Автор: Пискунова Вероника Григорьевна
Должность: Логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "ЛЕГОПОЛИС"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Использование легоконструирования в логопедии
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
660130, г.Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79
Логопедический проект
«Использование элементов
лего-конструирования
на логопедических занятиях»
Разработала
Учитель-логопед
Плотникова
Татьяна Николаевна
Красноярск 2019
Актуальность проекта:
На сегодняшний день очень часто тяжелые нарушения речи у детей
сопровождаются сопутствующими и вторичными отклонениями в развитии
нервно-психической сферы. К ним относятся отрицательные личностные
проявления,
нарушения
эмоционально-волевой
сферы
(повышенная
возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм и др.). Нередко
встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а
также снижение общей работоспособности. Зачастую такие дети даже в 5-6
лет оказываются психологически неготовыми к активному участию в
логопедической деятельности.
Чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил
ребенку, был для него интересен, необходим постоянный поиск современных
эффективных приемов работы. Большую помощь в преодолении трудностей
оказывают игровые приемы и формы работы.
Именно поэтому в своей работе я стала использовать элементы лего-
конструирования. Ведь современный дошкольник всегда выбирает Лего!
Лего – это конструктор для всех возрастных категорий детей. Он хорошо
знаком детям дошкольного возраста, его использование на занятиях может
вызывать устойчивый интерес и формировать положительную мотивацию,
что приведет впоследствии к желаемому результату.
Фирмой Лего предлагается широкий выбор наборов, которые могут
быть использованы в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР I,
II и III уровней.
Работа с лего-конструктором позволяет раскрыть индивидуальность
каждого ребенка.
Лего
-
конструктором
включаются
различные
группы
мышц,
происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы
оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга,
а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение Лего-технологий,
ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в
логопедической работе.
Применение Лего на логопедических занятиях позитивно отражается на
качестве коррекции и обучения, так как способствует:
Тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь.
Овладению звуко-буквенным анализом
Развитию у детей сенсорных представлений (детали конструктора различной
формы и цвета);
Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти,
внимания, мышления);
Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук
(оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры
головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).
Развитию лексико-грамматических категорий;
Автоматизации и дифференциации звуков в ходе игры (выстраивание
«волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит»,
называя соответствующие слоги и слова);
Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также
развитию и слого-звуковым составом слов (применяются кирпичики с
традиционным
цветовым
обозначением
гласных,
твердых
и
мягких
согласных);
Формированию пространственной ориентации (классическая профилактика
нарушений письма).
Цель проекта
:
создать условия для успешного развития речи дошкольников
с тяжелыми нарушениями речи при использовании элементов лего-
конструирования.
Задачи проекта:
пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления
звукопроизношения;
расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
повысить познавательную активность и работоспособность детей;
активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание
заниматься;
повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей;
привлечь родителей к сотрудничеству.
Продолжительность проекта:
9 месяцев (сентябрь 2018 г.- май 2019г.)
Участники проекта
:
учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Предполагаемые результаты:
Положительная динамика речевого развития детей.
Выработка
устойчивой
мотивации
и
положительного
эмоционального
настроя на логопедические занятия.
Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-
логопедическому направлению;
Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.
На подготовительном этапе было проведено:
Подбор информации о лего-конструкторе, его значимости в развитии детей.
Приобретение лего-конструктора, специального контейнера для хранения.
Основной этап включил в себя:
Время
проведения
мероприяти
я
Работа с детьми
Работа с родителями
Сентябрь
Диагностика речевого развития
детей.
Родительское собрание в форме
круглого стола «Особенности
речевого развития детей 5-6
лет».
Проект «Использование
элементов лего-конструирования
на логопедических занятиях».
Октябрь
Конструирование игровых моделей
положения языка при выполнении
артикуляционной гимнастики
(«лопаточка», «чашечка», «грибок»,
«горка», «качели»);
Конструирование игрушек для игр-
звукоподражаний;
Конструирование изучаемых букв;
Практикум на тему:
«Организация и проведение
артикуляционной гимнастики».
Ноябрь
При помощи лего - конструктора
моделирование звуков (гласный –
согласный).
Дифференциация звуков по
твердости-мягкости с
использованием лего-конструктора.
Конструирование изучаемых букв;
Открытое занятие для родителей.
Практикум на тему: «Развиваем
фонематический слух».
Декабрь
При помощи лего - конструктора
моделирование звуков, слогов и схем
слов при формировании звукового
анализа и синтеза.
Автоматизация с опорой на лего-
конструктор.
Конструирование изучаемых букв;
Практикум: «Автоматизация
поставленных звуков –
важнейший этап!».
Январь
Отработка чистоговорок по лего-
дорожкам, нажимая на лего-
кнопочки.
Работа над слоговой структурой
слова с использованием лего-
конструктора.
Конструирование изучаемых букв;
Консультация: «Чистоговорки и
скороговорки в логопедической
работе».
Февраль
Проведение речевых игр по развитию
лексико-грамматического строя речи
с использованием лего-
конструирования.
Составление рассказов по заданной
Родительское собрание «Итоги
первого полугодия».
Консультация «Речевые игры».
постройке.
Конструирование изучаемых букв;
Март
При помощи лего - конструктора
моделирование звуков, слогов и схем
слов при формировании звукового
анализа и синтеза.
Конструирование изучаемых букв;
Консультация « Игры для
пальчиков».
Индивидуальные консультации о
ходе коррекционной работы.
Апрель
При помощи лего - конструктора
моделирование звуков, слогов и схем
слов при формировании звукового
анализа и синтеза.
Конструирование изучаемых букв;
Консультация «Слушаем
внимательно – говорим
старательно!».
Индивидуальные консультации о
ходе коррекционной работы.
Май
Проведение речевых игр по развитию
лексико-грамматического строя речи
с использованием лего-
конструирования.
Составление рассказов по заданной
постройке.
При помощи лего - конструктора
моделирование звуков, слогов и схем
слов при формировании звукового
анализа и синтеза.
Конструирование изучаемых букв;
Собрание: «Итоги года» -
подведение итогов
коррекционной работы,
рекомендации на летний период.
Подведение итогов по проекту
««Использование элементов
лего-конструирования на
логопедических занятиях».
«Логопедическая сказка с
участием детей».
Логопедическая викторина
«Здравствуй, лето».
В своей работе разработала и проводила такие игры:
Игра «Приготовь бутерброд или пирожное»
Цели:
1.
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
2.
Развитие фонематического восприятия.
3.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего дупло, предметные картинки.
Ход игры
Игрок 1-2 человека называют картинку и за это получают деталь Лего. Кто
быстрее соберет гамбургер, тот и выиграл.
Логопед: " Перед вами детали Лего. Кто правильно назовет картинку, тот
получит деталь. Кто первый приготовит бутерброд, тот победил"
Игра «Слушай внимательно, выполняй старательно»
Цели:
1.Развитие слухового внимания.
2. Закрепление понятий «вверху – внизу», «справа – слева».
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего, пластина.
Ход игры
Может участвовать 1-2 игрока. По словесной инструкции логопеда ребенок
размещает детали Лего на пластине.
Игра «Колодец»
Цели:
1.Автоматизация звука Л в предложениях.
2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего дупло, предметные картинки со звуком Л.
Ход игры
Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается построить колодец. Затем
предметные картинки опускаются в колодец и ребенок проговаривает: «В
колодец упал…лук» и т.д. Потом предлагается достать картинки,
проговаривая: «Я достал из колодца…»
Игра «Придумай историю»
Цели:
1.Автоматизация звука С в предложениях.
2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего дупло, лего-человечки, предметные картинки
со звуком С.
Ход игры
Ребенку предлагается выбрать человечков для игры. Придумываются имена
Соня и Саня. Затем ребенок выполняет игровые действия с конструктором и
предметными картинками. Ребенок составляет предложения, следя за
правильным произношением звука С. (Соня и Саня сидят за столом. Соня ест
сливу. Саня ест ананас. Соня пьет сок из стакана. Поехала на автобусе. Саня
полетел на самолете. Соня увидела лису. Саня увидел сову и т.д.).
Игра «Картина»
Цели:
1.Упражнять в подборе слов признаков.
2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего дупло, пластина, предметная или сюжетная
картинка.
Ход игры
Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается сделать рамку для картины
из элементов конструктора Лего. При этом, на каждую деталь подбирается
слово – признак к картине.
Игра «Разноцветная дорожка»
Цели:
1.Упражнять в подборе слов антонимов.
2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего, пластина.
Ход игры
Может участвовать 1игрок. Ребенок и логопед совместно выкладывают
дорожку из разноцветных элементов Лего. На каждый элемент, ребенок
должен назвать слово с противоположным значением
Игра «На полянке»
Цели:
1.Автоматизация звуков Ж, Ч.
2.Развитие фонематического восприятия.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего дупло, маленькие игрушки пчела, кузнечик.
Ход игры
Ребенку предлагается посадить на полянке цветы.
Логопед: На полянку прилетела пчела. Пчела летала, медок собирала и
громко жужжала: Жжжжж.
Ребенок произносит звук Ж, играя с пчелой.
Логопед: На полянке появился кузнечик. Кузнечик прыгает :Чччч.
Ребенок повторяет за логопедом.
Игра «Тихо-громко»
Цели:
1.Автоматизация звуков в слогах.
2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор лего, пластина.
Ход игры
Ребенку предлагается выложить дорожку из элементов лего разной высоты,
при этом повторяя заданный слог, если выше – громко, ниже – тихо.
Игра «Найди место звука в слове»
Цели:
1.Развитие фонематического слуха.
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего, пластина, предметные картинки с заданным
звуком.
Ход игры.
Ребенку предлагается картинка, в которой нужно определить место
заданного звука. Ребенок кладет под картинку длинный кирпичик желтого
цвета и прикрепляет модель звука либо вначале, либо в середине, либо в
конце.
С помощью конструктора Лего дети могут выкладывать схемы слов и схемы
предложений. Для лучшего запоминания образа буквы также используется
Лего-конструктор, при этом задействуется зрительный, тактильный и
кинестетический анализатор.
В своей работе мне хотелось:
пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления
звукопроизношения;
расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
повысить познавательную активность и работоспособность детей;
активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание
заниматься;
Логопедическая работа с использованием лего-конструирования сделала
коррекционный
логопедический
процесс
более
результативным.
Дети воспринимают
занятия
как
игру,
которая
не
вызывает
у
них
негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному
выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного
материала. Использование элементов Лего-конструирования способствовало
выработка
устойчивой
мотивации
и
положительного
эмоционального
настроя на логопедические занятия.
В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении.