Автор: Шинкарчук Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО Детский сад комбинированного вида №179 Дюймовочка
Населённый пункт: Краснодарский край г. Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Путешествие на планету "Волшебных звуков"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 179» ГОРОДА КРАСНОДАРА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ «ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Шинкарчук Татьяны Александровны, воспитателя
Цель социального развития: совершенствование коммуникативных
навыков, сплочение группы, раскрепощение участников, создание
положительного эмоционального настроя.
Цель речевого развития: активизация, расширение и обобщение
знаний детей по лексической теме «Космос», упражнение в
составлении предложений и развитие связной речи.
Цель эстетического развития: совершенствовать восприятие детьми
музыкально-ритмических движений, содействовать более сложным
способам их исполнения, использовать внемузыкальные средства
выразительности- (поза, жест, мимика).
Материал : магнитофон, ноутбук, мягкие модули, воздушные шары
по количеству детей, набор фломастеров, конверты , карточки из
картона со слогами , тренажеры для проведения дыхательной
гимнастики.
Предварительная работа :
Рассматривание иллюстраций и чтение
литературных произведений по теме «Космос»; занятия по
ознакомлению с окружающим - «Планета Земля – наш дом», «День
космонавтики»; занятия по изодеятельности «Космическое
путешествие» (рисование ), «Космонавт» (конструирование»; беседы -
«Летчик космонавт-Ю.А.Гагарин», «Ученый К.Э.Циолковский»,
«Планеты Солнечной системы», «Полет человека на Луну»; сюжетно-
ролевая игра «Путешествие на Луну»; тематический день «Земля – наш
дом во Вселенной».
Рекомендации к проведению:
проводится в форме игры –
путешествия. Поэтому в процессе проведения желательно, чтобы
педагог использовал методы и приемы, направленные на :– принятие и
распределение игровых ролей;-индивидуализацию ролей;-
согласованность игровых действий; - развитие игрового замысла.
ХОД
Воспитатель: Я предлагаю всем вместе совершить экскурсию по
детскому саду.
Только пусть сегодня это будет не совсем обычная экскурсия. За этим
занавесом находится замечательный сюрприз, с помощью которого мы
увидим наш детский сад, не выходя из этого зала. Но прежде
внимательно послушайте условие. Занавес не простой, а волшебный.
Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Да – нет». Вы будете
стараться как можно больше узнать о сюрпризе, и по очереди задавать
мне вопросы, а я буду на ваши вопросы отвечать «да» или «нет». После
того, как вы зададите мне все свои вопросы, вы должны будете
догадаться, что спрятано и только тогда волшебный занавес откроется.
Речевая игра «Да – Нет»
Цель: закрепление умения вести беседу, задавать вопросы.
(Занавес открывается. Появляется волшебник).
Волшебник: Здравствуйте, дети. Позвольте представиться. Я - Очень
Добрый Волшебник. Я часто путешествую к далеким звездам, и у меня
много друзей. Иногда жители планет обращаются ко мне за помощью.
Недавно мне позвонила знакомая фея Мечта, и сообщила, что на
планете Волшебных Звуков произошла большая неприятность. Очень
Злой Волшебник похитил звуки. Представляете?! Все, все до единого!
Планете угрожает катастрофа безмолвия! А фея Мечта в жестокой
схватке с Очень Злым Волшебником простудилась и почти потеряла
голос. Я немедленно сел в свой космический корабль и помчался
спасать планету, но не смог к ней даже приблизиться. Какая - то
волшебная сила все время возвращала мой звездолет на орбиту. Я
ужасно огорчился, но взял себя в руки и принял решение позвать вас на
помощь. Дело в том, что мы, волшебники, так же любознательны, как
дети. Поэтому я иногда заглядывал в вашу группу. Мне нравилось
наблюдать за тем, как вы занимаетесь и играете. Я узнал, что вы
веселые, дружные, смелые и чуткие. Я предлагаю вам отправиться в
необычайно интересное космическое путешествие, отыскать
волшебные звуки и спасти прекрасную планету.
Проблемная ситуация.
Цель: развивать положительные личностные качества, - отзывчивость,
уверенность в себе, способность мотивировать и самостоятельно
принимать решение, совершать добрый поступок.
Воспитатель беседует с детьми о том, хотят ли они путешествовать к
планете Волшебных звуков и если да, то почему? Напоминает о том,
что невежливо оставлять гостей одних и предлагает детям найти выход
из сложившейся ситуации.
Воспитатель: Пора собираться в космическое путешествие.
- На чем мы полетим? Как будет называться наш космический корабль?
- Какой возьмем багаж? Что нам может пригодиться в пути и
почему? Кто у нас будет командир, штурман, бортпроводник?
- В дороге нам придется преодолеть разные трудности и проявить
такие важные качества путешественников, как внимание и умение
действовать согласованно.
Давайте перед полетом проведем космическую тренировку.
(воспитатель принимает роль командира)
Игра «Четыре стихии»
Цель: Развивать внимание, связанное с координацией слухового и
двигательного анализаторов.
(М.И.Чистякова «Психогимнастика», с. 66)
Воспитатель: Наш звездолет совершил посадку на планете
Волшебных звуков. Всем членам экипажа приготовиться к высадке.
Мы попали в Каменную Долину. В этой долине Очень Злой
Волшебник разбросал метеоритные камни. Чтобы выбраться нам
придется пройти друг за другом по узкой тропинке, обойти волшебные
камни, стараясь не коснуться их.
Игра «Гусеница»
Цель: сплочение детей друг с другом, развитие координации движений.
( Т.Н.Волковская, Г.Х.Юсупова «Психологическая помощь
дошкольникам с ОНР» с.56 )
Воспитатель: Мы очутились на опушке леса. Но ни одного звука в
лесу не слышно, ни шума листвы, ни пения птиц. Давайте присядем и
попробуем позвать звуки.
Музыкальное упражнение «Песенка про звуки»
Для пения гласные звуки важны.
Они так напевны и нежны.
Летят точно птицы в синеву,-
А-О-У-Ы-Я-Э-Е-И-Ю.
Согласные звуки скорей позовем,
И в песенке нашей их тоже споем.
Листья под ветром шумели Ш-Ш,
Тихо комарики пели ДЗ-ДЗ,
Громко по дереву дятел стучал ТР-ТР-ТР,
А птичий оркестр ему помогал ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
Воспитатель: А чтобы обитатели леса окончательно проснулись, мы
разбудим их песенкой.
Логоритмическое упражнение «Золотило солнышко лес»
Воспитатель: Очень злой волшебник страшно рассердился на нас за
то, что мы вернули лесу звуки. Он наколдовал тучу, и она закрыла все
небо.
Туча: Я очень сердитая туча,
Не думайте, я не шучу.
Сейчас я вас испугаю,-
До ниточки промочу!
Логоритмическое упражнение «Ну-ка дружно! Ну-ка вместе!»
Воспитатель: Мы не испугались тучи и она пропала. А на небе
появилась радуга. Отправимся дальше, за радугой и посмотрим, куда
она нас приведет. Радуга привела нас на цветущий луг. Как много здесь
цветов. Давайте попробуем узнать среди них знакомые нам цветы.
Речевая игра «Садовник»
Цель: активизация словаря по лексической теме «Цветы», упражнение
в делении слов на слоги.
Воспитатель: Цветы очень разные, они разного размера, разного цвета,
многие из них имеют запах. Как вы думаете, почему?
Верно, цветы привлекают насекомых, только на нашем лугу я не вижу
ни одного насекомого. Может надо их поискать?
Логоритмическое упражнение «Я бегу по полю»
Воспитатель: Пробежали мы по лугу, вернули его обитателям звуки, а
теперь присядем и отдохнем на берегу озера. Смотрите, лягушки!
Только они какие-то грустные, даже не квакают. Давайте их
развеселим.
Игра-инсценировка «Лягушки – квакушки»
Цель: развитие речевой выразительности; развитие навыков
использования разных средств выразительности - интонации, мимики,
жеста.
Ребенок 1: Жили в дружбе, жили в мире
В ква-квадратной ква- квартире
Развеселые лягушки,-
Закадычные подружки.
Ребенок 2: И сидели день за днем
За обеденным столом,
Ребенок 3: А обед был очень вкусным:
Щи из квашеной капусты,
Ребенок 4;Маквароны и квартошка,
А еще кватлет немножко.
Ребенок 5:А на третье каждый раз
Ква-квампот и ква-ква –квас.
Ребенок 6:Друг за дружкой из буфета
Исчезали ква-кванфеты.
Ребенок 7:Раздувались как подушки
Развеселые подружки.
Ребенок 8:Потому что аппетит
Никому не повредит!
Воспитатель: Дети, я заметила на берегу озера следы. Наверное, это
животные приходят на водопой. След может рассказать о животном.
Дидактическая игра «Живые слоги»
Цель: Закрепление навыка чтения (составление слов из слогов: «собака,
корова, пантера, кабан»).
Воспитатель: У меня есть предложение оставить в подарок
обитателям планеты. необыкновенное и полезное животное -доброе ,
веселое, храброе, способное защищать планету.
(дети моделируют необыкновенное животное из воздушных шаров)
Воспитатель: Планете Волшебных звуков больше не угрожает
катастрофа. Нам удалось вернуть все похищенные звуки и разрушить
чары Очень Злого Волшебника, потому что…
Речевая игра «Закончи предложение»
Цель: развитие смысловой стороны речи
Воспитатель: Наше космическое путешествие закончилось.
Пора возвращаться. Может, фея Мечта поможет нам побыстрее
вернуться домой?
Фея Мечта: Вы, конечно, меня узнали.
Я – Мечта, но не просто Мечта,
Открываю я дальние дали,
Строю новые города.
Я всегда помогаю отважным
На крыльях мечты взлететь,
Только помните самое главное-
Надо очень этого захотеть!
Воспитатель: Всем членам экипажа приготовиться к возвращению на
Землю. Давайте порадуемся счастливому приземлению и устроим
праздничный салют. Пусть его огоньки полетят в звездное небо и
передадут наш привет друзьям на других планетах.
Игровое упражнение «Салют»