Напоминание

Информационный анализ методики разбора и последующего исполнения прелюдии ми-минор А.М. Иванова-Крамского в ДШИ на классической гитаре


Автор: Барсаев Камиль Камильевич
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУДО «ДШИ № 4»
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Информационный анализ методики разбора и последующего исполнения прелюдии ми-минор А.М. Иванова-Крамского в ДШИ на классической гитаре
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО «Детская школа искусств №4

Энгельсского муниципального района»

Информационный анализ методики разбора

и последующего исполнения прелюдии ми-

минор А.М. Иванова-Крамского

(обработка О. Зубченко)

в ДШИ на классической гитаре

методическая разработка

Барсаев Камиль

Камильевич,

преподаватель ДШИ № 4

Энгельсского района

2021 год

Аннотация

Целью статьи является анализ методики разбора и последующего

исполнения Прелюдии ми-минор А.М. Иванова-Крамского. Разрабатывая

данную проблему, автор проводит тщательный анализ информационных

источников и описывает этапы работы над произведением Особое внимание

уделено отработке технических приемов исполнения. Материалы статьи были

представлены на заседании отдела классической гитары и эстрадных

инструментов ДШИ № 4 г. Энгельса и получили одобрение педагогов.

Информационный анализ методики разбора и последующего

исполнения Прелюдии ми-минор А.М. Иванова-Крамского

(обработка О.Зубченко) в ДШИ на классической гитаре

А.М. Иванов-Крамской. Из биографии

Александр

Михайлович

Иванов-Крамской

-

русский

композитор,

исполнитель, педагог (1912 - 1973).

Творческая карьера Иванова-Крамского началась в 1932 году, когда он

впервые выступил на Всесоюзном радио. В дальнейшем работал в Малом

театре, с 1946 по 1952 — оркестром народных инструментов Гостелерадио.

В 1936 году Иванов-Крамской дебютировал как композитор, сочинив

«Лирический вальс для гитары соло». Иванов-Крамской — автор более пятисот

сочинений для гитары: двух концертов, сонат, обработок народных песен,

многочисленных пьес. Его музыка звучит в фильме «Несрочная весна».

После

войны

Иванову-Крамскому

первому

отечественному

концертирующему гитаристу — пришлось практически в одиночку вести борьбу

за жизнь классической гитары, за необходимость восстановить занятия по

классу гитары, которые были прекращены в середине 30-х гг.

В 1960 году по инициативе Иванова-Крамского класс шестиструнной

гитары был открыт в музыкальном училище при Московской консерватории, он

его и возглавил. Среди его учеников — многие известные гитаристы, педагоги и

композиторы. В 1970 году способствовал открытию класса гитары в Институте

культуры.

Иванов-Крамской — автор «Школы игры для шестиструнной гитары».

Его Прелюдия ми-минор — одно из произведений педагогического репертуара

ДМШ, часто используется в практике преподавания классической гитары.

Этапы работы над Прелюдией ми-минор

I.

Знакомство с произведением

На этом этапе целесообразно представить ученику сведения о

композиторе,

его

стиле,

его

творческом

наследии.

В

данном

случае

необходимо необходимо сделать акцент на том, какой вклад внес А.М.Иванов-

Крамской в отечественную музыкальную педагогику, насколько актуальным

является его творческое наследие как исполнителя и композитора.

Возможно предложить ученику самостоятельно дома познакомиться с

видеозаписями этого выдающегося музыканта, услышать его звук, увидеть

вдохновение артиста.

Знакомство с Прелюдией ми-минор должен провести педагог, исполнив

это произведение. В качестве дополнительного материала ученику нужно

предложить просмотр видеозаписи исполнения этой прелюдии. На наш взгляд,

интересное исполнение предлагает Вячеслав Шувалов (см. ссылку на

видеоролик): ученику можно объяснить, что этот исполнитель играет начало

произведения в другой позиции, используя другие струны, для более глубокого,

яркого звучания вибрато. Главная задача на этом этапе: помочь ученику

услышать правильную трактовку классического произведения, почувствовать

звучание инструмента, глубокий, насыщенный звук.

II.

Разучивание

.

Основными предпосылками для успешного разучивания являются:

воспитание у ученика свободной и естественной посадки, правильной

постановки рук,

организация

и

освоение

целесообразных

игровых

движений,

обусловленных

художественно-техническими

задачами

игры

на

классической гитаре,

знание нотной грамоты, динамических оттенков, умение пропеть

написанную мелодию.

Анализ нотного материала

На этом этапе проводится анализ нотного материала. Открываем ноты

перед учеником и анализируем. Прелюдия ми-минор в обработке О. Зубченко

дополнена вариациями. По форме делится на две части: тема и вариации

(тема: см. рис. 1).

рис. 1

вариации: см. рис. 2

Прелюдия

Ми-минор

А.М.

Иванова-Крамского

-

полноценное

самостоятельное произведение для классической гитары. В начале занятия

необходимо:

1.

настроить гитару (для этого рекомендуем сочетать различные способы -

онлайн приложение для смартфонов, стационарные тюнеры-”прищепки”,

собственный слух);

2.

проследить за посадкой ученика (правильная посадка гитариста)

3.

обратить внимание ученика на тональность пьесы (ми-минор, при ключе

фа диез)

4.

объяснить ученику особенности музыкального счета (¾, начало из

затакта)

Разбор темы

Пьеса написана так, что в ней четко можно разделить мелодию и

аккомпанемент. Нижние ноты - мелодия, верхние ноты, записанные аккордами,

- это аккомпанемент.

В вариациях то же самое, только меняется фактура аккомпанемента:

вместо аккордов появляется арпеджио, а также меняется размер (4/4).

Разучивание мелодии

Разучивание мелодии - самый важный, ключевой этап для этого

произведения. В “Прелюдии” пальцем (p) исполняется мелодия, которую

необходимо выделять и играть громче, выразительнее, чем аккомпанемент.

Пальцы ( i, m, a) играют на верхних струнах приемом тирандо. А

мелодия

исполняется на нижних струнах приемом апояндо. Возможный

вариант: исполнение мелодии приемом тирандо. Дойдя до ноты до (3-й такт),

нужно

обязательно

приглушить

методом

демпфирования

предыдущую

открытую ноту ми, поставив на неё 3-й палец одновременно с 4-м на ноте до.

Таким образом мы остановим наслоение звучания. В этот момент можно

объяснить ученику, что это аккорд C-dur.

Таким же приемом мы должны приглушить ноту ми в 4-м такте,

поставив её одновременно с нотой си в 5-м такте.

Еще одна сложность - 7-й и 11-й такт: обычно их играют снятием ноты

си, ставя ре-диез первым пальцем, и аккорд до-диез - си - фа-диез вторым-

третьим пальцем. Это обычный вариант исполнения.

Для

эксперимента

предлагаю

интересный

вариант

с

дыханием

(цезурой): перед нотой ре-диез делается короткая цезура и ставится не нота

ре-диез, а Си-мажорный септаккорд. Этот вариант позволяет познакомить

ученика с полным аккордом - Си-мажорным септаккордом (H

7

).

То же самое необходимо сделать в 11-м такте. Таким образом мы

снимем ноту си, и она не будет накладываться на ре-диез.

Следующий этап - разбор вариаций. Меняется форма аккомпанемента

(арпеджио), мелодия остается та же. В пятом такте вариаций меняется размер

(4/4). Нужно обратить внимание ученика на смену размера и потребовать у

ученика обязательно играть со счетом: счет при разучивании необходим.

Гармония остается та же самая, решения демпфирования остаются те же, что

и при разучивании темы. Есть сложный момент - в шестом такте вариаций при

переходе ля-минорного секстаккорда к двойной доминанте. Решить проблему

перехода

от

одного

аккорда

очень

легко,

укоротив

последнюю

ноту

(шестнадцатую ля) в левой руке и как бы наслаивая на неё бас ля-диез.

В седьмом такте вариаций необходимо сделать цезуру при переходе от

кадансового квартсекстаккорда к доминантсептаккорду так же точно, как было

сделано в 1-й части произведения:

То же самое мы делаем в конце, в предпоследнем такте вариаций.

Работа над динамикой

Необходимо обращать внимание ученика на динамику звука мелодии и

аккомпанемента. Мелодия должна звучать громче, очень сочно. Для этого

нужно проводить акцентирование сильных долей, в произведении они в

основном звучат половинными длительностями и исполнять их приемом

вибрато. В данном случае можно сравнить звук гитары с виолончелью.

Эффект вибрато на гитаре достигается путем перекатывания подушечки

пальца параллельно струне.

Сначала нужно поставить звук, чтобы была правильная интонация, а

только потом легким движением кисти параллельно струнам, очень аккуратно,

слушая глубину звучания, можно делать движения. Конечно, мелодию для

более сочного и глубокого звучания нужно исполнять приемом апояндо (с

опорой). Аккомпанемент исполняется тише мелодии, приемом тирандо

(щипком), в теме - аккордами, в вариациях - арпеджио. Звуки аккомпанемента

должны быть четкими, желательно одной громкости. Можно добавить остроты

в звучании, изменив этим тембр и отделив глубокое звучание темы от острого

звучания аккомпанемента. В конце пьесы необходимо сделать ritenuto.

Прелюдия ми-минор носит выраженный романтический характер (темп

animato - “одушевленно” - это, скорее, не темп, а состояние души), по жанру

напоминает русский романс. В этот момент педагог должен сыграть

произведение, выполнив точно всю динамику, заложенную автором.

ПРИМЕЧАНИЯ

.

1.

Иванов-Крамской А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре.- «Музыка»

М., 1979.

2.

Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре.- «Тоника» М.,

1991.

3.

Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре.- «Тоника» М.,

1991.

4.

Матохин С. Н. Некоторые актуальные проблемы методики обучения на

шестиструнной гитаре. Методические рекомендации. – Волгоград, 2005

5.

Руднев С.И. Русский стиль игры на классической гитаре.– «Ясная

поляна», Тула, 2002.

6.

Шарнассе Э. Шестиструнная гитара.- «Музыка» М., 1991.

7.

Ю. А. Финкельштейн. Произведения А. Иванова-Крамского для классической

гитары.



В раздел образования