Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Жириков Назират Заурбиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ"с.п.Шордаково
Населённый пункт: КБР,с.п.Шордаково
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Обогащение лексики младших школьников на уроках русского языка

Один из шагов на пути развития речи учащихся — обогащение их пассивного и активного словаря.

В методической литературе дано много рекомендаций по этому вопросу. Пополнение словарного

запаса невозможно без усвоения лексического значения слова, осознания его происхождения.

Кроме того, современные условия требуют от человека умения добывать информацию из

различных источников. Поэтому в нашем классе имеется комплект словарей: орфографический,

толковый, этимологический, словообразовательный, фразеологический, синонимов и антонимов,

иностранных слов. Эти книги стоят на открытой полке, легкодоступны, с ними часто организуется

парная или групповая работа. Ученики поощряются, если активно поль- зуются словарями при

работе с текстами на уроках и при выполнении домашнего задания, подготовке к сочинению,

изложению. Отрадно видеть, как школьники, встретив непонятные слова и выражения в книгах и

журналах, спешат к полке со словарями, как помогают друг другу в поис- ках ответа, как бережно

относятся к этим

книгам.

Учащиеся класса создали «рукописный» словарь настроений. Этот словарь широко используется:

он незаменим на уроках литературного чтения и русского языка, во внеклассной работе. Он

помогает ученикам определить и точным словом обозначить свое настроение, душевное

состояние героев литературных произве- дений, чувства и состояния авторов, их от- ношение к

героям и описываемым ситуа- циям. Чтобы выбрать подходящее слово, ученик может полистать

этот словарь (пе- чатный или электронный вариант), найти нужные слова на табличке-опоре,

которые вывешены на доске или проецируются на экран.

После усвоения учащимися лексического значения слова проводится большая работа по его

запоминанию, грамотному употреблению в речи. Для этого специально разрабатывается система

упражнений, широко используются таблички-опоры (см. приложения). С этими табличками

школьники работают и на различных этапах уроков русского языка. Например, на минутке чис-

тописания при отработке наклона или пра- вильного соединения букв, при закреплении или

повторении каких-либо тем.

Рассмотрим для примера слова, характеризующие состояние радости:

Бодрое, великолепное, весёлое, восторженное, восхитительное, довольное, жизнерадостное,

жизнеутверждающее, забавное, задорное, замечательное, игривое, лёгкое, ликующее, лукавое,

лучезарное, лучистое, насмешливое, оживлённое, озорное, оптимистичное, праздничное,

прекрасное, пре- лестное, приподнятое, приятное, победное, радостное, счастливое,

торжественное, торжествующее, хорошее, чудесное, чудное, шаловливое, шутливое.

Для работы можно предлагать весь спи- сок слов или только его часть по усмотрению учителя.

К этому набору слов можно составить множество заданий по различным разделам русского

языка:

1.

Орфография.

Выпишите слова с безударными гласны- ми, проверяемыми ударением, укажите проверочное

слово.

Выпишите слова с непроизносимыми согласными, объясните их написание.

Выпишите слова с «опасными» сочетаниями (жи, же, ча, чу).

Сгруппируйте слова по орфограммам. Продолжите ряд слов: жизнерадостное,

прекрасное, праздничное..; жизнеутверждающее, лучезарное... счастливое, чудное, жиз-

неутверждающее... и т.д.

2.

Морфемика.

Выпишите сложные слова, образован- ные слиянием двух корней, разберите их по составу.

Укажите слова, подходящие к данной схеме:

Выпишите группы однокоренных слов.

Образуйте от данных слов родственные имена существительные (или глаголы, или наречия) и т.д.

3.

Фонетика и графика.

Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Подчеркните буквы, обозначающие мяг- кие согласные звуки.

Двумя чертами подчеркните буквы, яв- ляющиеся «мягкими командирами» (по Д.Б. Эльконину).

Подчеркните буквы, обозначающие зву- ки, произношение которых расходится с на- писанием, и

т.п.

4.

Лексика.

Объясните значение слова: а) самостоятельное толкование; б) с помощью толково- го словаря; в) с

помощью этимологического словаря.

Из предложенного списка слов выбери- те слова, близкие по значению (синонимы).

Подберите антонимы.

Укажите слова, описывающие состоя- ние восторга, радости от какого-либо достижения,

предчувствия праздника, беззаботности и т.д.

Напишите мини-сочинение по данному началу, опишите чувства и состояние героев, используя

данные слова:

Начало мини-сочинения

Чувства

Состояние, настроение

«Я проснулся

восторгбодрое

от какого8то

восхищение

восторженное

шума. Из гости8

ликование

восхитительное

ной доносились

радость

замечательное

быстрые шаги, счастьеприподнятое

приглушённыеумиротворение

праздничное

голоса родите8

удовлетворение

отличное

лей и чей8то

удовольствие радостное

давно извест8

чудесное

ный приятный

грудной голос.

Это же бабушка

приехала!..»

Расскажите о чувствах, состоянии героя текста:

«...Я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеть- ся: какой он

зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, слов- но издалека... И я не

мог ровно дышать, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хоте- лось плакать.

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на бе- лом свете»

(В. Драгунский).

Сначала каждый ученик выполняет это задание самостоятельно, записывая нуж- ные слова на

индивидуальной доске, затем обсуждает с соседом, внося коррективы, после этого идет

обсуждение в группе из 4–5 человек, окончательный вариант одной из групп заслушивается,

рецензируется од- ноклассниками и учителем. Необходимо поддерживать и поощрять

стремление учащихся выйти за рамки предложенного учи- телем списка слов, когда они

вспоминают подходящие слова или отыскивают их в словаре, необходимо учить школьников все

спорные вопросы разрешать цивилизован- но, находить аргументы в словарях.

Как вы понимаете выражение задохнулся от возмущения?

Подберите из словаря настроений слова, характеризующие это состояние. (Негодо-

вание, недовольство, недоумение, возмущение, досада, злость, гнев, ярость.)

При каких обстоятельствах может воз- никнуть такое состояние?

Возможно задание придумать и инсценировать ситуацию, в которой герой задох- нулся от

возмущения.

Помогая ученикам накапливать опыт грамотной лексической сочетаемости слов, обязательно

нужно иметь в виду те случаи многозначности, когда каждое из значений имеет свои ряды

синонимов и антонимов. Такие задания имеются в книге М.Р. Львова

«Школа творческого мышления». После их изучения нетрудно составить свои задания, например:

1.

К каждому из слов ряда подберите антоним с учетом значения слова:

оживлённое лицо — ... оживлённая улица — ... лёгкое возбуждение — ... лёгкое облако — ...

2.

К каждому ряду антонимов подбери- те (или выберите из предложенных) сло- во, с

которым эти антонимы могут сочетаться.

прекрасное — унылое (...) прекрасное — ужасное (...) прекрасное — страшное (...) прекрасное —

отвратительное (...)

Слова для справок: поведение, настроение, лицо, начало, озеро, место.

3.

Используя данные слова, составьте и запишите словосочетания.

Прийти в ...

беззаботность

Состояние...

восторг Выразил своё ...

восхищение Испытывать ...

ликование Бурная ...

лёгкость

радость торжество удовлетворение удовольствие эйфория

Подобные задания помогают учащимся не только расширять словарный запас, но и накапливать

опыт грамотной лексической сочетаемости слов.

Можно составить и другие задания, которые будут интересны ученикам и послу- жат не только

повторению пройденного материала, но и оживят урок, помогут развить

память, внимание, мышление и, безусловно, обогатят их словарный запас.

1.

Запишите слова в алфавитном порядке: изумление, восхищение, ликование, восторг,

волнение, удовольствие, очарование, удивление.

Назовите слова, обозначающие сходные чувства.

По каким внешним признакам можно определить, что человек ликует? Испыты- вает

удовольствие?

2.

Выпишите трехсложные слова.

3.

Разделите слова для переноса.

4.

Запишите слова по памяти.

5.

Сравните слова ликование и восторг. Можно ли утверждать, что они близки по значению?

Существует ли различие между ними? В чем оно заключается? Докажите свое мнение, опираясь

на статьи толкового словаря. (Восторг — подъем радостных чувств, восхищение. Ликование —

торжест- вование, восторженная радость. Значит, ликование — более сильная эмоция.)

6.

Игра «Составьте слово» (из предло- женных слогов составьте как можно больше слов,

обозначающих состояние радости).

за

ча

на

ша

НОЕ

тель

дор

ли

лу

ВОЕ

ка

чис

ме

хи

TOE

смеш лов

вос

ти

(Задорное, смешливое, насмешливое, шаловливое, замечательное, восхитительное, лукавое,

лучистое.)

7.

Игра «Великий мим».

Ученик получает карточку с заданием:

«С помощью мимики, жестов, позы изобра зите озорное настроение (или какое-то чувство,

например: ликование, хандра, робость, испуг, смущение, ярость, раздражение и т.п.)».

8.

Игра «Шифровальщики»: зачеркните лишние слоги, запишите получившиеся слова:

восчажиторчажиженчажиночажие прищачикподщачикнящачиктощачике

опчекшитичекшимисчекшитиччекшино

чекшие

На какие правила были исключенные слоги? Расскажите правило, приведите примеры. (Жи-ши,

ча-ща, правописание суффиксов чик, чек.)

Приведите примеры слов на жи, подходящих по смыслу к нашим прилагательным.

(Жизнеутверждающий, жизнерадостный, жизнелюбивый — синонимы к слову оптимистичный.)

9.

Выразите чувства от созерцания кар- тины.

10.

Какие чувства вызывает этот музыкальный фрагмент?

Словарь настроений, конечно, не единственное средство, используемое для рас- ширения

активного словаря детей. В большом количестве имеются таблицы-опоры по различным разделам

русского языка, а также по развитию речи по темам «Осень: приметы, краски, звуки, природные

явления», «Зима», «Весна», «Профессии» и т.д. (см. приложения 1–3). Они используются для

орфографической работы, для обогащения лексики, формирования грамотной и выразительной

речи. Поэтому кроме орфографического чтения, или списывания слов, или выполнения какого-

либо грамматического задания по опоре ученикам обязательно предлагается задание на

определение лексического значения слова, употребление его в речи. Чтобы слово прочно за-

фиксировалось в памяти, необходимо многократно в течение нескольких дней включать его в

материалы урока, затем по прошествии некоторого времени снова вер- нуться к этому слову.

Например, рассмотрим возможный вариант работы по таблице-опоре на правописание

разделительного мягкого знака.

ателье досье

быльё забытьё

взгорье

колье валерьянка

На первом уроке:

Прочитайте слова орфографически. Прочитайте слова орфоэпически (так,

как мы их обычно произносим).

Спишите слова, подчеркните «опасные места» (орфограммы).

Сформулируйте правило, на которое даны слова в этой опоре.

Какие слова вам непонятны, в значении каких слов сомневаетесь?

В каких словарях можно найти значение неизвестных вам слов? (В толковом и словаре

иностранных слов — слова ателье,

досье, колье; быльё, забытьё — в толковом и этимологическом словарях.)

Найдите в словарях толкование этих слов.

Приведите свои примеры использования этих слов в речи. (Обсуждение и запись лучших

предложений.)

На следующем уроке русского языка: Прочитайте слова орфографически. Объясните значение

слов досье, за-

бытьё.

Вставьте пропущенные слова: «Поднявшись на ... он увидел вдали небольшое село. Три дня

раненый пролежал в ... Илья Николаевич работает в телевизионном ... недалеко от цирка».

В следующие дни можно вернуться к толкованию этих же или других слов, предложить вставить

их в текст, составить предложения, подобрать синонимы: Мастерская — … дремота (полусон) — …

трава — … пригорок (холм) — ...

Шейное украшение — валерьяновые кап- ли — состояние беспамятства — собрание документов

— ...

Можно и наоборот — подбирать синони- мы к данным в таблице-опоре словам. Следует обратить

внимание на то, что слова ателье, досье, колье не склоняются и не из- меняются по числам,

придумать с ними как можно больше словосочетаний и предложений: три коль.., сшили в атель..,

узнал из дось.. и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Профессии (фрагмент) Цирк (удвоенные согласные)

ассистент

гиппопотам

аттракцион

режиссёр

иллюзионист

конферансье иллюминация

жужжит, как улей дрессировщик

аплодисменты

программа

клоунесса

гимнасты

жонглёры бесстрашный насыщенная дрессированная восторженные

обрадованные очарованные

постоянные тренировки

Наречие

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

зелёные

пустые

зеленоватые

ощетинившиеся

тёмно-зелёные

безжизненные

издалека

вчера

изредка

сегодня

издавна

завтра

слева

недавно

справа сейчас

сначала

попозже

допоздна

навсегда

налево по-моему

направо

по-твоему

настойчиво

по-вашему

вправо по-своему

влево

по-другому

запоздно

по-детски

затемно

по-отцовски

позавчера

по-волчьи ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Осень (фрагмент)

Краски осени:

Приметы осени:

пурпурные

деревья:

багряные

разноцветные

красные

пёстрые

оранжевые

нарядные светло-оранжевые голые золотисто-жёлтые

прозрачные жёлтые

тёмные

желтоватые

корявые светло-коричневые

водоёмы: коричневатые

тёмно-синие

коричневые

свинцовые

буроватые

мрачные

ярко-зелёные холодные

изумрудные

поля:

тёмно-синие

бескрайние

свинцовые

птицы:

Звуки осени:

перелётные

тишинакрикливые

шорохи

неугомонные

редкие звуки

беспокойные

звуки громкие крики птиц:

отчётливые

прощальные

далеко слышны

печальные взволнованные волнующие тревожные листья:

опадая — шелестят, на земле — шуршат под ногами — громко шуршат, грохочут дождь:

шуршит постукивает размеренно барабанит

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. М.,

1994.

Львов М.Р. Школа творческого мышления.

М., 1993.

Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения: Учеб. пос. для студентов пед.

учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.С. Соловейчик и др.; Под

ред. М.С. Соловейчик. М., 1994.



В раздел образования