Напоминание

"Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС".


Автор: Жигадлова Лилия Альбертовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 136
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО

Основная цель речевого развития - формирования устной речи и навыков

речевого

общения

с

окружающими

на

основе

овладения

литературным

языком.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в

виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения

дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью,

выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих

мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО

овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо

сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали

трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы

их речь была понятна окружающим),

обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного

фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей,

для

расширения

словаря

детей

создаются

благоприятные

условия

при

комплексно - тематическом планировании работы)

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и

монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение

грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в

предложения)

развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети

самостоятельно

составляют

простейшие

короткие

рассказы,

принимают

участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете

сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем для этого

условия)

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на

слух текстов различных жанров детской литературы

формирование

звуковой

аналитико-синтетической

активности

как

предпосылки обучения грамоте.

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха,

(ребенок

усваивает

систему

ударений,

произношение

слов

и

умение

выразительно говорить, читать стихи)

Основные направления работы по развитию речи детей

1.Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в

соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит

общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной

речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по

родам,

числам,

падежам)

Синтаксис

(освоение

различных

типов

словосочетаний и предложений) Словообразование

4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая

речь (рассказывание)

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение

звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса

к художественному слову.

Методы развития речи

Наглядные:

Непосредственное

наблюдение

и

его

разновидности

(Наблюдения

в

природе,

экскурсии)

Опосредованное

наблюдение

(изобразительная

наглядность:

рассматривание

игрушек

и

картин,

рассказывание по игрушкам, картинам)

Словесные:

чтение

и

рассказывание

художественных

произведений,

заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без

опоры на наглядный материал.

Практические:

дидактические

игры,

игры

-

драматизации,

инсценировки,

дидактические

упражнения,

пластические

этюды,

хороводные игры.

Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная языковая

среда,

обучение

родной

речи

на

занятиях,

художественная

литература,

изобразительное

искусство,

музыка,

театр,

занятия

по

другим

разделам

программы.

Одно

из

значимых

направлении

системы

дошкольного

образования является:

Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей

с художественной литературой.

Цель формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книги)

Задачи вызывать

интерес

к

художественной

литературе

как

средству

познания, приобщать к словесному искусству, воспитания культуры чувств и

переживаний, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие

художественного

восприятия

и

эстетического

вкуса,

формировать

и

совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество

через прототипы, данные в художественном тексте развитие литературной

речи.

Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса

к

художественному

слову:

ежедневное

чтение

детям

вслух

является

обязательным и рассматривается как традиция, в отборе художественных

текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей ,а также

способность

книги

конкурировать

с

видеотехникой

не

только

на

уровне

содержания

,

но

и

на

уровне

зрительного

ряда,

создание

по

поводу

художественной

литературы

детско-родительских

проектов

с

включением

различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной,

познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты

в

виде

книг

самоделок,

выставок

изобразительного

творчества,

макетов,

плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских

праздников

и

др.,

отказ

от

обучающих

занятий

по

ознакомлению

с

художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО

одним

из

приоритетных

направлений

системы

дошкольного

образования

является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений

и

условия

развития

речи

у

детей

относятся

к

числу

важнейших

педагогических

задач.

Проблема

развития

речи

является

одной

из

актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные

педагогические

технологии.

Педагогические

технологии

это

инструментарий, при помощи которого решаются задачи.

Современные

педагогические

технологии

в

дошкольном

образовании

направлены

на

реализацию

государственных

стандартов

дошкольного

образования.

Принципиально

важной

стороной

в

педагогической

технологии

является

позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к

ребенку

со

стороны

взрослых.

Взрослый

в

общении

с

детьми

придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель

- содействовать становлению ребенка как личности.



В раздел образования