Напоминание

Познавательно экспериментальная деятельность дошкольников


Автор: Виктория Леонидовна Чуева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Батыр"
Населённый пункт: село Ермолаево, Куюргазинский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия в старшей группе "День рождение Снеговика"
Тема: Познавательно экспериментальная деятельность дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия в старшей группе

«День рождение Снеговика»

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через

экспериментирование со льдом и снегом.

Программное содержание:

расширять знания детей о зиме, ее месяцах;

продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в

природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни,

длинные ночи и т.д.);

формировать умение детей в ходе экспериментирования определять

свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный;

рыхлый, хрупкий; не тонут в воде; тают в тепле);

развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;

учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;

обогащать словарный запас детей;

воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание

заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться

положительного результата в процессе работы.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями;

рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме,

эксперимент как появляются снежинки.

Материал для занятия: снег, кусочки льда, пластмассовые ложки,

полиэтилен, клеёнки на столы, лупы, коробка с подарками, воздушные

шарики,салфетки.

1.Вводная часть

Воспитатель: Ребята скажите какое сейчас время года?

Д/и «Снежный ком». Подберите слова определения «Зима какая?»

-сколько месяцев зимой? назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас? какой

будет? какой был?

Воспитатель: Зимой все вокруг похоже на белую сказку. Но какая сказка без

сказочных героев? Тем более в января у нашего гостя День рождение! И мы с

вами его сегодня мы будем праздновать. Сейчас я вам загадаю загадку про

нашего гостя, ессли вы ее отгадаете случится волшебство и он к нам придет.

Появился во дворе

Он в холодном январе.

Неуклюжий и смешной,

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель …

(ответ детей)

(выходит Снеговик под музыку «Ах, вы сени»)

Снеговик: Я – Снеговик, Снеговик, и к морозам я привык

Не пугают никогда меня снег и холода

Здравствуйте, здравствуйте! Вот и я!

Вижу заждались меня!

Снеговик я не простой, любопытный, озорной

-Знать хочу я чем, ребята занимаются зимой? Что вы любите зимой?

Дети : Катаемся на санках, тюбингах, коньках.

Ход занятия:

Воспитатель: Снеговик мы хотим весело и познавательно отпраздновать с

тобой твой день рождение. Давайте, сядем и распланируем наш праздник.

А каким бывает снег?

Дети: Белым, холодным , мокрым, пушистым, твердым, липким.

Воспитатель: А что такое снег?

Дети: снежинки

Воспитатель: Правильно поэтому мы я ее нарисую, ведь мы сегодня с вами ее поизучаем.А

что такое снежинки, откуда они берутся?

Дети: Снег – это замерзшая вода.

Воспитатель:

Откуда берется снег?

Невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где сильный холод. Тм

пары превращаются в крохотные кристаллики льда. льдинки растут и

увеличиваются их лучики, и постепенно они становятся красивыми

снежинками. Когда они становятся тяжелыми, то они падают вниз.

Воспитатель: Но ведь от холода замерзают не только капельки воды в небе,

а что еще замерзает на земле?

Дети: Реки, озера, пруды. И получается лед.

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю провести эксперемент со снегом и

льдом. В свои стаканчики руками возьмите снег правой рукой. И полоште в

стаканчик с красной фишкой, а лед с синей. Посмотрите на ладошки. Какие

они?

Дети: Мокрые. Лед и снег начали таять от тепла рук.

Воспитатель: Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в

воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под воздействием мороза.

Вывод: Таким образом, можно сказать, что снег и лед это замерзшая вода.

Тонет ли лед? А снег?

Вывод: Снег легче воды, так как он состоит из легких, пушистых снежинок,

между которыми много воздуха. А лед не тонет потому, что при замерзании он

расширяется и становится легче.

Подводим итоги на план схеме.

Воспитатель: Теперь мы с вами проведем опыт со снегом.

Ребята, а почему Дед Мороз всегда

ходит в шубе и никогда ее не снимает? Ведь в отапливаемом зале да в теплой шубе ему

должно быть очень жарко. Он может даже растаять. Почему этого не происходит?

(Рассуждения детей) А наш снеговик не тает, потому, что сказочный герой. Предлагаю это

узнать. Давай слепим из снега 3 снеговика. Но один снеговик я спрячу в меховую шубку. И

через эксперимент мы посмотрим, что произойдет.

Ребята, а как вы думаете, приносит ли снег пользу человеку, и

какую?

- Дышать после снега легко, потому что снег как метла собирает всю пыль,

микробы и воздух становится чище, в организм попадает меньше микробов.

Динамическая пауза.

- А теперь давайте поиграем с пальчиками.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

Воспитатель: Теперь поэексперементируем со льдом. Попробуйте

погреть его в ладошках, быстро тает. А если подышать на него?А еще я

хочу вам показать способ как быстро растопить лед. Для этого нам

понабиться кубики льда и соль. Посыпайте на него.

Дети: Лед быстро тает от соли.

Подводим итог на план схеме.

Воспитатель: теперь я предлагаю вам отдохнуть, ведь кокое день рождение

без дискотеки.

Бумажное шоу.

Воспитатель: Сейчас мы нарисуем открытки снеговику. Но не простые, а с

моментом волшебства. Белым мелком на листе нужно нарисовать снежинки,

только не только наш снеговик не видит их , но и мы. Я предлагаю придать

цвет. Закрашиваем лист бумаги холодными оттенками. И смотрим , что у нас

получилось.

Воспитатель: Теперь предлагаю подойти к нашим снеговикам и посмотреть,

что с ними случилось.

Дети: снеговики которые стояли на блюдце - растаяли, а тот который был, завернут в шубу,

остался прежнего размера.

Итог: Значит, шуба может не только сохранять тепло, но и не давать холоду выйти наружу.)

Заключительная часть (Рефлексия)

Дети: Снег и лед состоят из воды, под воздействием температуры снег и лед

тает, они легче воды потому что лед от мороза расширяется, а в снежинках

много воздуха. Лед легко растопить солью, зимой воздух чище так как снег

собирает всю пыль. Шуба сохраняет не только тепло, но и не дает выйти

холоду наружу.

Воспитатель: снеговик подарки не только тебе подарили дети, но и я

приготовила коробку с сюрпризом. Давайте вместе ее откроем.(вылетают

воздушные шарики, на дне коробки конфеты для детей.)



В раздел образования