Напоминание

Использование ФГОС в новых условиях для предмета истории и обществознании


Автор: Науширбанова Гульсина Азаматовна
Должность: Учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ Сибайская гимназия-интернат
Населённый пункт: Сибай, Республика Башкортостан
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Использование ФГОС в новых условиях для предмета истории и обществознании
Раздел: среднее образование





Назад




Методические рекомендации для образовательных организаций

о преподавании учебного предмета «История»

в 2020 – 20201 учебном году

В 2020/2021 учебном году изучение учебного предмета «История» в 5–9-х классах

осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования (далее – ФГОС ООО); в 10-х классах – на основе Федерального

государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС

СОО); в 11-х классах – на основе Федерального компонента государственного

образовательного стандарта основного общего, среднего (полного) общего образования (далее –

ФкГОС СОО).

В учебный план основной образовательной программы образовательной организации

основной школы в условиях ФГОС входит предметная область «Общественно-научные

предметы», включающая учебные предметы «История» (с учебными курсами «История

России», «Всеобщая история»), «Обществознание», «География». В соответствии с

утвержденной РИО «Концепцией нового УМК по истории России» и ООП, произошел отказ от

системы концентров, где история России изучалась с 6 по 9 класс и затем в 10, 11 шло

повторение всего курса. Новая структура курса представлена в линейном виде с 6 по 10 класс,

где XX век изучается в 10 классе, начиная с Первой мировой войны.

В соответствии с ИКС, преподавание истории в школе должно строиться с учетом

следующих концептуальных основ:

1. Культурно-антропологического подхода: в школьных учебниках длительное время

доминировала традиционная установка на политическую историю, что приводило к тому, что

роль личностей, общественных институтов, социокультурные факторы и повседневность

человеческой жизни «уходили в тень». Историко-культурный стандарт предполагает наряду с

преподаванием политической истории, в большей степени показывать влияние исторических

реалий на судьбы обычных людей.

2. Изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР на уроках

истории: способствует формированию у школьников представлений об общей исторической

судьбе нашей Родины. Также учащиеся должны усвоить, что производство духовных и

культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности.

3. Региональный компонент: история страны через историю регионов: необходимо

усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как

важнейшей особенности отечественной истории.

4. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам

и явлениям – важнейшая задача преподавания истории в школе.

5. Использование учебника, как навигатора: в условиях развития средств коммуникации,

учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать

школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы,

искать дополнительный материал. учитель должен способствовать овладению учениками

исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов,

способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению

фактов и их интерпретаций.

В методологическом плане учителю целесообразно использовать следующие подходы –

научный, многофакторный, многоуровневый, культурологический, антропологический. При

этом важнейшим подходом является показ на уроках роли и места человека в истории.

Задачи изучения истории в основной школе:

1) формирование учащихся ценностных ориентаций, направленные на воспитание

патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности;

2) воспитание у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в

мировой истории;

3) формирование гражданской общероссийской идентичности, развитие идеи

гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и

общества, общества и власти;

4) формирование гражданской активности, осознания прав и обязанностей граждан,

строительства гражданского общества. Умение проводить четкую грань между «нормальными

проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом,

шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.;

5) формирование у школьников чувства патриотизма, гордости военными победами

предков, осознания подвига народа как примера высокой гражданственности и

самопожертвования во имя Отечества;

6) восприятие великого труда народа по освоению громадных пространств,

формирование сложного поликонфессионального и многонационального российского социума

на основе взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры

мирового значения – как предметов патриотической гордости;

7) формирование понимания прошлого России как неотъемлемой части мирового

исторического процесса, самосознания учащихся, как граждан великой страны с великим

прошлым;

8) развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных

источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь

принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

9) формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления

сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном

поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Учебный предмет «История» на ступени основного общего образования

предусматривает изучение в 5–9 классах «Истории России» и «Всеобщей истории» с древности

до наших дней. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также

региональная и локальная история. Основу школьных курсов истории составляют следующие

содержательные линии: 1. Историческое время – хронология и периодизация событий и

процессов. 2. Историческое пространство – историческая карта России и мира, ее динамика;

отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных

географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик

развития человечества. 3. Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной

деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера

экономических отношений; формирование и развитие человеческих общностей – социальных,

этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы,

движущие силы, формы); образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути

преобразования общества; основные вехи политической истории; история познания человеком

окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и

мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и

художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и

ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; развитие отношений между

народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема

войны и мира в истории. Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше,

– человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в

различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в)

восприятия мира, ценностей.

Структурно учебный предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории

и истории России. Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его

народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах

исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной

характеристике основных исторических эпох – от прослеживания хода наиболее значительных

общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников.

Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как

своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами

мировой истории. Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного

времени отводится на изучение региональной и локальной истории. Следует подчеркнуть, что в

целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его

народов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных

образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и

настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в

широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие,

развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности. В курсе

«Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох,

существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии

взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение

исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в

осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира,

создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Преподавание истории в соответствии с ФГОС ООО.

В 2020-2021 учебном году преподавание истории в школе происходит в условиях:

- завершения перехода на новые ФГОС ООО (5, 6, 7, 8 и 9 классы);

- завершения поэтапного перехода на линейную систему преподавания истории (6, 7, 8, 9

классы);

- завершение концентрической системы курса школьной истории (11 класс);

- изменения содержания школьного исторического образования в соответствии с ИКС по

истории России и необходимостью синхронизации курсов отечественной и всеобщей истории.

Освоение обучающимися ФГОС СОО

В 2020-2021 учебном году в 10 классах происходит завершение перехода на линейную

систему, в 11 классах преподавание курса истории осуществляется (и завершается) по

концентрической структуре (концентр – XX-нач. XXI века).

Для преподавания Истории в соответствии с ФК ГОС (2004 г.) в 11 классах

возможно использование учебников, входящих в федеральный перечень 2014 года.

ФГОС СОО и ПООП СОО определяют место предметной области «Общественные

науки» и прописывают требования к их изучению на базовом и углубленном уровне изучения.

Согласно этим документам предмет «История» изучается на уровне среднего общего

образования в качестве учебного предмета в 10–11-х классах. Структурно предмет «История»

на базовом уровне включает учебные курсы по всеобщей (новейшей) истории и отечественной

истории периода 1914–2014 гг. — (история России). Предмет «История» на углубленном

уровне включает в себя расширенное содержание курса Истории на базовом уровне, а также

повторительно-обобщающий курс «История России до 1914 года», направленный на

подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы.

В 2020/2021 учебном году осуществляется переход обучающихся 10-х классов на

изучение учебных предметов, в т.ч. «Истории» в соответствии с требованиями ФГОС СОО.

Организация учебного процесса на основе ФГОС СОО является обязательной во всех

образовательных организациях, независимо от подчинения и формы собственности.

Инструментом для реализации ФГОС СОО является основная образовательная

программа (далее – ООП) образовательной организации. ООП разрабатывается

образовательной организацией в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих

примерных основных образовательных программ .

ФГОС СОО включает три группы требований:

– к результатам освоения обучающимися ООП;

– к структуре ООП;

– к условиям реализации ООП.

ФГОС СОО сохраняет преемственность с ФГОС ООО в требованиях к результатам

освоения обучающимися ООП: личностным, метапредметным, предметным.

Методологической основой ФГОС СОО является системно-деятельностный подход.

В ФГОС СОО, примерных учебных планах Примерной основной образовательной

программы среднего общего образования (далее – ПООП СОО) для 10–11-х классов в

предметной области «Общественные науки» указаны два обязательных для изучения на

базовом уровне самостоятельных учебных предмета – «История», «Россия в мире». Изучается

только один из этих предметов.

В соответствии с ПООП СОО на обязательное изучение учебного предмета «История»

на уровне среднего общего образования на базовом уровне в 10–11-х классах отводится 140

(70/70) часов, из расчета 2 часа в неделю при 35 учебных неделях; на углубленном уровне – 280

(140/140) часов, из расчета 4 часа в неделю при 35 учебных неделях. Образовательная

организация составляет учебный план исходя из своего календарного графика на текущий

учебный год.

ПООП СОО не задает жесткого объема содержания образования, не разделяет по годам

обучения, предоставляя тем самым возможность педагогам самостоятельно планировать

изучение учебных предметов.

При расчете часов рекомендуется учесть следующее соотношение (при норме 2ч/нед.) –

1,5 ч. – История России, 0,5 ч. – Всеобщая история.

При переходе от концентрической системы обучения к линейной предмет «История»

будет изучаться в 5–10-х классах. Освоение предмета «История» начинается в 5-м классе с

изучения истории Древнего мира, открывающей курс всеобщей истории. Далее курсы

«Отечественная история» и «Всеобщая история» изучаются параллельно на каждой

образовательной ступени. Целесообразно синхронизировать содержание курсов

«Отечественной истории» и «Всеобщей истории». В ряде случаев эффективно объединенное

изучение тем двух курсов. В некоторых педагогических ситуациях преподавателю

предоставляется возможность самому определять последовательность тем и сюжетов,

содержательную наполненность сравнительно

исторических и синхронирующих

сопоставлений.

Как отмечено в Примерной программе по истории, курс всеобщей истории призван

сформировать у обучающихся познавательный интерес, базовые навыки определения места

исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы,

происходившие в разных социальных, национально

культурных, политических,

территориальных и иных условиях.

Изучение предмета «История» включено в предметную область «Общественно

научные

предметы» основной школы. Важной задачей является укрепление межпредметных связей с

такими предметами как «Обществознание», «Литература», «Русский язык», «Иностранный

язык», «Мировая художественная культура», «Изобразительное искусство», «География»,

«Музыка», «Информатика», «Математика».

В 11-м классе предполагается изучение интегративного курса истории, включающего

важнейшие компоненты отечественной и всеобщей истории в современном концептуальном

осмыслении, сопоставление различных научных историографических позиций на основе

навыков углубленного анализа исторической, социальной и культурной информации.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской

Федерации», образовательные организации самостоятельно разрабатывают основные

образовательные программы в соответствии с ФГОС СОО и с учетом Примерной основной

образовательной программы среднего общего образования (ПООП СОО).

Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть,

формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть образовательной

программы среднего общего образования составляет 60%, а часть, формируемая участниками

образовательных отношений, - 40% от общего объема образовательной программы среднего

общего образования.

Основная образовательная программа должна содержать три раздела: целевой,

содержательный и организационный. В структуру организационного раздела ПООП СОО

входят примерные учебные планы.

Требования к наполнению учебного плана на уровне среднего общего образования

определены в ФГОС СОО (п. 18.3.1), а именно: учебный план предусматривает изучение

обязательных предметных областей, включающих учебные предметы с указанием уровня их

освоения (базовый и углубленный): «Русский язык и литература»; «Родной язык и родная

литература»; «Иностранные языки»; «Математика и информатика»; «Общественные науки»;

«Естественные науки»; «Физическая культура, экология и основы безопасности

жизнедеятельности».

Учебный план независимо от профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план

должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного

учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС СОО, и обязательно

включать следующие учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык»,

«Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы

безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».

При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не

менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю

обучения предметной области и (или) смежной с ней. В учебном плане универсального

профиля могут быть от 0 до 4 учебных предметов на углубленном уровне. Образовательная

организация обеспечивает реализацию учебного(ых) плана(ов) одного или нескольких

профилей обучения: естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического,

технологического, универсального.

При проектировании учебного плана профиля следует учитывать, что он является

способом введения обучающихся в ту или иную общественно-производственную практику.

Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной

деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся. Для этого

необходимо изучить намерения и предпочтения школьников и их родителей (законных

представителей). В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы,

курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей

образовательную деятельность (например, «История родного края») в соответствии со

спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность: предоставляет

обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих

учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном

уровне), в т.ч. интегрированные учебные предметы «Обществознание», «Россия в мире»,

дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся.

При проектировании учебного плана среднего общего образования (в части количества

часов на освоение учебных предметов обязательных предметных областей) целесообразно

использовать пример распределения часов для последующего выбора предметов, изучаемых на

базовом или углубленном уровне, представленный в ПООП СОО.



В раздел образования