Автор: Гаврилова Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР -детский сад № 45 "Колосок"
Населённый пункт: г. о. Подольск, Московская область
Наименование материала: Конспект открытого занятия в средней группе. НОД по развитию речи.
Тема: Чтение стихов об осени. Составление рассказов - описаний игрушек.
Раздел: дошкольное образование
Дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка -детский сад № 45 " Колосок"
КОНСПЕКТ
открытого занятия в средней группе.
НОД по развитию речи.
Составила: воспитатель Гаврилова Т.В.
г.о. Подольск, 2017г.
1
НОД по развитию речи
Тема: Чтение стихотворений об осени.
Составление рассказов - описаний игрушек.
Цель : развитие интереса к художественной литературе, приобщение детей к
восприятию поэтической речи.
Задачи:
- Расширять представления детей о многообразии природных явлений,
устанавливать простейшие связи между ними.
- Обобщить сведения об осени.
- Учить внимательно слушать поэтическую речь.
- Продолжать учить рассказывать об игрушке по плану.
- Совершенствовать монологическую и диалогическую речь, учить активно
участвовать в беседе.
- Формировать бережное отношение к игрушке.
- Развивать память, образное мышление, внимание.
- Воспитывать интерес к литературе и любовь природе.
Оборудование:
элементы осеннего пейзажа в группе
(иллюстрации ,
листочки желтого, красного, оранжевого цветов ) ; портреты А. Пушкина и
А. Плещеева, корзинки с овощами и фруктами, букет осенних цветов.
Методы и приемы.
1. Беседа.
2. Чтение стихотворений.
3. Наблюдение за явлениями природы.
4. Дидактическая игра "Опиши игрушку".
5 Прослушивание музыки.
6. Физкульминутка.
7. Исполнение песни.
Музыкальное сопровождение :
Джойс " Осенний сон".
П.И. Чайковский "Осенняя песня".
Ход
2
организованной образовательной деятельности.
Организационный момент ( дети сидят перед доской).
На столе у воспитателя осенний букет. На доске висят крупные, красочные
иллюстрации.
Воспитатель (беседа по вопросам) Здравствуйте ребята! Сегодня мы
поговорим об осени, почитаем и послушаем стихи. Дети, давайте посмотрим
в окно. Ранняя осень миновала
и заканчивается второй осенний месяц -
ноябрь . Изменилась погода , большие изменения происходят в природе.
Давайте сравним лето и осень.
- Как изменилась температура осенью?
Дети: Стало прохладно.
Воспитатель. А как было летом?
Дети. Было жарко.
Воспитатель. А почему было жарко? От чего это зависит?
Дети: Согревало солнышко.
Воспитатель Каким стало небо ?
Дети: Хмурым и серым ,
Воспитатель А каким было летом?
Дети. Летом было голубым.
Воспитатель Каким стал ветер?
Дети: Холодным .
Воспитатель. Как изменилось настроение людей?
Дети: Стало грустно.
Воспитатель. Вместе с тем и в стихах об осени изменилось настроение.
(воспитатель читает стихотворения А Пушкина " Уж небо осенью дышало..."
(отрывок из романа "Евгений Онегин" ). Тихо звучит музыка.
3
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на полях туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель. Какое настроение присутствует в этом стихотворении?
Дети. Грустное.
Воспитатель. Дети, а вы знаете стихи об осени ?
Дети. Да.
Воспитатель. А кто хочет почитать нам стихи?
Дети выходят по-одному и читают стихи.
А. Плещеев "Осень наступила"
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
4
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет
Дождик моросит....
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Е. Благинина «Осень спросим».
Здравствуй осень, здравствуй осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
«Что в подарок принесла?
Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба принесла.
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?»
Воспитатель. Молодцы!
Физкультминутка. " Моя семья". (дети загибают пальчики).
Этот пальчик-папа,
Этот пальчик-мама.
Этот пальчик- бабушка.
Этот пальчик- дедушка.
5
Этот пальчик- я.
Вся моя семья!
Воспитатель. Ребята, скажите , почему осень называют "золотой"?
Дети. На земле много желтых листьев.
Воспитатель. А как называется природное явление, когда падают листья?
Дети. Листопад.
Звучит песня в исполнении детей (П.И. Чайковский "Осенняя песня").
Воспитатель. Но осень - это не только хмурые дни и грустное настроение.
Осень - это и время сбора урожая овощей и фруктов. Осенью мы запасаемся
витаминами. Посмотрите , что же осень нам принесла?
( Воспитатель обращает внимание на корзину с фруктами и овощами)
- Что у меня стоит на столе?
Дети. Корзина с овощами и фруктами.
Воспитатель. Назовите , какие вы видите овощи ?
Дети. Помидоры , огурцы , перец, лук.
Воспитатель. Назовите , какие вы видите фрукты ?
Дети. Виноград , яблоко , грушу
Воспитатель. Какой формы помидор и капуста ?
Дети. Круглой.
Воспитатель. А огурец ?
Дети. Продолговатый и длинный.
Воспитатель. Из какого материала сделаны игрушки ?
Дети. Из пластмассы.
Воспитатель. В каких играх можем мы использовать эти игрушки?
Дети. "Дом", "Столовая" , " Магазин".
6
Воспитатель. Итак , мы с вами описали игрушки , которые лежат у меня на
столе. А теперь кто-нибудь из вас хочет описать свою игрушку (обращает
внимание на игрушки, которые стоят на столах у детей).
Описывают свою игрушку 2 человека.
Воспитатель. Молодцы!
Воспитатель. Молодцы! Итак, наши игрушки узнали о себе много нового.
Завершая разговор об осени , нужно ещё добавить , что ещё она радует нас
красивыми цветами. Посмотрите на букет, в нём последние осенние цветы.
Послушайте стихотворение о цветах.
Воспитатель читает стихотворение «Осенние цветы».
Осень последними красками
Разукрасила наши цветы.
Вот георгины красные,
А вот жёлтые ноготки.
Вспыхнули солнцем настурции
Бархатцы пахнут свежо,
Астры горят всеми красками,
Осень, как же с тобой хорошо!
Воспитатель предлагает детям подарить цветы гостям. Дети дарят цветы
присутствующим гостям.
Рефлексия.
- Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
- Каким красивым словом называют осень?
- Понравились вам новые стихи об осени ? А музыка?
Воспитатель благодарит всех детей за участие в занятии.
Список литературы.
7
1.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.:"Мозаика-Синтез", 2017.
2. Хрестоматия по литературе для средней группы.
8