Напоминание

Использование информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Павлинская Валентина Эдуардовна
Должность: учитель математика
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Школа-интернат для детей с нарушениями зрения"
Населённый пункт: г.Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С

ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Павлинская Валентина Эдуардовна, учитель математики

ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»

На сегодняшний день проблема образования детей с ограниченными

возможностями здоровья одна из актуальных проблем современного образования.

Во-первых в связи с постоянным увеличением численности данной группы в

обществе, во-вторых с появлением новых возможностей для их адаптации. Дети с

ограниченными возможностями здоровья, как и любая другая социальная группа,

нуждается, в первую очередь, в создании реальных условий для получения

качественного образования в школе.

При работе с такой категорией детей обучение строится с учетом их

возрастных и психофизических особенностей. А основной целью обучения

является адаптация к окружающей и социальной среде, снижение зависимости

ребенка от посторонней помощи.

Федеральный государственный стандарт для детей с ограниченными

возможностями

здоровья

предусматривает

механизмы

гибкой

вариативной

адаптированной основной образовательной программы, которая конкретизируется

относительно каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья. Что позволяет создавать адекватное образовательное пространство с

учетом всех особенностей ученика для успешной освоении школьной программы

и социализации.

Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ограниченными

возможностями здоровья, используются разнообразные технологии обучения:

1. Объяснительно-иллюстративные технологии

2. Технологии компенсирующего обучения

3. Игровые технологии

4. Здоровьесберегающие технологии

5. Информационные технологии и другие.

В связи с эпидемиологической обстановкой в стране, конечно, наиболее

актуальные на сегодняшний момент информационные технологии. Данный вид

технологий пердполагает не только применение дистанционного обучения, при

котором взаимодействие обучающегося и преподавателя не зависит от места

проживания,

выраженности

ограничений

здоровья,

но

и

психолого-

педагогического сопровождение семьи в целом, что тоже не маловажно.

Дистанционное обучение предоставляет ученикам возможность освоения

любых базовых и профильных программ, углубить свои знания или ликвидировать

пробелы в них, без необходимости посещения образовательного учреждения,

находясь

в

привычных

для

себя

условий,

что

благоприятно

влияет

на

образовательный процесс. Для такого вида обучения ребенка с ограниченными

возможностями здоровья существует множество цифровых технологий, помимо

мессенджеров, позволяющих наблюдать за реакцией, слышать интонацию, видеть

состояние подопечного: skype, zoom и другие платформы, которыми технически

будут оснащены семьи. С помощью таких технологий можно организовывать как

индивидуальные, так и групповые занятия с детьми и так же с их родителями.

Каждое дистанционное занятие это огромная работа по его подготовке для

учителя. При организации такого урока учитываются все индивидуальные

особенности ребенка: эмоционально-волевая регуляция, самоконтроль, уровень

учебной

мотивации,

восприятие,

память,

мышление

и

др.,

для

выбора

дополнительных иллюстрирующих программ. К примеру, на дистанционных

уроках математики с практически любой категорией детей с ограниченными

возможностями здоровья для предоставления наглядного материала целесообразно

использовать онлайн доски. Их используют для визуализации учебного материала,

подходят для обсуждения любых тем, совместной работы с учениками, в том числе

и видеоконференций. Вот некоторые примеры удобных и бесплатных онлайн-

досок: IDroo, AMW board, MIRO, Webwhiteboard и другие. Также для работы по

математике есть специальные программы «Живая математика» - как основная

программа для не пишущих рукой детей, пользующихся дополнительными

электронными планшетами и другое. Программы-тренажеры «Дроби», «Делители

натурального числа», «Trigonom» и другие, как программы дополнительного

образования, углубления знаний или ликвидация их пробелов, или для упрощения

выполнения заданий, выданных учителем. Так же ученики позитивно относятся к

обучающим сайтам с карточками типа: УЧИ.РУ, ЯКласс, Яндекс.учебник и многие

другие, доступ к которым имеют не только ученики. Но и учителя, и родители.

Практика показывает, что компьютерные программы имеют явные преимущества

перед традиционными методами обучения для работы с детьми с ограниченными

возможностями здоровья. Они обеспечивают большой информационный блок,

интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика (активизируется

познавательная деятельность), индивидуальный подход и изменение ситуации

взаимодействия (учитель-ученик-компьютер, акцент на самостоятельную работа

ученика), максимально продуктивная деятельность на уроке.

Конечно, для использования информационных технологий и дистанционного

обучения в целом, необходимо техническое оснащение с учетом психофизических

возможностей ученика. Самое основное средство это компьютер, устройства для

ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (мышь и

клавиатура ), устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации

(аудио-, видеокамера) и доступ к интернету. Для обучения так же может быть

дополнительными

средствами:

графический

планшет,

специализированные

клавиатуры и увеличительные камеры для слепых и слабовидящих, специальные

киноочки

с

автоматическим

генерированием

субтитров

и

наушники

для

увеличение звука для глухих и слабослышащих, устройства для управление

компьютерными действиями при помощи глаз (для детей с нарушениями опорно

двигательным аппаратом) и другие.

По результатам анкетирования учеников центра дистанционного обучения

Школы-интерната для детей с нарушениями зрения города Абакана, целью

которого было выявление отношения к дистанционному обучению и субъективной

оценки ее эффективности, можно сделать выводы:

-

дистанционное

обучение

это

очень

удобный

формат

образовательной

деятельности: находясь дома и не имея возможности (отдаленная местность или в

силу ограничений здоровья) посещать школу можно обучаться школьной

программе на равне с обычными школьниками;

- уроки в дистанционном формате всегда интересные: школьникам нравится

работать на компьютере;

- использование информационных технологий на уроках ученики посчитали

эффективными, так как происходит индивидуальный подход и постоянный

контроль усвоения материала;

- трудностями в дистанционном формате обучения школьники посчитали:

отсутствие непосредственного общения с одноклассниками (ученики начальной

школы),

недостаточное

владение

компьютерными

технологиями

(ученики

среднего и старшего звена).

Таким образом, очевидно что информационные технологии становятся

частью профессиональной деятельности каждого педагога. Благодаря таким

технологиям обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья легко

овладевают

приемами

учебной

деятельности,

умением

самостоятельно

конструировать свои знания и ориентироваться в современном информационном

пространстве.

Список литературы:

1. Боброва, И. И. Методика использования электронных учебно-методических

комплексов как способ перехода к дистанционному обучению / И. И. Боброва //

Информатика и образование. – 2009.

2. Муллер, О. Ю. Реализация инклюзивного образования в условиях сетевого

взаимодействия : учебно-методическое пособие / О. Ю. Муллер. – Сургут :

Издательский центр СурГУ, 2018



В раздел образования