Напоминание

Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях консультативного пункта.


Автор: Шкляева Ольга Викторовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 29"
Населённый пункт: город Красноярск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях консультативного пункта.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях

консультационного пункта.

Учитель – логопед МБДОУ № 29

Шкляева О.В.

Ранний возраст является очень важным периодом для речевого,

познавательного,

физического

и

эмоционального

развития

ребенка.

Несформировавшаяся в соответствующий момент развития ребенка функция

мозга (и в частности речь) часто не развивается нормально в более поздние

сроки, поскольку мозг оказывается уже на другом этапе развития, и

невозможно

воспроизведение

предшествующих

стадий.

Оказание

своевременной помощи семьям с ребенком раннего возраста в вопросах

развития и воспитания

является актуальной задачей в современном

обществе. На базе нашего ДОУ создан «консультативный пункт ранней

помощи» для семей с неорганизованными детьми раннего возраста , в рамках

которого родители

могут получить консультацию логопеда, психолога,

дефектолога.

Основными направлениями коррекционно – логопедической работы с

детьми младенческого и раннего возраста являются:

консультирование

и

обучение,

повышение

педагогической

компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка

раннего

возраста

в

форме

бесед,

консультаций

,

наглядного

информирования

(

папки-передвижки,

информационные

стенды,

буклеты)

,

обучения

родителей

коррекционно-развивающему

взаимодействию с ребенком.(семинары, мастер –классы)

Проведение диагностики выявление индивидуально-психологических

особенностей развития обследуемого ребенка; раннее выявление

отклонений в развитии; определение структуры дефекта (первичных,

вторичных и третичных нарушений) и степени его выраженности;

составление

индивидуального

маршрута

для

ребенка

и

семьи,

обоснование прогноза развития;

организация

комплексной

коррекционно-развивающей

работы,

дифференциация и индивидуализация обучения.

Логопедической работа с детьми младенческого возраста основывается

на

последовательном

развитии

функций

доречевого

периода,

обеспечивающих свoeвремeннoe формирование речи и личности

ребенка.

Первый

этап

развития

доречевой

активности

детей

Развитие эмоционально – выразительных реакций (возраст: 0 –

3месяца)

.

На данном этапе важно:

активизировать у ребенка

зрительное и слуховое сосредоточение (способность вслушиваться в

мелодию,

ритм

родной

речи

в

непосредственно-эмоциональном

общении, включающем художественное слово), создавать условия для

возникновения

первых

социальных

и

личностных

проявлений

(

ответной активности в виде улыбки; инициативной активности в виде

комплекса «оживления»; стремления к взаимодействию со значимым

взрослым; )

способствовать появлению и развитию специфических

голосовых реакций ( гуления ).

Второй этап развития доречевой активности детей. Появления

голосовых реакций, гуления, лепета (возраст: 3-6 месяцев). На данном

этапе важно содействовать развитию ситуативно - личностного

общения с ребенком, поддерживая и замечая

«требующий» и

«просящий» способы коммуникации во всех видах взаимодействия со

взрослым, стимулировать появление и развитие вариативных способов

общения

ребенка(инициативной

улыбки,

гуления,

вокализаций,

выразительных движений)

с близким взрослым в ответ на

обращенную к малышу речь.

Третий этап развития доречевой активности детей. Начало развития

понимания речи, активного лепета(6-9 месяцев). На данном этапе

значимым является удовлетворение потребности ребенка в активном

взаимодействии с близким взрослым, используя литературные и

фольклорные

произведения

для

поддержки

позитивного

эмоционального фона жизни малышей; Вызывать подражание звукам и

звукосочетаниям речи взрослых, поддерживать и инициировать лепет

— доречевое средство общения и способ выражения эмоционального

состояния ребенка.

Четвертый этап развития доречевой активности детей .Появление

первых слов(9-12месяцев).

На данном этапе важно содействовать

установлению связи между предметом и словом, его обозначающим,

учить

выполнять

действия

по

словесной

просьбе

взрослого,

стимулировать появление первых слов, содействовать формированию

«взаимодействующего» способа коммуникации, активизировать и

поддерживать первые вербальные контакты, развивать понимание речи

взрослого, отдельных слов, включенных в контекст совместной

деятельности («Водичка, водичка, умой мое личико»). Общение с

ребенком будет увлекательным и для ребенка, и для взрослого если ,

насыщать взаимодействие с ребенком яркой выразительной речью,

использованием произведений устного народного творчества (поэзией

пестования,

малыми

фольклорными

жанрами

потешками,

пестушками, приговорками, детскими песенками и пр., детской

литературой для самых маленьких) в режимных моментах, в бытовых и

специально организованных ситуациях общения.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста (1-3 года) ведется по

следующим направлениям:

формирование моторной сферы (общей и мелкой моторики, зрительно-

моторной координации, навыков самообслуживания);

Развитие

артикуляционной

моторики

(нормализация

мышечного

тонуса, формирование кинетических и кинестетических ощущений

ручных

и

артикуляторных

движений,

развитие

дыхания,

межполушарных взаимодействий, межанализаторных связей);

развитие

познавательных

психических

процессов

(восприятия,

внимания, памяти, мышления) во взаимосвязи с развитием речи;

формирование

ведущей

деятельности

(овладение

предметными,

предметно-игровыми, конструктивными действиями) и устойчивой

мотивации к различным видам деятельности;

развитие речи и коммуникативной деятельности (импрессивной и

экспрессивной

речи,

речевой

активности,

просодики,

знаний

и

представлений об окружающем, формирование речевого и предметно-

практического общения с окружающими);

В работе с детьми раннего возраста используется пассивная и активная

артикуляционная

гимнастика,

игры

с

фасолью,

колбочки

с

разноцветной

жидкостью,

бусы,

игры

со

шнурками,

элементы

музыкальной терапии и танцевальной терапии, прослушивание аудио

сказок с использованием пантомимики, использование шарика и колец

су –джок, логоритмические упражнения.

Используемая литература:

Е.Ф. Архипова Логопедическая работа с детьми раннего возраста.

Ю.И Разенкова сопровождение ребенка и его семьи в системе ранней

помощи.

Гирилюк Т.Н. «Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего

возраста»

Шкала психомоторного развития Гриффитс (в переводе Е.С. Кешинян, 2000);

Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни

(Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, 1983);



В раздел образования