Авторы: Омаров Серик Абдулаевич, Омаров Серикбай Абдуллаевич
Должность: Преподаватель географии в общеобразовательной школе
Учебное заведение: общеобразовательная школа при КАУ
Населённый пункт: город Алматы
Наименование материала: Статья
Тема: Биографические особенности,как фактор развития кочевой цивилизации казахов
Раздел: полное образование
Омаров Серикбай Абдуллаевич,
учитель географии СШ при КАУ г Алматы
Географические особенности, как фактор развития
кочевой цивилизации казахов.
К сожалению, географией часто не считаются при решении жизненно
важных социально-экономических проблем человеческого общества. Но ее
нужно изучать, поскольку географическая культура населения позволяет, во-
первых, мир видеть иначе, системней, а во-вторых, избежать критических
ошибок, катастроф, которых как мы знаем, было много в XX веке. Они
случались, если политико-экономическая деятельность шла вразрез с законами
географии.
Из истории известно, что Казахстан – это страна, которая смогла
приспособить свой образ жизни под географию. Кочевничества,
животноводство были приняты как основа экономики, всей жизни людей. Они
настолько хорошо вписались в географические условия, что все вылилось в
отдельную кочевую цивилизацию.
Большой научный интерес представляет исследование проблемы
кочевничества, как одного из наиболее рациональных в доиндустриальный
период способов природопользования и утилизации скудных ресурсов
засушливых регионов, занимающих почти четверть всей земной поверхности. И
поскольку кочевничество было вплетено в живую ткань естественно-природных
процессов и имело место лишь в определенных пространственно-временных
границах, то его следует понимать прежде всего как форму взаимодействия и
динамического равновесия естественно-природных и социально-экономических
процессов, как специфическую форму адаптации человека в особых условиях
среды обитания, как способ социального функционирования в определенных
экологических нишах посредством кочевого скотоводческого хозяйства.
Среди основных факторов, которые определили возникновение кочевничества
и обусловили историческую закономерность его становления, следует выделить
прежде всего природно-климатические. Наиболее важное значение имели такие
особенности среды обитания, как повышенный баланс солнечной радиации,
обеспечивающий сильный перегрев поверхности земли в летнее время года,
периодическую повторяемость засух, континентальность климата,
недостаточность водных, растительных и почвенных ресурсов, зональность и
сезонность функционирования фитоценозов, атмосферных осадков и др.
Фундаментальной особенностью кочевого хозяйства являлось
круглогодичное содержание скота на подножном корму. Это было обусловлено
низкой кормовой производительностью и разреженностью растительного
покрова, невозможностью заготовки кормов и стойлового содержания скота.
Низкая продуктивность растительного покрова, определяя динамическое
состояние кочевников, вынужденных передвигаться в поисках подножного
корма, обусловливала потребность в огромных по площади выпаса пастбищных
угодьях.
Природно- климатические условия среды обитания определили посезонный
характер использования пастбищных угодий и организации общественного
производства. И поскольку выбор территории выпаса скота был жестко
экологически предопределен и обусловливался конкретными особенностями
географической среды, то вполне закономерно, что сезонная специфика выпаса
скота определялась необходимостью оптимальной организации системы выпаса
в зависимости от сезонного ритма природных процессов. При этом
использование пастбищных угодий обусловливалось взаимосвязанными
процессами выпаса скота в течение всего производственного цикла. В этой
связи известным знатоком кочевого быта А. Джантюриным было очень точно
замечено: «Для того же, чтобы скот мог протебеневать зиму, он должен летом
достаточно нагуляться -запастись жиром на зиму; это достигается при просторе
летовок и достаточности на них кормов… Поэтому простор и свобода летовок
(джайляу) суть первые условия кочевого хозяйства… Если летовки стеснены,
скот не может достаточно нагуляться… и чтобы он еще более не исхудал,-
является необходимость преждевременно перебираться осенью к окрестностям
зимовых стойбищ (кюздик
Преобладающее расположение зимних пастбищ на юге кочевых ареалов
было обусловлено прежде всего минимальной продолжительностью зимнего
периода (2-3 месяца), более теплым климатом, меньшей вероятностью суровых
метелей и буранов, сильных снегопадов, большей продуктивностью
растительного покрова (особенно полыней, эфемеров, злаков осенней
вегетации), достигавшего в это время своей наивысшей кормовой
производительности. Выбор зимних пастбищ в значительной степени был
ориентирован на оптимальный выпас мелкого рогатого скота, составлявшего
основу хозяйства кочевников. И поскольку овцы могли самостоятельно
тебеневаться лишь при глубине снежного покрова в 10-12 см, то северная
граница зимних пастбищ определялась данной изогиетой атмосферных осадков.
Характерной особенностью зимнего периода для кочевников-казахов
являлось стационарное пребывание на одном месте в течение всей зимы,
составлявшей в среднем по Казахстану 3-6 месяцев - с ноября (декабря) по март
(февраль). Объяснялось это тем, что кочевание в зимний период года было
ограничено не только природными условиями среды обитания и биологией
скота, но и тем, что выполнение всех необходимых трудовых операций в
течение короткого зимнего дня при регулярных перекочевках было практически
невозможным. Поэтому номады в зимний период года почти не кочевали и все
время находились на стационарно устроенном стойбище (кстау).
Логическим продолжением зимнего цикла выпаса скота являлся выпас скота
в теплое время года, продолжительность которого составляла от 6 месяцев на
севере до 9 месяцев на юге Казахстана. Начальная и конечная стадия теплого
периода определялись временем схода и временем установления снежного
покрова. В свою очередь, теплое время года подразделялось на три сезона -
весенний, летний и осенний, каждый из которых характеризуется спецификой
как в локализации пастбищных угодий, так и в организации процесса
производства и системы кочевания.
Весенние (коктеу) и осенние (кузеу) пастбища занимали промежуточное
положение между зимними и летними пастбищами. В отличие от зимних эти
пастбища относились к пастбищам неразовой эксплуатации, на них преобладала
разнотравно-злаковая растительность, обладавшая большими
восстановительными способностями. Главной особенностью весеннего и
осеннего периодов являлось то, что номады при меридиональном кочевании как
бы увеличивали продолжительность теплого времени движением на юг, а
прохладного и нежаркого - миграцией на север.
В отличие от весеннего периода, который носил характер интенсивной
перекочевки с кратковременными остановками и базировался на сезонной
продуктивности растительного покрова, летний цикл основывался больше на
зональности фитоценозов и характеризовался продолжительными стоянками и
кратковременным периодом кочевания, что было наиболее присуще для
кочевников типа естественного водопользования. Замедленный ритм
передвижений в летний период был обусловлен сильной жарой, адаптация к
которой требовала от людей и животных больших энергетических затрат.
Поэтому интенсивность кочевания летом была наименьшей по отношению к
весеннему и осеннему сезонам года. Другим фактором, объясняющим большую
продолжительность стоянок в летний период, является более высокая
продуктивность пастбищной растительности, которая не требовала
интенсивных миграций.
Летом кочевники могли передвигаться лишь в районах, обеспеченных
водными источниками, и поэтому их миграции носили характер перегона скота
от одного источника к другому.
К концу летнего сезона кочевники начинали движение в обратном
направлении - в сторону зимних пастбищ. Маршруты этого движения, учитывая
посезонную продуктивность растительного покрова, не в полной мере
совпадали с кочевыми маршрутами весеннего периода.
Ссылки на источники
1 Абдраимов С. А. Аридные пастбища Казахстана.- Алма-Ата, Кайнар, 1988.
2 Гумилев Л. Н. Роль климатических колебаний в истории народов степной
зоны Евразии //ИСССР.-19676.-№ 1.-С. 53-66.
3 Гумилев Л. Н, Изменения климата и миграции кочевников // Природа - 1971.
№ 4.
4 Масанов Н. Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности
номадного общества. Алматы «Социнвест»-Москва «Горизонт», 1995
5 Масанов Н. Э. Экологические аспекты этногенеза кочевников Казахстана.
Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных
территорий.- Омск, 1984