Автор: Волкова Татьяна Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГБУ СО Центр семьи "Енисейский"
Населённый пункт: Енисейский район, с.Верхнепашино
Наименование материала: дополнительная общеобразовательная программа
Тема: "Экспресс кухня"
Раздел: дополнительное образование
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «ЕНИСЕЙСКИЙ»
Утверждаю:
Директор КГБУ СО
ЦСПСиД «Енисейский»
________________Л.В.Крючкина
«____»___________20__г
.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЭКСПРЕСС КУХНЯ»
Для детей школьного возраста
Срок реализации программы:
9 месяцев
Автор: Волкова Татьяна Николаевна -
воспитатель
Адрес, в котором реализуется программа: Красноярский край,
Енисейский район
с.Верхнепашино, ул.Рабочая,62
Год разработки: 2019
с. Верхнепашино
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная программа «Экспресс кухня» разработана с
учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.1.2.2012. № 273
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»;
Приказа
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»; Письма Минобрнауки РФ
от 11.12.2006 N
06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного
образования
обучающихся»;
СанПиН
2.3.6.1079-01
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного
питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и
продовольственного сырья»,
муниципальных правовых актов;
Устава
краевого
государственного
бюджетного
образовательного
учреждения
социального обслуживания
«Центр социальной помощи семье и детям
«Енисейский»; Лицензии на образовательную деятельность.
Дополнительная общеобразовательная программа «Экспресс кухня»
имеет социально-педагогическую направленность, поскольку в процессе ее
освоения обучающиеся приобретают знания и умения, которые способствуют
их социальной адаптации, а некоторым обучающимся еще дают ориентацию
в выборе профессии.
Программа рассчитана на тех, кто делает первые шаги в кулинарии,
знакомится с кухней, техникой безопасности, санитарно-гигиеническим
требованиям и, конечно же, учатся быстрому полезному приготовлению
пищи из многообразия продуктов.
2
Актуальность создания программы призвана не только передавать
необходимые знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни,
способствовать их правильной социализации.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в
процессе ее реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями и
навыками, которые направлены на преодоление трудностей, возникающих в
процессе самостоятельного приготовления пищи.
Особенностью данной программы является то, что у обучающихся
появляется возможность широкого и разнообразного применения своих
знаний в быту.
Цель программы: создание условий для накопления знаний и умений
в области приготовления быстрой и здоровой пищи.
Задачи:
Образовательные:
1.
Формирование начальных санитарно-гигиенических требований к
приготовлению пищи.
2.
Овладение
различными
инструментами
и
приспособлениями,
необходимыми для приготовления пищи.
3.
Формирование знаний и умений технологии приготовления различных
блюд.
Развивающие:
1.
Развитие творческих способностей учащихся в кулинарии.
2.
Развитие эстетического вкуса.
3.
Развитие речи через обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
1.
Воспитание самостоятельности, трудолюбия и аккуратности.
3
2.
Воспитание ответственности за результаты своей деятельности.
3.
Воспитание культурного поведения.
Решение
педагогических
задач
в
программе
«Экспресс
кухня»
осуществляется в соответствии со следующими принципами:
Принцип
непрерывного
дополнительного
образования
как
механизм
обеспечения полноты и цельности образования в целом;
Принцип творчества
помогает развивать фантазию, эстетический вкус,
мыслить и действовать;
Принцип коллективной деятельности реализуется на создании совместных
рецептов, фантазий, при организации коллективных праздников, конкурсов;
Принцип
индивидуального
подхода
ориентирует
педагога
на
учет
индивидуальных и возрастных возможностей и способностей обучающихся;
Принцип
самореализации
предполагает
создание
творческой
среды,
проведение мастер-класса.
Режим занятий
Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в
неделю по 2 академических часа. Длительность академического часа – 30-40
минут.
Возраст детей: 7-15 лет
Количество детей в группе не более 10 человек (подгруппе – 5-6
человек, мини-группе – 2-3 человека)
Сроки реализации: 9 месяцев
Обязательное условие занятий - соблюдение санитарно-гигиенических
требований. Одно из правил гигиены приготовления пищи - наличие
спецодежды: фартука и косынки для девочек, фартука и колпака для
мальчиков, а также сменной обуви. Также обязательным является строгое
соблюдение обучающимися правил гигиены. Только при соблюдении правил
личной гигиены, гигиены помещения, рабочих мест, посуды и продуктов
можно
приготовить
доброкачественную,
полезную,
вкусную
пищу.
4
Практическая работа связана с использованием нагревательных приборов и
режущих инструментов и это обязывает уделять особое внимание правилам и
технике
безопасности.
На
первом
занятии
проходит
знакомство
воспитанников с помещением, его оборудованием и правилами обращения с
нагревательными приборами и режущими инструментами. На последующих
занятиях педагог напоминает правила, необходимые в данный момент.
Формы и методы организации учебной деятельности
• индивидуальная (дается самостоятельные задания с учетом возможности
обучающегося);
• фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или
при отработке определенного технологического приема);
• групповая (разделение на мини группы для выполнение определенной
работы);
Освоить различные приёмы можно только практическим путём, поэтому
на занятиях широко применяются:
- объяснительно - иллюстративные пособия, что позволяет стимулировать
обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде с
помощью бесед, сюжетно-ролевых занятий или деловых игр и др.
-
практические
методы
–
способствуют
развитию
мышления
через
формирование
интеллектуальных
умений:
обобщение,
анализ,
синтез,
сравнение, моделирование, а также позволяет вовлечь обучающихся в
практическую деятельность с целью приобретения навыков приготовления
блюд разного уровня сложности:
- самостоятельная работа, экскурсии, работа с дополнительной литературой.
Структура занятия
- организационный момент
- объяснение материала
- подготовка к практической работе (подготовка рабочего места, спецодежда)
- практическая работа
- итог занятия: анализ качества, оценка.
5
Учебно-тематический план
№
Наименование блока/темы
Количество часов
итого
теория
практика
1
Введение
4
1,75
2,25
1.1
Вводное занятие. Правила техники
безопасности и санитарной гигиены в
кабинете (кухне). История
возникновения кулинарии
1
1
1.2
Режим питания ребенка. Меню.
1
0,25
0,75
1.3
Сервировка стола
Оформление стола салфетками.
Правила поведения за столом.
2
0,5
1,5
2
Холодные блюда и закуски
20
2,5
17,5
2.1
Салат быстрого приготовления
4
0,5
3,5
2.2
Экономный салат
4
0,5
3,5
2.3
Бутерброды на скорую руку
4
0,5
3,5
2.4
Овощная, фруктовая нарезка.
4
0,5
3,5
2.5
Оформление готовых блюд.
4
0,5
3,5
3
Первые блюда
8
2
6
3.1
Щи вегетарианские
2
0,5
1,5
3.2
Рыбный суп
2
0,5
1,5
3.3
Суп-пюре
2
0,5
1,5
3.4
Молочный суп
2
0,5
1,5
4
Вторые блюда
12
1,5
10,5
4.1
Блюда из картофеля
4
0,5
3,5
4.2
Блюда из макаронных изделий
4
0,5
3,5
4.3
Блюда из круп
4
0,5
3,5
5
Третьи блюда
24
3,25
20,75
5.1
Напитки
4
0,5
3,5
5.2
Сладкие блюда
4
0,5
3,5
6
5.3
Изделия из теста
12
1,75
10,25
5.4
Блюда из яиц
4
0,5
3,5
6
Конкурс «Кулинарный поединок»
2
0,5
1,5
Всего
70
11,5
58,5
Содержание базовых тем программы
Содержание
блока
«Введение»
предусматривает
ознакомление
обучающихся
с
правилами
техники
безопасности
при
проведении
кулинарных работ, физиологией питания, историей кулинарии, этикетом за
столом, сервировкой стола. Общими сведениями о материалах, инструментах
и приспособлениях, необходимых для кулинарных работ.
Содержание блока «Холодные блюда и закуски»
предусматривает
ознакомление
учащихся
с
видами
холодных
блюд,
способами
их
приготовления. Оформлением и подачи на стол. Видами бутербродов.
Технологией приготовления. Подача готовых блюд. Требованием к качеству
готовых блюд. Условиям и срокам хранения.
Содержание блока «Первые блюда» предусматривает ознакомление
учащихся с приготовлением первых блюд. Знакомство с технологией
приготовления супов. Подача готовых блюд. Требованием к качеству
готовых блюд. Условиям и срокам хранения.
Содержание блока «Вторые блюда» предусматривает ознакомление
учащихся
со
способами
хранения
овощей
и
круп,
определение
доброкачественности по внешнему виду. Правила первичной обработки и
особенностями обработки овощей и круп. Технологией приготовления блюд
из овощей и круп. Требованием к качеству и оформлению готовых блюд.
Условиям и срокам хранения.
Содержание блока «Третьи блюда»
предусматривает ознакомление
учащихся с видами теста. Рецептурой и технологией приготовления теста с
различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов
7
теста на качество готовых изделий. Видами начинок и украшений для
изделий из теста. Значение и вкусовые качества сладких блюд. Технология
приготовления сладких блюд из ягод (компота, киселя, желе, мусса). Горячие
и
холодные
напитки.
Способы
приготовления
горячих
напитков.
Ознакомление со значением яиц в питании человека. Использование в
кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Технологией
приготовления блюд из яиц. Требованием к качеству готовых блюд. Подача
готовых блюд. Условиям и срокам хранения.
Ожидаемый результат
По
окончании
дополнительной
общеобразовательной
программы
«Экспресс кухня» обучающие смогут самостоятельно в домашних условиях
приготовить
здоровую
еду,
используя
нужные
инструменты
и
приспособления и при этом соблюдать технику безопасности и санитарно-
гигиенические
нормы.
У
обучающихся
формируются
навыки
самообслуживания.
Дети
станут
аккуратными,
самостоятельными,
ответственными. Будут знать этикет поведения за столом и речи.
Занятие конкретным делом, творчеством поможет обучающимся
чувствовать себя увереннее в жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По завершении обучения, обучаемые должны знать:
- правила гигиены и безопасности труда;
- правила поведения за столом;
- способы нарезки овощей;
- названия круп;
- технологию приготовления первых, вторых и третьих блюд и холодных
закусок;
- основные виды теста;
-технологию приготовления изделий из теста;
- блюда из яиц;
-технологию приготовления изделий из яиц и творога;
8
- сладкие блюда;
- технологию приготовления сладких блюд.
Уметь:
- мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду;
- пользоваться инструкциями к различным бытовым химическим средствам;
- составлять разнообразное меню;
- накрывать стол с учетом различного меню;
- резать ножом хлеб на бутерброды и продукты для них;
- нарезать вареные овощи кубиками и соломкой;
- отваривать макаронные изделия;
- отваривать картофель и готовить пюре;
- готовить обед (закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и
мясных продуктов);
- готовить третьи блюда;
- готовить изделия из теста;
- организовать праздничный стол соответственный данному празднику.
Дидактическое обеспечение
Оборудование: столы, стулья, доска школьная, ноутбук, проектор, экран,
плита электрическая с жарочным шкафом, миксер, набор столовой мебели
(столы кухонные); шкафы для посуды; доски деревянные разделочные;
сушилка для тарелок; посуда: кастрюли, сковороды, тарелки, ложки, набор
чайной посуды, ведро эмалированное, набор ножей, столовый сервиз,
чайник, колпаки, фартуки; моющие средства: «Прогресс», средство для
мытья посуды. Одноразовые полотенца, салфетки.
Материалы:
все продукты, необходимые для приготовления блюд,
приобретаются за счет спонсорской помощи, средств от приносящей доход
деятельности.
Учебно-методическое обеспечение:
- Таблицы-памятки;
- Технологические карты приготовления блюд;
9
- КИМы (контрольно-измерительные материалы) качества знаний и умений в
области кулинарии.
-Библиотечка
«Юного
кулинара»,
учебно-методические
пособия,
справочники, энциклопедии.
Контроль
Для организации контроля и определения результативности обучения
применяется опрос, тестирование, самостоятельная работа.
Перед началом работы проводится опрос на выявление уровня
подготовленности детей. По окончании блоков программы тестирование,
самостоятельная
работа,
а
по
завершению
дополнительной
общеобразовательной программы конкурс «Кулинарный поединок», который
должен определить прогресс развития кулинарных способностей. Это
позволяет определить обучение по программе, обсудить результаты и внести
изменения. Контроль так же дает возможность детям и педагогу увидеть
результаты своего труда.
10
Список литературы
1.
Богушева В.И. Бары и рестораны. Искусство обслуживания. - Ростов -
на - Дону.: Издательство «Феникс», 2009
2.
Бутейкис Н. Г. Технология приготовления мучных кондитерских
изделий. - М.: Издательский цент «Академия». 2010
3.
Воробьева, Л.И. Книга о вкусной и здоровой пище; М.: Аст-Пресс
СКД, 2015
4.
Высоцкая, Юлия Едим дома круглый год; М.: Эксмо, 2017
5.
Головков А. Кухня без секретов, Москва, 2016
6.
Декор стола.//Гостиница и ресторан - 2002 - №4
7.
Ляховская, Л.П. Искусство кулинарии; ИМА - Пресс - Реклама, 2010
8.
Плотникова, Т.В. Такие вкусные салаты; Ростов н/Д: Феникс, 2015
9.
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий. - М.: Арий, ИКТЦ
«Лада», 2009
10. Фельдман, И.А. Советы кулинара; Киев; Реклама, 2001
11. Интернет ресурсы
11