Напоминание

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа "Запевала"


Автор: Чубова Елена Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Населённый пункт: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Наименование материала: программа
Тема: Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа "Запевала"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Центр дополнительного образования

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа

«Запевала»

Программа рассчитана на детей 7-16 лет, стартовый уровень

Срок реализации программы 1 год

Составители: Чубова Е.И. – учитель музыки

г. Надым

Пояснительная записка

Музыкальное

искусство

издавна

признавалось

важным

средством

формирования

духовного

мира

человека.

Современное

образование

признает

незаменимое

влияние

музыкального

искусства

на

воспитание

в

ребенке

общечеловеческих

ценностей:

Добра,

Истины, Красоты, развитие личностных качеств, направленных на уважение и признание

духовных

и

культурных

ценностей

других

народов,

формированию

эстетических

потребностей и чувств.

Актуальность предлагаемой программы заключается в художественно- эстетическом

развитии детей с ОВЗ, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке,

раскрытии в детях с ОВЗ разносторонних способностей.

С

раннего

возраста

дети

чувствуют

потребность

в

эмоциональном

общении,

испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий

потенциал

ребенка,

сформировать

певческие

навыки,

приобщить

детей

к

певческому

искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

Данная

программа

является

модифицированной.

Она

разрабатывалась

на

основе

авторских образовательных программ по вокалу: Л. А. Баренбойм, Л. Н. Медведь, Т. А. Пашко,

Новизна программы

Обучение вокалу, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных

умений и навыков, приемы воспитания вокалистов имеют коррекционную направленность.

Программа

адаптирована

для

детей

с

различными

нарушениями

здоровья.

Пение

благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.

Групповое

пение

представляет

собой

действенное

средство

снятия

напряжения

и

гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к

сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из

факторов

улучшения

речи.

Для

детей

всех

возрастов

занятия

хора

-

это

источник

раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической

стабилизацией и гармонизацией личности.

Отличие

данной

программы

от

других

аналогичных

программ

составляет

дифференцированный подход

к

обучению, учёт

индивидуальных психофизиологических

особенностей

воспитанников.

Репертуар

подбирается

педагогом

с

учетом

возрастных

и

психологических особенностей воспитанников.

Педагогическая целесообразность

Программа

предназначена

для

решения

проблемы

социальной

адаптации

и

интеграции детей в среде сверстников, воспитание гармоничной личности ребенка, умение

взаимодействовать в коллективе, культурное, музыкальное и творческое развитие ребенка. На

занятиях вокалом создаются условия для развития художественных способностей детей с

ограниченными возможностями здоровья, формирования эстетического вкуса, улучшения

физического развития и эмоционального состояния детей.

Широкие возможности воздействия музыки на человека отмечены давно. Сила этого

воздействия

во

многом

зависит

от

эмоциональной

отзывчивости

слушателя,

его

подготовленности

к

общению

с

музыкой,

от

того

насколько

она

близка.

На

занятиях

учащиеся

получают

не

только

вокальную

подготовку,

но

и

знакомятся

с

шедеврами

современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями,

развивают

умственные

и

физические

центры

организма

в

целом.

Приобщение

к

музыкальному

искусству

способствует

воспитанию

нравственно-эстетических

чувств,

формированию

взглядов,

убеждений

и

духовных

потребностей

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья.

Методическое обеспечение программы

Методологической основой программы являются:

культурно-исторический

подход

к

психическому

развитию

и

социальному

становлению личности при нормальном и аномальном развитии (Л.С. Выготский, А.Н.

Леонтьев, В.А. Петровский, идр.);

личностно

-

ориентированный

подход

в

коррекционно

-

развивающем

процессе,

рассматривающий изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, как главные

ориентиры его развития, обеспечивающие формирование индивидуальности, раскрытие

творческого потенциала (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Е.С. Романова, идр.)

деятельный подход с позиций социально-личностного развития (Л.И. Божович, В.В.

Давыдов, А.Н.Леонтьев);

научные труды отечественных ученых, клиницистов, психологов о влиянии искусства на

развитие

личности

с

точки

зрения

психологического

и

психотерапевтического

воздействия.

В основу программы были положены принципы организации и проведения занятий

зарубежными и российскими специалистами, успешно работающими с детьми-инвалидами.

Адресность программы

Программа адресована для детей 7-16 лет с ограниченными возможностями здоровья

(расстройствами

аутистического

спектра,

ментальными

нарушениями,

задержкой

психического

развития,

ДЦП,

соматическими

заболеваниями,

синдромом

Дауна,

нарушениями зрения, сложной структурой дефекта и др.). На программу принимаются дети,

не имеющие ограничений к данному виду занятий.

Цель: Приобщение детей и подростков к искусству сольного пения и пения в вокальной

группе, развитие мотивации к творчеству, гармонического, мелодического, вокального и

эстетического слуха, певческого дыхания, артистической смелости и самостоятельности, умения

чисто интонировать; формирования высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами

вокального искусства.

Задачи:

Сформировать навыки певческой установки обучающихся;

Сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;

Сформировать вокальные навыки;

Обучить приемам самостоятельной работы, самоконтроля;

Сформировать стереотипы координации деятельности голосового аппарата с

основными свойствами певческого голоса.

Создать

условия

для

социальной

адаптации

и

социального

взаимодействия;

Развить гармонический и мелодический слух;

Совершенствовать речевой аппарат;

Развить вокальный слух;

Развить певческое дыхание;

Развить преодоление мышечных зажимов;

Развить артистическую смелость и непосредственность ребенка, его

самостоятельность;

Расширить диапазон голоса;

Развить умение держаться на сцене.

Воспитать интерес к певческой деятельности и музыке в целом;

Воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.

Продолжительность программы

Срок реализации программы – 1 год.

Форма обучения: групповая.

Режим занятий: 1 занятие в неделю, общее количество в год – 36 часов. Продолжительность

занятия–40 минут.

Структура проведения занятия определяется в соответствии с возрастом детей и требованиями

СанПиН:

Структура занятия:

5 минут

– организационный момент,30 минут образовательная

деятельность, 5 минут – рефлексия, подведение итогов.

Группы формируются по возрастному принципу, по интегративному принципу: в одной группе

могут заниматься дети с разными проблемами, у каждого из них есть сильные стороны, которые

позволяют ребенку почувствовать себя успешным в группе, помочь другим детям и в чем-то

быть им примером.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 7-16

лет.

В

объединение

дети

принимаются

на

свободной

основе.

Особенности

работы

обусловлены,

прежде

всего,

возрастными

возможностями

детей

в

воспроизведении

вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для

освоения

музыкальный

и

песенный

материал,

вызвать

и

сохранить

интерес

и

желание

заниматься сольным и ансамблевым пением.

Требования к результату освоения программы

Результаты образовательного процесса отслеживаются через наблюдение за ребенком в процессе

работы. Результаты наблюдения заносятся в диагностические карты, которые заполняются в

начале и по окончании учебного года.

Программа направлена на выполнение следующих задач:

В обучении:

Сформировать навыки певческой установки обучающихся;

Сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;

Сформировать вокальные навыки;

Сформировать стереотипы координации деятельности голосового аппарата с

основными свойствами певческого голоса

В развитии:

Развить гармонический и мелодический слух;

Совершенствовать речевой аппарат;

Развить вокальный слух;

Развить певческое дыхание;

Развить преодоление мышечных зажимов;

Развить артистическую смелость и непосредственность ребенка, его

самостоятельность;

Развить преодоление мышечных зажимов;

Развить артистическую смелость и непосредственность ребенка, его

самостоятельность;

Развить умение держаться насцене.

В воспитании:

Воспитать эстетический вкусучащихся;

Воспитать интерес к певческой деятельности и музыке вцелом;

Способствовать формированию воли, дисциплинированности;

Воспитать настойчивость, выдержку,

трудолюбие, целеустремленность

Воспитать готовность и потребность к певческой деятельности;

При условии успешной реализации программы ребенок будет знать, будет уметь:

В обучении:

-

научится соблюдать при пении певческую установку;

-

освоит навыки интонирования;

-

научится формировать

вокальную

артикуляцию,

музыкальную

память;

-

освоит основные вокально-хоровые навыки;

-

научится

петь

чисто

в

ансамбле

слитно,

согласованно

несложные

песни

в

унисон,

с

сопровождением

инструмента;

без

сопровождения

инструмента,фонограммы;

- уметь пользоваться при пении мягкой атакой;

- обучится приемам самостоятельной работы, самоконтроля;

-

научится

формировать

стереотипы

координации

деятельности

голосового аппарата с основными свойствами певческогоголоса;

-

будет понимать дирижерские жесты и следоватьим;

-

будет уметь петь подфонограмму;

В развитии:

-

будет уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя на довольно

продолжительные фразы;

-

будет

иметь развитый гармонический и мелодическийслух;

-

будет

иметь усовершенствованный вокальный слух;

-

будет иметь усовершенствованный речевой аппарат;

-

будет уметь преодолевать мышечные зажимы;

-

будет

обладать

артистической

смелостью,

непосредственностью

и

самостоятельностью;

-

будет уметь петь в диапазоне: «си» м.октавы—«ми»2-ойоктавы;

-

будет уметь держаться на сцене;

Требования к результату усвоения программы

На протяжении всего курса обучения осуществляется контроль за освоением учебного

материала. Контроль осуществляется через следующие формы:

Вводный контроль – в начале года (педагогическое наблюдение, беседа,

прослушивание).

Текущий контроль – осуществляется на каждом занятии.

Промежуточный контроль – окончание каждой четверти.

Формы проведения:

собеседование по пройденному материалу;

анализ концертной деятельности

выполнение практических заданий.

Итоговый контроль – май

анализ концертной деятельности

выполнение практических заданий.

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Организационное занятие

1

0,5

0,5

2

Музыкальный

мастер-класс

для

детей

и

родителей,

посвященный

Дню города.

1

0,5

0,5

3

Прослушивание и отбор детей в группы

1

0,5

0,5

4

Основные вокальные навыки

2

1

1

5

Основы певческой установки

2

1

1

6

Дикция в песне

1

0,5

0,5

7

Диапазон голоса

2

1

1

8

Ритм. Метр.

1

0,5

0,5

9

Темп.

2

1,5

1,5

10

Изучение произведения

7

5

2

11

Пение произведений

6

5

1

12

Развитие вокальных навыков.

3

1,5

1,5

13

Слушание музыки

3

2

1

14

Музыкальная грамота

2

1

1

15

Итоговые занятия

1

1

1

итого

36

22

14

Содержание программы

Наименование разделов/тем занятий

Всего

часов

В том числе

Форма

контроля

теории

практики

1

Организационное занятие

1

0,5

0,5

2

Музыкальный мастер-класс для

детей

и

родителей,

посвященный Дню города.

1

0,5

0,5

3

Прослушивание и отбор детей в

группы

1

0,5

0,5

3.1

Первичная диагностика музыкального

слуха, музыкальной памяти.

0,5

диагностика

3.2

Первичная диагностика чувства

музыкального ритма, динамического

слуха, уровня развития

эмоциональной отзывчивости на

музыку.

0,5

диагностика

4

Основные вокальные навыки

2

1

1

4.1

Голосовой аппарат. Строение.

Выполнение

музыкальных

упражнений.

Освоение

навыков

правильного

дыхания.

1

0,5

0,5

наблюдение

4.4

Звукообразование. Звукоизвлечение.

Развитие вокально-хоровых умений и

навыков в процессе звукообразования,

звукоизвлечения. Исполнениепесни

«Осенний листопад» (муз.и сл. М.

Дорофеевой).

Разучивание мелодии по фразам.

Подготовка репертуара к осеннему

концерту.

1

0,5

0,5

наблюдение

5

Основы певческой установки

2

1

1

5.1

Певческая посадка. Выполнение

упражнений (по фразам для дыхания,

звукообразования, дикции)

Подготовка репертуара к осеннему

концерту.

1

0,5

0,5

наблюдение

5.2

Положение корпуса и головы при

пении. Разучивание мелодии по

фразам. Знакомство с

репертуаром мероприятия,

посвященного Дню матери.

1

0,5

0,5

наблюдение

6

Дикция в песне

1

0,5

0,5

6.1

Артикуляция. Развитие способности

петь интонационно чисто.

Работа над характером исполнения.

Подготовка репертуара к осеннему

концерту, ко Дню матери.

1

0,5

0,5

наблюдение

7

Диапазон голоса

2

1

1

7,1

Различные виды диапазона. Работа

над характером исполнения.

Подготовка репертуара ко Дню

матери.

1

0,5

0,5

наблюдение

7.2

Мероприятие, посвященное Дню

матери.

1

0,5

0,5

наблюдение

8

Ритм. Метр.

1

0,5

0,5

8.1

Активизация вокальных навыков и

музыкального слуха. Длительности

(восьмые четвертные). Выполнение

упражнений.

0,5

наблюдение

8.2

Активизация вокальных навыков и

музыкального слуха. Длительности (

половинные).

0,5

наблюдение

9

Темп.

2

1,5

1,5

9.1

Темп в музыке – средство

выразительности. Знакомство с

понятием.

Подготовка выступлений к

проведению новогоднего мастер-

класса.

1

0,5

0,5

наблюдение

9.2

Изучение трех основных групп

темпов: (медленные, средние,

быстрые).

1

0,5

0,5

наблюдение

10

Изучение произведения

7

5

2

10.1

Народная песня. Разучивание

народной песни

2

1,5

0.5

10.2

Разучивание песен советских

композиторов

2

1,5

0.5

наблюдение

10.3

Разучивание песни «Русская песня»

(муз.Е. Рыбкина, сл. А. Васильева).

Текст. Мелодия.

2

1,5

0.5

наблюдение

10.4

Проведение новогоднего мастер –

класса.

1

0,5

0,5

наблюдение

11

Пение произведений

6

5

1

11.1

Музыкально-выразительные

средства. Исполнение русской

народной песни «Как на дубе».

1

0,5

0,5

наблюдение

11.2

Пение без сопровождения (a’capella).

Работа над певческим вдохом.

Знакомство с репертуаром

музыкальной гостиной «Мама –

первое слово».

2

1

1

наблюдение

11.3

Исполнение песни «Русская песня»

(муз.Е. Рыбкина, сл.А.Васильева)

2

0,5

0,5

наблюдение

11.4

Музыкальная гостиная «Мама –

первое слово».

1

0,5

0,5

12

Развитие вокальных навыков.

3

1,5

1,5

12.1

Развитие Вокальных навыков.

Выполнение упражнений.

Подготовка выступлений к

проведению мастер-класса для детей и

1

0,5

0,5

родителей в рамках проведения

недели открытых дверей.

12.2

Мелодические распевания на слог в

вокальных упражнениях.

1

0,5

0,5

12.3

Пение на закрытый рот в вокальных

упражнениях.

1

0,5

0,5

13

Слушание музыки

3

2

1

13.1

Понятие о слушательской культуре

Подготовка выступлений к

проведению мастер-класса для детей и

родителей в рамках проведения

недели открытых дверей.

1

1

13.2

Мастер-класс для детей и родителей в

рамках недели открытых дверей.

1

1

13.3

Анализ произведения.

1

1

14

Музыкальная грамота

2

1

1

14.1

Музыкально-дидактические игры.

1

0,5

0,5

14.2

Жанры в музыке: песня, танец, марш.

1

0,5

0,5

15

Итоговые занятия

1

1

1

15.1

Обобщающее занятие. Репетиция

итогового концерта.

Проведение итогового концерта.

1

0,5

0,5

диагностичес

кое

обследование

Итого

36

22

14

Организационно-педагогические условия реализации программы:

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в специализированном оснащенном кабинете или концертном зале.

Оснащение кабинета:

- музыкальная аппаратура

- микрофон на стойке

- фортепиано

- ноутбук учителя

- электронная доска

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012года.

Письмо ДОгМ № 01-50/02 – 2166/14 от 06.10.2014 г.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

09.11.2018

г.

196

"Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам";

Методические

рекомендации

по

реализации

адаптированных

дополнительных

общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации,

профессиональному

самоопределению

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

включая

детей-инвалидов,

с

учетом

их

особых

образовательных

потребностей

//

Письмо

Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-641/09 от 26.03.2016.

Приказ

департамента

образования

Надымского

района

от

17.12.2015

1178

«Об

использовании в практической работе методических рекомендаций по организации внеурочной

деятельности, проектированию и реализации дополнительных общеразвивающих программ в

муниципальных образовательных организациях Надымского района»

Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма».

Список литературы:

1.

Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом/Пер. с англ..М.:

Теревинф.2004..

3.

Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М.,2001.

4.

Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М.,2007.

5.

Боровик Т. Пути педагогического творчества. Журнал «Музыкальный

руководитель №2»,2004г.

6.

Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов – М.,2004.

7.

Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во Института

психотерапии,2004.

8.

Выготский Л.С. Психология искусства. Спб.:Азбука,2000.

7.

Декер - Фойгт Г.- Г. Введение в музыкотерапию./Пер. с нем. Спб.: Питер, 2003.

10.Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.

11.

Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке?, -- М.: «Советский

композитор»,1984 г.

17.

Куприна Н.Г. Экология музыкально - звуковой сферы современного ребенка.

М.:Академия,2007.

13.

Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. --Я.:2000г.

14.

Некту М. Мастерская звуковой терапии/французский опыт вобласти

музыкальной и танцевальной терапии)//Особый ребенок. Исследования и опыт помощи.

2001. №4. с.61-77.

17.

Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.

18.

Фадин В. В. Музыкальное сопровождение и оформление праздников. -- М, 2000 г.



В раздел образования