Автор: Будкина Людмила Павловна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Нижнеломовская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам» (ГКОУ «Нижнеломовская школа-интернат»)
Населённый пункт: г.Нижний Ломов, Пензенской области
Наименование материала: доклад
Тема: «Адаптация обучающихся 5 класса с ОВЗ к новым условиям обучения и воспитания в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната"
Раздел: дополнительное образование
Доклад на тему:
«Адаптация обучающихся 5 класса с ОВЗ к
новым условиям обучения и воспитания в условиях специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы-интерната»
Переход учащихся из начального звена в среднее считается одной из наиболее
педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших
периодов школьного обучения.
В средней школе коренным образом меняются условия обучения. Дети переходят от
одного основного учителя к системе: классный руководитель – учителя-предметники, к
кабинетной системе. Увеличивается количество уроков, новых предметов и объем
материала в них. Увеличивается объем домашних заданий. Если в начальной школе
учащиеся всегда находились в поле зрения одного педагога, который полностью
контролировал
степень
их
готовности
к
очередному
уроку,
помогал
находить
взаимопонимание с другими учителями, то в средней школе дети должны стать более
самостоятельными,
ответственными.
Учащиеся
решают
совершенно определенные
задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения с новыми
педагогами, найти свое место в школе.
Не все дети подготовлены к переходу в среднее звено одинаково. Эта готовность
заключается:
- в успешном усвоении программного материала;
- в умении самостоятельно осмысливать материал и выполнять работу;
- в принятии иного типа взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
С
педагогической
точки
зрения
этот
период
характеризуется
низкой
организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением
интереса к учебе и ее результатам. С психологической – снижением самооценки, высоким
уровнем ситуативной тревожности.
Наблюдение за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они растеряны,
у них проявляется понижение работоспособности, возрастание тревожности, робости или,
напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. Все это мешает учащимся
принимать интеллектуальные и личностные решения, успешно усваивать учебный
материал.
В связи с этим мы стараемся создавать в группе атмосферу психологического
комфорта и поддержки учащихся. Организуем тесное сотрудничество с учителями-
предметниками, родителями.
С переходом в 5 класс изменился и режим дня воспитанников. Одной из форм
организации учебного процесса в школе является самоподготовка. Время, отведенное на
выполнение домашнего задания в среднем звене увеличилось. Но, несмотря на это,
некоторые учащиеся не успевают вовремя выполнить задания. Этому способствует
невнимательность, быстрая утомляемость детей. В связи с этим особое внимание
уделяется мотивации к учебной деятельности, установке регламента по предметам,
проведению
подвижных
физминуток,
пальчиковой
гимнастике,
рациональному
использованию рабочего времени (так, в качестве дополнительного оборудования на
самоподготовке
для
воспитанников
Учеваткина
В.,Колиганова
Д.,
Ивенева
А.
используются часы,
по которым учащиеся видят то время, которое отведено
на
выполнение заданий по предметам).
Очень важной задачей для воспитанников стало — выйти на новый уровень учебной
самоорганизации, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на домашние
задания, правильно его распределять.
Проведены развивающие занятия на тему «Режим дня 5-классника», «Рациональное
использование моего времени». Для развития большей самостоятельности детям
предлагается такая форма проверки д/з как самопроверка и взаимопроверка. На
заключительном этапе самоподготовки создаются условия для успеха ребенка, детям
дается
возможность
почувствовать
себя
сильными,
умелыми,
удачливыми
(это
демонстрация аккуратных тетрадей, поощрение учащихся за правильно выполненное
задание, за помощь другому учащемуся в выполнении упражнения).
С увеличением учебной нагрузки у 5-классников возрастает и умственное напряжение,
утомляемость. В связи с этим на данном этапе особое внимание уделяется отдыху,
развлечениям, прогулкам детей на свежем воздухе. Применение таких игр как «Третий
лишний», «Прятки», «Салочки», «Заяц и волки»
способствует проявлению чувства
радости у детей, снятию умственного напряжения. Прогулки перед сном в удобном для
детей, медленном темпе не только успокаивают, расслабляют, но и позволяют, в ходе
непринужденной беседы, вспомнить и, при необходимости, проанализировать важные,
запоминающие события дня.
Основной задачей педагогов в работе с детьми на данном этапе является сокращение
адаптационного периода и смягчение связанных с ним факторов негативного характера.
Из этой основной задачи вытекают мелкие, но не менее ценные задачи:
- сплочение коллектива группы;
- умение вести себя, слушать собеседника;
- позитивно воспринимать всех членов коллектива;
- повышение самооценки учащихся;
- развитие толерантности.
В помощь ребятам подключены их родители. Проведены консультативные беседы с
родителями Чикайлова М., Краснослабодцевой К., Артамоновой А.
Итак, переход в пятый класс в чем-то способствует, а в чем-то усложняет нормальное
развитие ребенка и от того, насколько хорошо педагоги, родители, находящиеся рядом с
учащимися в этот период, смогут понять, в какой именно помощи, в каких именно
отношениях, нуждается сейчас школьник, будет зависеть и скорость адаптационного
периода, и уровень адаптации, и каким образом у него сложатся отношения с этим миром,
частью которого является школа.