Автор: Барсаев Камиль Камильевич
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУДО «ДШИ № 4»
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Информационный анализ методики разбора и последующего исполнения прелюдии ми-минор А.М. Иванова-Крамского в ДШИ на классической гитаре
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Детская школа искусств №4
Энгельсского муниципального района»
Информационный анализ методики разбора
и последующего исполнения прелюдии ми-
минор А.М. Иванова-Крамского
(обработка О. Зубченко)
в ДШИ на классической гитаре
методическая разработка
Барсаев Камиль
Камильевич,
преподаватель ДШИ № 4
Энгельсского района
2021 год
Аннотация
Целью статьи является анализ методики разбора и последующего
исполнения Прелюдии ми-минор А.М. Иванова-Крамского. Разрабатывая
данную проблему, автор проводит тщательный анализ информационных
источников и описывает этапы работы над произведением Особое внимание
уделено отработке технических приемов исполнения. Материалы статьи были
представлены на заседании отдела классической гитары и эстрадных
инструментов ДШИ № 4 г. Энгельса и получили одобрение педагогов.
Информационный анализ методики разбора и последующего
исполнения Прелюдии ми-минор А.М. Иванова-Крамского
(обработка О.Зубченко) в ДШИ на классической гитаре
А.М. Иванов-Крамской. Из биографии
Александр
Михайлович
Иванов-Крамской
-
русский
композитор,
исполнитель, педагог (1912 - 1973).
Творческая карьера Иванова-Крамского началась в 1932 году, когда он
впервые выступил на Всесоюзном радио. В дальнейшем работал в Малом
театре, с 1946 по 1952 — оркестром народных инструментов Гостелерадио.
В 1936 году Иванов-Крамской дебютировал как композитор, сочинив
«Лирический вальс для гитары соло». Иванов-Крамской — автор более пятисот
сочинений для гитары: двух концертов, сонат, обработок народных песен,
многочисленных пьес. Его музыка звучит в фильме «Несрочная весна».
После
войны
Иванову-Крамскому
—
первому
отечественному
концертирующему гитаристу — пришлось практически в одиночку вести борьбу
за жизнь классической гитары, за необходимость восстановить занятия по
классу гитары, которые были прекращены в середине 30-х гг.
В 1960 году по инициативе Иванова-Крамского класс шестиструнной
гитары был открыт в музыкальном училище при Московской консерватории, он
его и возглавил. Среди его учеников — многие известные гитаристы, педагоги и
композиторы. В 1970 году способствовал открытию класса гитары в Институте
культуры.
Иванов-Крамской — автор «Школы игры для шестиструнной гитары».
Его Прелюдия ми-минор — одно из произведений педагогического репертуара
ДМШ, часто используется в практике преподавания классической гитары.
Этапы работы над Прелюдией ми-минор
I.
Знакомство с произведением
На этом этапе целесообразно представить ученику сведения о
композиторе,
его
стиле,
его
творческом
наследии.
В
данном
случае
необходимо необходимо сделать акцент на том, какой вклад внес А.М.Иванов-
Крамской в отечественную музыкальную педагогику, насколько актуальным
является его творческое наследие как исполнителя и композитора.
Возможно предложить ученику самостоятельно дома познакомиться с
видеозаписями этого выдающегося музыканта, услышать его звук, увидеть
вдохновение артиста.
Знакомство с Прелюдией ми-минор должен провести педагог, исполнив
это произведение. В качестве дополнительного материала ученику нужно
предложить просмотр видеозаписи исполнения этой прелюдии. На наш взгляд,
интересное исполнение предлагает Вячеслав Шувалов (см. ссылку на
видеоролик): ученику можно объяснить, что этот исполнитель играет начало
произведения в другой позиции, используя другие струны, для более глубокого,
яркого звучания вибрато. Главная задача на этом этапе: помочь ученику
услышать правильную трактовку классического произведения, почувствовать
звучание инструмента, глубокий, насыщенный звук.
II.
Разучивание
.
Основными предпосылками для успешного разучивания являются:
●
воспитание у ученика свободной и естественной посадки, правильной
постановки рук,
●
организация
и
освоение
целесообразных
игровых
движений,
обусловленных
художественно-техническими
задачами
игры
на
классической гитаре,
●
знание нотной грамоты, динамических оттенков, умение пропеть
написанную мелодию.
Анализ нотного материала
На этом этапе проводится анализ нотного материала. Открываем ноты
перед учеником и анализируем. Прелюдия ми-минор в обработке О. Зубченко
дополнена вариациями. По форме делится на две части: тема и вариации
(тема: см. рис. 1).
рис. 1
вариации: см. рис. 2
Прелюдия
Ми-минор
А.М.
Иванова-Крамского
-
полноценное
самостоятельное произведение для классической гитары. В начале занятия
необходимо:
1.
настроить гитару (для этого рекомендуем сочетать различные способы -
онлайн приложение для смартфонов, стационарные тюнеры-”прищепки”,
собственный слух);
2.
проследить за посадкой ученика (правильная посадка гитариста)
3.
обратить внимание ученика на тональность пьесы (ми-минор, при ключе
фа диез)
4.
объяснить ученику особенности музыкального счета (¾, начало из
затакта)
Разбор темы
Пьеса написана так, что в ней четко можно разделить мелодию и
аккомпанемент. Нижние ноты - мелодия, верхние ноты, записанные аккордами,
- это аккомпанемент.
В вариациях то же самое, только меняется фактура аккомпанемента:
вместо аккордов появляется арпеджио, а также меняется размер (4/4).
Разучивание мелодии
Разучивание мелодии - самый важный, ключевой этап для этого
произведения. В “Прелюдии” пальцем (p) исполняется мелодия, которую
необходимо выделять и играть громче, выразительнее, чем аккомпанемент.
Пальцы ( i, m, a) играют на верхних струнах приемом тирандо. А
мелодия
исполняется на нижних струнах приемом апояндо. Возможный
вариант: исполнение мелодии приемом тирандо. Дойдя до ноты до (3-й такт),
нужно
обязательно
приглушить
методом
демпфирования
предыдущую
открытую ноту ми, поставив на неё 3-й палец одновременно с 4-м на ноте до.
Таким образом мы остановим наслоение звучания. В этот момент можно
объяснить ученику, что это аккорд C-dur.
Таким же приемом мы должны приглушить ноту ми в 4-м такте,
поставив её одновременно с нотой си в 5-м такте.
Еще одна сложность - 7-й и 11-й такт: обычно их играют снятием ноты
си, ставя ре-диез первым пальцем, и аккорд до-диез - си - фа-диез вторым-
третьим пальцем. Это обычный вариант исполнения.
Для
эксперимента
предлагаю
интересный
вариант
с
дыханием
(цезурой): перед нотой ре-диез делается короткая цезура и ставится не нота
ре-диез, а Си-мажорный септаккорд. Этот вариант позволяет познакомить
ученика с полным аккордом - Си-мажорным септаккордом (H
7
).
То же самое необходимо сделать в 11-м такте. Таким образом мы
снимем ноту си, и она не будет накладываться на ре-диез.
Следующий этап - разбор вариаций. Меняется форма аккомпанемента
(арпеджио), мелодия остается та же. В пятом такте вариаций меняется размер
(4/4). Нужно обратить внимание ученика на смену размера и потребовать у
ученика обязательно играть со счетом: счет при разучивании необходим.
Гармония остается та же самая, решения демпфирования остаются те же, что
и при разучивании темы. Есть сложный момент - в шестом такте вариаций при
переходе ля-минорного секстаккорда к двойной доминанте. Решить проблему
перехода
от
одного
аккорда
очень
легко,
укоротив
последнюю
ноту
(шестнадцатую ля) в левой руке и как бы наслаивая на неё бас ля-диез.
В седьмом такте вариаций необходимо сделать цезуру при переходе от
кадансового квартсекстаккорда к доминантсептаккорду так же точно, как было
сделано в 1-й части произведения:
То же самое мы делаем в конце, в предпоследнем такте вариаций.
Работа над динамикой
Необходимо обращать внимание ученика на динамику звука мелодии и
аккомпанемента. Мелодия должна звучать громче, очень сочно. Для этого
нужно проводить акцентирование сильных долей, в произведении они в
основном звучат половинными длительностями и исполнять их приемом
вибрато. В данном случае можно сравнить звук гитары с виолончелью.
Эффект вибрато на гитаре достигается путем перекатывания подушечки
пальца параллельно струне.
Сначала нужно поставить звук, чтобы была правильная интонация, а
только потом легким движением кисти параллельно струнам, очень аккуратно,
слушая глубину звучания, можно делать движения. Конечно, мелодию для
более сочного и глубокого звучания нужно исполнять приемом апояндо (с
опорой). Аккомпанемент исполняется тише мелодии, приемом тирандо
(щипком), в теме - аккордами, в вариациях - арпеджио. Звуки аккомпанемента
должны быть четкими, желательно одной громкости. Можно добавить остроты
в звучании, изменив этим тембр и отделив глубокое звучание темы от острого
звучания аккомпанемента. В конце пьесы необходимо сделать ritenuto.
Прелюдия ми-минор носит выраженный романтический характер (темп
animato - “одушевленно” - это, скорее, не темп, а состояние души), по жанру
напоминает русский романс. В этот момент педагог должен сыграть
произведение, выполнив точно всю динамику, заложенную автором.
ПРИМЕЧАНИЯ
.
1.
Иванов-Крамской А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре.- «Музыка»
М., 1979.
2.
Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре.- «Тоника» М.,
1991.
3.
Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре.- «Тоника» М.,
1991.
4.
Матохин С. Н. Некоторые актуальные проблемы методики обучения на
шестиструнной гитаре. Методические рекомендации. – Волгоград, 2005
5.
Руднев С.И. Русский стиль игры на классической гитаре.– «Ясная
поляна», Тула, 2002.
6.
Шарнассе Э. Шестиструнная гитара.- «Музыка» М., 1991.
7.
Ю. А. Финкельштейн. Произведения А. Иванова-Крамского для классической
гитары.