Напоминание

Использование легоконструирования в логопедии


Автор: Пискунова Вероника Григорьевна
Должность: Логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "ЛЕГОПОЛИС"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Использование легоконструирования в логопедии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

660130, г.Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79

Логопедический проект

«Использование элементов

лего-конструирования

на логопедических занятиях»

Разработала

Учитель-логопед

Плотникова

Татьяна Николаевна

Красноярск 2019

Актуальность проекта:

На сегодняшний день очень часто тяжелые нарушения речи у детей

сопровождаются сопутствующими и вторичными отклонениями в развитии

нервно-психической сферы. К ним относятся отрицательные личностные

проявления,

нарушения

эмоционально-волевой

сферы

(повышенная

возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм и др.). Нередко

встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а

также снижение общей работоспособности. Зачастую такие дети даже в 5-6

лет оказываются психологически неготовыми к активному участию в

логопедической деятельности.

Чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил

ребенку, был для него интересен, необходим постоянный поиск современных

эффективных приемов работы. Большую помощь в преодолении трудностей

оказывают игровые приемы и формы работы.

Именно поэтому в своей работе я стала использовать элементы лего-

конструирования. Ведь современный дошкольник всегда выбирает Лего!

Лего – это конструктор для всех возрастных категорий детей. Он хорошо

знаком детям дошкольного возраста, его использование на занятиях может

вызывать устойчивый интерес и формировать положительную мотивацию,

что приведет впоследствии к желаемому результату.

Фирмой Лего предлагается широкий выбор наборов, которые могут

быть использованы в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР I,

II и III уровней.

Работа с лего-конструктором позволяет раскрыть индивидуальность

каждого ребенка.

Лего

-

конструктором

включаются

различные

группы

мышц,

происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы

оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга,

а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение Лего-технологий,

ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в

логопедической работе.

Применение Лего на логопедических занятиях позитивно отражается на

качестве коррекции и обучения, так как способствует:

Тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь.

Овладению звуко-буквенным анализом

Развитию у детей сенсорных представлений (детали конструктора различной

формы и цвета);

Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти,

внимания, мышления);

Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук

(оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры

головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).

Развитию лексико-грамматических категорий;

Автоматизации и дифференциации звуков в ходе игры (выстраивание

«волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит»,

называя соответствующие слоги и слова);

Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также

развитию и слого-звуковым составом слов (применяются кирпичики с

традиционным

цветовым

обозначением

гласных,

твердых

и

мягких

согласных);

Формированию пространственной ориентации (классическая профилактика

нарушений письма).

Цель проекта

:

создать условия для успешного развития речи дошкольников

с тяжелыми нарушениями речи при использовании элементов лего-

конструирования.

Задачи проекта:

пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления

звукопроизношения;

расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

повысить познавательную активность и работоспособность детей;

активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание

заниматься;

повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей;

привлечь родителей к сотрудничеству.

Продолжительность проекта:

9 месяцев (сентябрь 2018 г.- май 2019г.)

Участники проекта

:

учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Предполагаемые результаты:

Положительная динамика речевого развития детей.

Выработка

устойчивой

мотивации

и

положительного

эмоционального

настроя на логопедические занятия.

Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-

логопедическому направлению;

Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.

На подготовительном этапе было проведено:

Подбор информации о лего-конструкторе, его значимости в развитии детей.

Приобретение лего-конструктора, специального контейнера для хранения.

Основной этап включил в себя:

Время

проведения

мероприяти

я

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Диагностика речевого развития

детей.

Родительское собрание в форме

круглого стола «Особенности

речевого развития детей 5-6

лет».

Проект «Использование

элементов лего-конструирования

на логопедических занятиях».

Октябрь

Конструирование игровых моделей

положения языка при выполнении

артикуляционной гимнастики

(«лопаточка», «чашечка», «грибок»,

«горка», «качели»);

Конструирование игрушек для игр-

звукоподражаний;

Конструирование изучаемых букв;

Практикум на тему:

«Организация и проведение

артикуляционной гимнастики».

Ноябрь

При помощи лего - конструктора

моделирование звуков (гласный –

согласный).

Дифференциация звуков по

твердости-мягкости с

использованием лего-конструктора.

Конструирование изучаемых букв;

Открытое занятие для родителей.

Практикум на тему: «Развиваем

фонематический слух».

Декабрь

При помощи лего - конструктора

моделирование звуков, слогов и схем

слов при формировании звукового

анализа и синтеза.

Автоматизация с опорой на лего-

конструктор.

Конструирование изучаемых букв;

Практикум: «Автоматизация

поставленных звуков –

важнейший этап!».

Январь

Отработка чистоговорок по лего-

дорожкам, нажимая на лего-

кнопочки.

Работа над слоговой структурой

слова с использованием лего-

конструктора.

Конструирование изучаемых букв;

Консультация: «Чистоговорки и

скороговорки в логопедической

работе».

Февраль

Проведение речевых игр по развитию

лексико-грамматического строя речи

с использованием лего-

конструирования.

Составление рассказов по заданной

Родительское собрание «Итоги

первого полугодия».

Консультация «Речевые игры».

постройке.

Конструирование изучаемых букв;

Март

При помощи лего - конструктора

моделирование звуков, слогов и схем

слов при формировании звукового

анализа и синтеза.

Конструирование изучаемых букв;

Консультация « Игры для

пальчиков».

Индивидуальные консультации о

ходе коррекционной работы.

Апрель

При помощи лего - конструктора

моделирование звуков, слогов и схем

слов при формировании звукового

анализа и синтеза.

Конструирование изучаемых букв;

Консультация «Слушаем

внимательно – говорим

старательно!».

Индивидуальные консультации о

ходе коррекционной работы.

Май

Проведение речевых игр по развитию

лексико-грамматического строя речи

с использованием лего-

конструирования.

Составление рассказов по заданной

постройке.

При помощи лего - конструктора

моделирование звуков, слогов и схем

слов при формировании звукового

анализа и синтеза.

Конструирование изучаемых букв;

Собрание: «Итоги года» -

подведение итогов

коррекционной работы,

рекомендации на летний период.

Подведение итогов по проекту

««Использование элементов

лего-конструирования на

логопедических занятиях».

«Логопедическая сказка с

участием детей».

Логопедическая викторина

«Здравствуй, лето».

В своей работе разработала и проводила такие игры:

Игра «Приготовь бутерброд или пирожное»

Цели:

1.

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

2.

Развитие фонематического восприятия.

3.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, предметные картинки.

Ход игры

Игрок 1-2 человека называют картинку и за это получают деталь Лего. Кто

быстрее соберет гамбургер, тот и выиграл.

Логопед: " Перед вами детали Лего. Кто правильно назовет картинку, тот

получит деталь. Кто первый приготовит бутерброд, тот победил"

Игра «Слушай внимательно, выполняй старательно»

Цели:

1.Развитие слухового внимания.

2. Закрепление понятий «вверху – внизу», «справа – слева».

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего, пластина.

Ход игры

Может участвовать 1-2 игрока. По словесной инструкции логопеда ребенок

размещает детали Лего на пластине.

Игра «Колодец»

Цели:

1.Автоматизация звука Л в предложениях.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, предметные картинки со звуком Л.

Ход игры

Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается построить колодец. Затем

предметные картинки опускаются в колодец и ребенок проговаривает: «В

колодец упал…лук» и т.д. Потом предлагается достать картинки,

проговаривая: «Я достал из колодца…»

Игра «Придумай историю»

Цели:

1.Автоматизация звука С в предложениях.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, лего-человечки, предметные картинки

со звуком С.

Ход игры

Ребенку предлагается выбрать человечков для игры. Придумываются имена

Соня и Саня. Затем ребенок выполняет игровые действия с конструктором и

предметными картинками. Ребенок составляет предложения, следя за

правильным произношением звука С. (Соня и Саня сидят за столом. Соня ест

сливу. Саня ест ананас. Соня пьет сок из стакана. Поехала на автобусе. Саня

полетел на самолете. Соня увидела лису. Саня увидел сову и т.д.).

Игра «Картина»

Цели:

1.Упражнять в подборе слов признаков.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, пластина, предметная или сюжетная

картинка.

Ход игры

Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается сделать рамку для картины

из элементов конструктора Лего. При этом, на каждую деталь подбирается

слово – признак к картине.

Игра «Разноцветная дорожка»

Цели:

1.Упражнять в подборе слов антонимов.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего, пластина.

Ход игры

Может участвовать 1игрок. Ребенок и логопед совместно выкладывают

дорожку из разноцветных элементов Лего. На каждый элемент, ребенок

должен назвать слово с противоположным значением

Игра «На полянке»

Цели:

1.Автоматизация звуков Ж, Ч.

2.Развитие фонематического восприятия.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, маленькие игрушки пчела, кузнечик.

Ход игры

Ребенку предлагается посадить на полянке цветы.

Логопед: На полянку прилетела пчела. Пчела летала, медок собирала и

громко жужжала: Жжжжж.

Ребенок произносит звук Ж, играя с пчелой.

Логопед: На полянке появился кузнечик. Кузнечик прыгает :Чччч.

Ребенок повторяет за логопедом.

Игра «Тихо-громко»

Цели:

1.Автоматизация звуков в слогах.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор лего, пластина.

Ход игры

Ребенку предлагается выложить дорожку из элементов лего разной высоты,

при этом повторяя заданный слог, если выше – громко, ниже – тихо.

Игра «Найди место звука в слове»

Цели:

1.Развитие фонематического слуха.

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего, пластина, предметные картинки с заданным

звуком.

Ход игры.

Ребенку предлагается картинка, в которой нужно определить место

заданного звука. Ребенок кладет под картинку длинный кирпичик желтого

цвета и прикрепляет модель звука либо вначале, либо в середине, либо в

конце.

С помощью конструктора Лего дети могут выкладывать схемы слов и схемы

предложений. Для лучшего запоминания образа буквы также используется

Лего-конструктор, при этом задействуется зрительный, тактильный и

кинестетический анализатор.

В своей работе мне хотелось:

пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления

звукопроизношения;

расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

повысить познавательную активность и работоспособность детей;

активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание

заниматься;

Логопедическая работа с использованием лего-конструирования сделала

коррекционный

логопедический

процесс

более

результативным.

Дети воспринимают

занятия

как

игру,

которая

не

вызывает

у

них

негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному

выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного

материала. Использование элементов Лего-конструирования способствовало

выработка

устойчивой

мотивации

и

положительного

эмоционального

настроя на логопедические занятия.

В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении.



В раздел образования