Напоминание

Гаджет друг ты или враг…..


Автор: Давлетгареева Наиля Григорьевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеразвивающего учреждение "Карабашский детский сад №3 "Ак каен""
Населённый пункт: Республика Татарстан бугульминский район п.г.т. Карабаш
Наименование материала: эссе
Тема: Гаджет друг ты или враг…..
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гаджет друг ты или враг…..

Гаджеты, гаджеты, гаджеты…. Цифровизация, компьютеризация …..

Как много несут в себе эти некогда такие чужеродные для нас слова, которые

сегодня стали обыденными и такими необходимыми. Немногим всего лишь в

начале нулевых эти слова и средства современности были казалось бы чудом

и диковинкой.

А сегодня человечество гордо шагает вперед, осваивая все новые и

новые

вершины

технологических

изобретений.

Казалось

бы

нужно

радоваться и пользоваться всеми благами, которые дает нам цивилизация,

технологическая и компьютерная эволюция, но

иной раз

глубоко

приходиться задуматься над влиянием всех этих гаджетов на наших детей.

Все больше и больше детей страдает ОНР (общее недоразвитие речи).

Если же покопаться в причинах данных нарушений и недоразвитий мы

придем к выводу – виноваты гаджеты, а вернее даже родители , которые с

пеленок

приучают

ребенка

к

пользованию

телефоном,

просмотру

мульфильмов, к игре на компьютере.

Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели у

каждого свои: кто то объясняет это тем что ребенок развивается, кто то

попросту избежать капризов и истерик ребенка, кто то использует во время

долгого ожидания в очереди или чтобы выкроить для себя немного

свободного времени.

Гаджеты вытесняют из жизни ребёнка колыбельные мамы, рассказы

папы, сказки бабушки. Так начинается воспитание детей экраном

.

Исследователями Казанской государственной медицинской академии

М.В. Белоусовой, А.М. Карповым, М.А. Уткузовой было проведено

анкетирование 180 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, с

целью выявления факторов, влияющих на речевое развитие ребенка. У 50

детей диагностированы проявления общего недоразвития речи (ОНР) в

сочетании с аутистикоподобными нарушениями. В семьях таких детей

наблюдалось неоправданно раннее знакомство ребенка с электронными

устройствами

(смартфонами,

планшетами),

продолжительное

и

неконтролируемое взаимодействие с ними.

Авторы исследования отмечают: «Если ребенок раннего и дошкольного

возраста

бесконтрольно

и

длительно

“зависает”

с

планшетом,

если

компьютер

для

него

становится

лучшим

другом,

любимым

или

единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ

жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному

спутнику семейной системы, если время, проведенное у компьютера,

обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с

родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился

эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей.»

Многие педагоги и родители все чаще и чаще стали замечать, что речь

детей становиться от года в год все хуже и хуже. Современные родители все

чаще и чаще снимают всю ответственность с себя и перекладывают ее

сначала на дошкольное учреждение, мотивируя это тем что они платят вот

пусть детский сад и занимается, а потом на школу. Однако очень часто

родители забывают о самом главном – с самого рождения в первую очередь

ответственность за ребенка несут родители в том числе и за его полноценное

развитие и здоровье. А здоровый ребенок - это физически и психически

полноценно развитая личность. Ребенок с недоразвитой речью таковым не

является.

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом,

непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но

отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. При живом

общении ребенок воспринимает и артикуляцию и жестикуляцию, включено

множество психических процессов, которые отключены при созерцании

бездушного экрана.

Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие

предложения они не способны удержать в памяти.

Ещё один факт, который отмечают педагоги и психологи – это резкое

снижение фантазии. Детей ничего не интересует и не увлекает. Они

предпочитают нажать кнопку гаджета и ждать новых, готовых развлечений.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты –

детская жестокость и агрессивность. И всему виной телефоны, экраны

ноутбуков, телевизоров, которые поглощают внимание малыша, подменяя

собой общение с взрослым.

Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором

чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают

молчать, либо изъясняться криками или жестами.

В

дальнейшем

многим

детям

становится

трудно

воспринимать

информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и

связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая

речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений.

По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и

короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в

результате

они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно

читать даже самые хорошие детские книжки.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эволюционно

артикуляционный аппарат ребенка с рождения готов к произношению

звуков, но для развития речи (т.е. умения посредством слов излагать свои

мысли в устной и письменной форме) требуется время. Развитие речи,

активно происходящее в первые три года жизни невозможно без детско-

родительского общения.



В раздел образования