Автор: Ковальчук Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Дюймовочка"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Экология в жизни дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в
самом себе. В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период
закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как
средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал экологической
культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к
части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Природа —
важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий
делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом.
Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так
любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит
пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе
воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам
лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе
развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед
детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает
многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное
положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие
представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и
отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между
природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу
развивать у воспитанников логическое мышление. Экологическое образование дошкольников
— это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях
способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При
ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического,
патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу
человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Ознакомление
дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры
дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое
существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так
как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Проблема
экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории
воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся
мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания
детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и
воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все
доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления
дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского
дошкольного воспитания. Известный специалист в области экологического образования И. Д.
Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс
обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и
умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений,
обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение
социоприродной среды». Г. А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер
экологического воспитания. Он подчёркивал, что «экологическое воспитание — это
образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в
будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей».
С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление
осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим
и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные ценности». В дошкольном
возрасте экологическое воспитание только начинается, крупицы экологических знаний,
полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности,
правильно понимать её, бережно к ней относиться. Влияние природы на развитие личности
ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях.
Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах
различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем,
знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной
системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их
признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей
дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены
существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы
знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в
любознательности, стремлении узнать как можно больше. Современная дошкольная педагогика
придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей,
способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно
готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во
дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий. Главные аспекты работы
педагога с детьми — разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении,
способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне
развитого человека. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени
испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые
часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с
природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака,
падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все это привлекает
внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Игры в лесу, на лугу, на берегу
озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают
детям много радостных переживаний. Ознакомление дошкольников с природой — это средство
образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на
чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Любовь к родной природе
воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к
красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней. Экологическое
воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается
гуманное отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь,
защищать природу. Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе и её богатствах.
Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, повадки, суть, — один
из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен осознавать, что
нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать
цветы, но и испытывать любовь к муравью, лягушке, цветам и деревьям — ко всему, что его
окружает.
Ковальчук Т.В.