,
в 1856 году
Шишкин
поступил
в Императорскую
Академию
художеств в Санкт-Петербурге,
где
быстро
зарекомендовал
себя
как
блестящий
студент
с выдающимися
способностями. В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой
медалью, полученной им также за виды Валаама, и отправился за границу.
После шести лет заграничных путешествий Шишкин вернулся в Россию. Первое
время он жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии,
которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников
(позднее — Товарищество
передвижных
художественных
выставок).
По воспоминаниям
Александры
Комаровой,
племянницы
живописца,
сам
он в артели никогда не состоял, но постоянно бывал на творческих пятницах
своих друзей и принимал в их делах самое живое участие.
В 1870-х годах Шишкин стал одним из учредителей Товарищества передвижных
художественных выставок. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип
Куинжди и Иван Крамской. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской
наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был
внимателен
к природе
в самых
разных
ее состояниях,
как
точно
и тонко
он передавал цвет. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя
его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
«Он [Шишкин] все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор…
Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек — школа,
но живая школа».
Иван Крамской
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни
Шишкина. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер —
и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев. Из-за постоянных
ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Спасла его, видимо,
привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе
упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах,
и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря
передвижным выставкам. Именно в этот период были созданы «Первый снег»,
«Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины
мастера.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Вторая
жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник
снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Его привлекала
изменчивость
состояний
природы,
он стремился
поймать
и запечатлеть
ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей
и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых
оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х,
например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро
в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Современников картины
Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь
при этом потрясающей реалистичности.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Вторая
жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник
снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Его привлекала
изменчивость
состояний
природы,
он стремился
поймать
и запечатлеть
ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей
и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых
оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х,
например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро
в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Современников картины
Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь
при этом потрясающей реалистичности.
Шишкина называют художником полудня, в честь его мастерских работ
по изображению полуденного света: солнце в зените, природа как бы сливается,
нет ярких очертаний и теней. Создавать такие чудесные образы, писать
натурально
и свежо —
вот
одно
из призваний
Шишкина,
сравниться
с мастерством которого оказалось практически невозможно. Реализм всё сильнее
проступает
на полотнах
художника.
Каждый
кусочек
природы
прописан
с удивительной точностью и кропотливостью. Считается, что одним из людей,
оказавшим сильное влияние на творчество Шишкина, был елабужанин Капитон
Иванович
Невостроев —
священник,
занимающийся
описанием
рукописей
в московской
синодальной
библиотеке.
Он говорил:
«Красота,
нас
окружающая, — это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача
художника — как можно точнее передать эту мысль на своем полотне».
И действительно, Иван Шишкин скрупулезно передавал все детали природы,
поэтому и все пейзажи, написанные рукой мастера, пронизаны духовностью
и связью с Родиной.
Шишкин признан настоящим «певцом» земли и дерева. Для мастера не может
быть просто «почва» или просто «лес», это всегда конкретный подробный
предмет картины. Знание природы у Шишкина было потрясающее. Рассказывают,
что однажды, во время визита в мастерскую Репина, Иван Иванович заметил
на полотне художника изображённый сплав плотов по реке. Шишкин спросил
у своего коллеги, из какого дерева изготовлены эти плоты, на что Репин
недоумённо ответил, что разницы нет, ведь это рисунок, а не настоящий плот.
На такое замечание Шишкин подробно отвечал, что разница в изображениях
плотов из различных пород дерева велика. Ведь только из некоторых пород
деревьев может получиться настоящий плот, тогда как из прочих выйдут либо
набухшие брёвна, либо и вовсе плота не получится — вся конструкция пойдёт
на дно.
В конце
XIX
века
настал
трудный
для
Товарищества
передвижных
художественных выставок период — у художников возникало все больше
поколенческих разногласий. Шишкин же внимательно относился к молодым
авторам, потому что старался в свое творчество вносить нечто новое и понимал,
что прекращение развития означает упадок даже для именитого мастера.
«В художественной деятельности, в изучении натуры, никогда нельзя поставить
точку, нельзя сказать, что выучил это вполне, основательно, и что больше
учиться не надо; изученное хорошо только до поры до времени, а после
впечатления бледнеют, и, не справляясь постоянно с натурой, художник сам
не заметит, как уйдет от правды».
Иван Шишкин
В 1894 году Иван Иванович начал преподавать в Высшем художественном
училище при Академии художеств. Ученики безмерно уважали Шишкина,
несмотря на то, что он исповедовал иные эстетические принципы, придерживался
иной художественной системы. Молодежь вдохновлялась его мастерством, а сам
он в тот период «первым и лучшим» художником называл Валентина Серова.
В марте 1898 года Шишкина не стало. Он умер за мольбертом, во время работы
над новой картиной. Художника похоронили на Смоленском православном
кладбище
в Санкт-Петербурге,
но в 1950 году
его
прах
перенесли
вместе
с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Ответы Ивана Шишкина на опрос «Петербургской газеты» (№ 9)
от 10 января 1893г:
Главная черта моего характера?
Прямота, простота.
Достоинство, предпочитаемое мною у мужчины?
Мужество, ум.
Достоинство, предпочитаемое мною у женщины?
Честность.
Мое главное достоинство?
Откровенность.
Мой главный недостаток?
Подозрительность. Мнительность.
Мой идеал счастья?
Душевный мир.
Что было бы для меня величайшим несчастьем?
Одиночество.
Кем бы я хотел быть?
Действительно великим художником.
Страна, в которой я всегда хотел бы жить?
Отечество.
Мои любимые авторы-прозаики?
Аксаков, Гоголь, Толстой как беллетрист.
Мои любимые поэты?
Пушкин, Кольцов, Некрасов.
Мои любимые композиторы и художники?
Шуман и Серов.
Пища и напитки, которые я предпочитаю?
Рыба и хороший квас.
Мои любимые имена?
Имена моих детей.
Как я хотел бы умереть?
Безболезненно и спокойно. Моментально.
Мое состояние духа в настоящее время?
Тревожное.
Недостатки, к которым я отношусь наиболее снисходительно?
Те, которые не мешают жить другим.
Что меня теперь больше всего интересует?
Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда. Положение дел в Европе.
Мой девиз?
Быть русским. Да здравствует Россия.