Автор: Круглякова Елена Анатольевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУДО "Ковылкинская ДШИ"
Населённый пункт: г. Ковылкино, Республика Мордовия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности преподавания изобразительного искусства детям 6-10 лет"
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Ковылкинская ДШИ»
Методическая разработка
«Особенности преподавания
изобразительного искусства
детям 6-10 лет»
Выполнила: преподаватель Круглякова Е.А.
Ковылкино, 2017.
Педагогика всегда уделяет особое внимание воспитанию и обучению
детей младшего возраста и в представлении учителя — это не обучение, а
скорее ненавязчивая подача основных навыков, умений и знаний в процессе
игры. К серьезному же обучению дети приходят не ранее 9-10 лет. Этот
перелом был особенно резок в старой педагогике и более сглажен позднее,
благодаря новой программе, что позволило плавно вводить детей в процесс
школьного образования и избежать критических моментов, возникающих из-
за невозможности моментальной адаптации ребенка в абсолютно новой для
него среде.
В 1класс ДШИ приходят дети с разным уровнем подготовки к творческой
работе. Большинство не умеют не только рисовать, но и ровно вырезать, или
аккуратно раскрашивать рисунок. Много времени уходит на формирование
элементарных умений и навыков. Разнообразить эти скучные упражнения
помогают необычные материалы – нестандартная цветная бумага (блестящая,
бархатная, гофрированная, с принтом и др.). А при работе с красками веселые
темы
(например,
при
изучении
цветового
спектра
детям
предлагается
нарисовать
зонтик;
при
изучении
«растяжки»
одного
цвета
–гусеничку).
Таким образом нам удается заинтересовать ребенка и увлечь его в процесс
обучения (Приложение №1).
На мой взгляд, творчество и обучение взаимосвязаны и остро нуждаются
друг в друге.
Любой ребенок обладает мощнейшим творческим потенциалом, но не
любой
может
без
помощи
со
стороны,
пользоваться
им,
направляя
на
реализацию. В доступном ему мире игры, он способен самостоятельно, при
помощи только воображения, выплескивать свои идеи. В сферах же искусства,
исчерпав все доступные ему средства и не найдя других путей самовыражения,
ребенок обречен.
И именно здесь на помощь приходит преподаватель. Он формирует
творческую
личность
учащихся,
учит
их
творить.
Думать
необычно
и
оригинально, прививает правильный эстетический вкус и художественные
идеалы. Главная задача, стоящая перед современным педагогом – не только
научить
ребенка
рисовать,
необходимо
умение
понимать
и
ценить
произведения искусства, памятники истории, красоту родной природы, а
также потребность участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.
Есть мнение: «нельзя вмешиваться в детское творчество, надо развивать
творческие способности», все его слышали много раз. Но посмотрите на
несколько
лет
вперед.
Ваш
«неприкасаемый
гений»
трудится
на
ниве
искусства без вашего «кощунственного» вмешательства. Прошли годы – и
какой результат мы увидим: рисунки уровня трехлетней давности, никаких
профессиональных навыков и что самое страшное упущенное время для их
самого удачного «внедрения».
Думаю, что творческие задатки есть у каждого ребенка. Может быть, нам
с вами надо не «развивать творческие способности», а создавать пути для их
реализации, устранять рамки и условности, которыми ребенок обрастает в
процессе
взросления,
развивать
чувства
свободы
и
отсутствия
страха
в
воплощении своих идей.
Невозможно погрузиться в мир детского творчества без того, чтобы не
загореться какой-либо идеей. Впервые столкнувшись с детьми 6 – 7 лет и начав
обучение, я сразу же поняла, что это «инопланетяне». Они видят мир иначе,
по-своему воспринимают его, оценивают, выдавая при этом уникальный
результат. Важно не упустить этот период, а наоборот укрепить и сохранить в
памяти ребенка (Приложение №2).
Но на этом возрастном этапе происходит изменение мотивационных
проявлений, которые педагог обязательно должен учитывать. В младшем
школьном
возрасте
мотивация
развивается
в
нескольких
направлениях.
Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине
этого возраста преобразоваться в учебно – познавательные мотивы (интерес к
способам приобретения знаний); мотивы самообразования представлены пока
самой простой формой – интересом к дополнительным источникам знания.
Широкие
социальные
мотивы
развиваются
от
общего
недифференцированного понимания социальной значимости учения, к более
глубокому
осознанию
причин
необходимости
учится.
Позиционные
социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить
главным образом одобрение педагога. Очень важен мотив сотрудничества и
коллективной работы, широко присутствующий у младших школьников, но
пока в самом общем проявлении. Интенсивно развивается целеполагание в
учении (младший школьник учится понимать и принимать цели, исходящие от
педагога, удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняет
действия по инструкции, а при правильной организации учебной деятельности
можно
закладывать
умение
самостоятельной
постановки
цели,
так
складывается умение соотнесения цели со своими возможностями.
Обычная система обучения в этом возрасте не даст желаемого результата,
независимо от
формы
подачи.
Учителю, работающему
с
такими детьми
недостаточно быть активным, ответственным и обладать энтузиазмом. При
неправильном построении отношений с детьми, это может привести не к
новым
открытиям,
а
наоборот,
воздвигнуть,
барьеры,
препятствующие
дальнейшему
развитию
способностей ребенка.
Технический
энтузиазм
и
раскованность не могут исчерпать всего содержания развивающего обучения
изобразительному
искусству.
Необходимо
добиться
и
некоторого
продвижения и в обучении рисованию. Требуется найти взаимосвязанное
решение для всего комплекса проблем. Вариант - нахождение ряда ответов по
всем вопросам, а потом объединения их к данной ситуации - не подойдет.
Необходимо выработать собственную линию взаимоотношений. Недопустимо
«копирование»
использования
«трафаретов»,
«вписывание»
создавшихся
ситуаций и проблем в готовые рекомендации. С другой стороны, недопустимо
отодвигать уже имеющиеся опыты, разработки, рекомендации. Но это не
должно
сводиться
к
банальному
эклектизму.
Необходимо
определить
собственную
цель
и
построить
свою
деятельность
в
соответствии
с
её
задачами, опираясь на уже имеющуюся тактику (Приложение №3).
Фундаментальным для учителя – является умение видеть нарождающиеся
способности детей, еще не развитые, порой даже вполне отталкивающей
формы. Он должен быть готов к тому, что конечный результат не совпадет с
ожидаемым результатом. Скорее даже, здесь не может быть ожидаемого,
запланированного результата. Если процесс построен правильно, то мы как раз
должны получить совершенно новый, неожиданный результат, новый «виток»
творчества. И попытка подталкивания, попытки подвести к «совпадению»
ожидаемого и воспринимаемого результатов породят только потребительскую
или репродуктивную форму деятельности. Творческий ребенок часто тратит
время
урока,
казалось
бы,
на
ненужные
вещи,
но
именно
эта
экспериментаторская
деятельность
приводит
ребенка
к
«ожидаемому»
неожиданному результату. Вообще, урок младших групп в художественной
школе не является стандартным уроком, и не должен быть таковым. И
учителю необходимо быть готовым к этому. На первый взгляд, трудные
задачи, рассчитанные на длительное выполнение и концентрацию внимания,
детьми могут выполняться быстро, легко, без затруднений. Возможно и так,
что
задания,
на
взгляд
учителя,
способные заинтересовать
учеников,
не
вызовут совершенно никакого интереса. Возможна и обратная ситуация. В
таком обучении сложно говорить, как о планировании, так и о том, чтобы
придерживаться конкретных тематических планов. Учитель должен обладать
импровизаторскими способностями. Бывало, придя на урок с конкретной
темой, я меняла её, обратив внимание на настроение, разговоры детей, на их
игры. Вот здесь и нужны эти способности, для того, чтобы заметить во всем
этом творческий росток и, сориентировавшись, дать ребенку возможность к
его росту. Дети сами «составляют программу». Они сами, не подозревая,
«дарят идеи». Возможно, кто-то не согласится, считая, что урок должен быть
тщательно подготовлен, выявлены цели и задачи, составлен план ведения.
Несомненно, но эти основные темы как манекен, на котором лоскуток за
лоскутком появляется новый костюм, созданный самими детьми. Тем более
что
ученики
чувствуют
импровизацию,
но
не
как
неподготовленный,
бессистемный
урок.
Они
чувствуют
«солидарность»
их
ощущений,
настроений с учителем. Это позволяет не скрыть, не заглушить и забыть
зародившиеся,
еще
неосознанные
желания,
а
дать
им
возможность
воплотиться (Приложение №4).
Самым
трудным
оказывается
эмоциональное
сопереживание
детям,
необходимость восхищаться тем, что они сами видят в своих рисунках в
приливе
творческого
энтузиазма.
Очень
трудно
восхищаться
неумелыми
пробами
и
каракулями.
Иногда
остается
просто
верить
ребенку,
его
увлеченности
предметом
и
творческим
процессом.
Учителю
необходимо
видеть способности ученика в неразвитой форме. Эти шаги к самореализации
еще наивны и неразвиты, поэтому и возрастает значимость умения учителя
видеть замысел там, где ребенок не может его воплотить.
Научив ребенка замечать, наблюдать окружающий мир, его надо научить
видеть движения своей руки, следы карандаша и кисти. Он должен видеть
натуру не как начинающий фотограф (стремясь поймать прекрасный миг), а
уже
светящуюся
теми
красками,
которыми
располагает
его
палитра.
Научиться верить руке, понять, что она может быть «умнее» произвольных
замыслов,
когда
не
подчиняется
сознательному
контролю,
а
движется
спонтанными и бессознательными импульсами, не направленными, а лишь
слегка подправленными сознательными ориентирами. Для этого нужно начать
с более абстрактных, фантастических, сюрреалистических форм. Отойти от
«нормы» - одинаковые рисунки, различающиеся «правильностью», то есть
соответствию образцу, в качестве которого выступает продукт деятельности
другого человека. В творчестве, как я уже отмечала, всегда есть риск не
гарантированности получения «ожидаемых» результатов, более того, чаще
получается такой результат, которого никто не ожидает и это – явный признак
того, что идет именно творческий процесс.
Необходимо сделать творческий процесс ученика спонтанным, поскольку
спонтанность – главное и необходимое условие любого творчества. Но это
значит, что учитель уже не может «ставить творческую задачу» ученику,
поскольку постановка любой задачи
–
есть управление, в
то же
время,
обучение должно оставаться управляемым процессом. То есть учитель должен
как бы «управлять, не управляя». Это должно быть фундаментальным при
составлении программы (Приложение №5).
Я работаю с детьми этого возраста совсем недавно. За это время, я успела
и поэкспериментировать, и понаблюдать за учебой моих учащихся. Наблюдая
за ребятами, я обратила внимание на трудности и проблемы, с которыми они
сталкивались, в следствии некоторых упущений, недооценивания тех или
иных моментов и т.д. На основе этих наблюдений вносила изменения в
ведение уроков. На некоторые из таких моментов, хотелось бы обратить ваше
особое внимание.
Необходимо изначально дифференцировать подход к обучению младших
школьников. Это объясняется не только психологическими особенностями
детей разного возраста, но и отсутствием сформированной системы навыков
обучения у ребенка. Школьная же педагогика, в том числе и в художественных
школах подходит к этому вопросу с позиции воспитания этих навыков и их
последующего применения. Гораздо важнее обучать таких детей, применяя
методы, позволяющие развивать интуитивный подход.
Что касается методики преподавания, думаю, если придерживаться одной
отдельно взятой методики, именно в этом возрасте, которая направлена на
достижение
определенных
целей,
то
это,
возможно,
и
даст
желаемый
результат, но этот результат создаст стереотип, ограничит ребенка рамками:
определенный стиль, техника, восприятие и т.п. А именно в этом возрасте
необходимо
зафиксировать
в
подсознании
ребенка
«свободу»,
которая
проявиться позже, после обязательной программы в старших классах. Поэтому
получение
лучшего
результата
обеспечит
взаимодействие
методик
и
одновременное применение отдельных методик к отдельным ученикам. В
процессе работы я заметила, что младшие школьники пока не способны
осмыслить
профессиональных
понятий
(«перспектива»,
«объем»,
«пропорции», «рефлекс» и т.д.). Как бы просто и доступно вы не объясняли,
они примут «факт», но не его смысл. Поэтому в этот период не стоит «делать
из ребенка взрослого». Темы нужно продумывать таким образом, чтобы
сложные
понятия
вводились
ненавязчиво.
Причем
к
результату
ребенок
приходит «вынужденно» самостоятельно (несомненно, что все это должно
проходить под скрытым, но четким контролем педагога).
Хочется сказать несколько слов о «блочной» системе, разделяющей
материал в блоки: по темам и по техникам. Но очень быстро поняла недостатки
этого метода: например, при длительной работе гуашью «забываются» навыки
работы акварелью и один, два, а иногда, и более уроков уходит на их
восстановление. Темы
должны
быть «перемешаны»
и
тематически
и
по
техникам, что позволяет ребенку, пока не имеющему наработанной моторики,
приучиться к быстрой адаптации при смене темы или материала (Приложение
№6).
Хочется
отдельно
остановиться
и
на
работе
над
композицией
или
исправлением
недостатков,
или
профессиональных
ошибок.
Многие
преподаватели просто указывают на недочет, или помогают в работе над
композицией конкретным советом: нарисовать то-то и там-то. Внимание, наша
цель: не просто исправить ошибку или нарисовать интересную композицию, а
чтобы ребенок сам нашел и сам понял, почему здесь ошибка, научился
запоминать и использовать то, что вокруг него и т.д. Поэтому я беседую с
ребенком,
стараясь
чтобы
в
процессе
разговора,
он
сам
пришел
к
определенным выводам, научился анализировать. Поговорите с ребенком,
незаметно, с помощью наводящих вопросов постарайтесь направить его в
нужное русло при работе над композицией. Укажите на наличие ошибки, но
не
показывайте
ее,
задайте
вспомогательные
вопросы,
которые
помогут
ребенку путем анализа увидеть её и прийти к нужному решению. Во-первых,
ребенок учиться мыслить логически, во-вторых, таким образом, материал
лучше
усвоиться, ну
и, в-третьих,
я думаю,
вы
заметите, как
возрастет
самооценка ребенка в собственных глазах, а это очень важно.
В
дополнение,
следует
отметить,
что
немаловажным
является
неспособность, в этом возрасте, долго концентрироваться на определенном
занятии и быстрая утомляемость. Объяснение в начале урока занимает 3-5
минут (ребенок в этом возрасте способен воспринимать материал не более 5
минут, поэтому ваши объяснения на 20-30 минут напрасны, ребенок перестает
слушать и запоминать, тем более сложные понятия), как можно меньше
лишних и непонятных слов. Остальное объяснение подается порционно в
течение всего урока. Основную мысль сужаю до одной «коронной» фразы и
повторяю весь урок (далее в процессе работы постоянно напоминаю). Все что
объясняю, стараюсь показать на себе (мимику, движение), на окружающих
предметах или на доступных, близких детям примерах, причем примеры
стараюсь приводить постоянно, главное чтобы они были знакомы и понятны
детям (Приложение №7).
Одним из средств решения проблемы концентрации внимания может
стать
введение
в
процесс
обучения
элементов
игры.
Чтобы
игра
заинтересовала детей, дала результаты, она должна быть по своему характеру
чисто детской, позволяющей учащимся расслабиться и отдохнуть. Но сделать
это
нужно
не
в
ущерб
обучающему
процессу,
а,
наоборот,
в
помощь.
Информация, преподнесенная в форме игры, лучше запоминается, так как
учащиеся не просто получают от учителя определенную информацию, а
приходят к правильному решению самостоятельно, путем поиска и анализа
игры, которая запоминается автоматически. Подобная форма подачи помогает
развивать воображение, фантазию, логическое и аналитическое мышление. В
самостоятельной
работе
игры
допускаются
поиски,
ошибки,
переделки.
Технические приемы могут быть весьма разнообразны. В их основу может
входить: исправление ошибок (это заставляет всех задуматься и общими
усилиями
исправить
их),
выбор
наиболее
удачного
варианта
(развитие
логического
мышления
и
воспитание
вкуса),
составление
композиции
(развитие
самостоятельности),
характеристика
заданного
изображения
(развитие аналитического и логического мышления), элементы спортивных
игр (включающие в себя не только момент разговорного состязания, но и
возможность двигаться) (Приложение №8).
Изобразительное искусство для ребенка – это основной способ общения.
Имея
ограниченный
словарный
запас
и
небольшую
практику
разговора,
ребенок
попытается
донести
свои
мысли
другими
способами:
показать,
изобразить и, наконец, нарисовать.
И помните, что искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый
радостный и благой символ извечного, не подвластного стремления человека
к добру, к истине и совершенству.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8