Автор: Чубова Елена Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Населённый пункт: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Наименование материала: программа
Тема: Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа "Запевала"
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Центр дополнительного образования
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа
«Запевала»
Программа рассчитана на детей 7-16 лет, стартовый уровень
Срок реализации программы 1 год
Составители: Чубова Е.И. – учитель музыки
г. Надым
Пояснительная записка
Музыкальное
искусство
издавна
признавалось
важным
средством
формирования
духовного
мира
человека.
Современное
образование
признает
незаменимое
влияние
музыкального
искусства
на
воспитание
в
ребенке
общечеловеческих
ценностей:
Добра,
Истины, Красоты, развитие личностных качеств, направленных на уважение и признание
духовных
и
культурных
ценностей
других
народов,
формированию
эстетических
потребностей и чувств.
Актуальность предлагаемой программы заключается в художественно- эстетическом
развитии детей с ОВЗ, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке,
раскрытии в детях с ОВЗ разносторонних способностей.
С
раннего
возраста
дети
чувствуют
потребность
в
эмоциональном
общении,
испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий
потенциал
ребенка,
сформировать
певческие
навыки,
приобщить
детей
к
певческому
искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.
Данная
программа
является
модифицированной.
Она
разрабатывалась
на
основе
авторских образовательных программ по вокалу: Л. А. Баренбойм, Л. Н. Медведь, Т. А. Пашко,
Новизна программы
Обучение вокалу, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных
умений и навыков, приемы воспитания вокалистов имеют коррекционную направленность.
Программа
адаптирована
для
детей
с
различными
нарушениями
здоровья.
Пение
благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.
Групповое
пение
представляет
собой
действенное
средство
снятия
напряжения
и
гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к
сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из
факторов
улучшения
речи.
Для
детей
всех
возрастов
занятия
хора
-
это
источник
раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической
стабилизацией и гармонизацией личности.
Отличие
данной
программы
от
других
аналогичных
программ
составляет
дифференцированный подход
к
обучению, учёт
индивидуальных психофизиологических
особенностей
воспитанников.
Репертуар
подбирается
педагогом
с
учетом
возрастных
и
психологических особенностей воспитанников.
Педагогическая целесообразность
Программа
предназначена
для
решения
проблемы
социальной
адаптации
и
интеграции детей в среде сверстников, воспитание гармоничной личности ребенка, умение
взаимодействовать в коллективе, культурное, музыкальное и творческое развитие ребенка. На
занятиях вокалом создаются условия для развития художественных способностей детей с
ограниченными возможностями здоровья, формирования эстетического вкуса, улучшения
физического развития и эмоционального состояния детей.
Широкие возможности воздействия музыки на человека отмечены давно. Сила этого
воздействия
во
многом
зависит
от
эмоциональной
отзывчивости
слушателя,
его
подготовленности
к
общению
с
музыкой,
от
того
насколько
она
близка.
На
занятиях
учащиеся
получают
не
только
вокальную
подготовку,
но
и
знакомятся
с
шедеврами
современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями,
развивают
умственные
и
физические
центры
организма
в
целом.
Приобщение
к
музыкальному
искусству
способствует
воспитанию
нравственно-эстетических
чувств,
формированию
взглядов,
убеждений
и
духовных
потребностей
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья.
Методическое обеспечение программы
Методологической основой программы являются:
–
культурно-исторический
подход
к
психическому
развитию
и
социальному
становлению личности при нормальном и аномальном развитии (Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, В.А. Петровский, идр.);
личностно
-
ориентированный
подход
в
коррекционно
-
развивающем
процессе,
рассматривающий изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, как главные
ориентиры его развития, обеспечивающие формирование индивидуальности, раскрытие
творческого потенциала (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Е.С. Романова, идр.)
деятельный подход с позиций социально-личностного развития (Л.И. Божович, В.В.
Давыдов, А.Н.Леонтьев);
научные труды отечественных ученых, клиницистов, психологов о влиянии искусства на
развитие
личности
с
точки
зрения
психологического
и
психотерапевтического
воздействия.
В основу программы были положены принципы организации и проведения занятий
зарубежными и российскими специалистами, успешно работающими с детьми-инвалидами.
Адресность программы
Программа адресована для детей 7-16 лет с ограниченными возможностями здоровья
(расстройствами
аутистического
спектра,
ментальными
нарушениями,
задержкой
психического
развития,
ДЦП,
соматическими
заболеваниями,
синдромом
Дауна,
нарушениями зрения, сложной структурой дефекта и др.). На программу принимаются дети,
не имеющие ограничений к данному виду занятий.
Цель: Приобщение детей и подростков к искусству сольного пения и пения в вокальной
группе, развитие мотивации к творчеству, гармонического, мелодического, вокального и
эстетического слуха, певческого дыхания, артистической смелости и самостоятельности, умения
чисто интонировать; формирования высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами
вокального искусства.
Задачи:
Сформировать навыки певческой установки обучающихся;
Сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
Сформировать вокальные навыки;
Обучить приемам самостоятельной работы, самоконтроля;
Сформировать стереотипы координации деятельности голосового аппарата с
основными свойствами певческого голоса.
Создать
условия
для
социальной
адаптации
и
социального
взаимодействия;
Развить гармонический и мелодический слух;
Совершенствовать речевой аппарат;
Развить вокальный слух;
Развить певческое дыхание;
Развить преодоление мышечных зажимов;
Развить артистическую смелость и непосредственность ребенка, его
самостоятельность;
Расширить диапазон голоса;
Развить умение держаться на сцене.
Воспитать интерес к певческой деятельности и музыке в целом;
Воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
Продолжительность программы
Срок реализации программы – 1 год.
Форма обучения: групповая.
Режим занятий: 1 занятие в неделю, общее количество в год – 36 часов. Продолжительность
занятия–40 минут.
Структура проведения занятия определяется в соответствии с возрастом детей и требованиями
СанПиН:
Структура занятия:
5 минут
– организационный момент,30 минут образовательная
деятельность, 5 минут – рефлексия, подведение итогов.
Группы формируются по возрастному принципу, по интегративному принципу: в одной группе
могут заниматься дети с разными проблемами, у каждого из них есть сильные стороны, которые
позволяют ребенку почувствовать себя успешным в группе, помочь другим детям и в чем-то
быть им примером.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 7-16
лет.
В
объединение
дети
принимаются
на
свободной
основе.
Особенности
работы
обусловлены,
прежде
всего,
возрастными
возможностями
детей
в
воспроизведении
вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для
освоения
музыкальный
и
песенный
материал,
вызвать
и
сохранить
интерес
и
желание
заниматься сольным и ансамблевым пением.
Требования к результату освоения программы
Результаты образовательного процесса отслеживаются через наблюдение за ребенком в процессе
работы. Результаты наблюдения заносятся в диагностические карты, которые заполняются в
начале и по окончании учебного года.
Программа направлена на выполнение следующих задач:
В обучении:
Сформировать навыки певческой установки обучающихся;
Сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
Сформировать вокальные навыки;
Сформировать стереотипы координации деятельности голосового аппарата с
основными свойствами певческого голоса
В развитии:
Развить гармонический и мелодический слух;
Совершенствовать речевой аппарат;
Развить вокальный слух;
Развить певческое дыхание;
Развить преодоление мышечных зажимов;
Развить артистическую смелость и непосредственность ребенка, его
самостоятельность;
Развить преодоление мышечных зажимов;
Развить артистическую смелость и непосредственность ребенка, его
самостоятельность;
Развить умение держаться насцене.
В воспитании:
Воспитать эстетический вкусучащихся;
Воспитать интерес к певческой деятельности и музыке вцелом;
Способствовать формированию воли, дисциплинированности;
Воспитать настойчивость, выдержку,
трудолюбие, целеустремленность
Воспитать готовность и потребность к певческой деятельности;
При условии успешной реализации программы ребенок будет знать, будет уметь:
В обучении:
-
научится соблюдать при пении певческую установку;
-
освоит навыки интонирования;
-
научится формировать
вокальную
артикуляцию,
музыкальную
память;
-
освоит основные вокально-хоровые навыки;
-
научится
петь
чисто
в
ансамбле
слитно,
согласованно
несложные
песни
в
унисон,
с
сопровождением
инструмента;
без
сопровождения
инструмента,фонограммы;
- уметь пользоваться при пении мягкой атакой;
- обучится приемам самостоятельной работы, самоконтроля;
-
научится
формировать
стереотипы
координации
деятельности
голосового аппарата с основными свойствами певческогоголоса;
-
будет понимать дирижерские жесты и следоватьим;
-
будет уметь петь подфонограмму;
В развитии:
-
будет уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя на довольно
продолжительные фразы;
-
будет
иметь развитый гармонический и мелодическийслух;
-
будет
иметь усовершенствованный вокальный слух;
-
будет иметь усовершенствованный речевой аппарат;
-
будет уметь преодолевать мышечные зажимы;
-
будет
обладать
артистической
смелостью,
непосредственностью
и
самостоятельностью;
-
будет уметь петь в диапазоне: «си» м.октавы—«ми»2-ойоктавы;
-
будет уметь держаться на сцене;
Требования к результату усвоения программы
На протяжении всего курса обучения осуществляется контроль за освоением учебного
материала. Контроль осуществляется через следующие формы:
Вводный контроль – в начале года (педагогическое наблюдение, беседа,
прослушивание).
Текущий контроль – осуществляется на каждом занятии.
Промежуточный контроль – окончание каждой четверти.
Формы проведения:
собеседование по пройденному материалу;
анализ концертной деятельности
выполнение практических заданий.
Итоговый контроль – май
анализ концертной деятельности
выполнение практических заданий.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов
Количество часов
всего
теория
практика
1
Организационное занятие
1
0,5
0,5
2
Музыкальный
мастер-класс
для
детей
и
родителей,
посвященный
Дню города.
1
0,5
0,5
3
Прослушивание и отбор детей в группы
1
0,5
0,5
4
Основные вокальные навыки
2
1
1
5
Основы певческой установки
2
1
1
6
Дикция в песне
1
0,5
0,5
7
Диапазон голоса
2
1
1
8
Ритм. Метр.
1
0,5
0,5
9
Темп.
2
1,5
1,5
10
Изучение произведения
7
5
2
11
Пение произведений
6
5
1
12
Развитие вокальных навыков.
3
1,5
1,5
13
Слушание музыки
3
2
1
14
Музыкальная грамота
2
1
1
15
Итоговые занятия
1
1
1
итого
36
22
14
Содержание программы
№
Наименование разделов/тем занятий
Всего
часов
В том числе
Форма
контроля
теории
практики
1
Организационное занятие
1
0,5
0,5
2
Музыкальный мастер-класс для
детей
и
родителей,
посвященный Дню города.
1
0,5
0,5
3
Прослушивание и отбор детей в
группы
1
0,5
0,5
3.1
Первичная диагностика музыкального
слуха, музыкальной памяти.
0,5
диагностика
3.2
Первичная диагностика чувства
музыкального ритма, динамического
слуха, уровня развития
эмоциональной отзывчивости на
музыку.
0,5
диагностика
4
Основные вокальные навыки
2
1
1
4.1
Голосовой аппарат. Строение.
Выполнение
музыкальных
упражнений.
Освоение
навыков
правильного
дыхания.
1
0,5
0,5
наблюдение
4.4
Звукообразование. Звукоизвлечение.
Развитие вокально-хоровых умений и
навыков в процессе звукообразования,
звукоизвлечения. Исполнениепесни
«Осенний листопад» (муз.и сл. М.
Дорофеевой).
Разучивание мелодии по фразам.
Подготовка репертуара к осеннему
концерту.
1
0,5
0,5
наблюдение
5
Основы певческой установки
2
1
1
5.1
Певческая посадка. Выполнение
упражнений (по фразам для дыхания,
звукообразования, дикции)
Подготовка репертуара к осеннему
концерту.
1
0,5
0,5
наблюдение
5.2
Положение корпуса и головы при
пении. Разучивание мелодии по
фразам. Знакомство с
репертуаром мероприятия,
посвященного Дню матери.
1
0,5
0,5
наблюдение
6
Дикция в песне
1
0,5
0,5
6.1
Артикуляция. Развитие способности
петь интонационно чисто.
Работа над характером исполнения.
Подготовка репертуара к осеннему
концерту, ко Дню матери.
1
0,5
0,5
наблюдение
7
Диапазон голоса
2
1
1
7,1
Различные виды диапазона. Работа
над характером исполнения.
Подготовка репертуара ко Дню
матери.
1
0,5
0,5
наблюдение
7.2
Мероприятие, посвященное Дню
матери.
1
0,5
0,5
наблюдение
8
Ритм. Метр.
1
0,5
0,5
8.1
Активизация вокальных навыков и
музыкального слуха. Длительности
(восьмые четвертные). Выполнение
упражнений.
0,5
наблюдение
8.2
Активизация вокальных навыков и
музыкального слуха. Длительности (
половинные).
0,5
наблюдение
9
Темп.
2
1,5
1,5
9.1
Темп в музыке – средство
выразительности. Знакомство с
понятием.
Подготовка выступлений к
проведению новогоднего мастер-
класса.
1
0,5
0,5
наблюдение
9.2
Изучение трех основных групп
темпов: (медленные, средние,
быстрые).
1
0,5
0,5
наблюдение
10
Изучение произведения
7
5
2
10.1
Народная песня. Разучивание
народной песни
2
1,5
0.5
10.2
Разучивание песен советских
композиторов
2
1,5
0.5
наблюдение
10.3
Разучивание песни «Русская песня»
(муз.Е. Рыбкина, сл. А. Васильева).
Текст. Мелодия.
2
1,5
0.5
наблюдение
10.4
Проведение новогоднего мастер –
класса.
1
0,5
0,5
наблюдение
11
Пение произведений
6
5
1
11.1
Музыкально-выразительные
средства. Исполнение русской
народной песни «Как на дубе».
1
0,5
0,5
наблюдение
11.2
Пение без сопровождения (a’capella).
Работа над певческим вдохом.
Знакомство с репертуаром
музыкальной гостиной «Мама –
первое слово».
2
1
1
наблюдение
11.3
Исполнение песни «Русская песня»
(муз.Е. Рыбкина, сл.А.Васильева)
2
0,5
0,5
наблюдение
11.4
Музыкальная гостиная «Мама –
первое слово».
1
0,5
0,5
12
Развитие вокальных навыков.
3
1,5
1,5
12.1
Развитие Вокальных навыков.
Выполнение упражнений.
Подготовка выступлений к
проведению мастер-класса для детей и
1
0,5
0,5
родителей в рамках проведения
недели открытых дверей.
12.2
Мелодические распевания на слог в
вокальных упражнениях.
1
0,5
0,5
12.3
Пение на закрытый рот в вокальных
упражнениях.
1
0,5
0,5
13
Слушание музыки
3
2
1
13.1
Понятие о слушательской культуре
Подготовка выступлений к
проведению мастер-класса для детей и
родителей в рамках проведения
недели открытых дверей.
1
1
13.2
Мастер-класс для детей и родителей в
рамках недели открытых дверей.
1
1
13.3
Анализ произведения.
1
1
14
Музыкальная грамота
2
1
1
14.1
Музыкально-дидактические игры.
1
0,5
0,5
14.2
Жанры в музыке: песня, танец, марш.
1
0,5
0,5
15
Итоговые занятия
1
1
1
15.1
Обобщающее занятие. Репетиция
итогового концерта.
Проведение итогового концерта.
1
0,5
0,5
диагностичес
кое
обследование
Итого
36
22
14
Организационно-педагогические условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в специализированном оснащенном кабинете или концертном зале.
Оснащение кабинета:
- музыкальная аппаратура
- микрофон на стойке
- фортепиано
- ноутбук учителя
- электронная доска
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012года.
Письмо ДОгМ № 01-50/02 – 2166/14 от 06.10.2014 г.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
09.11.2018
г.
№
196
"Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам";
Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
включая
детей-инвалидов,
с
учетом
их
особых
образовательных
потребностей
//
Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-641/09 от 26.03.2016.
Приказ
департамента
образования
Надымского
района
от
17.12.2015
№
1178
«Об
использовании в практической работе методических рекомендаций по организации внеурочной
деятельности, проектированию и реализации дополнительных общеразвивающих программ в
муниципальных образовательных организациях Надымского района»
Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма».
Список литературы:
1.
Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом/Пер. с англ..М.:
Теревинф.2004..
3.
Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М.,2001.
4.
Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М.,2007.
5.
Боровик Т. Пути педагогического творчества. Журнал «Музыкальный
руководитель №2»,2004г.
6.
Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов – М.,2004.
7.
Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во Института
психотерапии,2004.
8.
Выготский Л.С. Психология искусства. Спб.:Азбука,2000.
7.
Декер - Фойгт Г.- Г. Введение в музыкотерапию./Пер. с нем. Спб.: Питер, 2003.
10.Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
11.
Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке?, -- М.: «Советский
композитор»,1984 г.
17.
Куприна Н.Г. Экология музыкально - звуковой сферы современного ребенка.
М.:Академия,2007.
13.
Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. --Я.:2000г.
14.
Некту М. Мастерская звуковой терапии/французский опыт вобласти
музыкальной и танцевальной терапии)//Особый ребенок. Исследования и опыт помощи.
2001. №4. с.61-77.
17.
Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.
18.
Фадин В. В. Музыкальное сопровождение и оформление праздников. -- М, 2000 г.