Автор: Дрокина Мария Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №26"
Населённый пункт: х.Нижнерусский
Наименование материала: консультация
Тема: "Классическая музыка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26»
Шпаковский район
Консультация для родителей
«Классическая музыка в жизни ребёнка»
Подготовила : Дрокина М.А.
х.Нижнерусский, 2021
Не сомневаюсь в том, что каждый из вас, дорогие мамы и папы, хочет
воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным,
позитивно настроенным на окружающий его мир. И я, как педагог, с вами
абсолютно солидарна. Скажу больше: это моя главная профессиональная и
педагогическая задача! На протяжении всей моей педагогической работы я
ищу ответ на важный вопрос: как привить ребятам чувство возвышенного
отношения к музыке, как научить отличать настоящее искусство от грубой
подделки. Где та «золотая середина», которая поможет устоять в мире
музыки? Казалось бы, к нам в детский сад приходят 2-3-летние малыши, с
которыми можно начинать работать, как говорится, «с чистого листа». Но и
они уже успели нахвататься это пресловутой «попсы» и, не научившись еще
как следует говорить, уже выпевают разные «муси-пуси». А сколько раз на
мои просьбы к ребятам спеть свою любимую песню, они исполняли хиты
Верки Сердючки, Глюкозы и той же Кати Лель! Начинать решать эту
нелегкую задачу надо с самого раннего возраста. Ведь первые звуки,
которые слышит новорожденный – это напевные звуки колыбельной. И поет
эти напевные мелодии малышу его мама – самый родной и близкий на свете
человек. И именно пению колыбельных мы, взрослые, уделяем
незаслуженно мало внимания. А ведь они очень просты в исполнении и в то
же время так богаты в проявлении чувств. Пойте колыбельные своему
малышу почаще и не только в младенческом возрасте, ведь для нас наши
дети всегда остаются детьми. Спойте вместе в тихий вечерок колыбельную –
и эти минуты душевного единения останутся надолго и в вашей памяти и в
памяти вашего ребенка. И, конечно же, мы все очень хотим, чтобы детство
наших детей было счастливым и продуктивным. А ведь именно в
дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает
тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее
музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт
основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры. Я
абсолютно уверена, что это должна быть классическая музыка классическая.
Заранее предвижу скептический вопрос: а не рано ли ребенку – дошкольнику
слушать классику, понятен и интересен ли ему этот музыкальный язык? С
уверенностью отвечу: нет, не рано! Во-первых, я с большой тщательностью
и соблюдением всех возрастных особенностей подхожу к подбору
музыкального репертуара. Во-вторых, мои убеждения подтверждены
исследованиями ученых – психологов. Их выводы однозначны: классическая
музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает
развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско, поп-музыка
уменьшают объем внимания и памяти, «отупляют» человека. Программа
воздействия музыки на человека (по результатам исследований педагогов –
психологов):
Музыкальные произведения Бах Кантата №2 ; Бетховен «Лунная соната;
Свиридов. «Романс»- уменьшают раздражительность и разочарование,
повышают чувство принадлежности к природе, частью которой мы являемся.
Шопен.Вальсы ; Штраус.Вальсы; Рубинштейн. Мелодия –уменьшают
чувство тревоги, повышают уверенность в благополучном конце
происходящего.
Моцарт.Маленькая ночная серенада; Вивальди.Времена года («Весна»);
Брамс. Венгерские танцы - поднимают общий жизненный тонус: улучшают
самочувствие, повышают активность, улучшают настроение.
Музыкальная классика обладает поистине волшебной силой! Ее можно
слушать бесконечно, и каждый раз открывать для себя что-то новое,
красивое, возвышенное. А наши маленькие слушатели, с их пока еще
«незаштампованным» сознанием, воспринимают классическую музыку легко
и по-своему уникально. Я приглашаю всех без исключения родителей
посетить наши музыкальные занятия, и вы сами увидите восторженные
детские глаза при прослушивании фрагментов из оперы «Сказка о царе
Салтане» Римского-Корсакова, «Апрель. Подснежник» Чайковского. Могу
привести еще один пример: знакомясь с музыкой к балету П.И. Чайковского
«Спящая красавица» из двух видеоверсий (мультфильм и видеозапись
балета) ребята с удовольствием выбрали балет! Не так давно еженедельник
«Аргументы и факты» опубликовал статью, суть которой сводилась к
следующему: во многих московских школах введены часы слушания
классической музыки с целью восстановления мыслительных функций мозга
ребенка и защиты его от агрессивной теле- и радио- информационной сферы.
Я абсолютно солидарна с московскими педагогами! Ведь общение ребенка –
дошкольника с классической музыкой неизбежно ведет к формированию у
него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения, То
есть у ребенка появляется позитивная жизненная доминанта. А это имеет
огромную практическую ценность и для плодотворного настоящего, и для
успешного будущего вашего ребенка. Именно положительный
эмоциональный настрой, устойчивая эмоциональная сфера способствуют
общему интеллектуальному развитию, позволяют повысить уровень
внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам, что так важно
для ребенка предшкольного возраста, будущего первоклассника.. К этому
стоит добавить, что сам процесс слушания музыки уникален, он требует
максимальной концентрации внимания ребенка в течение определенного
временного отрезка с последующей рефлексией на услышанное. Таким
образом, у будущего школьника формируются аналитические способности.
Не хочу, чтобы у вас, дорогие мамы и папы, сложилось ошибочное мнение,
что наши дети перегружены классикой. С самого раннего утра (с утренней
гимнастики) и до вечера в детском саду звучат и народные мелодии, и
доступный детскому пониманию песенный репертуар, иногда в современной
эстрадной обработке. Но те песни, которые тиражирует наш шоу-бизнес и
которые и музыкой-то назвать трудно, мы нашим дошкольникам не
предлагаем по принципиальным соображениям. Приобщение наших детей к
лучшим образцам мировой классики – непростая, но крайне важная задача. И
без вашей помощи, дорогие родители, с этой задачей нам не справиться.
Ваш, родительский, авторитет имеет огромное влияние на ребенка. Не
умаляя значимости нашей педагогической работы, считаю, что авторитет
родителей выше нашего, педагогического, авторитета. И если мама с папой
будут интересоваться, чем мы занимаемся на музыкальных занятиях (а я по
мере готовности прошу детей продемонстрировать дома свои умения и
обязательно высказывать свои впечатления), то наши дети почувствуют
удовлетворение и гордость за свое исполнение, уверенность в том, что они
все делают правильно. Попробуйте очередное выступление, скажем, Димы
Билана или Кати Лель, подытожить замечанием: «Наверное, это неплохая
песня, но та песня о маме, которую ты пел для меня, мне понравилась
гораздо больше», и ваш ребенок получит огромную поддержку и
уверенность в правильно выбранных музыкальных приоритетах!
Обязательно создайте у себя дома фонотеку классической музыки. В этом я с
удовольствием вам помогу. Почаще слушайте прекрасные музыкальные
произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, вашему малышу
лучшим другом! Я думаю, вы согласитесь со мной, что в наше непростое,
противоречивое время, когда теряются нравственные ценности и ориентиры,
музыка приобретает особое, великое значение. Как говорят великие: все
приходящее, а музыка вечна. Как вечны ее идеалы, ее способность быть
рядом и в горе, и в радости. Музыка заставляет нашу душу и мысли
трудиться, задумываться над смыслом бытия. Но эта душевная работа
невозможна без высокой музыкальной культуры, музыкального вкуса,
воспитанного с детства. И в этом смысле на нас, педагогах и родителях,
лежит ответственная задача: заложить прочный фундамент
общечеловеческих ценностей, воспитать человека, способного ценить
прекрасное, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.