Автор: Волосатова Нина Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №13"
Населённый пункт: село Надежда
Наименование материала: статья
Тема: роль школьного музея
Раздел: дополнительное образование
Роль школьного музея в образовательном и воспитательном
процессе МБОУ «СОШ №13»
«Истинная нравственность растет из сердца
при плодотворном содействии светлых лучей разума.
Ее мерило — не слова, а практическая деятельность.»
Белинский В.Г.
Проблема
духовно-нравственного
воспитания
обучающихся
на
сегодняшний день является одной из наиболее важных и актуальной в
современной школе. Основной целью духовно-нравственного воспитания
является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной
культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее
культурно-историческому прошлому.
Патриотизм, как многогранное по
своему содержанию понятие, включает в себя:
– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за
свой народ;
– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к
расовой и национальной неприязни;
–
ощущение
неразрывности
с
окружающим,
желание
сохранить,
приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и
служить его интересам.
Решение данной задачи во многом принадлежит нашему школьному музею,
деятельность которого
направлена на формирование социально-активной
позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного
начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает
непосредственный контакт обучающегося с историческими материалами,
элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.
В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как
о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение
учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о
средстве духовного, патриотического, даже экологического воспитания.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так
как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.
Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в
духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания
является одной из важнейших задач школьного музея МБОУ «СОШ №13».
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании
музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров,
конференций
способствует
заполнению
их
досуга.
В
процессе
исследовательской
деятельности
учащиеся
овладевают
различными
приемами
и
навыками
краеведческой
и
музейной
профессиональной
деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных
дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Учащиеся школы, их родители, односельчане с удовольствием посещают
наш школьный музей, а некоторые проявляют особую заинтересованность.
Именно
они
и
становятся
школьными
экскурсоводами,
занимаются
поисково-исследовательской
работой,
помогают
в
реставрационной
деятельности, оформляют школьный музей. О работе школьного музея
известно на селе. Всё больше жителей проявляют интерес, несут очень
ценные и дорогие сердцу экспонаты, часто очень древние, вызывающие
неподдельный интерес у учащихся и учителей школы.
Формы нашей работы достаточно разнообразны: стали традиционным акции
милосердия, выставки, конкурсы, праздники, музейные уроки. Все это
позволяет сделать работу музея интересной для учащихся и способствует их
духовно – нравственному воспитанию. Именно с любви к своей малой
Родине начинается любовь к своему Отечеству, России и этому всецело
способствует практическая деятельность нашего школьного музея. Наш
музей – открытая система. Мы рады всем: тем, кто хочет его осмотреть, тем,
кто участвует в пополнении его фондов, коллегам, которые сотрудничают с
нами. Мы думаем и приложим все усилия, чтобы и впредь наш музей
оставался живой саморазвивающейся системой с такой предметно –
пространственной
средой,
которая
бы
позволяла
устанавливать
коммуникативные
связи,
и
тем
самым
открывать
детям
прошлое,
осмысливать его, формируя при этом вечные ценности: добро, любовь,
гордость.
В заключении нельзя не признать, что работа педагогов, а самое главное
учащихся школы, актива совета музея несет фундаментальную закладку в
духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм,
желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком,
но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей
воспитательной работы в любом образовательном учреждении.
За прошедшие годы работы музея через него прошли несколько сотен
человек. Для них эта деятельность не прошла бесследно. Дети стали более
инициативными,
коммуникабельными,
а
самое
главное,
научились
сопереживать, сочувствовать, понимать, что важно хранить память, быть
благородными и благодарными, не стали
«Иванами, не помнящими
родства». И как результат плодотворной работы музея, его руководителей,
активистов – многочисленные победы на конкурсах не только регионального
уровня, но также победы и на федеральном уровне.