Автор: Зурбанова Екатерина Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №129
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Формирования элементарных математических представлений у детей в процессе экологического воспитания.
Раздел: дошкольное образование
Формирования элементарных математических представлений у
детей в процессе экологического воспитания.
Зурбанова Е.В.В., воспитатель.
МБДОУ Детский сад № 129 г. Иркутска
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет
возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.
В то же время общество выдвигаются большие требования к человеку,
как к защитнику природы окружающего мира.
Дошкольный возраст – это благоприятное время для воспитания в
человеке
непотребительского
отношения
к
окружающему,
а
человека
создателя.
Вхождение в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте, а
так как математические представления усваиваются ребенком в процессе
ознакомления с окружающим миром.
Поэтому строить процесс развития математических способностей и
экологического воспитания лучше комплексно.
Наблюдение
и
изучение
ученых
(Ушинского,
Венгер,
Мухиной,
Сухомлинского) доказывают, что бедность представлений об окружающем
мире, недостаточности практического опыта действий с предметами, малое
использование
игр
и
игровых
ситуаций,
не
позволяет
детям
освоить
элементарные и математические представления в должном объеме.
Все
математические
знания
формируются
в
процессе
активной
деятельности самих детей – в играх, действиях с предметами, в поиске решения
поставленной
задачи,
в
процессе
конструирования
(из
палочек,
из
геометрических фигур, и т.д.).
Экологическое
содержание
форм
организации
детей
на
занятии
способствует пробуждению и развитию интереса к математике.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их
особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме.
Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают навыками
действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с
другом.
Дидактические игры и игровые ситуации самые интересные и доступные
формы организации детей и наиболее плодотворные, с широким сектором
использования (занятия, наблюдения, прогулки, игры), как предшествующая
работа и для закрепления материала.
Не знают признаки живого. Плохо владеют общими понятиями и общими
связями. Не выделяют общие признаки живого.
Поэтому в течении 2 лет мы работаем
над темой: использование
дидактических игр и игровых ситуаций математического содержания в
экологическом воспитании дошкольников.
Уже первые шаги в данном направлении показали насколько велик
интерес детей к познанию сути того или иного природного явления, животных,
птиц и всего, что нас окружает. И в познании «сути» им помогает математика.
Экологическое воспитание: авторы – Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова.
Математическое развитие: авторы – Е.В. Колесникова.
Большую помощь в планировании работы с детьми оказали данные
анкетирования родителей. Опрос показал, что родители мало времени уделяют
воспитанию и развитию детей. Однако родители понимают актуальность
проблемы экологического воспитания и математического развития их детей.
На следующем этапе работы определило направление работы с детьми:
Определение педагогических задач.
Изучение новинок методической литературы.
Создание соответствующих условий, среды образовательной и игровой в
группе.
Отбор дидактических пособий и игр в соответствии с возрастом детей и
темой.
В работе с детьми я поставила перед собой такие задачи:
Развивать у детей познавательную активность, познавательные интересы
в области математических представлений и экологического образования.
Развивать творческие способности, логическое мышление, эмоционально-
ценностные ориентации.
Для создания соответствующих условий и среды образовательной и
игровой подобрала детские книги природоведческого характера, загадки, стихи.
Иллюстрированный
материал
собрала
по
краеведческому
принципу.
Дидактические игры подобрала в соответствии с возрастными требованиями и
таких типов как: Игры – путешествия, игры – поручения, игры – предложения,
игры – загадки, игры – беседы.
Составили перспективный план, стремилась построить работу с детьми
так, чтобы эти два раздела. Математическое развитие и экологическое
воспитание гармонично дополняли друг друга.
Детям очень нравится на прогулке играть в такие игры как «Раз, два, три
к толстому дереву беги», «раз, два, три к первой березе беги». В этих играх
дети закрепляют понятия толстый, тонкий, счет. Разыскивая клад под
определенным деревом с помощью карты или словесному указанию, дети
закрепляют знания о внешнем виде деревьев, кустарников, их названия, а так
же учатся ориентироваться на местности.
На формировании понятий длинный – короткий на прогулке мы
использовали игровые ситуации «Протопчите для зайцев дорожку широкую и
узкую. Сосчитайте количество шагов по первой и второй дорожке и сравните
их по длине. По чьей дорожке заяц прибежит быстрее?»
Понятие высокий (низкий) дети закрепляли в такой игре «К высокому
(низкому) дереву беги».
В утренний и вечерний отрезок времени включаем игры минутки «Где
чей дом?», «Нарисуй дорогу», «Помоги пройти зайцу к морковке». Во время
таких игр дети развивают словесно-логическое мышление.
Экологическое
содержание
форм
организации
детей
на
занятиях,
использование дидактических игр и игровых ситуаций приносит детям
удовольствие, побуждает их творчеству, к поиску ответа на поставленные
задачи. Например «Путешествие в осенний лес» - дети учились узнавать грибы,
ягоды, лиственные, хвойные деревья. А так же учились классифицировать,
считать, ориентироваться во времени. Знакомились с Сибирячком. На занятии
по экологии разбирали приспособленность деревьев к изменению времен года.
И на итоговом занятии дети в виде игры закрепляли полученные ранее знания и
получали новые представления о жизни растений.
Каждое
комплексное
занятие:
экологического
и
математического
содержания, приносит детям удовольствие, побуждает их к творчеству, к
поиску ответов на поставленные задачи.
Использование для игр и игровых ситуаций в процессе объяснения
материала, повышает интерес детей, лучше усваивается новый материал и
закрепляется полученный ранее.
Используя в работе разнообразный материал, что детям нравится новизна.
Для
эмоционального
воздействия
часто
обращаюсь
к
музыке,
художественному творчеству.
Вся работа с детьми строилась в тесном контакте с родителями, так как
эта работа не может ограничиваться только работой воспитателя. Получать
экологические и математические знания, закреплять их дети должны и в
повседневной жизни. Поэтому необходимо было провести просветительную
работу среди родителей. Эта работа велась в основном через консультации,
родительские собрания, фотовыставки:
Способы реализации задачи математического развития и экологического
воспитания.
Экологическое воспитание и образование самая актуальная проблема
современности.
«Воспитываем у детей любовь к природе и развитие математических
способностей».
Таким образом использование для игр математического содержания, как
средство экологического воспитания детей дошкольного возраста позволяет
детям легче усвоить материал как по экологическому воспитанию так и по
математическому развитию. Делают знания и умения детей более прочными,
пробуждается интерес детей.
Литература:
1. Бодраченко, И. В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в
детском саду. – 2013г.
2. Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании
старших дошкольников// Ребенок в детском саду. – 2005г.
3. А.Михайлова.— М.: Просвещение, 1990.
4. Математическое развитие: авторы – Е.В. Колесникова.