Автор: Лутфуллин Рафаэль Руфикович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 29"
Населённый пункт: г. Нижнекамска Республики Татарстан
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Функциональная грамотность школьника"
Раздел: среднее образование
Мастер-класс
«Функциональная грамотность школьника»
Автор – Лутфуллин Рафаэль Руфикович, учитель истории и обществознания МБОУ
«СОШ №29» НМР РТ
Тема самообразования:
«Использование новых подходов в преподавании истории и обществознания для
развития функциональной грамотности школьников».
Ход мастер-класса:
Организационный момент:
Добрый день, уважаемые члены жюри, участники конкурса, гости! Я рад видеть вас и
быть сегодня здесь в качестве участника конкурса.
Я – Лутфуллин Рафаэль Руфикович, учитель истории и обществознания школы №29,
кандидат юридических наук, доцент.
Я не только работаю в школе, но и принимаю активное участие в поисковом движении
России по увековечению памяти павших при защите Отечества, в военно-патриотическом
воспитании подрастающего поколения, занимаюсь наукой, увлекаюсь фотографией.
Эпиграфом нашей встречи я взял слова Максима Горького: «Жизнь могут двигать
только очень грамотные люди…».
Очень важно и полезно самостоятельно осваивать что-то новое, интересное и применять
это в своей практике.
Начать
мастер-класс
мне хочется с притчи, которая известна
с
давних
пор,
но
не
потеряла
актуальности
и
в
наше
время. Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам
свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а
учитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить все, что было
записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову»
– это значит, прополощи
чайник кипятком,
– с
гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» – добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» – подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай
по
всем правилам
чайной
церемонии
и напоил
учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал
меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что - самые прочные
знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
-
«обучение
в
сотрудничестве»
даёт
также
положительные
результаты,
это
интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Прит
ч
а
«Чайная
церемония»
о
знаниях
и
применении
их
на
деле,
говоря
современным языком – о ф
у
нкци
о
нальной грамотности школь
н
иков.
Тема моего мастер-класса: «Функциональная грамотность школьника».
Цель: познакомить участников мастер-класса
с приемами и методами обучения
позволяющими повысить функциональную грамотность школьников.
Задачи:
Раскрыть понятие и содержание функциональной грамотности.
Показать практическое применение заданий по функциональной грамотности на материале
учебных предметов «История» и «Обществознание».
В последнее время получил большое распространение термин - "функциональная
грамотность". На данный момент существует много различных форм диагностических
исследований. Таких, например, как Пирлс, Тимс, Пиза……
Исследование
PISA
:
Оценка
функциональной
грамотности
15-летних учащихся в
области
математики,
естествознания и чтения.
Оценка отношений и учебных стратегий.
Оценка качества и доступности образования.
Выявление динамики результатов (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015, 2018, 2021).
Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах.
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все
постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений».
Начало нового цикла исследования PISA-2021:
Сохранение основных направлений (математическая, естественнонаучная, читательская и
финансовая грамотности); приоритетная область – математическая грамотность.
Введение нового направления – креативное мышление.
Введение новой области – оценка личного благополучия учащихся и учителей.
Сегодня в роли участников моего мастер - класса выступают мои коллеги.
Задания:
Задание № 1:
1 задание выполняем на уроках обществознания в 7-8 классах. Это задание помогает
детям получить основы правовых знаний, узнать, что такое мошенничество как преступление
в форме завладения чужими денежными средствами путем обмана или злоупотребления
доверием.
Семену пришло сообщение в социальной сети от его друга Петра: «Привет, Семен! Не
выручишь деньгами до вторника? А то баланс на телефоне отрицательный, а срочно надо
связаться с родителями. Скинь 500 рублей на номер ***».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Семена?
Как ему правильно поступить в данной ситуации?
Ответ:
1. Скорее всего, - это мошенники, которые взломали аккаунт Петра в социальной сети и
рассылают сообщения от его имени с целью наживы.
2. Ни в коем случае не отсылать деньги на указанный номер; обратиться на «горячую
линию» для клиентов и/или в службу социальной сети; позвонить Петру и сообщить ему
о полученном сообщении.
Задание № 2:
2 задание выполняем на уроках обществознания в 9-10 классах. Это задание помогает
детям изучить основы финансовой грамотности; рассмотреть особенности и условия
кредитования.
Андрей решил взять кредит в банке для покупки автомобиля. Он изучил предложения по
кредитам нескольких банков, остановил свой выбор на предложении с наиболее низкими
процентами по кредиту. На какие другие условия кредитования стоит обратить внимание
Андрею? Как ему следует поступить, чтобы выплатить кредит в срок? Ответ запишите на
отдельном листе, указав номер задания.
Ответ:
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: следует обратить внимание на расчёт графика
погашения кредита, размер дополнительных расходов;
2) ответ на второй вопрос, например: следует строго придерживаться графика платежей,
избегая возможных задолженностей по выплатам и пеней.
Задание № 3:
3 задание выполняем на уроках истории в 5 классе. Это задание помогает детям
получить навыки анализа текста с целью нахождения необходимой информации, аргументов,
подтверждающих тезис; высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о
прочитанном тексте.
Рабский труд в Древнем Риме.
Древнеримский писатель Луций Юний Колумелла в I веке н.э. писал:
«Рабы приносят полям величайший вред. Они пасут скот плохо, дурно пашут землю. Они не
заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай. Они и сами крадут зерно, от других воров
его плохо оберегают. При уборке зерна раб-управляющий неправильно показывает его
количество в счётной записи».
Используйте этот отрывок из сочинения античного писателя для ответа на следующие
вопросы:
Вопрос 1: Часть рабов в римских имениях I века н.э. умели читать и писать. Что в отрывке
из сочинения Колумеллы подтверждает этот факт?
Варианты ответов:
Раб-управляющий имением указывает количество зерна в счётной записи.
В тексте упоминается использование рабами счетных записей.
Чтобы неправильно указать количество зерна надо уметь писать.
Вопрос 2: Причиной низкой эффективности рабского труда в Древнем Риме и в других
обществах была низкая заинтересованность раба в результате труда. Какая фраза в тексте
подтверждает эту мысль?
Ответ:
Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай.
Прием «Составление текста с пропусками важных слов».
Прочитайте текст. Заполните пропуски в тексте.
Это задание выполняем на уроках истории в 6 классе. При осуществлении данной работы
с текстом учащиеся, опираясь на знания, полученные на уроках истории, учатся:
структурировать, преобразовывать, интерпретировать текст.
Все славянские народы почитают великих просветителей – братьев _________ и
_________.
Они
жили
в
___________,
были
прекрасно
образованы,
хорошо
знали
древнеславянский язык. В ____ году они создали славянскую азбуку. Братья перевели с
_________ языка на древнеславянский многие христианские сочинения.
Ответ:
Все славянские народы почитают великих просветителей – братьев Кирилла
и
Мефодия. Они жили в
Византии,
были прекрасно образованы,
хорошо знали
древнеславянский язык. В 863 году они создали славянскую азбуку. Братья перевели с
греческого языка на древнеславянский многие христианские сочинения.
Законы Хаммурапи
Извлеките максимум полезной информации из нижеприведенной статьи Законника
Хаммурапи.
«Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит».
Это задание выполняем как на уроках истории в 5 классе с целью научить учащихся
проводить
анализ
содержания
текста,
решать
учебно-познавательные
и
учебно-
практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; так и на уроках
обществознания в 9 классе с целью формирования у учащихся навыков толкования статьи
нормативно-правового акта на примере «Законника Хаммурапи»..
Ответ:
Закон защищает частную собственность; устанавливает наказание за ограбление в виде
смертной казни; обстоятельством, усиливающим ответственность, выступает поимка
с поличным.
Завершение:
Вашему вниманию были представлены далеко не все методы и приемы обучения,
направленные на повышение функциональной грамотности школьников. Данные приемы
можно применять на любых предметах, в том числе, и в отношении разных контингентов
учащихся, включая и детей с ОВЗ. Они носят практико-ориентированный характер. К
сожалению, учебный план не позволяет выделить дополнительные часы на более углубленное
изучение всех направлений функциональной грамотности, поэтому основная работа по
изучению заданий по функциональной грамотности ведется в рамках внеурочной деятельности.
«…образование есть то, что остается после того,
когда забывается все, чему нас учили в школе…».
Рефлексия: Цветные брошюры.
Спасибо за внимание. Благодарю за помощь, коллеги.