Автор: Жигадлова Лилия Альбертовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 136
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС".
Раздел: дошкольное образование
Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО
Основная цель речевого развития - формирования устной речи и навыков
речевого
общения
с
окружающими
на
основе
овладения
литературным
языком.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в
виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения
дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью,
выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих
мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО
овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо
сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали
трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы
их речь была понятна окружающим),
обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного
фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей,
для
расширения
словаря
детей
создаются
благоприятные
условия
при
комплексно - тематическом планировании работы)
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и
монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение
грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в
предложения)
развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети
самостоятельно
составляют
простейшие
короткие
рассказы,
принимают
участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете
сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем для этого
условия)
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы
формирование
звуковой
аналитико-синтетической
активности
как
предпосылки обучения грамоте.
развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха,
(ребенок
усваивает
систему
ударений,
произношение
слов
и
умение
выразительно говорить, читать стихи)
Основные направления работы по развитию речи детей
1.Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в
соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит
общение.
2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной
речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по
родам,
числам,
падежам)
Синтаксис
(освоение
различных
типов
словосочетаний и предложений) Словообразование
4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая
речь (рассказывание)
5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение
звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса
к художественному слову.
Методы развития речи
Наглядные:
Непосредственное
наблюдение
и
его
разновидности
(Наблюдения
в
природе,
экскурсии)
Опосредованное
наблюдение
(изобразительная
наглядность:
рассматривание
игрушек
и
картин,
рассказывание по игрушкам, картинам)
Словесные:
чтение
и
рассказывание
художественных
произведений,
заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без
опоры на наглядный материал.
Практические:
дидактические
игры,
игры
-
драматизации,
инсценировки,
дидактические
упражнения,
пластические
этюды,
хороводные игры.
Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная языковая
среда,
обучение
родной
речи
на
занятиях,
художественная
литература,
изобразительное
искусство,
музыка,
театр,
занятия
по
другим
разделам
программы.
Одно
из
значимых
направлении
системы
дошкольного
образования является:
Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей
с художественной литературой.
Цель формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книги)
Задачи вызывать
интерес
к
художественной
литературе
как
средству
познания, приобщать к словесному искусству, воспитания культуры чувств и
переживаний, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие
художественного
восприятия
и
эстетического
вкуса,
формировать
и
совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество
через прототипы, данные в художественном тексте развитие литературной
речи.
Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса
к
художественному
слову:
ежедневное
чтение
детям
вслух
является
обязательным и рассматривается как традиция, в отборе художественных
текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей ,а также
способность
книги
конкурировать
с
видеотехникой
не
только
на
уровне
содержания
,
но
и
на
уровне
зрительного
ряда,
создание
по
поводу
художественной
литературы
детско-родительских
проектов
с
включением
различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной,
познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты
в
виде
книг
самоделок,
выставок
изобразительного
творчества,
макетов,
плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских
праздников
и
др.,
отказ
от
обучающих
занятий
по
ознакомлению
с
художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО
одним
из
приоритетных
направлений
системы
дошкольного
образования
является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений
и
условия
развития
речи
у
детей
относятся
к
числу
важнейших
педагогических
задач.
Проблема
развития
речи
является
одной
из
актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные
педагогические
технологии.
Педагогические
технологии
–
это
инструментарий, при помощи которого решаются задачи.
Современные
педагогические
технологии
в
дошкольном
образовании
направлены
на
реализацию
государственных
стандартов
дошкольного
образования.
Принципиально
важной
стороной
в
педагогической
технологии
является
позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к
ребенку
со
стороны
взрослых.
Взрослый
в
общении
с
детьми
придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель
- содействовать становлению ребенка как личности.