Автор: Гудова Марина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Совёнок"
Населённый пункт: р.п.Кольцово
Наименование материала: Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
Тема: "Домашние птицы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию лексико-
грамматических категорий и развитию связной речи.
Тема: «Домашние птицы»
Цель: согласование числительных «два», «две» с существительными, развитие словаря.
Систематизировать знания о домашних птицах. Упражнять в согл-ии числ-ых «два», «две» с сущ-ми.
Развивать общую, мелкую, моторику. Воспитывать умение слушать и слышать своих товарищей.
Оборудование: предметные картинки домашних птиц и их, детёнышей, диск с записью танца
утят, картинка героя из сказки Незнайка, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Ребята, давайте поиграем в игру «Кто внимательный». Сядем на стульчики после того, как
услышим вежливое «Садитесь, пожалуйста».
Итак, слушайте: «Сели все», «Быстро все сели», «Садитесь, пожалуйста».
– Ребята, к нам в гости сегодня пришёл герой из сказки. Угадайте, как его зовут? (Незнайка)
– Послушайте, что он вам расскажет:
Зовут меня Незнайка, я в садик не хожу,
Загадки отгадайте, и я картинки покажу!
2. Активизация и расширение словаря
а) Отгадывание загадок (Незнайка путает детей)
– Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки! (Гусь)
– Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)
– Хвост с узорами, сапоги со шпорами, всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
– Он с утра среди двора: Бал – бал – бал, балды – балда! (Индюк)
– Кря-кря-кря – ищу червя! (Утка)
Дети отгадывают загадки. На проекторе появляются картинки — гусь, курица, петух,
индюк, утка.
– Ребята, как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этой картине? Кто это?
— Это птицы.
— Почему вы решили, что это птицы?
— Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 ноги.
—Где живут эти птицы, где берут корм? (Ответы детей) Живут эти птицы рядом с человеком,
он ухаживает за ними. Какую пользу приносят эти птицы человеку? Значит, это какие птицы?
— У птиц есть маленькие детки – птенцы. И вот Незнайка опять что – то напутал. Посмотрите
внимательно и назовите правильно!
Игра «У кого – кто»
Дети на доске правильно расставляют картинки – к курице цыпленка, к утке утенка…
3. Развитие мелкой моторики.
а) Пальчиковая гимнастика.
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки — индюшонок,
А у утки есть утенок.
Большим пальцем поочередно
касаются остальных, начиная с
мизинца
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
Сжимают и разжимают кулачки
Танец утят.
5. Согласование числительных «два», «две» с существительными.
а) Письмо Незнайки.
– Ребята, Незнайка пришёл к нам с тетрадью, в которой наделал ошибки. – Давайте
послушаем, что он написал, и исправим его.
У гуся два гусёнок.
У утки два утёнок.
У индюка два
индюшонок.
У курицы два цыплёнок.
б) Игра с мячом. (Логопед бросает мяч ребёнку, называя птицу, ребенок, бросая мяч логопеду,
согласует «два», «две» с названиями птиц.)
Утка – две утки
Гусь – два гуся
Гусыня - две гусыни
Петух – два петуха
Индюк – два индюка
Индюшка – две индюшки
Курица – две курицы
Игра «Кто пропал»? Дети садятся в круг на ковёр, около каждого ребёнка разложены по две
картинки с птицами. Ребята закрывают глаза, логопед прячет у кого – то две картинки. Дети
открывают глаза, отвечают, кто спрятался.
6. Итог занятия.
– О ком сегодня говорили на занятии?
– Как их всех можно назвать одним словом?
– Какую пользу приносят домашние птицы?
– Ребята, Незнайка узнал много нового у нас на занятии. Но ему пора прощаться с вами, ему
понравилось, как вы работали.