Автор: Газиева Елена Искандаровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 219
Населённый пункт: г. Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: "Для чего нужна музыка"
Тема: Музыкальное образование в детском саду
Раздел: дошкольное образование
«Для чего нужна музыка»
Мы познакомим вас с тем, как осуществляется музыкальное развитие
ваших детей; что для этого делается в стенах детского сада; какие созданы
условия и как это выглядит изнутри. Ведь вы чаще видите итоги
проделанной работы на развлечениях и праздниках, а остальная часть
остается для вас невидимой.
Но сначала расскажем о том, как организована работа по музыкальному
развитию. Для того, чтобы все стороны музыкального развития были учтены
и сбалансированы, существуют программы по музыкальному воспитанию.
Музыкальное воспитание в нашем детском саду осуществляется с раннего
возраста, практически с первых дней пребывания ребенка в группе и до
выпускного
вечера
в
подготовительной
группе.
В
соответствии
с
расписанием, утвержденным заведующей д/садом, музыкальные занятия
проводятся два раза в неделю. Кроме этого перед праздниками проводятся
дополнительные групповые и подгрупповые, индивидуальные
занятия.
Также музыка сопровождает детей на гимнастике, физкультурных занятиях,
звучит фоном на занятиях художественным творчеством и в свободной
самостоятельной деятельности детей.
Основные задачи музыкального воспитания:
- развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом
возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной
деятельности;
-
формировать
начало
музыкальной
культуры,
способствовать
развитию общей духовной культуры.
Перечисленные задачи решаются через 5 видов музыкальной деятельности:
пение — это основной вид музыкальной деятельности в детском саду;
музыкальное движение
— это различные упражнения, танцы, игры;
слушанье музыки – классической,
современной, народной;
игра на
музыкальных инструментах и игра-драматизация. С развитием музыкальных
способностей у детей развиваются и специфичные для каждого вида
деятельности
навыки и умения. Детство является периодом, наиболее
благоприятным для становления музыкальных способностей, упущение
которого невосполнимо. Музыкальные способности, как и любые другие,
формируются и развиваются в деятельности.
Наряду с собственно музыкальной работой, музыкальный руководитель, как
педагог,
проводит
с
детьми
большую
общеобразовательную
и
воспитательную
работу,
направленную
на
их
интеллектуальное
и
нравственное развитие. Эта работа, благодаря эмоциональной сущности
музыки, оказывается подчас более эффективной, чем проводимое в других
условиях прямое обучение и назидание
Для чего же нужна музыка в детском саду, в раннем детстве?
Все начинается с детства, в том числе и культура – и общая, и
художественная, т.е. связанная с приобщением к искусству. Её основы
закладываются уже в детском саду, на занятиях музыкой, рисованием,
1
художественной литературой, театром. Детский сад беднеет и «гаснет», если
дети лишаются даже одного из этих видов занятий, каждый из которых
вносит свой уникальный вклад в общее и художественное развитие ребенка.
Велико влияние искусства и художественного образования на человека в
период его становления. Поэтому остановимся на самых общих линиях этого
влияния.
Прежде всего, нужно сказать о значении музыки в развитии эмоциональной
сферы личности.
Известно, что эмоциональная сфера является ведущей в психическом
развитии в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении
личности ребенка, развитии его высших психических функций, регуляции
поведения. Известно также, что гармония личности ребенка возможна только
при условии нормального, синхронного развития двух основных сфер его
психики – интеллектуальной и эмоциональной, при условии «единства
интеллекта и аффекта»… Умение слышать, распознавать и воспроизводить
музыкальные элементы в комплексе (мелодика, ритмика, сопровождение и
т.д.) – очень сложная координационно-интеллектуальная задача.
«…Ребенку музыка нужна для его личностного развития и роста,
нужна,как вода и воздух…»
У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия.
Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать
человеку приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия,
радости и полета, а также служить средством общения.
Известный
психолог
Л.С.Выготский
писал
о
феномене
«засушенное
сердце»(отсутствие чувства), наблюдавшегося у его современников и
связанном с воспитанием, направленным на логическое и интеллектуальное
поведение,
не
потеряло
актуальности
и
в
наше
время,
когда
«обесчувствованию» способствует технологизация жизни. Замыкаясь на
телевизоре, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и
сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам
других, поэтому работа по развитию эмоциональной сферы очень актуальна
и важна.
Праздники в детском саду
И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников, которые
также называют утренниками. Малыши радуются тому, что родители придут
на них посмотреть, а родителям представляется возможность окунуться в
собственные
детские
воспоминания.
Но
утренники
в
детском
саду
устраиваются
не
только
для
того,
чтобы
порадовать
родителей
и
воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более
важные цели и причины.
Зачем нужны праздники в детском саду
Во-первых, подготовка к празднику является отличным стимулом для детей
на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и
танцевальные
движения
не
просто
так,
а
для
того,
чтобы
потом
продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да
2
еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в
мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить
ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться.
А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.
Во-вторых, детсадовский утренник – это своего рода отчет воспитателей
перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно
демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько
месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей
получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с
коллективом и с другими детьми. Ведь мы узнаем о том, что творится за
стенами детского сада только со слов воспитателей и самого ребенка. В-
третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки
своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то
проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого
вы можете оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он
общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Надо
сказать, что на утренники в ясельных группах родителей могут и не
пригласить, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление
родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во
время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как
правило, не допускается.
Как проходят праздники в детском саду
Тем, кто идет на праздник в детском саду, будет интересно узнать, что собой
представляет данное мероприятие. На самом деле, все детские утренники
чем-то схожи. Праздники проходят в музыкальном зале, тематически
украшенном в зависимости от конкретного события. Абсолютно все
утренники имеют музыкальную, танцевальную и игровую составляющую. То
есть дети хором поют под музыку песни, танцуют (водят хоровод, топают,
хлопают в ладоши, танцуют в парах и так далее) и принимают участие в
игровой сценке – например, кидают «снежки» по случаю нового года или
собирают «опавшие листья» в праздник осени. Помимо этого некоторые дети
читают
стихи.
А
завершающим
этапом
любого
праздника
является
непременное
награждение
подарками
и
возможность
пообщаться
с
родителями. Как правило, в течение учебного года в детском саду
проводится 3 крупных праздника с участием родителей: праздник осени,
новый год и праздник весны, приуроченный к 8 марта. Выпускной бал в
завершении посещения ребёнком детского сада, в 6-7 лет. Также часто
отмечают 23 февраля и масленицу, но это уже без родителей, в тесном кругу
группы.
3