Автор: Виктория Леонидовна Чуева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Батыр"
Населённый пункт: село Ермолаево, Куюргазинский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия в старшей группе "День рождение Снеговика"
Тема: Познавательно экспериментальная деятельность дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в старшей группе
«День рождение Снеговика»
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через
экспериментирование со льдом и снегом.
Программное содержание:
расширять знания детей о зиме, ее месяцах;
продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в
природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни,
длинные ночи и т.д.);
формировать умение детей в ходе экспериментирования определять
свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный;
рыхлый, хрупкий; не тонут в воде; тают в тепле);
развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
обогащать словарный запас детей;
воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание
заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться
положительного результата в процессе работы.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями;
рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме,
эксперимент как появляются снежинки.
Материал для занятия: снег, кусочки льда, пластмассовые ложки,
полиэтилен, клеёнки на столы, лупы, коробка с подарками, воздушные
шарики,салфетки.
1.Вводная часть
Воспитатель: Ребята скажите какое сейчас время года?
Д/и «Снежный ком». Подберите слова определения «Зима какая?»
-сколько месяцев зимой? назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас? какой
будет? какой был?
Воспитатель: Зимой все вокруг похоже на белую сказку. Но какая сказка без
сказочных героев? Тем более в января у нашего гостя День рождение! И мы с
вами его сегодня мы будем праздновать. Сейчас я вам загадаю загадку про
нашего гостя, ессли вы ее отгадаете случится волшебство и он к нам придет.
Появился во дворе
Он в холодном январе.
Неуклюжий и смешной,
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель …
(ответ детей)
(выходит Снеговик под музыку «Ах, вы сени»)
Снеговик: Я – Снеговик, Снеговик, и к морозам я привык
Не пугают никогда меня снег и холода
Здравствуйте, здравствуйте! Вот и я!
Вижу заждались меня!
Снеговик я не простой, любопытный, озорной
-Знать хочу я чем, ребята занимаются зимой? Что вы любите зимой?
Дети : Катаемся на санках, тюбингах, коньках.
Ход занятия:
Воспитатель: Снеговик мы хотим весело и познавательно отпраздновать с
тобой твой день рождение. Давайте, сядем и распланируем наш праздник.
А каким бывает снег?
Дети: Белым, холодным , мокрым, пушистым, твердым, липким.
Воспитатель: А что такое снег?
Дети: снежинки
Воспитатель: Правильно поэтому мы я ее нарисую, ведь мы сегодня с вами ее поизучаем.А
что такое снежинки, откуда они берутся?
Дети: Снег – это замерзшая вода.
Воспитатель:
Откуда берется снег?
Невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где сильный холод. Тм
пары превращаются в крохотные кристаллики льда. льдинки растут и
увеличиваются их лучики, и постепенно они становятся красивыми
снежинками. Когда они становятся тяжелыми, то они падают вниз.
Воспитатель: Но ведь от холода замерзают не только капельки воды в небе,
а что еще замерзает на земле?
Дети: Реки, озера, пруды. И получается лед.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю провести эксперемент со снегом и
льдом. В свои стаканчики руками возьмите снег правой рукой. И полоште в
стаканчик с красной фишкой, а лед с синей. Посмотрите на ладошки. Какие
они?
Дети: Мокрые. Лед и снег начали таять от тепла рук.
Воспитатель: Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в
воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под воздействием мороза.
Вывод: Таким образом, можно сказать, что снег и лед это замерзшая вода.
Тонет ли лед? А снег?
Вывод: Снег легче воды, так как он состоит из легких, пушистых снежинок,
между которыми много воздуха. А лед не тонет потому, что при замерзании он
расширяется и становится легче.
Подводим итоги на план схеме.
Воспитатель: Теперь мы с вами проведем опыт со снегом.
Ребята, а почему Дед Мороз всегда
ходит в шубе и никогда ее не снимает? Ведь в отапливаемом зале да в теплой шубе ему
должно быть очень жарко. Он может даже растаять. Почему этого не происходит?
(Рассуждения детей) А наш снеговик не тает, потому, что сказочный герой. Предлагаю это
узнать. Давай слепим из снега 3 снеговика. Но один снеговик я спрячу в меховую шубку. И
через эксперимент мы посмотрим, что произойдет.
Ребята, а как вы думаете, приносит ли снег пользу человеку, и
какую?
- Дышать после снега легко, потому что снег как метла собирает всю пыль,
микробы и воздух становится чище, в организм попадает меньше микробов.
Динамическая пауза.
- А теперь давайте поиграем с пальчиками.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
Воспитатель: Теперь поэексперементируем со льдом. Попробуйте
погреть его в ладошках, быстро тает. А если подышать на него?А еще я
хочу вам показать способ как быстро растопить лед. Для этого нам
понабиться кубики льда и соль. Посыпайте на него.
Дети: Лед быстро тает от соли.
Подводим итог на план схеме.
Воспитатель: теперь я предлагаю вам отдохнуть, ведь кокое день рождение
без дискотеки.
Бумажное шоу.
Воспитатель: Сейчас мы нарисуем открытки снеговику. Но не простые, а с
моментом волшебства. Белым мелком на листе нужно нарисовать снежинки,
только не только наш снеговик не видит их , но и мы. Я предлагаю придать
цвет. Закрашиваем лист бумаги холодными оттенками. И смотрим , что у нас
получилось.
Воспитатель: Теперь предлагаю подойти к нашим снеговикам и посмотреть,
что с ними случилось.
Дети: снеговики которые стояли на блюдце - растаяли, а тот который был, завернут в шубу,
остался прежнего размера.
Итог: Значит, шуба может не только сохранять тепло, но и не давать холоду выйти наружу.)
Заключительная часть (Рефлексия)
Дети: Снег и лед состоят из воды, под воздействием температуры снег и лед
тает, они легче воды потому что лед от мороза расширяется, а в снежинках
много воздуха. Лед легко растопить солью, зимой воздух чище так как снег
собирает всю пыль. Шуба сохраняет не только тепло, но и не дает выйти
холоду наружу.
Воспитатель: снеговик подарки не только тебе подарили дети, но и я
приготовила коробку с сюрпризом. Давайте вместе ее откроем.(вылетают
воздушные шарики, на дне коробки конфеты для детей.)