Автор: Павлинская Валентина Эдуардовна
Должность: учитель математика
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Школа-интернат для детей с нарушениями зрения"
Населённый пункт: г.Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С
ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Павлинская Валентина Эдуардовна, учитель математики
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
На сегодняшний день проблема образования детей с ограниченными
возможностями здоровья одна из актуальных проблем современного образования.
Во-первых в связи с постоянным увеличением численности данной группы в
обществе, во-вторых с появлением новых возможностей для их адаптации. Дети с
ограниченными возможностями здоровья, как и любая другая социальная группа,
нуждается, в первую очередь, в создании реальных условий для получения
качественного образования в школе.
При работе с такой категорией детей обучение строится с учетом их
возрастных и психофизических особенностей. А основной целью обучения
является адаптация к окружающей и социальной среде, снижение зависимости
ребенка от посторонней помощи.
Федеральный государственный стандарт для детей с ограниченными
возможностями
здоровья
предусматривает
механизмы
гибкой
вариативной
адаптированной основной образовательной программы, которая конкретизируется
относительно каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. Что позволяет создавать адекватное образовательное пространство с
учетом всех особенностей ученика для успешной освоении школьной программы
и социализации.
Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, используются разнообразные технологии обучения:
1. Объяснительно-иллюстративные технологии
2. Технологии компенсирующего обучения
3. Игровые технологии
4. Здоровьесберегающие технологии
5. Информационные технологии и другие.
В связи с эпидемиологической обстановкой в стране, конечно, наиболее
актуальные на сегодняшний момент информационные технологии. Данный вид
технологий пердполагает не только применение дистанционного обучения, при
котором взаимодействие обучающегося и преподавателя не зависит от места
проживания,
выраженности
ограничений
здоровья,
но
и
психолого-
педагогического сопровождение семьи в целом, что тоже не маловажно.
Дистанционное обучение предоставляет ученикам возможность освоения
любых базовых и профильных программ, углубить свои знания или ликвидировать
пробелы в них, без необходимости посещения образовательного учреждения,
находясь
в
привычных
для
себя
условий,
что
благоприятно
влияет
на
образовательный процесс. Для такого вида обучения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья существует множество цифровых технологий, помимо
мессенджеров, позволяющих наблюдать за реакцией, слышать интонацию, видеть
состояние подопечного: skype, zoom и другие платформы, которыми технически
будут оснащены семьи. С помощью таких технологий можно организовывать как
индивидуальные, так и групповые занятия с детьми и так же с их родителями.
Каждое дистанционное занятие это огромная работа по его подготовке для
учителя. При организации такого урока учитываются все индивидуальные
особенности ребенка: эмоционально-волевая регуляция, самоконтроль, уровень
учебной
мотивации,
восприятие,
память,
мышление
и
др.,
для
выбора
дополнительных иллюстрирующих программ. К примеру, на дистанционных
уроках математики с практически любой категорией детей с ограниченными
возможностями здоровья для предоставления наглядного материала целесообразно
использовать онлайн доски. Их используют для визуализации учебного материала,
подходят для обсуждения любых тем, совместной работы с учениками, в том числе
и видеоконференций. Вот некоторые примеры удобных и бесплатных онлайн-
досок: IDroo, AMW board, MIRO, Webwhiteboard и другие. Также для работы по
математике есть специальные программы «Живая математика» - как основная
программа для не пишущих рукой детей, пользующихся дополнительными
электронными планшетами и другое. Программы-тренажеры «Дроби», «Делители
натурального числа», «Trigonom» и другие, как программы дополнительного
образования, углубления знаний или ликвидация их пробелов, или для упрощения
выполнения заданий, выданных учителем. Так же ученики позитивно относятся к
обучающим сайтам с карточками типа: УЧИ.РУ, ЯКласс, Яндекс.учебник и многие
другие, доступ к которым имеют не только ученики. Но и учителя, и родители.
Практика показывает, что компьютерные программы имеют явные преимущества
перед традиционными методами обучения для работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья. Они обеспечивают большой информационный блок,
интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика (активизируется
познавательная деятельность), индивидуальный подход и изменение ситуации
взаимодействия (учитель-ученик-компьютер, акцент на самостоятельную работа
ученика), максимально продуктивная деятельность на уроке.
Конечно, для использования информационных технологий и дистанционного
обучения в целом, необходимо техническое оснащение с учетом психофизических
возможностей ученика. Самое основное средство это компьютер, устройства для
ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (мышь и
клавиатура ), устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации
(аудио-, видеокамера) и доступ к интернету. Для обучения так же может быть
дополнительными
средствами:
графический
планшет,
специализированные
клавиатуры и увеличительные камеры для слепых и слабовидящих, специальные
киноочки
с
автоматическим
генерированием
субтитров
и
наушники
для
увеличение звука для глухих и слабослышащих, устройства для управление
компьютерными действиями при помощи глаз (для детей с нарушениями опорно
двигательным аппаратом) и другие.
По результатам анкетирования учеников центра дистанционного обучения
Школы-интерната для детей с нарушениями зрения города Абакана, целью
которого было выявление отношения к дистанционному обучению и субъективной
оценки ее эффективности, можно сделать выводы:
-
дистанционное
обучение
это
очень
удобный
формат
образовательной
деятельности: находясь дома и не имея возможности (отдаленная местность или в
силу ограничений здоровья) посещать школу можно обучаться школьной
программе на равне с обычными школьниками;
- уроки в дистанционном формате всегда интересные: школьникам нравится
работать на компьютере;
- использование информационных технологий на уроках ученики посчитали
эффективными, так как происходит индивидуальный подход и постоянный
контроль усвоения материала;
- трудностями в дистанционном формате обучения школьники посчитали:
отсутствие непосредственного общения с одноклассниками (ученики начальной
школы),
недостаточное
владение
компьютерными
технологиями
(ученики
среднего и старшего звена).
Таким образом, очевидно что информационные технологии становятся
частью профессиональной деятельности каждого педагога. Благодаря таким
технологиям обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья легко
овладевают
приемами
учебной
деятельности,
умением
самостоятельно
конструировать свои знания и ориентироваться в современном информационном
пространстве.
Список литературы:
1. Боброва, И. И. Методика использования электронных учебно-методических
комплексов как способ перехода к дистанционному обучению / И. И. Боброва //
Информатика и образование. – 2009.
2. Муллер, О. Ю. Реализация инклюзивного образования в условиях сетевого
взаимодействия : учебно-методическое пособие / О. Ю. Муллер. – Сургут :
Издательский центр СурГУ, 2018