Напоминание

Об опыте проведения исследовательских работ по математике


Автор: Газизова Валерия Валерьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Первомайская СОШ"
Населённый пункт: п. Экспериментальный, Оренбургский район, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: Об опыте проведения исследовательских работ по математике
Раздел: среднее образование





Назад




Об опыте проведения исследовательских работ по математике.

Я кратко расскажу о небольшом опыте проведения исследовательских работ

по математике вместе с учениками.

Хочется начать с цитаты Л.Н. Толстого:

"Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он

всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы,

научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих

сведений".

Это верно и сейчас в наше стремительно меняющееся время!!!

А вот исследовательский, творческий навык, приобретенный в школе, помог

бы выпускнику быть успешным и в современном мире, который предъявляет

высокие требования:

- он должен иметь целый ряд, известных нам педагогам, ключевых

компетенций.

- умение творчески мыслить и использовать полученные знания в различных

сферах жизни.

- даже в новых ситуациях, в которых все чаще и чаще оказывается

выпускник и где готовые рецепты не работают, требуется навык

исследователя (креативщика, как принято сейчас говорить).

ЧТО ЖЕ МОЖЕМ ПРЕДЛОЖИТЬ МЫ, ПЕДАГОГИ:

На мой взгляд, это исследовательские работы вместе с учениками.

Учебное исследование - это деятельность, в которой наши школьники не

ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс

свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном,

используют широкий круг источников.

Исследовательская деятельность в школе иногда кажется какой-то

недосягаемой, как будто мы должны открыть новую звезду!

На самом деле, это не так!!!

Мы вовсе не должны доказать теорему Ферма или решить десятую проблему

Гильберта!

Мы, вместе с ребятами, делаем открытие для себя! Мы изучаем какую-то

закономерность и проверяем её на доступных НАМ примерах.

3 примера из моего прошлого опыта исследовательской работы:

1 пример: Золотое сечение.

Известно было и древним египтянам.

Мы его проверили на фикусе, ракушках, в архитектурных сооружениях.

2 пример: Фракталы.

О них заговорили ещё в прошлом веке.

Мы их нашли в подсолнухе, ромашке, ананасе, дикой моркови. Что под

ногами росло и в магазине продавалось.

3 пример: Числа Фибоначчи.

В 13 веке жил итальянский математик Фибоначчи.

И мы эти числа тоже отыскали. В сосновой шишке, тысячелистнике, комаре,

человеке. Далеко не ходили. Измерили сами себя.

Таким образом, мы делаем открытие для себя!!! И школьник проходит все

стадии этого замечательного процесса – от выбора темы исследования до его

презентации и получения грамоты!!!!!!

I этап.

Мы красиво, с энтузиазмом об этом думаем, исследуем, обосновываем,

пишем. В ИТОГЕ - исследовательская работа - это такое сочинение

(письменная работа) с картинками.

В этом сочинении есть:

1. Пояснительная записка, в которой мы скажем, какой любопытный вопрос

нас заинтересовал. И мы захотели разгадать эту тайну, или хотя бы

прикоснуться к ней. И результатом нашей деятельности явилась данная

исследовательская работа.

2. Введение, в котором излагается история проблемы.

3. Центральная часть, самая объёмная. Обзор данного явления. В последнем

параграфе – наши исследования.

4. Заключение, в котором мы говорим:

-Мы изучили такую-то удивительную закономерность, увидели скрытые

взаимосвязи.

Далее – список литературы и сайтов Интернета.

II этап. Работа в 20 листов сжимается в три страницы. Самое яркое, то, что

может зацепить, удивить. На каждую мысль – по слайду. Вот и презентация.

И мы уже являемся методистами и режиссёрами научно-познавательного

фильма.

А САМОЕ ГЛАВНОЕ, НЕ ТОЛЬКО МЫ, НО И УЧЕНИК ВМЕСТЕ С

НАМИ!!!!!!!!!!!!

6-7 слайдов в минуту. Регламент 8-9 минут.

Теперь поговорим о том, что даёт такая деятельность и кому она

нужна?

Мы задумываемся, как создать такие методики, которые стимулировали бы

творчество и желание учиться у ребят.

Снова пример:

Вот мы об этом думаем, а в это время у нас в 6 классе изучается СКУЧНАЯ

тема «Дробные выражения». И когда мы напрягаемся и одолеваем-

выучиваем этого математического занудного «монстра», в голове включается

калькулятор, а не творческая деятельность.

То есть, видим, что находясь в рамках программы, мы очень ограничены в

нашей творческо-познавательной деятельности. Поэтому, ограничена и наша

мотивация. Ну, выучили мы от сих до сих. И ЧТО дальше??? Куда лететь? К

чему приложить эти теоретические, как бы никчемные в реальной жизни

знания?

А между тем:

1. Исследовательская деятельность позволяет нам познавать новое в

результате наблюдения, анализа, выдвижения гипотезы, её проверки,

формулировки вывода.

2. Исследовательская деятельность – это возможность пообщаться с

ребёнком в непринуждённой, неформальной обстановке.

3.И.д. - это возможность ученикам посетить другие школы, поделиться

своими открытиями, преподнести свою маленькую лекцию, побыть

оратором, актёром, режиссёром, посоревноваться с другими.

3. И.д. – это возможность засветить нашу школу и повысить имидж нашего

учебного заведения.

4. И.д. – это дополнительная возможность привлечь в наши стены сильных

учеников.

5. Исследовательская деятельность может стать точкой отсчёта, стартом

ракеты в формировании умения работать по собственному замыслу, в

соответствии с самостоятельно поставленными целями, при этом находя

способы воплощения в жизнь своего проекта.

6. Наверняка нашу проблему уже кто-то исследовал, и что-то об этом сказал.

В лице великих мыслителей мы имеем надёжных союзников в формировании

учебно-познавательных и общекультурных компетенций.

7. И.д. – это принципиально новый подход к организации школьного

обучения. Учеба строится не на запоминании отобранной учителем

информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребенка.

8. Привлечение учащихся к выполнению исследовательских работ имеет

глубокий воспитательный характер. Школа не в состоянии обеспечить

ученика знаниями на всю жизнь, он она может вооружить его методами

познания, через создание ситуации творческой активности!

Ничто не заменит ребёнку радость от собственного творчества, от чувства

победы над своими узкими представлениями о скучности и однообразности

учебного процесса!

В заключении, хочется перефразировать высказывание Зака Зиглара про

«ленивых людей» применительно к школьному обучению - «не бывает

ленивых учеников…есть невдохновленные».

Вдохновлять на обучение – наша главная задача. И для этого, как нельзя

лучше подходит именно исследовательская работа, творческая деятельность

учеников – с ее помощью можно это сделать максимально эффективно!!



В раздел образования