Напоминание

"Функциональная грамотность школьника"


Автор: Лутфуллин Рафаэль Руфикович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 29"
Населённый пункт: г. Нижнекамска Республики Татарстан
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Функциональная грамотность школьника"
Раздел: среднее образование





Назад




Мастер-класс

«Функциональная грамотность школьника»

Автор – Лутфуллин Рафаэль Руфикович, учитель истории и обществознания МБОУ

«СОШ №29» НМР РТ

Тема самообразования:

«Использование новых подходов в преподавании истории и обществознания для

развития функциональной грамотности школьников».

Ход мастер-класса:

Организационный момент:

Добрый день, уважаемые члены жюри, участники конкурса, гости! Я рад видеть вас и

быть сегодня здесь в качестве участника конкурса.

Я – Лутфуллин Рафаэль Руфикович, учитель истории и обществознания школы №29,

кандидат юридических наук, доцент.

Я не только работаю в школе, но и принимаю активное участие в поисковом движении

России по увековечению памяти павших при защите Отечества, в военно-патриотическом

воспитании подрастающего поколения, занимаюсь наукой, увлекаюсь фотографией.

Эпиграфом нашей встречи я взял слова Максима Горького: «Жизнь могут двигать

только очень грамотные люди…».

Очень важно и полезно самостоятельно осваивать что-то новое, интересное и применять

это в своей практике.

Начать

мастер-класс

мне хочется с притчи, которая известна

с

давних

пор,

но

не

потеряла

актуальности

и

в

наше

время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам

свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а

учитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить все, что было

записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову»

– это значит, прополощи

чайник кипятком,

– с

гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» – добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» – подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай

по

всем правилам

чайной

церемонии

и напоил

учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал

меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что - самые прочные

знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

-

«обучение

в

сотрудничестве»

даёт

также

положительные

результаты,

это

интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Прит

ч

а

«Чайная

церемония»

о

знаниях

и

применении

их

на

деле,

говоря

современным языком – о ф

у

нкци

о

нальной грамотности школь

н

иков.

Тема моего мастер-класса: «Функциональная грамотность школьника».

Цель: познакомить участников мастер-класса

с приемами и методами обучения

позволяющими повысить функциональную грамотность школьников.

Задачи:

Раскрыть понятие и содержание функциональной грамотности.

Показать практическое применение заданий по функциональной грамотности на материале

учебных предметов «История» и «Обществознание».

В последнее время получил большое распространение термин - "функциональная

грамотность". На данный момент существует много различных форм диагностических

исследований. Таких, например, как Пирлс, Тимс, Пиза……

Исследование

PISA

:

Оценка

функциональной

грамотности

15-летних учащихся в

области

математики,

естествознания и чтения.

Оценка отношений и учебных стратегий.

Оценка качества и доступности образования.

Выявление динамики результатов (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015, 2018, 2021).

Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах.

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все

постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально

широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,

общения и социальных отношений».

Начало нового цикла исследования PISA-2021:

Сохранение основных направлений (математическая, естественнонаучная, читательская и

финансовая грамотности); приоритетная область – математическая грамотность.

Введение нового направления – креативное мышление.

Введение новой области – оценка личного благополучия учащихся и учителей.

Сегодня в роли участников моего мастер - класса выступают мои коллеги.

Задания:

Задание № 1:

1 задание выполняем на уроках обществознания в 7-8 классах. Это задание помогает

детям получить основы правовых знаний, узнать, что такое мошенничество как преступление

в форме завладения чужими денежными средствами путем обмана или злоупотребления

доверием.

Семену пришло сообщение в социальной сети от его друга Петра: «Привет, Семен! Не

выручишь деньгами до вторника? А то баланс на телефоне отрицательный, а срочно надо

связаться с родителями. Скинь 500 рублей на номер ***».

В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Семена?

Как ему правильно поступить в данной ситуации?

Ответ:

1. Скорее всего, - это мошенники, которые взломали аккаунт Петра в социальной сети и

рассылают сообщения от его имени с целью наживы.

2. Ни в коем случае не отсылать деньги на указанный номер; обратиться на «горячую

линию» для клиентов и/или в службу социальной сети; позвонить Петру и сообщить ему

о полученном сообщении.

Задание № 2:

2 задание выполняем на уроках обществознания в 9-10 классах. Это задание помогает

детям изучить основы финансовой грамотности; рассмотреть особенности и условия

кредитования.

Андрей решил взять кредит в банке для покупки автомобиля. Он изучил предложения по

кредитам нескольких банков, остановил свой выбор на предложении с наиболее низкими

процентами по кредиту. На какие другие условия кредитования стоит обратить внимание

Андрею? Как ему следует поступить, чтобы выплатить кредит в срок? Ответ запишите на

отдельном листе, указав номер задания.

Ответ:

Правильный ответ может содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: следует обратить внимание на расчёт графика

погашения кредита, размер дополнительных расходов;

2) ответ на второй вопрос, например: следует строго придерживаться графика платежей,

избегая возможных задолженностей по выплатам и пеней.

Задание № 3:

3 задание выполняем на уроках истории в 5 классе. Это задание помогает детям

получить навыки анализа текста с целью нахождения необходимой информации, аргументов,

подтверждающих тезис; высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о

прочитанном тексте.

Рабский труд в Древнем Риме.

Древнеримский писатель Луций Юний Колумелла в I веке н.э. писал:

«Рабы приносят полям величайший вред. Они пасут скот плохо, дурно пашут землю. Они не

заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай. Они и сами крадут зерно, от других воров

его плохо оберегают. При уборке зерна раб-управляющий неправильно показывает его

количество в счётной записи».

Используйте этот отрывок из сочинения античного писателя для ответа на следующие

вопросы:

Вопрос 1: Часть рабов в римских имениях I века н.э. умели читать и писать. Что в отрывке

из сочинения Колумеллы подтверждает этот факт?

Варианты ответов:

Раб-управляющий имением указывает количество зерна в счётной записи.

В тексте упоминается использование рабами счетных записей.

Чтобы неправильно указать количество зерна надо уметь писать.

Вопрос 2: Причиной низкой эффективности рабского труда в Древнем Риме и в других

обществах была низкая заинтересованность раба в результате труда. Какая фраза в тексте

подтверждает эту мысль?

Ответ:

Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай.

Прием «Составление текста с пропусками важных слов».

Прочитайте текст. Заполните пропуски в тексте.

Это задание выполняем на уроках истории в 6 классе. При осуществлении данной работы

с текстом учащиеся, опираясь на знания, полученные на уроках истории, учатся:

структурировать, преобразовывать, интерпретировать текст.

Все славянские народы почитают великих просветителей – братьев _________ и

_________.

Они

жили

в

___________,

были

прекрасно

образованы,

хорошо

знали

древнеславянский язык. В ____ году они создали славянскую азбуку. Братья перевели с

_________ языка на древнеславянский многие христианские сочинения.

Ответ:

Все славянские народы почитают великих просветителей – братьев Кирилла

и

Мефодия. Они жили в

Византии,

были прекрасно образованы,

хорошо знали

древнеславянский язык. В 863 году они создали славянскую азбуку. Братья перевели с

греческого языка на древнеславянский многие христианские сочинения.

Законы Хаммурапи

Извлеките максимум полезной информации из нижеприведенной статьи Законника

Хаммурапи.

«Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит».

Это задание выполняем как на уроках истории в 5 классе с целью научить учащихся

проводить

анализ

содержания

текста,

решать

учебно-познавательные

и

учебно-

практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; так и на уроках

обществознания в 9 классе с целью формирования у учащихся навыков толкования статьи

нормативно-правового акта на примере «Законника Хаммурапи»..

Ответ:

Закон защищает частную собственность; устанавливает наказание за ограбление в виде

смертной казни; обстоятельством, усиливающим ответственность, выступает поимка

с поличным.

Завершение:

Вашему вниманию были представлены далеко не все методы и приемы обучения,

направленные на повышение функциональной грамотности школьников. Данные приемы

можно применять на любых предметах, в том числе, и в отношении разных контингентов

учащихся, включая и детей с ОВЗ. Они носят практико-ориентированный характер. К

сожалению, учебный план не позволяет выделить дополнительные часы на более углубленное

изучение всех направлений функциональной грамотности, поэтому основная работа по

изучению заданий по функциональной грамотности ведется в рамках внеурочной деятельности.

«…образование есть то, что остается после того,

когда забывается все, чему нас учили в школе…».

Рефлексия: Цветные брошюры.

Спасибо за внимание. Благодарю за помощь, коллеги.



В раздел образования