Напоминание

"Экология в жизни дошкольника"


Автор: Ковальчук Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Дюймовочка"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Экология в жизни дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в

самом себе. В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период

закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как

средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал экологической

культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к

части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Природа —

важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий

делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом.

Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так

любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит

пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе

воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам

лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе

развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед

детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает

многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное

положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие

представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и

отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между

природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу

развивать у воспитанников логическое мышление. Экологическое образование дошкольников

— это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях

способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При

ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического,

патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу

человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Ознакомление

дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры

дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое

существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так

как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Проблема

экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории

воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся

мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания

детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и

воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все

доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления

дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского

дошкольного воспитания. Известный специалист в области экологического образования И. Д.

Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс

обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и

умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений,

обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение

социоприродной среды». Г. А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер

экологического воспитания. Он подчёркивал, что «экологическое воспитание — это

образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в

будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей».

С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление

осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим

и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные ценности». В дошкольном

возрасте экологическое воспитание только начинается, крупицы экологических знаний,

полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности,

правильно понимать её, бережно к ней относиться. Влияние природы на развитие личности

ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях.

Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах

различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем,

знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной

системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их

признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей

дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены

существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы

знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в

любознательности, стремлении узнать как можно больше. Современная дошкольная педагогика

придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей,

способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно

готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во

дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий. Главные аспекты работы

педагога с детьми — разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении,

способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне

развитого человека. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени

испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые

часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с

природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака,

падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все это привлекает

внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Игры в лесу, на лугу, на берегу

озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают

детям много радостных переживаний. Ознакомление дошкольников с природой — это средство

образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на

чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Любовь к родной природе

воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к

красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней. Экологическое

воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается

гуманное отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь,

защищать природу. Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе и её богатствах.

Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, повадки, суть, — один

из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен осознавать, что

нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать

цветы, но и испытывать любовь к муравью, лягушке, цветам и деревьям — ко всему, что его

окружает.

Ковальчук Т.В.



В раздел образования