Автор: Давлетгареева Наиля Григорьевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеразвивающего учреждение "Карабашский детский сад №3 "Ак каен""
Населённый пункт: Республика Татарстан бугульминский район п.г.т. Карабаш
Наименование материала: эссе
Тема: Гаджет друг ты или враг…..
Раздел: дошкольное образование
Гаджет друг ты или враг…..
Гаджеты, гаджеты, гаджеты…. Цифровизация, компьютеризация …..
Как много несут в себе эти некогда такие чужеродные для нас слова, которые
сегодня стали обыденными и такими необходимыми. Немногим всего лишь в
начале нулевых эти слова и средства современности были казалось бы чудом
и диковинкой.
А сегодня человечество гордо шагает вперед, осваивая все новые и
новые
вершины
технологических
изобретений.
Казалось
бы
нужно
радоваться и пользоваться всеми благами, которые дает нам цивилизация,
технологическая и компьютерная эволюция, но
иной раз
глубоко
приходиться задуматься над влиянием всех этих гаджетов на наших детей.
Все больше и больше детей страдает ОНР (общее недоразвитие речи).
Если же покопаться в причинах данных нарушений и недоразвитий мы
придем к выводу – виноваты гаджеты, а вернее даже родители , которые с
пеленок
приучают
ребенка
к
пользованию
телефоном,
просмотру
мульфильмов, к игре на компьютере.
Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели у
каждого свои: кто то объясняет это тем что ребенок развивается, кто то
попросту избежать капризов и истерик ребенка, кто то использует во время
долгого ожидания в очереди или чтобы выкроить для себя немного
свободного времени.
Гаджеты вытесняют из жизни ребёнка колыбельные мамы, рассказы
папы, сказки бабушки. Так начинается воспитание детей экраном
.
Исследователями Казанской государственной медицинской академии
М.В. Белоусовой, А.М. Карповым, М.А. Уткузовой было проведено
анкетирование 180 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, с
целью выявления факторов, влияющих на речевое развитие ребенка. У 50
детей диагностированы проявления общего недоразвития речи (ОНР) в
сочетании с аутистикоподобными нарушениями. В семьях таких детей
наблюдалось неоправданно раннее знакомство ребенка с электронными
устройствами
(смартфонами,
планшетами),
продолжительное
и
неконтролируемое взаимодействие с ними.
Авторы исследования отмечают: «Если ребенок раннего и дошкольного
возраста
бесконтрольно
и
длительно
“зависает”
с
планшетом,
если
компьютер
для
него
становится
лучшим
другом,
любимым
или
единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ
жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному
спутнику семейной системы, если время, проведенное у компьютера,
обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с
родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился
эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей.»
Многие педагоги и родители все чаще и чаще стали замечать, что речь
детей становиться от года в год все хуже и хуже. Современные родители все
чаще и чаще снимают всю ответственность с себя и перекладывают ее
сначала на дошкольное учреждение, мотивируя это тем что они платят вот
пусть детский сад и занимается, а потом на школу. Однако очень часто
родители забывают о самом главном – с самого рождения в первую очередь
ответственность за ребенка несут родители в том числе и за его полноценное
развитие и здоровье. А здоровый ребенок - это физически и психически
полноценно развитая личность. Ребенок с недоразвитой речью таковым не
является.
Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом,
непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но
отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. При живом
общении ребенок воспринимает и артикуляцию и жестикуляцию, включено
множество психических процессов, которые отключены при созерцании
бездушного экрана.
Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие
предложения они не способны удержать в памяти.
Ещё один факт, который отмечают педагоги и психологи – это резкое
снижение фантазии. Детей ничего не интересует и не увлекает. Они
предпочитают нажать кнопку гаджета и ждать новых, готовых развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты –
детская жестокость и агрессивность. И всему виной телефоны, экраны
ноутбуков, телевизоров, которые поглощают внимание малыша, подменяя
собой общение с взрослым.
Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором
чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают
молчать, либо изъясняться криками или жестами.
В
дальнейшем
многим
детям
становится
трудно
воспринимать
информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и
связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая
речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений.
По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и
короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в
результате
они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно
читать даже самые хорошие детские книжки.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эволюционно
артикуляционный аппарат ребенка с рождения готов к произношению
звуков, но для развития речи (т.е. умения посредством слов излагать свои
мысли в устной и письменной форме) требуется время. Развитие речи,
активно происходящее в первые три года жизни невозможно без детско-
родительского общения.