Авторы: Бухикало Лариса Сергеевна, Абрашитова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШИ № 117 им. Т.С.Зыковой
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: описание проекта
Тема: "Войди в природу другом"
Раздел: начальное образование
ГОСУДАРСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 117 им. Т.С.Зыковой г.о.Самара
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ВОЙДИ В ПРИРОДУ ДРУГОМ»
(краткое описание)
Выполнили воспитатели:
Бухикало Л.С.
Абрашитова Т.А.
Концепция ФГОС общего образования включает Базовые национальные
ценности Российского общества раздел Природа: эволюция – родная земля –
заповедная природа – планета Земля – экологическое сознание. В данном
проекте Природа как важнейший ресурс для развития детей с ограниченны-
ми возможностями здоровья.
Воспитательное
значение
родной
природы
трудно
переоценить,
это
могущественный
источник
из
которого
ребенок
черпает
знания
и
впечатления.
Дети
замечают
все:
крохотного
паучка,
жучка
в
густой
траве,
муравьишку, бабочку
на лесной лужайке, они открывают для себя новый
мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, спросить сто
раз «почему».
Поэтому участие в проекте это
маленький шажок к экологической
культуре, капля в том мире жизненного опыта, который формирует личность
ребенка,
в
результате
чего
вырабатываются
трудовые
навыки,
чувство
постоянной заботы, ответственности, самостоятельности, что способствует
положительному
развитию
личности
воспитанников
с
ограниченными
возможностями здоровья
В наши дни экологическая проблема приобрела глобальный характер.
Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в
совершенно
ином,
гармоничном
сосуществовании
с
природой,
в
психологической готовности беречь природные ценности всегда и везде.
Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред,
но не понимают почему.
Актуальность данной темы заключается в том, что человек это часть
природы,
но именно люди часто наносят природе большие и маленькие
раны: загрязняют водоемы, уничтожают целые виды растений и животных –
и
это
тревожный
сигнал,
призывающий
нас
разумно
относиться
к
окружающему нас миру.
Задача взрослых, и в частности нас воспитателей т.к. ребенок, живу-
щий в школе-интернате большую часть времени проводит с нами, сделать
так, чтобы понятия природа, красота, малая родина забота и дружба стали
потребностью и помогли открыть ребенку удивительный и прекрасный мир,
который стал бы неотъемлемой частью его жизни. Долг и задача воспитателя
- научить детей беречь это богатство для последующих поколений.
Занимаясь разработкой проекта мы, как воспитатели,
поставили перед
собой задачи научить наших детей экологически сообразному поведению и
способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как
части общей культуры взаимоотношений, так и отношения человека к приро-
де.
Чтобы эти задачи превратились в норму поведения каждого человека,
необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответствен-
ности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию
по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.
В ходе реализации проекта для вовлечения детей с ОВЗ в активную при-
родоохранительную деятельность и формирования интереса к природе родно-
го края были проведены следующие мероприятия:
Для развития экологической культуры разработаны и проведены
тематические
походы,
экологические
акции
в
лесопарковой
зоне
15
микрорайона. Изготовлены и размещены кормушки и скворечники для птиц
во дворе школы и парке металлургов.
Для развития эстетического вкуса: организованы выставки рисунков,
поделок и гербариев, созданы книжки-малышки для учащихся школы.
С целью развития мышления и наблюдательности детей, в проект
включены экологические игры: «Представь себе, что ты паучок», «Если бы
ты
был
бабочкой»,
«По
муравьиной
тропе»,
«Пчела
защищается
вынужденно»,
задания
творческого
характера,
разработаны
правила
поведения в походе.
Для развития эмоциональной сферы участников проекта в план
занятий включено чтение сказок и литературных произведений, разучивание
стихов, театрализованные представления.
Формированию интереса к здоровому образу жизни детей с ОВЗ
способствуют экскурсии и целевые прогулки: «День природы», «День леса»,
операция «Зелёная аптека» - сбор и изучение лекарственных растений;
Реализация проекта начата в октябре 2016 года и в нем уже поучаство-
вало 48 детей 1-5 классов и 5 воспитателей.
Предполагаемый результат по проекту:
-
получение
первоначальных
навыков экологического
грамотного
и
безопасного для природы и для самого ребенка поведения
-
приобретение
таких
личностных
качеств
как
уважение,
забота,
понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков,
сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ;
Вывод: Таким образом, для
детей данный проект не только должен
заполнить
время
отдыха
и
научить
детей
с
ОВЗ
понимать,
любить,
заботиться о родной природе, но и дать возможность развития личностного
роста и самосовершенствования ребенка.
Участие в проекте поможет воспитателям:
- Формировать у детей, начиная с младшего возраста, навыки бережного
отношения к животному и растительному миру, рационального использова-
ния, защиты и улучшения окружающей среды, воспитывать нетерпимое отно-
шение ко всему, что разрушает, ухудшает природу.