Напоминание

"Экспресс кухня"


Автор: Волкова Татьяна Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГБУ СО Центр семьи "Енисейский"
Населённый пункт: Енисейский район, с.Верхнепашино
Наименование материала: дополнительная общеобразовательная программа
Тема: "Экспресс кухня"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «ЕНИСЕЙСКИЙ»

Утверждаю:

Директор КГБУ СО

ЦСПСиД «Енисейский»

________________Л.В.Крючкина

«____»___________20__г

.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЭКСПРЕСС КУХНЯ»

Для детей школьного возраста

Срок реализации программы:

9 месяцев

Автор: Волкова Татьяна Николаевна -

воспитатель

Адрес, в котором реализуется программа: Красноярский край,

Енисейский район

с.Верхнепашино, ул.Рабочая,62

Год разработки: 2019

с. Верхнепашино

Пояснительная записка

Настоящая дополнительная программа «Экспресс кухня» разработана с

учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.1.2.2012. № 273

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»;

Приказа

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об

утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»;

СанПиН

2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству, содержанию и организации режима работы образовательных

организаций дополнительного образования детей»; Письма Минобрнауки РФ

от 11.12.2006 N

06-1844 «О примерных требованиях к программам

дополнительного

образования

обучающихся»;

СанПиН

2.3.6.1079-01

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного

питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и

продовольственного сырья»,

муниципальных правовых актов;

Устава

краевого

государственного

бюджетного

образовательного

учреждения

социального обслуживания

«Центр социальной помощи семье и детям

«Енисейский»; Лицензии на образовательную деятельность.

Дополнительная общеобразовательная программа «Экспресс кухня»

имеет социально-педагогическую направленность, поскольку в процессе ее

освоения обучающиеся приобретают знания и умения, которые способствуют

их социальной адаптации, а некоторым обучающимся еще дают ориентацию

в выборе профессии.

Программа рассчитана на тех, кто делает первые шаги в кулинарии,

знакомится с кухней, техникой безопасности, санитарно-гигиеническим

требованиям и, конечно же, учатся быстрому полезному приготовлению

пищи из многообразия продуктов.

2

Актуальность создания программы призвана не только передавать

необходимые знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни,

способствовать их правильной социализации.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в

процессе ее реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями и

навыками, которые направлены на преодоление трудностей, возникающих в

процессе самостоятельного приготовления пищи.

Особенностью данной программы является то, что у обучающихся

появляется возможность широкого и разнообразного применения своих

знаний в быту.

Цель программы: создание условий для накопления знаний и умений

в области приготовления быстрой и здоровой пищи.

Задачи:

Образовательные:

1.

Формирование начальных санитарно-гигиенических требований к

приготовлению пищи.

2.

Овладение

различными

инструментами

и

приспособлениями,

необходимыми для приготовления пищи.

3.

Формирование знаний и умений технологии приготовления различных

блюд.

Развивающие:

1.

Развитие творческих способностей учащихся в кулинарии.

2.

Развитие эстетического вкуса.

3.

Развитие речи через обогащение словарного запаса.

Воспитательные:

1.

Воспитание самостоятельности, трудолюбия и аккуратности.

3

2.

Воспитание ответственности за результаты своей деятельности.

3.

Воспитание культурного поведения.

Решение

педагогических

задач

в

программе

«Экспресс

кухня»

осуществляется в соответствии со следующими принципами:

Принцип

непрерывного

дополнительного

образования

как

механизм

обеспечения полноты и цельности образования в целом;

Принцип творчества

помогает развивать фантазию, эстетический вкус,

мыслить и действовать;

Принцип коллективной деятельности реализуется на создании совместных

рецептов, фантазий, при организации коллективных праздников, конкурсов;

Принцип

индивидуального

подхода

ориентирует

педагога

на

учет

индивидуальных и возрастных возможностей и способностей обучающихся;

Принцип

самореализации

предполагает

создание

творческой

среды,

проведение мастер-класса.

Режим занятий

Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в

неделю по 2 академических часа. Длительность академического часа – 30-40

минут.

Возраст детей: 7-15 лет

Количество детей в группе не более 10 человек (подгруппе – 5-6

человек, мини-группе – 2-3 человека)

Сроки реализации: 9 месяцев

Обязательное условие занятий - соблюдение санитарно-гигиенических

требований. Одно из правил гигиены приготовления пищи - наличие

спецодежды: фартука и косынки для девочек, фартука и колпака для

мальчиков, а также сменной обуви. Также обязательным является строгое

соблюдение обучающимися правил гигиены. Только при соблюдении правил

личной гигиены, гигиены помещения, рабочих мест, посуды и продуктов

можно

приготовить

доброкачественную,

полезную,

вкусную

пищу.

4

Практическая работа связана с использованием нагревательных приборов и

режущих инструментов и это обязывает уделять особое внимание правилам и

технике

безопасности.

На

первом

занятии

проходит

знакомство

воспитанников с помещением, его оборудованием и правилами обращения с

нагревательными приборами и режущими инструментами. На последующих

занятиях педагог напоминает правила, необходимые в данный момент.

Формы и методы организации учебной деятельности

• индивидуальная (дается самостоятельные задания с учетом возможности

обучающегося);

• фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или

при отработке определенного технологического приема);

• групповая (разделение на мини группы для выполнение определенной

работы);

Освоить различные приёмы можно только практическим путём, поэтому

на занятиях широко применяются:

- объяснительно - иллюстративные пособия, что позволяет стимулировать

обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде с

помощью бесед, сюжетно-ролевых занятий или деловых игр и др.

-

практические

методы

способствуют

развитию

мышления

через

формирование

интеллектуальных

умений:

обобщение,

анализ,

синтез,

сравнение, моделирование, а также позволяет вовлечь обучающихся в

практическую деятельность с целью приобретения навыков приготовления

блюд разного уровня сложности:

- самостоятельная работа, экскурсии, работа с дополнительной литературой.

Структура занятия

- организационный момент

- объяснение материала

- подготовка к практической работе (подготовка рабочего места, спецодежда)

- практическая работа

- итог занятия: анализ качества, оценка.

5

Учебно-тематический план

Наименование блока/темы

Количество часов

итого

теория

практика

1

Введение

4

1,75

2,25

1.1

Вводное занятие. Правила техники

безопасности и санитарной гигиены в

кабинете (кухне). История

возникновения кулинарии

1

1

1.2

Режим питания ребенка. Меню.

1

0,25

0,75

1.3

Сервировка стола

Оформление стола салфетками.

Правила поведения за столом.

2

0,5

1,5

2

Холодные блюда и закуски

20

2,5

17,5

2.1

Салат быстрого приготовления

4

0,5

3,5

2.2

Экономный салат

4

0,5

3,5

2.3

Бутерброды на скорую руку

4

0,5

3,5

2.4

Овощная, фруктовая нарезка.

4

0,5

3,5

2.5

Оформление готовых блюд.

4

0,5

3,5

3

Первые блюда

8

2

6

3.1

Щи вегетарианские

2

0,5

1,5

3.2

Рыбный суп

2

0,5

1,5

3.3

Суп-пюре

2

0,5

1,5

3.4

Молочный суп

2

0,5

1,5

4

Вторые блюда

12

1,5

10,5

4.1

Блюда из картофеля

4

0,5

3,5

4.2

Блюда из макаронных изделий

4

0,5

3,5

4.3

Блюда из круп

4

0,5

3,5

5

Третьи блюда

24

3,25

20,75

5.1

Напитки

4

0,5

3,5

5.2

Сладкие блюда

4

0,5

3,5

6

5.3

Изделия из теста

12

1,75

10,25

5.4

Блюда из яиц

4

0,5

3,5

6

Конкурс «Кулинарный поединок»

2

0,5

1,5

Всего

70

11,5

58,5

Содержание базовых тем программы

Содержание

блока

«Введение»

предусматривает

ознакомление

обучающихся

с

правилами

техники

безопасности

при

проведении

кулинарных работ, физиологией питания, историей кулинарии, этикетом за

столом, сервировкой стола. Общими сведениями о материалах, инструментах

и приспособлениях, необходимых для кулинарных работ.

Содержание блока «Холодные блюда и закуски»

предусматривает

ознакомление

учащихся

с

видами

холодных

блюд,

способами

их

приготовления. Оформлением и подачи на стол. Видами бутербродов.

Технологией приготовления. Подача готовых блюд. Требованием к качеству

готовых блюд. Условиям и срокам хранения.

Содержание блока «Первые блюда» предусматривает ознакомление

учащихся с приготовлением первых блюд. Знакомство с технологией

приготовления супов. Подача готовых блюд. Требованием к качеству

готовых блюд. Условиям и срокам хранения.

Содержание блока «Вторые блюда» предусматривает ознакомление

учащихся

со

способами

хранения

овощей

и

круп,

определение

доброкачественности по внешнему виду. Правила первичной обработки и

особенностями обработки овощей и круп. Технологией приготовления блюд

из овощей и круп. Требованием к качеству и оформлению готовых блюд.

Условиям и срокам хранения.

Содержание блока «Третьи блюда»

предусматривает ознакомление

учащихся с видами теста. Рецептурой и технологией приготовления теста с

различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов

7

теста на качество готовых изделий. Видами начинок и украшений для

изделий из теста. Значение и вкусовые качества сладких блюд. Технология

приготовления сладких блюд из ягод (компота, киселя, желе, мусса). Горячие

и

холодные

напитки.

Способы

приготовления

горячих

напитков.

Ознакомление со значением яиц в питании человека. Использование в

кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Технологией

приготовления блюд из яиц. Требованием к качеству готовых блюд. Подача

готовых блюд. Условиям и срокам хранения.

Ожидаемый результат

По

окончании

дополнительной

общеобразовательной

программы

«Экспресс кухня» обучающие смогут самостоятельно в домашних условиях

приготовить

здоровую

еду,

используя

нужные

инструменты

и

приспособления и при этом соблюдать технику безопасности и санитарно-

гигиенические

нормы.

У

обучающихся

формируются

навыки

самообслуживания.

Дети

станут

аккуратными,

самостоятельными,

ответственными. Будут знать этикет поведения за столом и речи.

Занятие конкретным делом, творчеством поможет обучающимся

чувствовать себя увереннее в жизни.

Требования к уровню подготовки обучающихся

По завершении обучения, обучаемые должны знать:

- правила гигиены и безопасности труда;

- правила поведения за столом;

- способы нарезки овощей;

- названия круп;

- технологию приготовления первых, вторых и третьих блюд и холодных

закусок;

- основные виды теста;

-технологию приготовления изделий из теста;

- блюда из яиц;

-технологию приготовления изделий из яиц и творога;

8

- сладкие блюда;

- технологию приготовления сладких блюд.

Уметь:

- мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду;

- пользоваться инструкциями к различным бытовым химическим средствам;

- составлять разнообразное меню;

- накрывать стол с учетом различного меню;

- резать ножом хлеб на бутерброды и продукты для них;

- нарезать вареные овощи кубиками и соломкой;

- отваривать макаронные изделия;

- отваривать картофель и готовить пюре;

- готовить обед (закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и

мясных продуктов);

- готовить третьи блюда;

- готовить изделия из теста;

- организовать праздничный стол соответственный данному празднику.

Дидактическое обеспечение

Оборудование: столы, стулья, доска школьная, ноутбук, проектор, экран,

плита электрическая с жарочным шкафом, миксер, набор столовой мебели

(столы кухонные); шкафы для посуды; доски деревянные разделочные;

сушилка для тарелок; посуда: кастрюли, сковороды, тарелки, ложки, набор

чайной посуды, ведро эмалированное, набор ножей, столовый сервиз,

чайник, колпаки, фартуки; моющие средства: «Прогресс», средство для

мытья посуды. Одноразовые полотенца, салфетки.

Материалы:

все продукты, необходимые для приготовления блюд,

приобретаются за счет спонсорской помощи, средств от приносящей доход

деятельности.

Учебно-методическое обеспечение:

- Таблицы-памятки;

- Технологические карты приготовления блюд;

9

- КИМы (контрольно-измерительные материалы) качества знаний и умений в

области кулинарии.

-Библиотечка

«Юного

кулинара»,

учебно-методические

пособия,

справочники, энциклопедии.

Контроль

Для организации контроля и определения результативности обучения

применяется опрос, тестирование, самостоятельная работа.

Перед началом работы проводится опрос на выявление уровня

подготовленности детей. По окончании блоков программы тестирование,

самостоятельная

работа,

а

по

завершению

дополнительной

общеобразовательной программы конкурс «Кулинарный поединок», который

должен определить прогресс развития кулинарных способностей. Это

позволяет определить обучение по программе, обсудить результаты и внести

изменения. Контроль так же дает возможность детям и педагогу увидеть

результаты своего труда.

10

Список литературы

1.

Богушева В.И. Бары и рестораны. Искусство обслуживания. - Ростов -

на - Дону.: Издательство «Феникс», 2009

2.

Бутейкис Н. Г. Технология приготовления мучных кондитерских

изделий. - М.: Издательский цент «Академия». 2010

3.

Воробьева, Л.И. Книга о вкусной и здоровой пище; М.: Аст-Пресс

СКД, 2015

4.

Высоцкая, Юлия Едим дома круглый год; М.: Эксмо, 2017

5.

Головков А. Кухня без секретов, Москва, 2016

6.

Декор стола.//Гостиница и ресторан - 2002 - №4

7.

Ляховская, Л.П. Искусство кулинарии; ИМА - Пресс - Реклама, 2010

8.

Плотникова, Т.В. Такие вкусные салаты; Ростов н/Д: Феникс, 2015

9.

Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий. - М.: Арий, ИКТЦ

«Лада», 2009

10. Фельдман, И.А. Советы кулинара; Киев; Реклама, 2001

11. Интернет ресурсы

11



В раздел образования