Автор: Кокунько Лариса Яковлевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 69
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: «Региональный подход в управлении физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении»
Раздел: дошкольное образование
Описание практики руководителя Кокунько Ларисы Яковлевны
«Региональный подход в управлении
физкультурно-оздоровительной деятельностью
в дошкольном образовательном учреждении»
В
организации
физкультурно-оздоровительной
деятельности
педагогический коллектив МАДОУ д/с № 69 «Центр развития ребёнка «Сказка»
г. Белгорода ориентируется не только на федеральный компонент основной
общеобразовательной программы, но и региональный компонент, учитывает
традиции, опыт, достижения региона в области физической культуры и спорта.
Сетевое взаимодействие дошкольного учреждения со спортивными школами,
поликлиниками, библиотеками в этом направлении предполагает разработку
части основной образовательной программы, проектируемой по инициативе
участников образовательного процесса и, в конечном результате, создании и
развитии
региональной
системы
физкультурно-спортивного
воспитания,
начиная с детского сада. Всё это обуславливает востребованность регионального
подхода
в
управлении
физкультурно-оздоровительной
деятельностью
в
дошкольном учреждении и создании новой модели управления.
Матричная модель управления, разработанная коллективом детского сада
на основе регионального подхода, указывает на особый период работы
учреждения
–
режим
развития,
изменения
содержания
и
организации
педагогического процесса с целью его совершенствования, в конкретном случае
– совершенствование физкультурно-оздоровительной деятельности в детском
саду № 69 с учетом исторической, географической, экономической, социальной,
экологической и культурной специфики региона.
Основные принципы реализации матричной модели управления:
1. Открытость общественным запросам, запросам семьи и требованиям
времени в воспитании здорового дошкольника.
2. Переход
от
публичного одиночества к психолого-педагогическому
сообществу в решении актуальных проблем воспитания здорового дошкольника.
3. Переход
дошкольных
образовательных
учреждений
региона
на
современные физкультурно-оздоровительные технологии.
4.
Постоянный
творческий
поиск
решения
актуальных
проблем
организации
физкультурно-оздоровительной
деятельности
в
дошкольном
образовании сегодня, в ближайшей и отдаленной перспективе.
5. Обмен инновационным опытом на разных уровнях.
За последние 5 лет в МАДОУ д/с № 69 «Центр развития ребёнка «Сказка»
реализованы следующие задачи:
1. Организация сетевого взаимодействия дошкольных учреждений региона
в решении актуальных проблем воспитания здорового дошкольника.
2.
Разработка,
апробация,
внедрение
инновационных
программ
и
технологий
физического
воспитания
детей
и
управления
физкультурно-
оздоровительной деятельностью в дошкольном учреждении (6 программ и
технологии их реализации).
3. Обоснование содержания регионального компонента образовательной
программы (образовательная область «Физическое развитие»).
Матричная технология предполагает создание творческих, проблемных
микрогрупп при разработке инновационных направлений деятельности. Такие
микрогруппы в детском саду создаются при реализации экспериментальных
проектов, для осуществления взаимодействия с социальными институтами
детства, организации летней оздоровительной работы. Педагоги объединяются с
целью создать и реализовать что-то новое. Задача творческих групп состоит в
более детальной, глубокой разработке одного из разделов проекта или проекта в
целом.
Коллективом взрослых и детей дошкольного учреждения, ежегодно
разрабатываются
и
реализуются
увлекательные
проекты
по
различным
направлениям. Каждый проект имеет свое название и цель, но общим для всех
являются организация и обеспечение интересной, здоровьеориентированной
жизнедеятельности всех его участников.
Такие проекты, как «Технология
разновозрастного
взаимодействия»,
«Хочу
всё
знать
о
мяче»,
«Лето
спортивное», «Выходи играть на лёд».
Они способствуют:
- развитию взаимодействия «дети – воспитатели», «дети – старшие дети»,
«дети – дети ровесники»;
- повышению двигательной активности детей;
- снижению заболеваемости дошкольников.
На индивидуальном уровне управления физкультурно-оздоровительной
деятельностью в детском саду разработан проект «Индивидуальная карта
физического развития и воспитания ребенка». Продуктом этого проекта
являются индивидуальные карты, которые служат своеобразным ориентиром в
изучении и оценке состояния здоровья и физического развития дошкольника и
определяют прогноз, средства и методы его дальнейшего физического развития.
Таким образом, региональный подход в управлении физкультурно-
оздоровительной деятельностью направлен на повышение эффективности и
качества дошкольного образования региона в целом и предполагает следующее:
1. Организацию сетевого взаимодействия дошкольных учреждений региона
в решении актуальных проблем воспитания здорового дошкольника.
2.
Разработку,
апробацию,
внедрение
инновационных
программ
и
технологий
физического
воспитания
детей
и
управления
физкультурно-
оздоровительной
деятельностью
в
дошкольном
учреждении
с
учетом
региональных условий.
3. Разработку и реализацию совместных проектов (педагоги, родители,
дети), направленных на развитие компетентности в области охраны и
укрепления здоровья.
4. Обоснование содержания части основной образовательной программы
(образовательные области: «Физическое развитие», «Познавательное развитие»),
проектируемой по инициативе участников образовательного процесса».