Напоминание

Формирования элементарных математических представлений у детей в процессе экологического воспитания.


Автор: Зурбанова Екатерина Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №129
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Формирования элементарных математических представлений у детей в процессе экологического воспитания.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирования элементарных математических представлений у

детей в процессе экологического воспитания.

Зурбанова Е.В.В., воспитатель.

МБДОУ Детский сад № 129 г. Иркутска

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет

возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.

В то же время общество выдвигаются большие требования к человеку,

как к защитнику природы окружающего мира.

Дошкольный возраст – это благоприятное время для воспитания в

человеке

непотребительского

отношения

к

окружающему,

а

человека

создателя.

Вхождение в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте, а

так как математические представления усваиваются ребенком в процессе

ознакомления с окружающим миром.

Поэтому строить процесс развития математических способностей и

экологического воспитания лучше комплексно.

Наблюдение

и

изучение

ученых

(Ушинского,

Венгер,

Мухиной,

Сухомлинского) доказывают, что бедность представлений об окружающем

мире, недостаточности практического опыта действий с предметами, малое

использование

игр

и

игровых

ситуаций,

не

позволяет

детям

освоить

элементарные и математические представления в должном объеме.

Все

математические

знания

формируются

в

процессе

активной

деятельности самих детей – в играх, действиях с предметами, в поиске решения

поставленной

задачи,

в

процессе

конструирования

(из

палочек,

из

геометрических фигур, и т.д.).

Экологическое

содержание

форм

организации

детей

на

занятии

способствует пробуждению и развитию интереса к математике.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их

особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме.

Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают навыками

действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с

другом.

Дидактические игры и игровые ситуации самые интересные и доступные

формы организации детей и наиболее плодотворные, с широким сектором

использования (занятия, наблюдения, прогулки, игры), как предшествующая

работа и для закрепления материала.

Не знают признаки живого. Плохо владеют общими понятиями и общими

связями. Не выделяют общие признаки живого.

Поэтому в течении 2 лет мы работаем

над темой: использование

дидактических игр и игровых ситуаций математического содержания в

экологическом воспитании дошкольников.

Уже первые шаги в данном направлении показали насколько велик

интерес детей к познанию сути того или иного природного явления, животных,

птиц и всего, что нас окружает. И в познании «сути» им помогает математика.

Экологическое воспитание: авторы – Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова.

Математическое развитие: авторы – Е.В. Колесникова.

Большую помощь в планировании работы с детьми оказали данные

анкетирования родителей. Опрос показал, что родители мало времени уделяют

воспитанию и развитию детей. Однако родители понимают актуальность

проблемы экологического воспитания и математического развития их детей.

На следующем этапе работы определило направление работы с детьми:

Определение педагогических задач.

Изучение новинок методической литературы.

Создание соответствующих условий, среды образовательной и игровой в

группе.

Отбор дидактических пособий и игр в соответствии с возрастом детей и

темой.

В работе с детьми я поставила перед собой такие задачи:

Развивать у детей познавательную активность, познавательные интересы

в области математических представлений и экологического образования.

Развивать творческие способности, логическое мышление, эмоционально-

ценностные ориентации.

Для создания соответствующих условий и среды образовательной и

игровой подобрала детские книги природоведческого характера, загадки, стихи.

Иллюстрированный

материал

собрала

по

краеведческому

принципу.

Дидактические игры подобрала в соответствии с возрастными требованиями и

таких типов как: Игры – путешествия, игры – поручения, игры – предложения,

игры – загадки, игры – беседы.

Составили перспективный план, стремилась построить работу с детьми

так, чтобы эти два раздела. Математическое развитие и экологическое

воспитание гармонично дополняли друг друга.

Детям очень нравится на прогулке играть в такие игры как «Раз, два, три

к толстому дереву беги», «раз, два, три к первой березе беги». В этих играх

дети закрепляют понятия толстый, тонкий, счет. Разыскивая клад под

определенным деревом с помощью карты или словесному указанию, дети

закрепляют знания о внешнем виде деревьев, кустарников, их названия, а так

же учатся ориентироваться на местности.

На формировании понятий длинный – короткий на прогулке мы

использовали игровые ситуации «Протопчите для зайцев дорожку широкую и

узкую. Сосчитайте количество шагов по первой и второй дорожке и сравните

их по длине. По чьей дорожке заяц прибежит быстрее?»

Понятие высокий (низкий) дети закрепляли в такой игре «К высокому

(низкому) дереву беги».

В утренний и вечерний отрезок времени включаем игры минутки «Где

чей дом?», «Нарисуй дорогу», «Помоги пройти зайцу к морковке». Во время

таких игр дети развивают словесно-логическое мышление.

Экологическое

содержание

форм

организации

детей

на

занятиях,

использование дидактических игр и игровых ситуаций приносит детям

удовольствие, побуждает их творчеству, к поиску ответа на поставленные

задачи. Например «Путешествие в осенний лес» - дети учились узнавать грибы,

ягоды, лиственные, хвойные деревья. А так же учились классифицировать,

считать, ориентироваться во времени. Знакомились с Сибирячком. На занятии

по экологии разбирали приспособленность деревьев к изменению времен года.

И на итоговом занятии дети в виде игры закрепляли полученные ранее знания и

получали новые представления о жизни растений.

Каждое

комплексное

занятие:

экологического

и

математического

содержания, приносит детям удовольствие, побуждает их к творчеству, к

поиску ответов на поставленные задачи.

Использование для игр и игровых ситуаций в процессе объяснения

материала, повышает интерес детей, лучше усваивается новый материал и

закрепляется полученный ранее.

Используя в работе разнообразный материал, что детям нравится новизна.

Для

эмоционального

воздействия

часто

обращаюсь

к

музыке,

художественному творчеству.

Вся работа с детьми строилась в тесном контакте с родителями, так как

эта работа не может ограничиваться только работой воспитателя. Получать

экологические и математические знания, закреплять их дети должны и в

повседневной жизни. Поэтому необходимо было провести просветительную

работу среди родителей. Эта работа велась в основном через консультации,

родительские собрания, фотовыставки:

Способы реализации задачи математического развития и экологического

воспитания.

Экологическое воспитание и образование самая актуальная проблема

современности.

«Воспитываем у детей любовь к природе и развитие математических

способностей».

Таким образом использование для игр математического содержания, как

средство экологического воспитания детей дошкольного возраста позволяет

детям легче усвоить материал как по экологическому воспитанию так и по

математическому развитию. Делают знания и умения детей более прочными,

пробуждается интерес детей.

Литература:

1. Бодраченко, И. В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в

детском саду. – 2013г.

2. Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании

старших дошкольников// Ребенок в детском саду. – 2005г.

3. А.Михайлова.— М.: Просвещение, 1990.

4. Математическое развитие: авторы – Е.В. Колесникова.



В раздел образования