Автор: Краснова Любовь Сергеевна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МДОУ общеразвивающего вида "Увинский д/с №2"
Населённый пункт: п.Ува Удмуртия
Наименование материала: "Покормите птиц зимой"
Тема: экологический проект в средней группе ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида «Увинский детский сад №2»
Экологический проект
«Покормите птиц зимой»
в средней группе
Выполнила: Краснова Л.С.
1 квалификационная категория
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на
друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой
семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы
человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».Э. Н.
Голованова
Название проекта: «Покормите птиц зимой»
Автор проекта: Краснова Л. С.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: Долгосрочный (ноябрь-март)
Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители,
помощник воспитателя, музыкальный руководитель, детская районная
библиотека
Актуальность: Тема проекта выбрана мною не случайно. Ведь
именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.
В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но
потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится
практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и
погибают.
И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников
видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и
образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема: многие дети среднего дошкольного возраста не знают
названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их
существования и необходимости им помогать. Актуальность проекта: в
современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников
приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного
детства происходит становление человеческой личности, формирование
начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях
интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь
окружающий мир.
Цель: Формирование экологических знаний о зимующих птицах и
ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
Развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников;
Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних
условиях;
Формировать интерес к исследовательской деятельности;
Развивать творчество, любознательность участников проекта;
Расширять представление детей о зимующих перелетных птицах, кругозор;
Познакомить детей с особенностями внешнего вида птиц, с повадками и
условиями их жизни;
Учить детей заботиться о птицах;
Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта
Формы работы с детьми:
Беседа;
Заучивание стихов, пословиц
Наблюдение
Решение проблемных ситуаций
Образовательная деятельность
Развлечение, праздник
Чтение художественной литературы
Экспериментирование
Рассматривание иллюстраций
Дидактические игры, подвижные игры
Выполнение заданий, упражнений
Творческая работа
Экскурсия
Необходимое оборудование: Литература (методическая и художественная),
иллюстративный материал, дидактические игры, оборудование для СРИ,
изодеятельности, аудиозапись голосов птиц, магнитофон, проектор.
Ожидаемый результат: Воспитанник, имеющий представление о
зимующих птицах, умеющий совместно с родителями изготовить кормушку;
Знающий каким кормом и как подкармливать;
Умеющий наблюдать, анализировать собственную деятельность.
Родитель, активный участник проекта и способный воспитать у детей
чувство ответственности.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Разработка плана реализации проекта.
Составление конспектов мероприятий.
Подборка иллюстративного и методического материала.
Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в
проекте.
Знакомство родителей с планом проекта.
II этап – основной (практический)
Реализация в работе с детьми комплекс мероприятий, направленный на
развитие познавательных способностей и поисковую активность детей.
Создание единого детско-взрослого коллектива.
III этап – заключительный
Выставка работ воспитанников по изодеятельности в группе
Знакомство родителей с результатами работы по проекту «Покормите птиц
зимой»
Фотовыставка «Как мы помогали птицам»
Презентация проекта педагогам
Продукты проекта:
Презентация «Покормите птиц зимой»
Кормушки, выполненные родителями совместно с детьми.
Шапочки птиц к подвижным играм.
Агитационные листовки «Покормите птиц зимой»
Методическая копилка «Покормите птиц зимой»
Содержание работы в процессе реализации проекта
Месяц
Форма и методы работы
Ноябрь
•
Беседа «Зимующие птицы» (Рассказать детям о
зимующих птицах, объяснить причину их перелетов,
воспитывать заботливое отношение к птицам)
•
Наблюдение за синичками, голубями
•
Решение проблемной ситуации «Как бы ты поступил,
если бы увидел раненую птицу»
•
Разучивание стихотворение Е.Евсеевой
«Синица,синица ,что тебе снится?», чтение Е Чарушина
«Воробей»
•
Посещение библиотеки-унести кормушки на выставку
•
Подкормка птиц (каждый день на прогулке)
•
Чистка кормушек
•
Изготовление кормушки в группе и дарение ее детям
младшей группы
•
Пальчиковая игра «Зимние птицы», «Дятел»
•
Д/и «Один-много», «Найди по контуру»
•
П/и «Воробышки и автомобиль», «Где спрятался
воробей» (игра малой подвижности)
•
Чтение и заучивание пословиц о птицах
•
СРИ «В гости к птицам»
•
Рассматривание дидактического материала «Зимующие
птицы»
Физминутка «Скачет шустрая синица»
Просмотр мультфильма
Игровое упр. «Птицы «Чудо-дерево»
Занятие по ИЗО Рисование гуашью «Мышь и воробей»
•
Развешивание кормушек на территории детского сада
•
Рисование воробушка
•
Выставка детских работ
•
Праздник «Синичкин день»
Работа с родителями
Консультация для родителей : «Как и из чего можно сделать
кормушку»
Организация выставки «Птицы»
Конкурс для семей воспитанников по изготовлению кормушек
Заготовка корма для птиц
Развешивание кормушек в парке, во дворах
Подкормка птиц совместно с детьми
Папка-передвижка «12 ноября Синичкин день»
Декабрь
•
Беседа «Меню птиц» (Познакомить с пищей птиц,
вызвать желание помогать птицам, не срывать без нужды
ягоды и семена, которыми они питаются)
•
Наблюдение за воробьями, снегирями у кормушки
•
Отгадывание загадок о зимующих птицах,
Чтение Л. Толстого «Воробей на часах», Н. Сладкова
«Зимние долги», Г Скребицкого «Крылатые соседи»,
чтение стихов
•
Посещение библиотеки «Зимующие птицы»
•
Подкормка птиц (каждый день на прогулке)
Физкультминутка «Снегири»
•
Чистка кормушек
•
Словесная игра «Чей дом», «Большой –маленький». р/и
«Голоса птиц»
Изготовление птиц из шерстяных ниток (совместно с
воспитателем)
•
Выставка книг о птицах
•
Пальчиковая игра «Птичья кормушка», «Сел на ветку
снегирёк»
•
Д/и «Назови одним словом», «Найди одинаковых птиц»
Экскурсия по территории детского сада
•
Разрезные картинки, лото «Птицы»
•
П/и «Веселый воробей», «Перелет птиц»
•
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»
•
Разукрашивание шаблонов снегиря, синички ,воробья
•
Выставка детских работ
•
Познавательное развитие НОД «Сравнение воробья и
вороны»
•
Эксперименты с птичьм пером
•
Физкультурный досуг «Птичий переполох»
Работа с родителями:
Консультация «Меню птиц»
Проведение конкурса на лучшую агитационную листовку
«Покормите птиц зимой»,
развешивание их в общественных местах
Заготовка корма для птиц
Январь
•
Беседа «Пользу или вред приносят птицы» (Обсудить с
детьми данную тему)
•
Наблюдение за птицами на кормушке, за птичьими
следами на снегу
•
Гимнастика для глаз «Птички»
•
Рассматривание изображений зимующих птиц
•
Чтение М. Горький «Воробьишко» просмотр
мультфильма, Н. Сладкова «Синички- арифметички»
•
Подкормка птиц (каждый день на прогулке)
•
Чистка кормушек
•
Пальчиковая игра «Сколько птиц»
•
Д/и «Назови птицу по описанию», «Кто из этих птиц
лишний»
•
Экспериментирование «Какой корм предпочитают
птицы»
•
Вырезание силуэтов птиц из бумаги
Просмотр слайд-шоу «Зимующие птицы»
•
П/и «Воробышки и кот», «Птички и кошка»
•
Праздник «День зимующих птиц»
•
Знакомство с красной книгой-беседа о птице скоп
•
Раскрашивание силуэтов скопа
•
Проведение занятия по познанию: «Чем мы можем
помочь зимующим птицам?»
Чтение народных примет о птицах
Слушание песни «Птички» музыка Т. Ломовой
Работа с родителями:
Памятка «Чтоб услышать птиц весной – покормите их зимой»
Заготовка корма для птиц
Подкормка птиц совместно с детьми
Экологическая рубрика «Птица скопа»
Выставка изготовленных совместно с детьми птица скопа в
любой технике
Февраль
Наблюдение за вороной, за внешним видом воробья
Беседа «Трудно птицам зимовать»
•
Чтение Ю. Дмитриева «Снегирь», Г. Скребицкий
«Навстречу весне», Н.Романова «Котька и птички». Е.
Благининой «Холодно-голодно»
•
Подкормка птиц (каждый день на прогулке)
•
Чистка кормушек
Физминутка Скачет шустрая синица
•
Обсуждение ситуации «Что может произойти, если не
подкармливать птиц зимой»
•
Д/и «Кто из птиц улетел»
Экскурсия в парк
•
Пальчиковая игра «Воробей»
Рассматривание плаката «Зимующие птицы№
•
Занятие по ИЗО Лепка воробья конструктивным
способом «Прилетайте в гости», Рисование гуашью «Как
розовые яблоки на ветках снегири»
•
Выставка детских работ
•
П/и «Птички в гнездышках»
•
СРИ Семья «Как мы покупали корм для птиц»
•
Поход к детям младшей группы с агитационной беседой
«Давайте позаботимся о птицах вместе»
•
Театрализация «Зимующие птицы»
•
Наблюдение за кормушкой из окна группы
Работа с родителями:
Папка -передвижка
Заготовка корма для птиц
Подкормка птиц совместно с детьми
Изготовление шапочек с изображением птиц для игр
Март
•
Беседа «Птицы-наши друзья»
•
Обсуждение ситуации «Кто заботиться о птицах»
•
Занятие(социально коммуникативное развитие )
«Птицы- пернатые друзья»
•
Д/и «Чья тень»
•
Наблюдение за птицами у кормушки
•
Чтение О.Григорьева «Синичка», В. Бианки «Стая птиц
под снегом»
•
Посещение библиотеки
•
Подкормка птиц (каждый день на прогулке)
•
Чистка кормушек
•
Пальчиковая игра «Синичка»
•
Словесная игра «Доскажи словечко»
•
Настольно-печатная игра «Домино» (птицы)
•
Д/и «Чей след»
•
П/и «Птички»
•
Музыкально-дидактическая игра «Птицы и птенчики»
Работа с родителями:
Фотовыставка «Как мы птицам помогали»
Подкормка птиц совместно с детьми
Родительское собрание (подведение итогов проекта)