Автор: Мартюшева Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обобщенный опыт работы "Адаптация детей первой группы раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад № 23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
«Мывкыд сöвмöдан Сыктывкарса челядьöс 23 № видзанiн» школаöдз велöдан
муниципальной сьöмкудучреждение
Обобщенный опыт работы
«Адаптация детей
первой группы раннего возраста»
Подготовила
Воспитатель первой квалификационной категории
Мартюшева О. Н.
Сыктывкар 2021
Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как
встретят ребенка? Будет ли хорошо в детском саду? Как его будут кормить,
поить, укладывать спать? Как пройдет адаптация ребенка в детском саду?
Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с
незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было
внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?
Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с
привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или
проникаются
с
сочувствием
к
ребенку,
порой
в
ущерб
интересам
воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына или
дочери, молча ведут их в детский сад.
Все ли дети одинаково
себя ведут при поступлении в детский сад?
Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают
окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают
это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и
выполняют предложенные им действия. Третьи испытывают негатив по
отношению к воспитателю и отклоняют все предложения, боятся не только
расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут.
Чем же объясняется такое разное поведение детей?
Проблемы с адаптацией в детском саду могут быть разными:
Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского
учреждения;
Наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание
при укладывании);
Неумение занять себя игрушкой;
Несформированность
необходимых
культурно-гигиенических
навыков и др.
Однако, главной и основной причиной такого поведения является
отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно
страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен
до минимума (мама – ребенок, бабушка – ребенок), ограничен рамками семьи
(отец, мать, дедушка, бабушка). И в нашей группе мы тоже столкнулись с
этой проблемой: привязанность только к близким людям, умение общаться
только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми.
Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое
количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться,
скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт
общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в
глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.
Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со
взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по
характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно
быстро.
В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как
действовать
в
той
или
иной
обстановке,
учится
устанавливать
взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает
себя, границы своих возможностей. Поэтому, чем шире у ребенка практика
общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше
опыт ребенка, тем ему труднее.
Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается
как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка
играть, учиться, трудиться и умению общаться.
Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми – важная
задача при подготовке его к поступлению в детский сад.
Особое значение в период адаптации ребенка имеют привычка к
режиму,
уровень
культурно-гигиенических
навыков,
навыков
самообслуживания и т.д. На это следует обращать постоянное внимание в
семье.
К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать
умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки.
С 1 года до 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой,
есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после
еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании,
умывании.
С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки,
есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать
расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды.
К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и
одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне.
Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую
обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение
наблюдается временная их утрата.
Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении
сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил
в разных ситуациях, пояснять их значение.
Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки
общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно
привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно
развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.
О развитии ребенка, поступающего в дошкольное учреждение, можно
судить по основным бытовым навыкам:
В 1 год и 6 месяцев ребенок:
держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую
пищу, пьет из чашки (почти не проливая);
отрицательно относится к нарушению опрятности;
сообщает о физиологических потребностях;
спокойно относится к умыванию.
В 1 год 9 месяцев ребенок:
самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из
своей тарелки;
самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично
одевается (натягивает шапку, надевает туфли);
обращает внимание на грязное лицо и руки;
контролирует физиологические потребности;
проявляет стремление к самостоятельным действиям;
знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.
В 2 года ребенок:
ест аккуратно, не облизываясь;
при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи
взрослого;
самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при
незначительной помощи взрослого), частично раздевается;
знает места хранения одежды, обуви, игрушек, посуды;
пользуется носовым платком (при напоминании);
контролирует физиологические потребности.
В 2 года 6 месяцев ребенок:
одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;
расстегивает и застегивает одну-две пуговицы.
В 3 года:
одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается
самостоятельно;
складывает свою одежду перед сном;
застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;
знает значение многих предметов и их местонахождение;
выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь,
принеси);
умеет мыть руки с мылом, умываться вытираться полотенцем;
регулирует физиологические потребности;
вытирает обувь при входе в квартиру;
аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;
не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом
другим;
говорит слова благодарности, здоровается, прощается.
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Для
ребёнка детский сад - это новая социальная среда, в которой нужны будут
соответствующие формы поведения.
В нашей первой группе раннего возраста дети начали ходить с
сентября. На данный момент в группе 23 ребенка, из них 11 девочек и 12
мальчиков.
С
момента
поступления
ребёнка
в
группу
мы
осуществляли
наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному
учреждению.
Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации,
заведённых на каждого ребёнка группы. Параметрами наблюдения стали
следующие категории:
- аппетит во время завтрака, обеда, полдника;
-эмоциональное состояние в первой и второй половине дня;
- взаимоотношения со взрослыми;
- взаимоотношения с детьми;
-поведение дома (аппетит, сон, эмоциональное состояние).
Течение адаптации:
лёгкая степень адаптация – 10 детей.
средняя степень – 13 детей.
При приёме нового ребёнка с родителями проводились беседы по
вопросам: умеет ли ребёнок самостоятельно кушать, как спит ребёнок,
приучен ли он к горшку, о привычках ребёнка. В родительском уголке
родителям были даны рекомендации по адаптации. Также в индивидуальном
порядке было сказано о том, что успешная адаптация к условиям детского
сада во многом зависит от совместной деятельности воспитателей и
родителей.
Первые 2-4 дня дети ходили до обеда, затем мы пытались их
укладывать спать. У детей с легкой степенью адаптации – период адаптации
длился примерно 7-10 дней. У некоторых детей наблюдалось незначительное
расстройство
сна
и
аппетита,
которое
в
последующем
быстро
нормализовалось. В первые дни дети были недостаточно активны, иногда
капризничали, наблюдалось лёгкая плаксивость или хныканье. В течение
недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали
налаживаться взаимоотношения со сверстниками и воспитателями.
У детей со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2-
х недель до 1 месяца. В это время настроение ребёнка неустойчиво: он часто
плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним.
Разлука с родителями сопровождается слезами, ребёнок долго не может
отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка
можно было отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама
обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его,
переключить внимание на игрушки. У некоторых детей наблюдалось
нарушение сна и аппетита, которые восстановились через 2-3 недели. В
первые дни и недели дети были несколько пассивны и малоподвижны,
некоторые дети приносили игрушки из дома. Наблюдались трудности в
установлении контакта с другими детьми. Постепенно дети освоили группу,
стали замечать окружающую обстановку.
В нашей группе нет детей с тяжёлой степенью адаптации.
На данный момент у большинства детей хороший аппетит. Любят
первые блюда (разные супы: борщ, куриный с лапшой, картофельный,
рыбный), каши съедают большинство детей, хорошо едят запеканки. После
приёма пищи дети знают, что нужно ставить стульчики на место и идти мыть
руки. Многие знают своё полотенце и умеют им пользоваться. Когда мы
одеваем их на прогулку, большинство детей знают свой шкафчик и берут
оттуда свою одежду, некоторые даже пытаются обуться сами. Сейчас дети
быстро засыпают и вовремя просыпаются в бодром настроении, охотно
общаются между собой, адекватно реагируют на любое предложение
воспитателя.
Таким образом, период адаптации в нашей группе прошёл успешно.