Автор: Газизова Валерия Валерьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Первомайская СОШ"
Населённый пункт: п. Экспериментальный, Оренбургский район, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование интереса к решению задач на уроках математики на основе деятельностного подхода
Раздел: среднее образование
Формирования интереса к решению задач на уроках математики
на основе деятельностного подхода.
Газизова В.В.
МБОУ «Первомайская СОШ Оренбургского района»
Выпускнику современной школы, чтобы быть успешным в учебе и в работе,
необходимо быть творческим, самостоятельным, ответственным,
коммуникативным человеком. Ему должна быть присуща потребность к
познанию нового.
Так каким же должен быть современный урок, на котором учитель развивал бы
все перечисленные умения и был бы не простым «механическим» носителем
«объективного знания», а высококомпетентным вдохновителем, чтобы он
успешно мотивировал учащихся на проявление инициативы и
самостоятельности?
Все самое важное для ученика совершается на уроке, поэтому, обратимся еще раз
к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции".
Как же организовать деятельность учащихся на уроке, чтобы каждый мог бы
реализовать свои способности? Как развивать и поддерживать огонёк
познавательного интереса?
Познавательный интерес, как и всякая черта личности, развивается и формируется
в конкретной, живой деятельности, и, прежде всего, в учении. Китайская
мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я
усваиваю». Исследования показывают, что память человека хранит 25%
услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, и 75
% материала, если ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения.
Формирование познавательного интереса происходит по двум основным каналам:
с одной стороны, само содержание имеет в себе эту возможность, а с другой –
определенная организация познавательной деятельности.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это
новые знания о мире. Удивление - сильный стимул познания!
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все
время только яркими фактами. Ведь далеко не все в учебном материале может
быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее
важный второй источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.
Какие же методы помогают мне привнести в процесс обучения положительный
заряд?
Наиболее эффективны и вдохновляющи такие направления:
1) игровые методики;
2) подчёркивание практической значимости;
3) создание проблемных, соревновательных ситуаций;
1
4) использование исторических сведений;
5) развитие творческих способностей;
6) учебные исследования;
7) метод парадоксов и др.
8) приобщение к мудрости великих людей.
Рассмотрим их подробнее.
1. Игровые моменты.
Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда –
стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко
выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно в коллективных,
хорошо формируются и нравственные качества личности (а значит, развивается
общекультурная компетенция).
Пример: игра «Угадай формулу».
Функция задана формулой у = х + 4
Найдите значение функции при х = 0, 6, -3, 1.
Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой написано
У = х + 4, а на доске заготовлена таблица.
Ученик из класса называет какое-нибудь значение х. Ученик у доски вписывает
это число в таблицу и, поставив его в формулу, находит и вписывает в таблицу
соответствующее ему значение у. Затем другой ученик из класса называет другое
значение х и ученик у доски проделывает те же операции. Задача класса –
“угадать” формулу, записанную на карточке. Выигрывает тот ученик, который
первый назовет формулу.
У каждого урока есть свой имидж. И если временные рамки не позволяют от
души поиграть, то можно придумать к уроку девиз. Это очень оживляет урок.
Например, на первом слайде презентации к уроку, может быть такой
«мотиватор»: ( рис.1)
Рис.1
2. Подчёркивание практической значимости.
Опыт работы показывает, что учебная мотивация эффективно создаётся, если
начинать урок с примеров практического использования знаний, которые
предстоит изучить на данном уроке. Причём, примеры эти должны быть
2
конкретными, современными, актуальными. Только через теснейшую связь с
практической жизнью можно пробудить желание ученика изучить теоретический
материал. Задача учителя – привлечь внимание и озадачить: как это
устроено? как это работает? почему так происходит?
Пример: перед изучением темы «Свойства графика функции» полезно
рассмотреть несколько графиков. Ребята отгадывают, какой их них является
кардиограммой сердца. А учитель прокомментирует, что врач, считывая свойства
этого графика, делает выводы о работе сердца. Другой график показывает
осциллограф, улавливая удары о земную поверхность, и специалист, считывая
свойства такого графика, делает выводы о наличии там полезных ископаемых.
(рис.2)
Графики применяются в медицине, социологии,
психологии...
Рис.2
Итак, мы видим, как важно разбираться в свойствах графика. Запишем тему
сегодняшнего урока: «Свойства графика функции».
3. Создание проблемных ситуаций.
Проблемный способ изложения новой темы - мощный рычаг воспитания
трудолюбия, желания и умения хорошо учиться.
Приведу примеры, как создать поисковую ситуацию, чтобы проблема опиралась
на личный опыт ребенка.
На уроке геометрии при подготовке к изучению темы “Сумма внутренних углов
треугольника” предлагаю решить задачи:
Один из углов треугольника содержит 36º , а другой – на 18
º
больше
третьего. Найти величину второго угла.
В равнобедренном треугольнике, угол при основании на 18º больше угла
при вершине. Найти величину каждого угла треугольника.
Пытаясь самостоятельно достигнуть поставленной практической цели, учащиеся
приходят к выводу, что для решения этих задач не хватает данных. Если бы было
известно, чему равна сумма величин внутренних углов каждого из заданных
треугольников и вообще любого треугольника, то задачи были бы разрешимы.
Теперь каждому ясна цель поиска.
Также возникает поисковая ситуация, если мы даём ученикам шанс
самостоятельно сформулировать некоторое определение, а не сообщаем его в
готовом виде.
Например, изучаем треугольник в 7 классе.
3
Ученики сами дают определение. Они очень стараются. Ещё бы, что такое
треугольник – все знают!
Ответ первый: - это когда есть три угла...
Я рисую:
В общем, что сказали – то и нарисовала.
Ответ второй: Уточняют: «Чтобы они соединялись». Я соединяю:
Получилось ещё страшнее.
Ответ третий:
-Лучше вершины сначала нарисовать.
-Хорошо, а их сколько?
-Три.
Моя картинка:
. . .
Ответ четвёртый: - Так треугольник не получится. Надо взять три точки, не
лежащие на одной прямой. И соединить их.
Я соединяю.
.
Ответ пятый: Соединить отрезками.
Наконец-то материализовалось то, о чём хотели сказать.
Умения грамотно выражать свои мысли, давать лаконичные, однозначные,
точные определения не свалится с потолка. Это придёт с опытом, если мы будем
побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению фактов.
4
4. Использование исторических экскурсов.
История математики обладает не только познавательным, но и воспитательным
потенциалом. Практика работы показывает, что именно при помощи истории
науки, можно формировать у учеников представления о математике как части
общечеловеческой культуры. История науки дает возможность показать, что
математика, как наука о пространственных формах и количественных отношениях
реального мира возникала и развивается в связи с практической деятельностью
человека.
5. Развитие творческих способностей учащихся.
Для этого полезно придумывать аналогичную и обратную задачу.
Например, при изучении темы по алгебре в 7 классе «Решение задач с помощью
систем линейных уравнений», нужно решить такую задачу:
На турбазе имеются палатки и домики. Всего их 20. В каждом домике живут
4 человека, а в каждой палатке 2 человека. Сколько на турбазе палаток, если
там отдыхают 60 человек?
Прежде чем решать эту задачу, можно устно рассмотреть решение обратной
задачи:
На турбазе 10 палаток и 10 домиков. В каждом домике живут 4 человека, а в
каждой палатке 2 человека. Сколько человек отдыхают
на турбазе?
Ученики составят выражение к решению этой задачи: 4*10+2*10 = 60, и это им
поможет понять идею составления уравнения 4* x +2* y = 60 в первой
задаче, когда палатки и домики будут обозначены за x и y.
Теперь придумаем аналогичную задачу, например:
У причала 20 лодок, часть из которых двухместные, а часть –
четырёхместные. Всего в эти лодки может поместиться 60 человек. Сколько
у причала двухместных лодок?
Такая практика решения обратной и аналогичной задачи, помогает ребятам более
глубоко осознавать внутренние связи между величинами, понять принципы
решения задач алгебраическим способом.
Большой интерес также вызывают такие задания, как, составить кроссворд,
нарисовать свой рисунок и записать координаты точек для собственного рисунка.
6. Учебные исследования.
Именно учебные исследования дают возможность научиться самостоятельно
познать новое в результате наблюдения, анализа, выдвижения гипотезы, ее
проверки и формулировки вывода и поэтому делают процесс изучения
математики интересным и увлекательным.
Исследовательская деятельность – это принципиально новый подход к
организации школьного обучения. Учёба строится не на запоминании отобранной
учителем информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов
ребёнка.
Привлечение учащихся к выполнению исследовательских работ имеет глубокий
воспитательный характер. Школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на
всю жизнь, но она может вооружить его методами и навыками познания,
особенно, через создание ситуации самостоятельной творческой активности.
5
Ничто не заменит ребёнку радость, вдохновение от собственного творчества,
от чувства победы над своими узкими представлениями о скучности и
однообразности учебного процесса.
Мои ученики продолжают исследования уже на более сложные темы не из
школьной программы, например такие, как «Математическая разгадка
оптических иллюзий», «Загадка чисел Фибоначчи», «Узоры, фракталы и их
искусный мастер», «Золотое сечение вокруг нас». Некоторые из них стали
Всероссийскими и областными лауреатами.
7. Метод парадоксов.
Целесообразно применять задачи с недостающими, избыточными,
противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками. Подать ошибку
можно по разному, но наиболее продуктивный способ – «софистический» или
«парадоксальный». Так как для лучшего запоминания ошибку нужно не только
осознать, но и «пережить», т.е. сопроводить положительной эмоцией.
.Пример: софизм 65=64
Рис.3 Рис.4
На рисунке 3 имеем на клетчатой бумаге нарисованный прямоугольник
размерами 5 x 13, т.е. площадью 65.
На рисунке 4 имеем квадрат 8 x 8 = 64.
Обе фигуры разрезаны на попарно равные части.
Отсюда, их площади равны; следовательно, 65 = 64.
Разгадка заключается в том, что только при выполнении очень точного чертежа
можно обнаружить, что точки А, В, С и Д не лежат на одной прямой, а образуют
параллелограмм, площадь которого и равна этой «лишней» единице.
Метод парадоксов заставляет кропотливо перепроверять факты, очевидные на
первый взгляд, привлекает к философскому осмыслению конкретных решений.
8. Приобщение к мудрости великих людей.
Вместе с учениками мы собираем высказывания о математике и научном
познании мира. Ребята узнают новые для них имена, постигают глубокие мысли,
облечённые в ёмкие, лаконичные фразы, например:
"Числа управляют миром", - говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность
человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и
техники наших дней. (А. Дородницын)
Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается
приключение мысли. Решить задачу - это значит пережить приключение. (В.
Произволов)
В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии. (Н.Е. Жуковский)
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите
научиться решать задачи, то решайте их. (Д.Пойа)
6
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. (А. Франц)
Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной
возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль)
Периодически некоторые афоризмы мы печатаем крупным шрифтом и помещаем
в кабинете математики там, где они чаще всего попадают в поле зрения.
Несколько раз перечитывая, ученики лучше запоминают мудрые строки и краткие
сведения об их авторах, что приобщает их к опыту духовного восхождения
человечества. В лице великих мыслителей мы имеем надёжных союзников в
обучении математике.
Таким образом, оснащение задач жизненным материалом, включение
игровых и деловых ситуаций, поощрений, соревнований, различных форм
сотрудничества, позволяет нам сформировать учебно-познавательную
компетенцию.
Интересно, что учитель за свою жизнь даёт более 25000 уроков!
А ученик за 10 лет посещает более 10000 уроков!
Какой огромный резерв таится в каждом уроке, в каждой «клеточке»
педагогического процесса!
Если все наши уроки будут яркими и впечатляющими – это банк знаний,
компетенций, навыков на всю жизнь!
Поэтому, так важно учителю постоянно совершенствоваться, и «расти», тогда и
его ученики будут успешными и востребованными в современном обществе! Как
важно, чтобы зрячим было и его сердце, - главный педагогический инструмент
учителя! Действительно, порой надо дирижировать, оставаясь за кадром, и
вдохновлять, оставаясь в тени. Одно лишь слово, сказанное вовремя, или даже
пауза…может стать точкой отсчёта, стартом ракеты в формировании учебно-
познавательных компетенций!
И как бы мы не увлеклись передачей знаний, стремлением к результату, даже под
«давлением» серьезных требований ЕГЭ, нам всегда надо помнить: каждый
ребёнок приходит в этот мир не только и не столько для того, чтобы его учили, а
для того, чтобы быть счастливым и созидательным!!!
Вот с этих позиций и взглянем на каждого: перед нами не двоечник-троечник, а
человек,
личность,
пока
еще
с
нераскрытыми
возможностями,
с
несформированными навыками самообучения, с неразвитым компетентностным
подходом.
Перефразируя высказывание Зака Зиглара «Не бывает ленивых людей;
бывают либо больные, либо невдохновленные» получаем применительно к
школьному обучению - «не бывает ленивых учеников…». Вдохновлять на
обучение – насущная задача и показатель высококомпетентного подхода
учителя.
Таким образом, в рамках компетентностного подхода, образование и
обучение
становится
комплексным,
многофакторным.
Учащимся
передаются не только знания и навыки, ведется также психологическая
подготовка, формируются нужные установки, развиваются определенные
личностные
качества,
нарабатываются
конкретные
алгоритмы
эффективной познавательной деятельности.
7
Поэтому, приобретенные учениками компетенции – это не просто знания и
умения, это владение такими формами поведения и индивидуальными
характеристиками, которые необходимы для успешной деятельности на
любом поприще. За этим, конечно, стоят и знания, и умения, но не только
они. Не менее важное значение имеют: вдохновение, личностные черты,
установки, ценности, убеждения, эмоции, способность ладить с друзьями и
самооценка.
Список литературы.
1. Внеурочная деятельность, Н.А.Криволапова. Издательство Москва
«Просвещение», 2012 год
2. Журнал «Математика в школе», № 9, 2004 год, «Влияние индивидуальных
особенностей математического мышления на процесс решения задач».
3. Журнал «Математика для школьников», №1, 2013 год, «Математические
и игры головоломки».
4. Задания развивающего характера по математике, Т.А.Лавиненко.
Пособие для учителя. Саратов, ОАО «Издательство»Лицей», 2003год.
5. Занимательные дидактические материалы по математике, выпуск 2
В.В.Трошин, Москва «Глобус», 2008 год.
6.Кульневич С.В. Совсем необычный урок, издательство «Учитель»,
Воронеж, 2001.
7. Матюшкин А. М.«Проблемные ситуации в мышлении и обучении». М.,
2003
8. Нестандартные задачи по математике для детей и родителей, Г.Г.
Левитас; Москва ИЛЕКСА, 2009 год
9. Пономарёв Я. А. «Психология творческого мышления» М., 2002 г.
10. Пойя Д. «Математическое открытие». М., 2003г.
11. В.А.Сухомлинский «Процесс овладения знаниями и умственное развитие».
Изб. пед. соч. – М.,: 1980, т.2.
12.Щуркова Н.Е., Игровые методики, Педагогическое общество России,
Москва 2008г.
8