Автор: Мария Викторовна Соколова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: АНОО "Таланты и способности"
Населённый пункт: г.Химки Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок истории в 1-х классах" Рабочая программа по истории для 1 класса
Раздел: начальное образование
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНОО «Таланты и способности»
________________ Т. В. Смирнова
Рабочая программа
по Истории
1 класс
Составила Соколова Мария Викторовна
Учитель начальных классов
2021 г.
Пояснительная записка
На начальной ступени школьного образования в связи с введением
ФГОС произошли значительные изменения, в т.ч. и усиление роли изучения
истории и обществознания. В федеральный компонент Базисного учебного
плана и образовательный минимум содержания начального образования
введена
образовательная
область
«Окружающий
мир»,
включающая
пропедевтический курс истории, при изучении которой воспитывается
патриотизм, гражданственность, уважение к опыту предков, развивается
познавательный интерес, речь, память, мышление и пр.
Рабочая программа составлена на основе Н. Майорова «Русская история», С.
Н. Савушкин «Как жили наши предки», Ю. Дорожин «Жизнь древних
городов».
Программа по Истории для детей младшего школьного возраста претендует
на реализацию поставленной цели, т.к. имеет прикладную и туристско-
краеведческую направленность и призвана начать формирование у младших
школьников чувств патриотизма, любви к малой Родине. В ходе внедрения
программы дети начнут освоение различных понятий: Родина, страна,
государство, город, семья, личность, закон, право, правительство и др.,
которые являются основой для развития личности. Яркие события и явления
истории позволят осмыслить значимость изучаемых фактов для жизни
человека,
принять
их
как
ценность,
выстраивать
своё
поведение
с
ценностных позиций, определить свое достойное место в окружающем мире.
Отличительной особенностью является формирование осознанного интереса
к истории.
Актуальность программы связана с тем, что в младшем школьном возрасте
происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-
нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств,
мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается
процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в
окружающем мире. Данный отрывок жизни человека является наиболее
благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка,
так как образы восприятия действительности, культурного и исторического
пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти
надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании основ
патриотизма, гражданственности и любви к Родине.
Новизна программы заключается в наполнении историческим содержанием
разделов
и
тем,
адаптированных
к
младшему
школьному
возрасту,
направленных на развитие личности в условиях внеурочной деятельности
младших школьников. Введение программы можно считать педагогически
целесообразным в связи с тем, что в процессе реализации программы
происходит не только усвоение определенного содержания истории, но и
утверждение ребенком себя как социального субъекта.
Цель программы: создание условий для воспитания основ патриотизма,
гражданственности и любви к Родине на основе знакомства учащихся с
далеким и недавним прошлым родной страны, путем приобщения к
отечественным традициям, истории и культуре в условиях внеурочной
деятельности образовательного учреждения.
Программа ставит целью решение следующих задач:
- формирование представлений детей о прошлом и настоящем Родины, ее
законах, государственной символике, праздниках, семье, нормах морали,
культуре общения, многообразии современного мира, о людях, живущих на
родной земле;
- знакомство с культурными и историческими событиями, традициями и
бытом русского народа;
- обучение работе со словарями, печатными документами, письмами,
фотографиями, семейными реликвиями;
-
формирование
коммуникативных
умений
детей,
обучение
умению
записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы,
беседовать;
- воспитание патриотизма и гражданственности, любви и привязанности к
семье, родному дому, родной улице, городу;
- формирование позитивного отношения к окружающему миру, к истории
страны;
- воспитание любви к Родине и бережного отношения к ней;
- развитие познавательного интереса, направленного на изучение истории
своего народа и его традиций;
- формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу
Родины;
- совершенствование правового сознания у детей младшего школьного
возраста в доступной для них форме;
-
создание
условий
для
социально-исторического
развития
личности
младшего школьника.
Теоретико-методологические
основы курса
строятся
на
системно-
деятельностном подходе.
Объем: программа рассчитана на 33 часа и предполагает проведение уроков
1 раз в неделю.
При взаимодействии с детьми по формированию начала созидательного
отношения к историческим ценностям используются следующие виды
деятельности: игровая, исследовательская, изобразительная, предметная,
проектная, коммуникативная, конструктивная.
Методы, используемые в процессе реализации программы:
- методы, повышающие познавательную активность младших школьников;
- методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при
усвоении знаний;
- методы и приемы, способствующие установлению связи между разными
видами деятельности;
- методы коррекции и уточнения.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие
компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- обсуждение исторических фактов, событий, картин, их рефлексивная
оценка;
- применение парных и групповых форм обучения.
Формы подведения итогов реализации программы: тесты, викторины,
выставки, фестивали, соревнования, проекты, конкурсы. Закончить и
обобщить полученные детьми знания рекомендуется в ходе выполнения и
защиты проектов.
Содержание программы:
Первобытные люди, стоянки и быт
Древний Египет, пирамиды
Древний Рим и Греция, Олимпийские игры
Средневековые замки, рыцари
Кочевые племена, викинги
Оседлые племена
Первые обитатели русской земли: северяне, поляне, древляне. Приручение
скота
Первые поселения славян, изба, село, деревня
Сказания и предания славян, богатыри, детские игрушки и народные
промыслы
Сезонные особенности жизни: осень, зима, весна, лето. Праздники
Начало Руси, князь и дружина.
Одежда славян, сельскохозяйственные инструменты, посуда, славянская
кухня
От поселений к городам
Календарно-тематическое планирование
N
урока
Дата
проведения
Тема урока
Планируемые результаты
освоения материала
план
факт
предметные
предметные
метапредметные
личностные
1.
История и время
Работать с текстом. Осуществлять
поиск необходимой информации
(задавать вопросы о круге
интересов и отвечать на них),
анализировать, отбирать,
обобщать полученную
информацию.
Определять и формулировать
с помощью учителя цель
деятельности на уроке;
выделять в явлениях
существенные и
несущественные,
необходимые и достаточные
признаки.
Определение под
руководством педагога
самых простых правил
поведения при
сотрудничестве. Понимание
причин успеха и неудач в
собственной учебе.
2.
Первобытные
люди,
стоянки
и
быт
Работать с картинкой,
актуализировать имеющиеся
знания о природе и городах
страны, занятиях жителей.
Делать предварительный
отбор источников
информации, ориентироваться
в учебнике; оценивать своё
знание и незнание (с
помощью учителя,
самооценка).
В предложенных педагогом
ситуациях общения и
сотрудничества делать
выбор
3.
Древний
Египет,
пирамиды
Сравнивать, различать и
описывать картинки; рассказывать
о Древнем Египте
Понимать учебную задачу
урока и стремиться её
выполнить; делать
предварительный отбор
источников информации,
ориентироваться в учебнике;
оценивать своё знание и
незнание (с помощью учителя,
самооценка).
В предложенных педагогом
ситуациях общения и
сотрудничества делать
выбор
4.
Древняя
Греция.
Олимпийские игры
Рассматривать иллюстрации
учебника, сравнивать различные
виды спорта
Предлагать собственные
способы решения
Осознавать собственные
мотивы учебной
деятельности и личностного
смысла учения.
5.
Древний Рим
Рассматривать иллюстрации
учебника, сравнивать жизнь
древних римлян
Совместно с учителем и
другими учениками давать
эмоциональную оценку
Принимать и осваивать
социальную роль
обучающегося
деятельности класса на уроке.
Понимать учебную задачу
урока и стремиться её
выполнить, работать
6.
Средневековые
замки.
Составлять рассказы о замках
Средневековья
Оценивать свои достижения
на уроке.
Принимать новый статус
«ученик», внутреннюю
позицию школьника на
уровне положительного
отношения
7.
Рыцари и походы
Рассматривать иллюстрации
учебника, извлекать из них
нужную информацию о рыцарях
Слушать и понимать речь
других. Совместно
договариваться о правилах
общения и поведения в школе
и следовать им. Понимать
учебную задачу урока и
стремиться её выполнить.
Принимать и осваивать
социальную роль
обучающегося
8.
Викинги
Анализировать и пересказывать
текст учебника, рассматривать
иллюстрации учебника, извлекать
из них нужную информацию
Понимать учебную задачу
урока и стремиться её
выполнить.
Осознавать собственные
мотивы учебной
деятельности и личностного
смысла учения.
9.
Что мы узнали об
истории Древнего
мира
Проводить аналитическую работу,
разгадывать кроссворды,
викторину
Совместно договариваться о
правилах общения и
поведения в школе и
следовать им
Формировать
положительное восприятие
соревновательной
деятельности
10.
Кочевые племена
Изучение учебного материала о
кочевых племенах
Слушать и понимать речь
других. Совместно
договариваться о правилах
общения и поведения в школе
и следовать им. Понимать
учебную задачу урока и
стремиться её выполнить.
Принимать и осваивать
социальную роль
обучающегося. Осознавать
собственные мотивы
учебной деятельности и
личностного смысла учения.
11.
Оседлые племена
Узнавать новые исторические
сведения с опорой на уже
имеющиеся знания
Слушать и понимать речь
других. Составлять устный
рассказ по заданной теме.
Оценивать результаты
собственного труда и труда
Положительное отношение к
процессу учения, к
приобретению знаний и
умений; принимать оценки
одноклассников, учителя,
товарищей.
родителей.
12.
Первые обитатели
русской
земли:
северяне,
поляне,
древляне.
Сравнивать жизнь племен
Организовывать свою
деятельность, готовить
рабочее место для
выполнения разных видов
работ. Добывать новые
знания: находить ответы на
вопросы, используя учебник.
Принятие и освоение
социальной роли
обучающегося. Осознание
собственных мотивов
учебной деятельности.
13.
Славяне,
их
убежища, пещеры.
Приручение скота
Группировать объекты по разным
признакам; определять образцы по
фотографиям, рисункам отвечать
на итоговые вопросы и оценивать
свои достижения на уроке.
Добывать новые знания:
находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой
жизненный опыт и
информацию, полученную на
уроке.
Работать в паре:
использовать
представленную
информацию для получения
новых знаний, осуществлять
14.
Поселения
славян
у реки
Совершенствовать умения чтения
и пересказа. Анализировать новые
знания
Желание открывать новое
знание, новые способы
действия, готовность
преодолевать учебные
затруднения.
Сопоставлять собственную
оценку своей деятельности с
оценкой товарищей, учителя.
15.
Осень, подготовка
к зиме у славян
Рассматривать иллюстрации
учебника, извлекать из них
нужную информацию;
осуществлять самопроверку;
отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на
уроке. использовать
представленную информацию для
получения новых знаний
Контролировать свою
деятельность: обнаруживать и
устранять ошибки
логического характера.
Понимать учебную задачу
урока и стараться её
выполнить; работать в паре:
использовать представленную
информацию для получения
новых знаний. Добывать
новые знания: находить
ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный
опыт и информацию,
полученную на уроке.
Принятие нового статуса
«ученик», внутренней
позиции школьника на
уровне положительного
отношения к школе.
Осознание собственных
мотивов учебной
деятельности и личностного
смысла учения.
16.
Что мы узнали о
славянах
Различать прошлое, настоящее и
будущее; отображать с помощью
Целенаправленно наблюдать
объекты окружающего мира и
Умение выделять
нравственный аспект
карточек последовательность
событий
описывать их отличительные
признаки; использовать
готовые модели для изучения
строения природных
объектов; пользоваться
простыми условными
обозначениями.
поведения, соотносить
поступки с принятыми в
обществе морально-
этическими принципами.
Положительное отношение к
процессу учения, к
приобретению знаний и
умений
17.
«Там чудеса, там
леший
бродит»
легенды
и
предания.
Богатыри
Изучение учебного материала по
теме «Легенды и предания»
Строить простые речевые
высказывания с
использованием изученных
исторических терминов.
Работать в группах:
составлять план работы,
распределять виды работ
между членами группы и в
целом, оценивать результат
работы
18.
Богатыри
Описывать внешний вид
богатырей, находить различия
Слушать речь других, строить
простые речевые
высказывания с
использованием изученных
природоведческих терминов.
Понимать учебную задачу
урока и стараться её
выполнить.
19.
Народные
промыслы
Рассказывать о народных
промыслах по рисункам учебника;
рассказывать об интересных
поделках
Осуществлять поиск учебной
информации из рассказа
учителя, из материалов
учебника, из личного опыта
общения с людьми; применять
для решения логические
действия анализа, сравнения,
обобщения.
Заинтересованность в
приобретении и расширении
знаний и способов действий,
творческий подход к
выполнению заданий,
умение анализировать свои
действия и управлять ими.
20.
Детские игрушки
Прослеживать развитие детской
игры и игруек; отвечать на
итоговые вопросы и оценивать
свои
достижения на уроке.
Оценивать своё знание и
незнание (с помощью учителя,
самооценка); предлагать
собственные способы
решения; осуществлять поиск
учебной информации из
Положительное отношение к
процессу учения, к
приобретению знаний и
умений; готовность
оценивать свой учебный
труд, преодолевать учебные
рассказа учителя, из
материалов учебника,
в рабочей тетради.
затруднения, умение
сотрудничать, принимать
оценки одноклассников,
учителя,
родителей.
21.
Начало Руси
Совершенствование навыка
чтения, пересказа в расказах о
зарождении Руси
Оценивать своё знание и
незнание (с помощью учителя,
самооценка); предлагать
собственные способы
решения; осуществлять поиск
учебной информации из
рассказа учителя, из
материалов учебника,
в рабочей тетради.
Положительное отношение к
процессу учения, к
приобретению знаний и
умений; готовность
оценивать свой учебный
труд, преодолевать учебные
затруднения, умение
сотрудничать, принимать
оценки одноклассников,
учителя,
родителей.
22.
Князь
и
его
дружина
Наблюдать за работой почты и
рассказывать о ней; строить из
разрезных деталей схему доставки
почтовых отправлений,
рассказывать по схеме о
путешествии письма; различать
почтовые отправления: письма,
бандероли,
посылки, открытки.
Работать в группе:
высказывать предположения о
содержании иллюстраций и
осуществлять самопроверку;
осуществлять поиск учебной
информации из рассказа
учителя, из материалов
учебника, в рабочей тетради.
Принятие и освоение
социальной роли
обучающегося. Осознание
собственных мотивов
учебной деятельности.
23.
Зима
–
трудное
время
Прослеживать по рисунку-схеме о
зиме, сочинять и рассказывать
сказочную историю по рисунку.
Работать в группе:
высказывать предположения о
содержании иллюстраций и
осуществлять самопроверку;
осуществлять поиск учебной
информации из рассказа
учителя, из материалов
учебника,
в рабочей тетради.
Заинтересованность в
приобретении и расширении
знаний и способов действий,
творческий подход к
выполнению заданий,
умение анализировать свои
действия и управлять ими.
24.
Верования славян.
Изучать древние праздники
Адекватно использовать
речевые средства для решения
Заинтересованность в
приобретении и расширении
Масленица
задач общения; вступать в
учебное сотрудничество с
учителем и одноклассниками.
знаний и способов действий,
творческий подход к
выполнению заданий,
умение анализировать свои
действия.
25.
Главный
помощник
в
работах
–
конь.
Главная
кормилица
–
корова.
Жилища
животных
Наблюдать за жизнью животных,
рассказывать о своих
наблюдениях; прослеживать по
схеме и делать выводы об
условиях, необходимых для жизни
животных.
Осуществлять поиск учебной
информации из рассказа
учителя, из материалов
учебника, в рабочей тетради.
Выполнять задания,
формулировать выводы,
осуществлять
самопроверку.
Желание открывать новое
знание, новые способы
действия, готовность
преодолевать учебные
затруднения.
26.
Одежда славян
Определять с помощью рисунков
учебника одежду славян
Осуществлять совместную
деятельность в паре, осваивая
различные способы взаимной
помощи партнёрам по
общению, предлагать
собственные способы
решения.
Умение выделять
нравственный аспект
поведения, соотносить
поступки с принятыми в
обществе морально-
этическими принципами.
Положительное отношение к
процессу учения, к
приобретению знаний и
умений.
27.
Заглянем в избу.
Посуда,
еда,
мебель
Наблюдать зимующих птиц,
различать зимующих птиц по
рисункам и в природе; обсуждать
формы кормушек и виды корма
для птиц; изготавливать
простейшие кормушки и
подбирать подходящий для птиц
корм; перечислять правила
подкормки птиц.
Осуществлять совместную
деятельность в паре, осваивая
различные способы взаимной
помощи партнёрам по
общению, предлагать
собственные способы
решения.
Умение выделять
нравственный аспект
поведения, соотносить
поступки с принятыми в
обществе морально-
этическими принципами.
Положительное отношение к
процессу учения, к
приобретению знаний и
умений.
28.
Весенние полевые
работы. Пашня
Определять с помощью рисунков
учебника весенние полевые
Адекватно использовать
речевые средства для решения
Заинтересованность в
приобретении и расширении
работы
задач общения (приветствие,
прощание, игра, диалог);
вступать в учебное
сотрудничество с учителем и
одноклассниками,
осуществлять совместную
деятельность в паре.
знаний и способов действий,
творческий подход к
выполнению заданий,
умение анализировать свои
действия и управлять ими.
29.
Сельскохозяйствен
ные инструменты
Целенаправленно
наблюдать
объекты
окружающего
мира
и
описывать
их
отличительные
признаки
Адекватно использовать
речевые средства для решения
задач общения (приветствие,
прощание, игра, диалог);
вступать в учебное
сотрудничество с учителем и
одноклассниками,
осуществлять совместную
деятельность в паре.
Заинтересованность в
приобретении и расширении
знаний и способов действий,
творческий подход к
выполнению заданий,
умение анализировать свои
действия и управлять ими.
30.
От
поселков
к
славянским
городам
Анализировать иллюстрации
учебника, обсуждать условия
интересной и успешной учёбы;
сравнивать фотографии в
учебнике, рассказывать о случаях
взаимопомощи в классе.
Формулировать выводы из
коллективного обсуждения;
оценивать своё знание и
незнание (с помощью учителя,
самооценка); предлагать
собственные способы
решения.
Положительное отношение к
процессу учения, к
приобретению знаний и
умений; готовность
оценивать свой учебный
труд, принимать оценки
одноклассников, учителя,
творческий подход к
выполнению заданий,
умение анализировать свои
действия и управлять ими.
31.
Крепость
Изучение нового материала по
теме «Крепость – лучшая защита
от неприятелей»
Осваивать различные способы
взаимной помощи партнёрам
по общению; проявлять
доброжелательное отношение
к партнёрам.
Умение выделять
нравственный аспект
поведения, соотносить
поступки с принятыми в
обществе морально-
этическими принципами.
Положительное отношение к
процессу учения, к
приобретению знаний и
умений
32.
Лето в деревне
Различать прошлое, настоящее и
будущее; отображать с помощью
карточек последовательность дней
недели, называть дни недели в
правильной последовательности,
проводить взаимоконтроль;
называть любимый день недели и
объяснять, почему именно он
является любимым.
Целенаправленно наблюдать
объекты окружающего мира и
описывать их отличительные
признаки; использовать
готовые модели для изучения
строения природных
объектов; пользоваться
простыми условными
обозначениями.
Умение выделять
нравственный аспект
поведения, соотносить
поступки с принятыми в
обществе морально-
этическими принципами.
Положительное отношение к
процессу учения, к
приобретению знаний и
умений
33.
Первые
открытые
страницы истории
Анализировать знания,
полученные на уроках истории
Осуществлять поиск учебной
информации из рассказа
учителя, из материалов
учебника, в рабочей тетради,
из собственных наблюдений
объектов природы и
культуры, личного опыта
общения с людьми;
Умение выделять
нравственный аспект
поведения, соотносить
поступки с принятыми в
обществе морально-
этическими принципами.
Положительное отношение к
процессу учения, к
приобретению знаний и
умений