Напоминание

Обобщенный опыт работы "Адаптация детей первой группы раннего возраста


Автор: Мартюшева Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обобщенный опыт работы "Адаптация детей первой группы раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский

сад № 23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

«Мывкыд сöвмöдан Сыктывкарса челядьöс 23 № видзанiн» школаöдз велöдан

муниципальной сьöмкудучреждение

Обобщенный опыт работы

«Адаптация детей

первой группы раннего возраста»

Подготовила

Воспитатель первой квалификационной категории

Мартюшева О. Н.

Сыктывкар 2021

Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как

встретят ребенка? Будет ли хорошо в детском саду? Как его будут кормить,

поить, укладывать спать? Как пройдет адаптация ребенка в детском саду?

Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с

незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было

внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?

Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с

привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или

проникаются

с

сочувствием

к

ребенку,

порой

в

ущерб

интересам

воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына или

дочери, молча ведут их в детский сад.

Все ли дети одинаково

себя ведут при поступлении в детский сад?

Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают

окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают

это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и

выполняют предложенные им действия. Третьи испытывают негатив по

отношению к воспитателю и отклоняют все предложения, боятся не только

расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут.

Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Проблемы с адаптацией в детском саду могут быть разными:

Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского

учреждения;

Наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание

при укладывании);

Неумение занять себя игрушкой;

Несформированность

необходимых

культурно-гигиенических

навыков и др.

Однако, главной и основной причиной такого поведения является

отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно

страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен

до минимума (мама – ребенок, бабушка – ребенок), ограничен рамками семьи

(отец, мать, дедушка, бабушка). И в нашей группе мы тоже столкнулись с

этой проблемой: привязанность только к близким людям, умение общаться

только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми.

Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое

количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться,

скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт

общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в

глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.

Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со

взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по

характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно

быстро.

В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как

действовать

в

той

или

иной

обстановке,

учится

устанавливать

взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает

себя, границы своих возможностей. Поэтому, чем шире у ребенка практика

общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше

опыт ребенка, тем ему труднее.

Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается

как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка

играть, учиться, трудиться и умению общаться.

Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми – важная

задача при подготовке его к поступлению в детский сад.

Особое значение в период адаптации ребенка имеют привычка к

режиму,

уровень

культурно-гигиенических

навыков,

навыков

самообслуживания и т.д. На это следует обращать постоянное внимание в

семье.

К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать

умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки.

С 1 года до 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой,

есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после

еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании,

умывании.

С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки,

есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать

расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды.

К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и

одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне.

Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую

обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение

наблюдается временная их утрата.

Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении

сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил

в разных ситуациях, пояснять их значение.

Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки

общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно

привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно

развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

О развитии ребенка, поступающего в дошкольное учреждение, можно

судить по основным бытовым навыкам:

В 1 год и 6 месяцев ребенок:

держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую

пищу, пьет из чашки (почти не проливая);

отрицательно относится к нарушению опрятности;

сообщает о физиологических потребностях;

спокойно относится к умыванию.

В 1 год 9 месяцев ребенок:

самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из

своей тарелки;

самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично

одевается (натягивает шапку, надевает туфли);

обращает внимание на грязное лицо и руки;

контролирует физиологические потребности;

проявляет стремление к самостоятельным действиям;

знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.

В 2 года ребенок:

ест аккуратно, не облизываясь;

при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи

взрослого;

самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при

незначительной помощи взрослого), частично раздевается;

знает места хранения одежды, обуви, игрушек, посуды;

пользуется носовым платком (при напоминании);

контролирует физиологические потребности.

В 2 года 6 месяцев ребенок:

одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;

расстегивает и застегивает одну-две пуговицы.

В 3 года:

одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается

самостоятельно;

складывает свою одежду перед сном;

застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;

знает значение многих предметов и их местонахождение;

выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь,

принеси);

умеет мыть руки с мылом, умываться вытираться полотенцем;

регулирует физиологические потребности;

вытирает обувь при входе в квартиру;

аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;

не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом

другим;

говорит слова благодарности, здоровается, прощается.

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Для

ребёнка детский сад - это новая социальная среда, в которой нужны будут

соответствующие формы поведения.

В нашей первой группе раннего возраста дети начали ходить с

сентября. На данный момент в группе 23 ребенка, из них 11 девочек и 12

мальчиков.

С

момента

поступления

ребёнка

в

группу

мы

осуществляли

наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному

учреждению.

Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации,

заведённых на каждого ребёнка группы. Параметрами наблюдения стали

следующие категории:

- аппетит во время завтрака, обеда, полдника;

-эмоциональное состояние в первой и второй половине дня;

- взаимоотношения со взрослыми;

- взаимоотношения с детьми;

-поведение дома (аппетит, сон, эмоциональное состояние).

Течение адаптации:

лёгкая степень адаптация – 10 детей.

средняя степень – 13 детей.

При приёме нового ребёнка с родителями проводились беседы по

вопросам: умеет ли ребёнок самостоятельно кушать, как спит ребёнок,

приучен ли он к горшку, о привычках ребёнка. В родительском уголке

родителям были даны рекомендации по адаптации. Также в индивидуальном

порядке было сказано о том, что успешная адаптация к условиям детского

сада во многом зависит от совместной деятельности воспитателей и

родителей.

Первые 2-4 дня дети ходили до обеда, затем мы пытались их

укладывать спать. У детей с легкой степенью адаптации – период адаптации

длился примерно 7-10 дней. У некоторых детей наблюдалось незначительное

расстройство

сна

и

аппетита,

которое

в

последующем

быстро

нормализовалось. В первые дни дети были недостаточно активны, иногда

капризничали, наблюдалось лёгкая плаксивость или хныканье. В течение

недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали

налаживаться взаимоотношения со сверстниками и воспитателями.

У детей со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2-

х недель до 1 месяца. В это время настроение ребёнка неустойчиво: он часто

плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним.

Разлука с родителями сопровождается слезами, ребёнок долго не может

отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка

можно было отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама

обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его,

переключить внимание на игрушки. У некоторых детей наблюдалось

нарушение сна и аппетита, которые восстановились через 2-3 недели. В

первые дни и недели дети были несколько пассивны и малоподвижны,

некоторые дети приносили игрушки из дома. Наблюдались трудности в

установлении контакта с другими детьми. Постепенно дети освоили группу,

стали замечать окружающую обстановку.

В нашей группе нет детей с тяжёлой степенью адаптации.

На данный момент у большинства детей хороший аппетит. Любят

первые блюда (разные супы: борщ, куриный с лапшой, картофельный,

рыбный), каши съедают большинство детей, хорошо едят запеканки. После

приёма пищи дети знают, что нужно ставить стульчики на место и идти мыть

руки. Многие знают своё полотенце и умеют им пользоваться. Когда мы

одеваем их на прогулку, большинство детей знают свой шкафчик и берут

оттуда свою одежду, некоторые даже пытаются обуться сами. Сейчас дети

быстро засыпают и вовремя просыпаются в бодром настроении, охотно

общаются между собой, адекватно реагируют на любое предложение

воспитателя.

Таким образом, период адаптации в нашей группе прошёл успешно.



В раздел образования