Автор: Болдырева Екатерина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 18 "Алёнушка"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по этическому воспитанию детей "Путешествие в сказку".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 18 «Алёнушка»
Конспект занятия по этическому воспитанию:
"Путешествие в сказку".
Выполнила:
воспитатель первой квалификационной категории
Болдырева Екатерина Алексеевна
Ульяновск, 2022.
Конспект занятия по этическому воспитанию:
"Путешествие в сказку".
Пояснительная записка.
Занятие «Путешествие в сказку» проводится в средней группе.
Цель: этическое воспитание детей.
Задачи:
образовательные:
- обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг", "дружба",
"честность", "справедливость";
- активизировать словарь по данной теме;
- добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки
сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои
суждения;
- совершенствовать навыки речевого общения.
развивающие:
- развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к
окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную
активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;
- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого
человека и адекватно выразить своё;
- развивать воображение и творческие способности.
воспитательные:
- воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание
поддерживать друзей, заботиться о них.
Материалы: ширма, игрушки дракон, филин, три шкатулки, пиктограмма к
пословице, слоговая таблица, план-схема к сказке, небольшой шерстяной
коврик, две машинки, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: проведение этических бесед: "Вежливые слова",
"Об уступчивости", чтение и рассматривание книг на нравственно-этическую
тему, обсуждение пословиц о доброте и дружбе, придумывание историй к
ним.
Ход занятия.
-
Здравствуйте,
ребята!
Посмотрите,
какой
хороший
сегодня
день.
Улыбнитесь друг другу от всей души. Вы улыбаетесь, а улыбка - это символ
добра. Вам хорошо вместе? (Да).
- Ребята, скажите, какие бывают сказки?
(Народные и литературные).
- Какие виды сказок вы знаете?
(Волшебные, про животных, сказки о разных предметах).
- Ребята, в волшебных сказках встречаются разные волшебные предметы, с
помощью их происходят чудеса, попробуйте их назвать.
(Шапка-невидимка,
скатерть-самобранка,
сапоги-скороходы,
серебряное
блюдечко и наливное яблочко).
- А чтобы быстро передвигаться и попасть в волшебную сказку, какой
предмет мы можем выбрать?
(Ковёр-самолёт).
- А пройти мы сможем к волшебному ковру через "Мостик дружбы".
Взрослые часто вам говорят, что нужно быть дружными, дружно жить. Так
что же такое дружба?
(Дети проходят через ручеёк и говорят: дружба-это быть добрым, делиться
игрушками, это когда умеешь без крика и ссор договариваться, быть
внимательным, помогать другу, выручать из беды).
- Тот, кто умеет дружить, тот заботится о своих друзьях, старается сделать
хорошее всем окружающим.
А вот и ковёр-самолёт (проходим, садимся).
Мы сидим рука в руке,
Вместе мы большая лента.
Можем мы большими быть,
Можем маленькими быть,
Но никто один не будет.
- Оглянитесь по сторонам, мы с вами попали в сказку к Дракону. Вот в
этом царстве живёт Дракон Памси. Характер у него скверный и капризный.
Никто ему не нравится. Утром он просыпается раздражённым, днём ходит
сердитым, а спать ложится недовольным. Однажды в хмурый дождливый
день Памси почувствовал себя очень одиноким.
- Почему же со мной никто не дружит? - задумался Дракон. Он думал целых
4 минуты, но так и не догадался почему. И решил он обратиться к умному
Филину. Филин объяснил ему, что с таким характером трудно найти друзей.
А вот и сам Памси с Филином, давайте послушаем, о чём они говорят.
Дракон: Что же мне делать? - грустно спросил Дракон.
Филин: Надо выпить волшебный напиток.
Дракон: А что это за напиток?
Филин: Напиток, приготовленный из свежепридуманных историй о доброте
и дружбе. Если ты выпьешь этот напиток, то обретёшь все эти качества и
начнёшь пользоваться любовью и уважением. Ты больше не будешь, одинок
и у тебя появятся друзья.
Дракон: Кто же мне сможет помочь?
Филин: Это смогут сделать дети из подготовительной группы.
Дракон (обращается к детям): Здравствуйте, ребята, вы сможете мне помочь?
(ДА).
Игра "Скажи наоборот".
- Вы грустные ребята? (Мы весёлые ребята).
- Вы ленивые ребята? (Мы трудолюбивые ребята).
- Вы недружные ребята? (Мы дружные ребята).
- Вы злые ребята? (Мы добрые ребята).
- Вы грубые ребята? (Мы вежливые ребята).
- Вы жадные ребята? (Мы щедрые ребята).
- Тогда помогите мне собрать напиток!
- Так что, ребята, поможем Дракону? А то он так и останется всем
недовольный. Но, к сожалению, лекарство для Памси приготовить сложно.
Оно состоит из 3-х частей и хранится в 3-х шкатулках. Одна шкатулка у Феи
Мудрости, вторая - у Феи Доброты, третья - у Феи Фантазии.
Как плохо, когда рядом нет друзей. А у нас с вами кругом друзья!
Пальчиковая гимнастика "У меня кругом друзья".
Со мной здоровался петух:
"Ку-ка-ре-ку!" - пропел он вслух.
"Ко-ко-ко - услышал я от кур.
Мурлыка - кот мурлыкнул:
"Муррр:"
А пёс Барбос, меня узнав,
Пролаял вежливо:
"Гав! Гав!"
И протянул телёнок:
"Муууу:" Мол, здравствуй,
Скучно одному.
И воробей на ветке вмиг
Чирикнул:
"Жив я, чик-чирик!"
"Как хорошо, - подумал я, -
Что у меня кругом друзья".
- А вот и первая шкатулка. Это шкатулка от Феи Мудрости. В ней собраны
русские пословицы, ведь именно они учат нас народной мудрости.
- Как вы думаете, что это за пословица?
(Вместе тесно, а врозь скучно).
- Как вы понимаете эту пословицу?
Ответить на этот вопрос я попрошу вас своей историей на эту тему. Для
этого предлагаю вам разделиться на 2 группы. Давайте повторим правила
работы в группах:
работаем дружно;
выслушиваем мнение каждого;
находим общее решение;
выбираем выступающего.
(Дети
обсуждают
в
группах
пословицу,
выбирают
выступающего,
прослушиваем 2 рассказа.)
- Молодцы, ребята, вы точно отметили смысл этой пословицы.
- А какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?
(Друг познаётся в беде; Один за всех, все за одного; Нет друга - ищи, а нашёл
- береги.)
- Вот видите, как много пословиц о дружбе сочинил русский народ, и все они
собраны в этой шкатулке.
- Ну а нам пора дальше.
- Посмотрите, мы попали на цветочную поляну. Давайте посмотрим, какие
тут растут цветы. (Читаем слоговую таблицу: пионы, ромашки, розы,
тюльпаны).
Динамическая пауза "Букет".
Вправо, влево повернись и в цветочек превратись.
Собираемся в букеты: по два, по четыре, все вместе.
- Какой красивый, большой букет у нас получился. Кому бы вы хотели его
подарить?
- Вот я вижу 2-ю шкатулку. Эта шкатулка от Феи Доброты.
- Сейчас дети покажут вам сценку о том, как играли Маша и Петя.
Однажды Маша и Петя захотели поиграть в лабиринты. Взяли они машины,
поставили их в гараж. Поехали! Вскоре встретились на узкой дорожке
Машина и Петина машины. "А ну-ка, дай я проеду!" - потребовал Петя. "Ещё
чего! Это ты уходи с дороги!" - ответила Маша. "Ах, так!" - разозлился Петя,
схватил Машину игрушку и сбросил с дороги. "Ну и не буду играть с тобой!"
- сказала Маша, надула губы и отвернулась. Так и не получилась у ребят игра
"Лабиринт".
- Как вы думаете, почему у Маши и Пети не получилась игра? (Ответы
детей).
- Давайте посоветуем ребятам, что надо делать, чтобы научиться играть без
ссор и обид.
(Надо уметь выслушать друг друга, уметь договариваться в игре, уступать
друг другу и не проявлять упрямство).
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
(Уступили дорогу, мальчики пропустили девочку вперёд,)
- Ребята, вот видите, любую ситуацию можно исправить, только надо
научиться видеть друг в друге только хорошие качества и постараться не
обращать внимание на плохие.
- Отправляемся дальше.
Динамическая пауза "Если есть хороший друг".
- Я читаю стихотворение, а вы выполняете жесты и движения:
Настроение упало,
Дело валится из рук:
Но ещё не всё пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоём,
С облегчением вздохнём -
Настроение поднимем
И от пыли отряхнём!
Вот и 3-я шкатулка от Феи Фантазии.
- У героев разных сказок были волшебные друзья, помощники и защитники.
Назовите их:
У Малыша - (Карлсон);
У Элли - (Железный Дровосек, Страшило, Смелый Лев, Тотошка);
У Незнайки - (его друзья);
У Чебурашки - (крокодил Гена);
У Айболита - (Авва, Чичи);
- Я думаю, что каждый из вас хотел бы иметь своего сказочного друга. А я
знаю, что однажды подружились Чайка и Рыбка. Давайте придумаем свою
сказочную историю об их дружбе, а поможет нам в этом - вот эта схема.
Дети рассказывают по цепочке.
- Понравилась вам наша сказка, ребята?
- Мы выполнили задания из всех 3-х шкатулок, и у нас с вами получился
волшебный напиток доброты. Возьмите каждый свою чашу и поделитесь с
Памси. Закройте глаза и представьте себе, что у вас полная чаша этого
волшебного напитка. Отлейте, поделитесь этим чудесным напитком с Памси.
Теперь откройте глаза и загляните в свои чаши.
- Варя, сколько у тебя напитка? А у тебя, Никита?
Оказывается, ребята, сколько бы вы не отливали добра из своей чаши, оно
никогда не иссякает. А чтобы проверить, как подействовал наш напиток, я
предлагаю вам надеть волшебные очки и рассмотреть через них, каким стал
Памси. (Ответы детей).
Памси: Как здорово! А я и не знал, что я такой хороший. Спасибо вам,
ребята!
- Ребята, понравилось вам наше путешествие?
Тогда встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне
очень приятно, что вы умеете дружить. Давайте мы построим "Пирамиду
дружбы".
Я дружу со всеми ребятами нашей группы. Дети составляют пирамиду из рук
и высказывают свои пожелания.
- Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно?
- Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а всё потому, что в
нашей группе живёт "дружба".
- Нам пора возвращаться на ковёр-самолёт. (Релаксационная музыкальная
пауза).
Подведение итогов.
Что помогло вам в нашем путешествии?
Что вам больше всего запомнилось?
Что вызвало трудность?
Что бы вы хотели изменить и сделать по-другому?