Напоминание

роль школьного музея


Автор: Волосатова Нина Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №13"
Населённый пункт: село Надежда
Наименование материала: статья
Тема: роль школьного музея
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль школьного музея в образовательном и воспитательном

процессе МБОУ «СОШ №13»

«Истинная нравственность растет из сердца

при плодотворном содействии светлых лучей разума.

Ее мерило — не слова, а практическая деятельность.»

Белинский В.Г.

Проблема

духовно-нравственного

воспитания

обучающихся

на

сегодняшний день является одной из наиболее важных и актуальной в

современной школе. Основной целью духовно-нравственного воспитания

является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной

культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее

культурно-историческому прошлому.

Патриотизм, как многогранное по

своему содержанию понятие, включает в себя:

– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за

свой народ;

– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к

расовой и национальной неприязни;

ощущение

неразрывности

с

окружающим,

желание

сохранить,

приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и

служить его интересам.

Решение данной задачи во многом принадлежит нашему школьному музею,

деятельность которого

направлена на формирование социально-активной

позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного

начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает

непосредственный контакт обучающегося с историческими материалами,

элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.

В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как

о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение

учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о

средстве духовного, патриотического, даже экологического воспитания.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так

как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.

Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в

духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания

является одной из важнейших задач школьного музея МБОУ «СОШ №13».

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании

музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров,

конференций

способствует

заполнению

их

досуга.

В

процессе

исследовательской

деятельности

учащиеся

овладевают

различными

приемами

и

навыками

краеведческой

и

музейной

профессиональной

деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных

дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

Учащиеся школы, их родители, односельчане с удовольствием посещают

наш школьный музей, а некоторые проявляют особую заинтересованность.

Именно

они

и

становятся

школьными

экскурсоводами,

занимаются

поисково-исследовательской

работой,

помогают

в

реставрационной

деятельности, оформляют школьный музей. О работе школьного музея

известно на селе. Всё больше жителей проявляют интерес, несут очень

ценные и дорогие сердцу экспонаты, часто очень древние, вызывающие

неподдельный интерес у учащихся и учителей школы.

Формы нашей работы достаточно разнообразны: стали традиционным акции

милосердия, выставки, конкурсы, праздники, музейные уроки. Все это

позволяет сделать работу музея интересной для учащихся и способствует их

духовно – нравственному воспитанию. Именно с любви к своей малой

Родине начинается любовь к своему Отечеству, России и этому всецело

способствует практическая деятельность нашего школьного музея. Наш

музей – открытая система. Мы рады всем: тем, кто хочет его осмотреть, тем,

кто участвует в пополнении его фондов, коллегам, которые сотрудничают с

нами. Мы думаем и приложим все усилия, чтобы и впредь наш музей

оставался живой саморазвивающейся системой с такой предметно –

пространственной

средой,

которая

бы

позволяла

устанавливать

коммуникативные

связи,

и

тем

самым

открывать

детям

прошлое,

осмысливать его, формируя при этом вечные ценности: добро, любовь,

гордость.

В заключении нельзя не признать, что работа педагогов, а самое главное

учащихся школы, актива совета музея несет фундаментальную закладку в

духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм,

желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком,

но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей

воспитательной работы в любом образовательном учреждении.

За прошедшие годы работы музея через него прошли несколько сотен

человек. Для них эта деятельность не прошла бесследно. Дети стали более

инициативными,

коммуникабельными,

а

самое

главное,

научились

сопереживать, сочувствовать, понимать, что важно хранить память, быть

благородными и благодарными, не стали

«Иванами, не помнящими

родства». И как результат плодотворной работы музея, его руководителей,

активистов – многочисленные победы на конкурсах не только регионального

уровня, но также победы и на федеральном уровне.



В раздел образования