Напоминание

Музыкальное образование в детском саду


Автор: Газиева Елена Искандаровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 219
Населённый пункт: г. Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: "Для чего нужна музыка"
Тема: Музыкальное образование в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Для чего нужна музыка»

Мы познакомим вас с тем, как осуществляется музыкальное развитие

ваших детей; что для этого делается в стенах детского сада; какие созданы

условия и как это выглядит изнутри. Ведь вы чаще видите итоги

проделанной работы на развлечениях и праздниках, а остальная часть

остается для вас невидимой.

Но сначала расскажем о том, как организована работа по музыкальному

развитию. Для того, чтобы все стороны музыкального развития были учтены

и сбалансированы, существуют программы по музыкальному воспитанию.

Музыкальное воспитание в нашем детском саду осуществляется с раннего

возраста, практически с первых дней пребывания ребенка в группе и до

выпускного

вечера

в

подготовительной

группе.

В

соответствии

с

расписанием, утвержденным заведующей д/садом, музыкальные занятия

проводятся два раза в неделю. Кроме этого перед праздниками проводятся

дополнительные групповые и подгрупповые, индивидуальные

занятия.

Также музыка сопровождает детей на гимнастике, физкультурных занятиях,

звучит фоном на занятиях художественным творчеством и в свободной

самостоятельной деятельности детей.

Основные задачи музыкального воспитания:

- развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом

возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной

деятельности;

-

формировать

начало

музыкальной

культуры,

способствовать

развитию общей духовной культуры.

Перечисленные задачи решаются через 5 видов музыкальной деятельности:

пение — это основной вид музыкальной деятельности в детском саду;

музыкальное движение

— это различные упражнения, танцы, игры;

слушанье музыки – классической,

современной, народной;

игра на

музыкальных инструментах и игра-драматизация. С развитием музыкальных

способностей у детей развиваются и специфичные для каждого вида

деятельности

навыки и умения. Детство является периодом, наиболее

благоприятным для становления музыкальных способностей, упущение

которого невосполнимо. Музыкальные способности, как и любые другие,

формируются и развиваются в деятельности.

Наряду с собственно музыкальной работой, музыкальный руководитель, как

педагог,

проводит

с

детьми

большую

общеобразовательную

и

воспитательную

работу,

направленную

на

их

интеллектуальное

и

нравственное развитие. Эта работа, благодаря эмоциональной сущности

музыки, оказывается подчас более эффективной, чем проводимое в других

условиях прямое обучение и назидание

Для чего же нужна музыка в детском саду, в раннем детстве?

Все начинается с детства, в том числе и культура – и общая, и

художественная, т.е. связанная с приобщением к искусству. Её основы

закладываются уже в детском саду, на занятиях музыкой, рисованием,

1

художественной литературой, театром. Детский сад беднеет и «гаснет», если

дети лишаются даже одного из этих видов занятий, каждый из которых

вносит свой уникальный вклад в общее и художественное развитие ребенка.

Велико влияние искусства и художественного образования на человека в

период его становления. Поэтому остановимся на самых общих линиях этого

влияния.

Прежде всего, нужно сказать о значении музыки в развитии эмоциональной

сферы личности.

Известно, что эмоциональная сфера является ведущей в психическом

развитии в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении

личности ребенка, развитии его высших психических функций, регуляции

поведения. Известно также, что гармония личности ребенка возможна только

при условии нормального, синхронного развития двух основных сфер его

психики – интеллектуальной и эмоциональной, при условии «единства

интеллекта и аффекта»… Умение слышать, распознавать и воспроизводить

музыкальные элементы в комплексе (мелодика, ритмика, сопровождение и

т.д.) – очень сложная координационно-интеллектуальная задача.

«…Ребенку музыка нужна для его личностного развития и роста,

нужна,как вода и воздух…»

У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия.

Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать

человеку приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия,

радости и полета, а также служить средством общения.

Известный

психолог

Л.С.Выготский

писал

о

феномене

«засушенное

сердце»(отсутствие чувства), наблюдавшегося у его современников и

связанном с воспитанием, направленным на логическое и интеллектуальное

поведение,

не

потеряло

актуальности

и

в

наше

время,

когда

«обесчувствованию» способствует технологизация жизни. Замыкаясь на

телевизоре, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и

сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам

других, поэтому работа по развитию эмоциональной сферы очень актуальна

и важна.

Праздники в детском саду

И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников, которые

также называют утренниками. Малыши радуются тому, что родители придут

на них посмотреть, а родителям представляется возможность окунуться в

собственные

детские

воспоминания.

Но

утренники

в

детском

саду

устраиваются

не

только

для

того,

чтобы

порадовать

родителей

и

воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более

важные цели и причины.

Зачем нужны праздники в детском саду

Во-первых, подготовка к празднику является отличным стимулом для детей

на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и

танцевальные

движения

не

просто

так,

а

для

того,

чтобы

потом

продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да

2

еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в

мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить

ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться.

А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.

Во-вторых, детсадовский утренник – это своего рода отчет воспитателей

перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно

демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько

месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей

получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с

коллективом и с другими детьми. Ведь мы узнаем о том, что творится за

стенами детского сада только со слов воспитателей и самого ребенка. В-

третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки

своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то

проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого

вы можете оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он

общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Надо

сказать, что на утренники в ясельных группах родителей могут и не

пригласить, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление

родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во

время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как

правило, не допускается.

Как проходят праздники в детском саду

Тем, кто идет на праздник в детском саду, будет интересно узнать, что собой

представляет данное мероприятие. На самом деле, все детские утренники

чем-то схожи. Праздники проходят в музыкальном зале, тематически

украшенном в зависимости от конкретного события. Абсолютно все

утренники имеют музыкальную, танцевальную и игровую составляющую. То

есть дети хором поют под музыку песни, танцуют (водят хоровод, топают,

хлопают в ладоши, танцуют в парах и так далее) и принимают участие в

игровой сценке – например, кидают «снежки» по случаю нового года или

собирают «опавшие листья» в праздник осени. Помимо этого некоторые дети

читают

стихи.

А

завершающим

этапом

любого

праздника

является

непременное

награждение

подарками

и

возможность

пообщаться

с

родителями. Как правило, в течение учебного года в детском саду

проводится 3 крупных праздника с участием родителей: праздник осени,

новый год и праздник весны, приуроченный к 8 марта. Выпускной бал в

завершении посещения ребёнком детского сада, в 6-7 лет. Также часто

отмечают 23 февраля и масленицу, но это уже без родителей, в тесном кругу

группы.

3



В раздел образования