Автор: Шкляева Ольга Викторовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 29"
Населённый пункт: город Красноярск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях консультативного пункта.
Раздел: дошкольное образование
Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях
консультационного пункта.
Учитель – логопед МБДОУ № 29
Шкляева О.В.
Ранний возраст является очень важным периодом для речевого,
познавательного,
физического
и
эмоционального
развития
ребенка.
Несформировавшаяся в соответствующий момент развития ребенка функция
мозга (и в частности речь) часто не развивается нормально в более поздние
сроки, поскольку мозг оказывается уже на другом этапе развития, и
невозможно
воспроизведение
предшествующих
стадий.
Оказание
своевременной помощи семьям с ребенком раннего возраста в вопросах
развития и воспитания
является актуальной задачей в современном
обществе. На базе нашего ДОУ создан «консультативный пункт ранней
помощи» для семей с неорганизованными детьми раннего возраста , в рамках
которого родители
могут получить консультацию логопеда, психолога,
дефектолога.
Основными направлениями коррекционно – логопедической работы с
детьми младенческого и раннего возраста являются:
•
консультирование
и
обучение,
повышение
педагогической
компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка
раннего
возраста
в
форме
бесед,
консультаций
,
наглядного
информирования
(
папки-передвижки,
информационные
стенды,
буклеты)
,
обучения
родителей
коррекционно-развивающему
взаимодействию с ребенком.(семинары, мастер –классы)
•
Проведение диагностики выявление индивидуально-психологических
особенностей развития обследуемого ребенка; раннее выявление
отклонений в развитии; определение структуры дефекта (первичных,
вторичных и третичных нарушений) и степени его выраженности;
составление
индивидуального
маршрута
для
ребенка
и
семьи,
обоснование прогноза развития;
•
организация
комплексной
коррекционно-развивающей
работы,
дифференциация и индивидуализация обучения.
Логопедической работа с детьми младенческого возраста основывается
на
последовательном
развитии
функций
доречевого
периода,
обеспечивающих свoeвремeннoe формирование речи и личности
ребенка.
Первый
этап
развития
доречевой
активности
детей
Развитие эмоционально – выразительных реакций (возраст: 0 –
3месяца)
.
На данном этапе важно:
активизировать у ребенка
зрительное и слуховое сосредоточение (способность вслушиваться в
мелодию,
ритм
родной
речи
в
непосредственно-эмоциональном
общении, включающем художественное слово), создавать условия для
возникновения
первых
социальных
и
личностных
проявлений
(
ответной активности в виде улыбки; инициативной активности в виде
комплекса «оживления»; стремления к взаимодействию со значимым
взрослым; )
способствовать появлению и развитию специфических
голосовых реакций ( гуления ).
Второй этап развития доречевой активности детей. Появления
голосовых реакций, гуления, лепета (возраст: 3-6 месяцев). На данном
этапе важно содействовать развитию ситуативно - личностного
общения с ребенком, поддерживая и замечая
«требующий» и
«просящий» способы коммуникации во всех видах взаимодействия со
взрослым, стимулировать появление и развитие вариативных способов
общения
ребенка(инициативной
улыбки,
гуления,
вокализаций,
выразительных движений)
с близким взрослым в ответ на
обращенную к малышу речь.
•
Третий этап развития доречевой активности детей. Начало развития
понимания речи, активного лепета(6-9 месяцев). На данном этапе
значимым является удовлетворение потребности ребенка в активном
взаимодействии с близким взрослым, используя литературные и
фольклорные
произведения
для
поддержки
позитивного
эмоционального фона жизни малышей; Вызывать подражание звукам и
звукосочетаниям речи взрослых, поддерживать и инициировать лепет
— доречевое средство общения и способ выражения эмоционального
состояния ребенка.
•
Четвертый этап развития доречевой активности детей .Появление
первых слов(9-12месяцев).
На данном этапе важно содействовать
установлению связи между предметом и словом, его обозначающим,
учить
выполнять
действия
по
словесной
просьбе
взрослого,
стимулировать появление первых слов, содействовать формированию
«взаимодействующего» способа коммуникации, активизировать и
поддерживать первые вербальные контакты, развивать понимание речи
взрослого, отдельных слов, включенных в контекст совместной
деятельности («Водичка, водичка, умой мое личико»). Общение с
ребенком будет увлекательным и для ребенка, и для взрослого если ,
насыщать взаимодействие с ребенком яркой выразительной речью,
использованием произведений устного народного творчества (поэзией
пестования,
малыми
фольклорными
жанрами
—
потешками,
пестушками, приговорками, детскими песенками и пр., детской
литературой для самых маленьких) в режимных моментах, в бытовых и
специально организованных ситуациях общения.
Логопедическая работа с детьми раннего возраста (1-3 года) ведется по
следующим направлениям:
•
формирование моторной сферы (общей и мелкой моторики, зрительно-
моторной координации, навыков самообслуживания);
•
Развитие
артикуляционной
моторики
(нормализация
мышечного
тонуса, формирование кинетических и кинестетических ощущений
ручных
и
артикуляторных
движений,
развитие
дыхания,
межполушарных взаимодействий, межанализаторных связей);
•
развитие
познавательных
психических
процессов
(восприятия,
внимания, памяти, мышления) во взаимосвязи с развитием речи;
•
формирование
ведущей
деятельности
(овладение
предметными,
предметно-игровыми, конструктивными действиями) и устойчивой
мотивации к различным видам деятельности;
•
развитие речи и коммуникативной деятельности (импрессивной и
экспрессивной
речи,
речевой
активности,
просодики,
знаний
и
представлений об окружающем, формирование речевого и предметно-
практического общения с окружающими);
В работе с детьми раннего возраста используется пассивная и активная
артикуляционная
гимнастика,
игры
с
фасолью,
колбочки
с
разноцветной
жидкостью,
бусы,
игры
со
шнурками,
элементы
музыкальной терапии и танцевальной терапии, прослушивание аудио
сказок с использованием пантомимики, использование шарика и колец
су –джок, логоритмические упражнения.
Используемая литература:
Е.Ф. Архипова Логопедическая работа с детьми раннего возраста.
Ю.И Разенкова сопровождение ребенка и его семьи в системе ранней
помощи.
Гирилюк Т.Н. «Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего
возраста»
Шкала психомоторного развития Гриффитс (в переводе Е.С. Кешинян, 2000);
Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни
(Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, 1983);