Автор: Сергучева Екатерина Кимовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №2"
Населённый пункт: ГО "город Якутск" Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО»
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему:
«ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО»
Выполнила: преподаватель по классу фортепиано
МБУ ДО «Детская школа искусств №2»
ГО «город Якутск»
Сергучева Екатерина Кимовна
Якутск - 2021г.
Содержание
I. Введение……………………………………………………………………….. 3
II. Историческая справка……………………………………………………….. 4
III. Специфика предмета общее фортепиано…………………………………... 6
IV. Особенности преподавания предмета: общее фортепиано……………….. 7
4.1 Особенности преподавания предмета «общее фортепиано»у обучающихся
оркестрового объединения……………………………………………………… 9
4.2.
Особенности преподавания предмета «общее фортепиано» у обучающихся
объединения ОНИ струнников……………………………………………………. 11
4.3. Особенности
преподавания
предмета
«общее
фортепиано»
у
обучающихся вокально-хорового объединения……………………………….13
V. Заключение …………………………………………………………………...16
VI. Список литературы………………………………………………………… 17
2
«
Без изучения курса общего фортепиано - «обязательного»
немыслимо воспитание профессионального музыканта любой
специальности.»
А.Г. Рубинштейн
Введение
Фортепиано, как ни один из существующих инструментов, обладает
богатейшими воспроизводящими возможностями. На рояле можно исполнить
музыку любых жанров и стилей, игра на фортепиано представляет поистине
неограниченные
возможности
для
подлинного
развития
творческого
воображения,
ведь
богатство
и
разнообразие
тембров
на
фортепиано
неисчерпаемо. С. Фейнберг -
советский пианист, музыкальный педагог и
композитор, (1922 года профессор МГК имени П. И. Чайковского, с 1936 года
заведовал кафедрой) писал: «…Рояль способен на свой лад интерпретировать
любое музыкальное явление»; «…это инструмент эстрады и быта, солист и
аккомпаниатор, обладающий многими возможностями оркестра, красотой
человеческого голоса…», – отмечает С. Хентова -
писательница-музыковед,
пианистка.
доктор
искусствоведения,
профессор
Санкт-Петербургской
консерватории.
Владеющему фортепиано доступен любой музыкальный материал, что
делает данный инструмент пригодным не только для творческих целей, но и
воспитания и обучения; ещё в 1897 году В. Гутор, писал: «…фортепиано самый
удобный и полный инструмент для изучения музыки…». Не случайно, курс
фортепиано стал общим, объединив проблемы музыкального становления и
формирования музыкантов всех специальностей.
Известно,
что
профессиональному
развитию
юного
музыканта
способствуют различные виды музыкальной деятельности такие как изучение
музыкально-теоретических,
хоровых
дисциплин,
слушание
музыки
и
музыкальная литература, однако процессы развития учащегося музыканта
протекают более эффективно, когда он оперирует материалом
практически.
Именно такую возможность и предоставляет ему музыкальное исполнительство,
в том числе, фортепианное.
В учебном плане школ искусств и музыкальных школ, «Общее
фортепиано» - это дополнительный предмет и в отличие от многих учебных
предметов «общее фортепиано» не оснащен в достаточной степени научно-
методической литературой.
3
Историческая справка
Предмет
«Общее
фортепиано»
берёт
своё
начало
в
истоках
профессионального музыкального образования в России, в 1860 году А.Г.
Рубинштейн в докладной записке Министру народного образования обосновал
необходимость обучения в классе фортепиано музыкантов всех специальностей.
Далее интересный термин «Курс фортепиано для непианистов» -
обнаруживается
в
методической
записке,
датированной
1918
годом,
разработанной специальной комиссией Московской консерватории в составе А.
Гольденвейзера, Г. Прокофьева, Л. Конюса, где говорится, что его освоение
этого курса должно содействовать поднятию общей музыкальной культуры
учащегося.
В 20-е годы ХХ века одним из первых исследователей в области теории и
методики
общего
фортепиано
стал
преподаватель
Ленинградской
консерватории Нестор Загорный. Он написал книгу «Фортепианная игра как
вспомогательный
в
музыкальном
образовании
предмет» в
ней
он
методически обосновал общий курс игры на фортепиано, это была первая
попытка выявить особенности курса как учебного предмета, подчеркнуть его
отличие
от
специального
фортепиано.
Как
никогда актуальны сегодня
предложения автора о направленности всего учебного процесса на запросы
практики, установка на специфические, связанные со специальностью ученика,
репертуар
и
формы
работы.
Прогрессивна
и
основополагающая
идея
ориентации процесса обучения на разностороннюю музыкальную деятельность
ученика-инструменталиста,
вокалиста,
на
воспитание
образованного,
культурного человека в широком смысле слова.
Развитие теории общего фортепиано в последующее десятилетие связано
с именем Б. Яворского, в частности с его «Методической хрестоматией по
курсу
общего
фортепиано.» Занимаясь
с
учащимися
в
классе
общего
фортепиано, он справедливо полагал, что от уровня владения инструментом
зависит уровень музыкального образования в целом, т. к. фортепианная
подготовка музыканта в значительной степени определяется возможностью
широкого охвата и глубокого усвоения дисциплин музыкально-теоретического
цикла. Наряду с теоретическим материалом по вопросам курса хрестоматия
содержит учебно-педагогический репертуар, отбор которого воплотил идею
автора о главной цели предмета – «познания музыки во всём её разнообразии
через фортепиано». «Цель составления и выпуска настоящей хрестоматии, –
писал Б. Яворский, – восполнить огромный пробел, существующий до сих пор в
области музыкальной литературы для курса, так называемого общего или
дополнительного фортепиано в музыкальных учреждениях».
Известный по работе Н. Загорного тезис методики общего фортепиано –
«ориентация учебного процесса на специальность учащегося» – у Яворского
получает более глубокую интерпретацию: повышение уровня «исполнительской
культуры» непианиста. Он пишет о необходимости создания специфического
репертуара (облегчённые переложения оперной, симфонической, ансамблевой и
сольной литературы), о воспитании на уроках общего фортепиано умения
4
«конспективного»
прочтения
нотного
текста.
Особенно
убедительны
теоретические обоснования и практические рекомендации Б. Яворского в
разделе работы, посвященном различию методов технического развития
учащихся разных специальностей.
Прошло более полувека, прежде чем проблемы общего фортепиано вновь
привлекли
к
себе
внимание
исследователей.
Вторая
мировая
война,
значительное ухудшение материальной базы – вот причины, по которым
обучение в классах общего фортепиано вновь оказалось на уровне 20-х–30-х
годов ХХ века.
В 1981-м году вышел проект Программы по фортепиано для студентов
разных специальностей. В пояснительной записке к данному проекту В.
Нырковой
были
сформулированы
цели
и
задачи
дисциплины
общее
фортепиано. Автор анализирует и раскрывает межпредметные связи курса,
доказывает практическую необходимость фортепианной игры для полноценного
усвоения историко-теоретических дисциплин и специальности.
В 80-90-е годы прошлого века работа В. Нырковой подготовила
появление ряда других трудов данной проблематики. Наиболее значительные из
них – книга Г. Цыпина «Обучение игре на фортепиано», В. Нырковой – «Курс
фортепиано для музыкантов разных специальностей», З. Йовенко – «Общее
фортепиано: вопросы методики».
5
Специфика предмета «Общее фортепиано»
Решению многих проблем данной дисциплины способствовало бы
определение специфики предмета общее фортепиано в сравнении его с курсом
специального фортепиано.
Автор З. Йовенко обосновывает специфику курса общего фортепиано,
формулируя его конкретные отличия от предмета «специальное фортепиано».
Сравнив содержание трёх основных компонентов урока – «объект, цель и
условия обучения» Йовенко выделяет три основных отличия предмета.
Отличие первое. Обучающиеся классов общего фортепиано приходят в
учебное заведение для приобретения любой музыкальной специальности, кроме
специальности пианиста. Весь комплекс дисциплин, в том числе и фортепиано,
подчинен основной цели – подготовке специалиста избранного профиля.
Вследствие этого, методика урока общего фортепиано и выбор средств
воздействия на учащегося ориентированы на его основную специальность.
Отличие второе. Уровень фортепианной подготовки, который получают
обучающиеся, учащиеся на разных инструментах. Так вокалисты и хореографы
имеют только один дополнительный инструмент, а у инструменталистов
фортепиано – это уже второй инструмент.
Отличие третье. Условия обучения в классах общего фортепиано:
число часов в учебном плане, месте предмета в ограниченном бюджете времени
учащихся, а также в невозможности домашней проработки произведений из-за
отсутствия инструмента.
Учебная деятельность в классе общего фортепиано складывается из
различных видов исполнительской работы.
Одновременно с накоплением пианистического мастерства на уроках
фортепиано происходит целенаправленное формирование разностороннего
музыканта. Курс позволяет «интегрировать в рамках урока большое число
различных произведений и одновременно ввести немало обобщающих понятий,
рассматриваемых в культурно-историческом плане. А также необходимо
отметить огромную связь общего фортепиано с системой музыкально-
теоретических дисциплин.
6
Особенности преподавания предмета «Общее фортепиано»
В детских музыкальных школах и детских школах искусств предмет
«общее фортепиано, в ряду другими учебными дисциплинами, играет роль
связующего
звена
между
специальностью,
сольфеджио,
музыкальной
литературой и хоровым пением.
В настоящее время предмет общее фортепиано вводится с первого класса
для вокалистов и хореографов и со второго класса для инструменталистов,
время урока 20 и 40 минут, в зависимости от учебной программы. Программные
требования не дифференцированы, они едины для учащихся-оркестрантов и
народников, то есть не выявлена специфика работы.
Реальность сегодняшнего
времени требует выработать такую методику, а также специфические формы и
методы преподавания, которые могут привести к положительным результатам в
деле воспитания учащихся разных специальностей.
Сначала рассмотрим общие для учеников «непианистов» моменты.
Важным является личность преподавателя и его профессиональный уровень.
Преподаватель должен быть последовательным в своих требованиях, речь
понятной
и
хорошо
сформулированной.
В
первой
беседе
необходимо
аргументировать
важность
обучения
игре
на
фортепиано,
как
условие
профессионального
обучения
музыканта.
Ребенок
получает
ясное
представление о цели занятий, - какую они выполняют серьезную роль в его
обучении. Объяснение обучающемуся цели помогает создать положительное
отношение к занятиям.
В первый год обучения при работе с учениками на уроке общего
фортепиано преподавателю-пианисту приходится решать одну из самых
основных проблем в вопросах технического и музыкального развития. Это -
перенесение привычных игровых приемов
и навыков, приобретенных на
занятиях по своему специальному инструменту на фортепиано. Все для него в
новинку - расположение клавиатуры, другое звукоизвлечение, расположение
звукоряда, но ученик уже привык к своему инструменту, научился извлекать из
него звуки определенным образом, и чтобы период знакомства с фортепиано
прошел
для
него
легко,
не
вызывая
особых
затруднений,
с
первой
минуты
необходимо увлечь его, разъяснить все преимущества и возможности
фортепиано.
Особенность
фортепианного
звукоизвлечения
вызывает
большую
сложность при обучении игре на фортепиано учащихся-инструменталистов
практически всех специальностей. На фортепиано важен момент взятия звука,
который и определяет характер и силу звучания. Невозможно повлиять на силу
звука давлением на клавишу, так как его стационарная часть неуправляема и
звук постепенно затихает. Если сразу не объяснить ученику эту особенность
фортепианного звукоизвлечения, то учащиеся все усилия сосредотачивают на
клавише, так как хотят выразить напряженность эмоций напряжением мышц и
судорожно прижимают ее до дна после ее взятия, что приводит к зажатости при
исполнении. Поэтому, начинать следует с работы над достижением мягкого,
певучего звука без излишнего давления на клавишу.
7
Необходимо сразу объяснить и показать обучающемуся устройство
фортепиано. Как именно извлекается звук - что при ударе по клавише приходит
в движение молоточек, который в свою очередь ударяет по струне, таким
образом сразу обнаружится естественность игры не «по клавишам», а с
помощью
клавиш
по
струнам.
Нужно
предложить
ученику
по
экспериментировать со звуком взяв клавишу, дослушать ее до полного
затухания и только потом взять следующую, на практике понять характер
стационарной части фортепианного звука и, наоборот, - нажать какую-либо
клавишу и предложить ученику с силой давить на нее, осознавая, что звук не
становится от этого ярче.
Еще одним важным моментом с самого начала и на протяжении всех лет
обучения является исполнительский аппарат ребенка. Легче и быстрее всего
приспособиться
к
новому
инструменту
поможет
ряд
аналогий
и
противопоставлений с основной специальностью ученика. В связи с этим,
можно проблемы можно разделить на специфические и общие, характерные для
исполнителей на различных инструментах. Общим основным недостатком
является
недостаточная
пространственная
свобода,
а
именно:
сильное
напряжение
мышц
плеча,
предплечья,
кисти,
а
также
сопутствующие
напряжения, возникающие в мышцах лица, шеи, спины непосредственно не
занятых в игре. Тут очень важную роль играет посадка за инструментом.
Пианист должен иметь возможность свободно двигаться во всех
направлениях, чтобы движения рук имели полную свободу. Высота посадки
зависит от игрового положения предплечья, локтя и плеча. При поставленных
на клавиши пальцах предплечье и локоть должны находиться на уровне
клавиатуры или чуть выше. Ноги должны прочно упираться в пол или
подставку, сидеть необходимо на краю стула, так как глубокая посадка будет
препятствовать опорной роли ног и делать неуверенными движениями корпуса.
Эти требования в достаточно известны, но для баянистов, народников-
струнников, виолончелистов, и других инструменталистов, сидящих во время
исполнения, необходимо учитывать особенности их посадки при игре на своем
инструменте.
8
4.1. Особенности преподавания предмета «общее фортепиано» у
обучающихся оркестрового объединения.
Курс общего фортепиано для обучающихся оркестрового объединения в
ДШИ и ДМШ всегда являлся неотъемлемой частью учебно-воспитательного
процесса.
Главная особенность игры на фортепиано, в отличие от подавляющего
большинства других инструментов, состоит в том, что исполнитель без
сопровождения, должен не только охватить все элементы музыкальной ткани в
их совокупности, но и выявить мельчайшие детали. Исполнение на рояле можно
сравнить с исполнением целого оркестра, в котором пианист является и
дирижером, и исполнителем всех партий. Обучающийся класса общего
фортепиано должен обладать комплексом навыков, среди которых основное
место
занимает
способность
координации,
так
как
умение
правильно
скоординировать
составные
части
музыкальной
ткани
служит
залогом
двигательно-технической свободы, которую иногда путают с чисто мышечным
освобождением аппарата.
Работая над развитием координации необходимо учитывать, что оно
состоит из нескольких слоев:
мышление и слух, так как игровые движения зависят от мысленно-звукового
представления, сложившегося у исполнителя;
техника, потому что от нее зависит способность аппарата к гибкому
взаимодействию всех его звеньев.
В формировании беглой техники и свободного исполнения играет
большую роль работа над гаммами. Работа над гаммами, аккордами и арпеджио
ведется на всем протяжении обучения и помогает обучающемуся овладеть
основными
формулами,
из
которых
состоят
разнообразные
варианты
фортепианной фактуры.
Так же гаммовый комплекс помогает ощутить духовикам, скрипачам и
т.д. фортепианную клавиатуру во всей ее объемности. Твердо освоив гаммы и
арпеджио в едином комплексе, а не читая текст по отдельным нотам, ученик
лучше проникнет в логику читаемого им с листа музыкального произведения и,
как следствие, исполнит его более осознанно и технически уверенно.
Правильное осмысленное исполнение гамм способствует развитию
беглости помогает пальцевых движений, пространственной свободы, владению
нюансировкой и различными способами звукоизвлечения.
Так как в первый класс на сегодняшний день принимают детей без
возрастных ограничений, то возникают проблемы возрастной психологии.
Методическая литература очень мало уделяет внимание специфике возрастной
психологии учащихся в ДШИ. Тут важным фактором является подбор
репертуара- к нам в первый класс, в основном на духовые инструменты,
приходят
подростки
12-13лет.
Пьесы
и
песенки
начального
периода,
рассчитанные на детей 7-8лет не всегда интересны подросткам. Заинтересовать
подростков сложным освоением необходимых пианистических навыков можно
9
на произведениях популярной и легко узнаваемой классической музыки. Только
следует заметить, что глубина художественных образов должна сочетаться с
несложностью пианистических приемов, так как неоправданное усложнение
учебного репертуара зачастую приводит к неполноценному его исполнению и
тормозит общий темп музыкально-пианистического развития ребенка. На
помощь приходят лёгкие переложения шедевров мировой классики, с которыми
дети уже познакомились на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Воспитанию
художественного
вкуса
учащихся
и
расширению
их
кругозора помогает сборник Т. Юдовиной-Гальпериной «Большая музыка -
маленькому музыканту», в котором собраны лучшие образцы классической
музыки в легком переложении для фортепиано. Сборник интересен своими
небольшими
биографическими
статьями
о
композиторах
и
маленькими
юмористическими рассказами из их жизни.
Сборники Т. Юдовиной-Гальпериной хороши ещё тем, что большинство
произведений из них можно без особого труда выучить в «черновом» варианте в
течение урока. А это очень важно для предмета «Общее фортепиано», так как у
большинства детей нет дома инструмента. А из-за большой загруженности в
общеобразовательной школе они не всегда могут ходить заниматься в классах
музыкальной школы. Кроме того, работая по этим сборникам, ребенок уже к
концу урока слышит результат своего труда, а это, безусловно, становится
стимулом для его дальнейших занятий.
Существуют причин, из-за которых усложняется процесс развития
координации при игре на фортепиано учащимися-инструменталистами.
Первое,
это
фортепианный
текст.
Трудность
заключается
в
необходимости одновременной читки двух нотоносцев в разных ключах, в ином
обозначении аппликатуры, например скрипачи сталкиваются с трудностями при
чтении нот, так как на уроках по специальности они знакомятся с записью нот
только в скрипичном ключе.
Для преодоления этой трудности при чтении нотного текста можно
порекомендовать временно ограничиться чтением нот только в басовом ключе,
что позволит ускорить его освоение и, в дальнейшем, чтение нот в обоих
ключах будет происходить без особых осложнений. Преподаватель должен
продумать выбор репертуара-необходимо подобрать произведения, написанные
для двух рук в басовом ключе.
Большая часть обучающихся инструменталистов играют в различных
ансамблях, и помочь им вести мелодическую линию и аккомпанемент на
фортепиано поможет аналогия с игрой в ансамбле.
Соотношение звучания
мелодии, исполняемой солирующей группой инструментов и аккомпанемента
сопровождающей группой, для них наиболее понятно и доходчиво. Остаётся
перевести
достаточно
сформированное
слуховое
восприятие
в
чисто
двигательные ощущения при игре на фортепиано мелодии и аккомпанемента.
10
4.2. Особенности преподавания предмета «Общее фортепиано» у
обучающихся объединения ОНИ струнников.
В посадке у народников-струнников и пианистов много общих черт -
сидят на передней половине стула, слегка подав корпус вперед, левая нога
обязательно ставится на пол на полную ступню.
Но серьезной ошибкой было бы заранее раз и навсегда устанавливать
положение
корпуса,
так
как
эмоциональное
содержание
исполняемого
произведения оказывает воздействие на все наши движения и в первую очередь
на
положение
тела.
Следовательно,
эмоциональное
и
музыкальное
представление должны определять положение корпуса, а не наоборот. Как
говорил Г. Нейгауз «для достижения наилучших технических результатов и
владения разнообразными качествами звука надо использовать все возможности
тела от пальца до всего туловища».
Совершенно аналогичные недостатки, как у баянистов с левой рукой, но
относящиеся к правой руке, характерны для исполнителей на тех инструментах,
где основной функцией правой руки является удержание медиатора или смычка.
Сюда относятся балалаечники, домристы, исполнители на струнно-смычковых
инструментах.
Из этого следует, что для всей этой группы инструменталистов
характерно
разграничение
функций
рук,
а
при
игре
на
фортепиано
равнозначность функций рук – норма, к которой им необходимо привыкнуть.
Говоря о специфике игры двумя равнозначными руками приходим к
работе над техникой в классе общего фортепиано. Очень важно отчетливо
представлять себе, какие технические навыки фортепианной игры наиболее
резко отличаются от приемов игры на народных и струнных инструментах:
непривычная объемность фортепианной клавиатуры, которая требует скачков и
переносов руки, активность первого пальца, применение педали, легатный
штрих и т.д. Одновременно с этим необходим поиск аналогий между игровыми
приемами на фортепиано и других инструментах. Как отмечает Ныркова В.Д. «
разумная мысль о том,
что преподаватели курса
общего
фортепиано,
работающие с учащимися-инструменталистами любого профиля, должны хотя
бы в общих чертах знать технику игры на специальном инструменте своего
ученика с целью рационализации работы над его техническими навыками, к
сожалению, еще не получила достаточно широкого распространения».
Для
поддержания
заинтересованности
предметом
у
обучающихся
народников-струнников, эффективнее всего работает включение в учебный
репертуар лучших образцов народного песенного творчества, тем более что
песня всегда пользовалась особой любовью в нашей стране.
Исполнение народных песен на начальном этапе обучения, особенно в
переложении для фортепиано в четыре руки, когда партия, исполняемая
учеником, как правило, проста, а фактура полнозвучна, способно доставить ему
минуты истинного творческого наслаждения.
11
Примечательно то, что исполнением народных песен на фортепиано
особенно
наслаждаются
учащиеся,
играющие
на
щипковых
народных
инструментах – балалаечники домристы, гитаристы. Как отмечает Ныркова В.Д.
- «они впервые, именно на фортепиано получают возможность по-настоящему
напевной связной игры»
1
. В практике преподавания курса общего фортепиано
нередки случаи, когда возможность легатного, певучего исполнения на
фортепиано музыкальной фразы становилось для учащихся, играющих на
струнных щипковых инструментах, стимулом к работе над овладением
фортепианными навыками.
Музыкальная литература, написанная для ряда струнных инструментов,
вследствие специфики самого инструмента, не воспитывает навыки исполнения
полифонии. Поэтому в работе с домристами и балалаечниками придаётся
особое значение работе над произведениями полифонического склада.
Обращая внимание на качество извлекаемого звука при игре на
фортепиано, обращаем внимание учеников, что пространственная свобода,
координация,
качество
звучания
находятся
в
неразрывной
связи
с
необходимостью применения веса руки. Для всех инструменталистов это
понятие принципиально новое. У баянистов интенсивность звука зависит от
работы меха, у домристов и балалаечников – от качества тремолирования, у
струнников – от интенсивности и амплитуды работы смычком, у духовиков от
дыхания. Только в некоторой степени оно присутствует у струнников, т.к.
степень динамического нарастания зависит у них от степени давления смычка
на струны. У домристов такой взаимосвязи нет, в связи с тем, что звуковые
нарастания у них осуществляются путем активизации зажима медиатора. На
баяне в связи с вертикальным положением клавиатуры ощущение веса руки
почти отсутствует.
На фортепиано же от этого зависит качество звука, штриховые навыки,
координационная свобода всего исполнительского аппарата. Нужно постоянно
об этом помнить при обучении инструменталистов игре на фортепиано.
12
4.3. Особенности преподавания предмета «Общее фортепиано» у
обучающихся вокально-хорового объединения.
При выборе учебного материала для учащихся инструментальных и
хоровых отделений крайне важно развивать полифоническое мышление.
Работая в области многоголосия с хором, камерным ансамблем или оркестром,
недостаточно
обладать
только
мелодическим
слухом.
Изучение
полифонических произведений оказывает также большое влияние на развитие
гармонического слуха и общей и музыкальной культуры учащихся. Поэтому
можно смело считать работу в этой области основой музыкального воспитания.
Особенно
это
актуально
для
обучающихся
академическому
вокалу
-
полифоническое
произведение
способствует
развитию
представления
о
движении каждого из голосов, умению скоординировать их проведение. Так же
с вокалистами необходимо проходить аккомпанементы, в числе которых
произведения, изучаемые в классе по специальности. Исполнение фортепианной
партии позволит вокалистам целостно услышать звучание исполняемого
произведения,
воспринять
гармонические
краски,
модуляции,
столь
необходимые для разучивания.
Обучая игре на фортепиано учащихся отделения эстрадного вокала,
нужно учитывать специфику именно самого эстрадного пения. Как правило,
"эстрадники" разучивают свои песни в формате - мелодия с "цифровкой", часто
певцам необходимо подбирать понравившуюся песню "по слуху".
Чтобы дети постепенно учились играть песни с "цифровкой", для начала
нужно дать им теоретические знания - собственно, сама система "цифровки".
Когда чтение и исполнение "цифровки" становится простым и понятным, можно
непосредственно переходить к игре песен, записанных в формате мелодия +
"цифровка". На 1-ом этапе лучше, если это будут всё-таки несложные и
знакомые.
В
своей
работе
я
использую
учебное
пособие
из
серии
«ALLEGRO» Т.И. Смирновой «Мои первые песенки». Пособие имеет два
компакт диска, с их помощью ребёнок быстро разбирает мелодию и легче
координирует ее с "цифровкой", так как мелодия "на слуху". Например:
13
Далее можно усложнять задачу и брать для игры любые песни,
записанные таким образом. Естественно, всегда в работу нужно брать и песни,
которые ребенок разучивает на занятиях вокалом. Этот аспект, конечно,
предполагает взаимодействие педагога по фортепиано с педагогами по
сольфеджио и вокалу. Ведь представление о "цифровке" ребенок может
получить и на уроках сольфеджио, тогда нужно будет лишь закрепить и
применить пройденный материал. С педагогом по вокалу уточняется репертуар,
уровень его усвоения на уроках вокала.
Что касается развития умения играть " по слуху", без нот, нужно начинать
формировать его как можно раньше -известно, что если развитие этого умения
14
упускается из вида педагогами на начальном этапе обучения, то в дальнейшем
очень сложно ученику приучить себя "оторваться" от нот, не бояться играть "по
слуху".
Самым быстрым способом вовлечения обучающихся всех объединений в
процесс активного музицирования, приносящего ему не только эстетическое, но
и моральное удовлетворение, является игра в ансамбле. Читая более легкую
партию, учащийся, тем не менее, получает полное представление от музыки в
целом, так как его партнер (обычно преподаватель) принимает на себя
исполнение всех остальных, более трудных, элементов фортепианного текста.
Игра в ансамбле мобилизует творческую волю учащегося, побуждает его играть
ритмично и в определенном, обусловленном содержанием музыки темпе.
Одной из важных форм работы на уроке с обучающимися всех
объединений считаю работу над аккомпанементом. Сближение интересов
основной специальности учащегося с изучением навыков игры на фортепиано
неизменно оказывает положительное влияние на его развитие. Исполнению с
солистом должно предшествовать детальное изучение партии аккомпанемента,
однако смысл и содержание эта работа получает только при игре с партнером.
Воспитание
навыков
аккомпанемента
у
юных
музыкантов
может
осуществляться
практически
на
любом
музыкальном
материале,
предназначенном для исполнения солистом любого профиля в сопровождении
фортепиано. Однако для хоровиков или вокалистов более обоснованной будет
работа над вокальными произведениями, так как, работая над ними, они
получают возможность приобрести необходимое умение слушать одновременно
музыкальную фразу и словесный текст.
Воспитание исполнительских навыков, игра в ансамбле, чтение нот с
листа, аккомпанемент в классе общего фортепиано служат подготовительным
этапом самостоятельной работы учащегося над музыкальным материалом. В
свете этих задач преподавание данного курса имеет большое значение для
всестороннего развития личности юных музыкантов.
В практической работе с учащимися каждый педагог вносит в процесс
преподавания
собственную
инициативу,
прибегая
к
самым
различным
вариантам и способам, применяя их в зависимости от конкретных условий
педагогического процесса
\
15
5. Заключение
Общее фортепиано – предмет интересный, многогранный, требующий
владения
разносторонними
профессиональными
навыками.
Он
является
неотъемлемой частью комплексной системы воспитания профессионального
музыканта, одним из средств формирования эстетического вкуса и культуры
учащихся разных специальностей.
Знание и умение игры на фортепиано помогают детям осваивать не
только весь цикл эстетического направления, а также и теоретического курса -
сольфеджио, музыкальной литературы. В первую очередь акцентируется
развитие
слуховой
и
музыкально-образной
сфер,
эмоционального
и
интеллектуального
начал,
художественно-творческой
и
двигательно-
технической
сфер,
исполнительского
и
музыкально-теоретического
образования.
А приобщение ребенка к искусству в целом – процесс,
еще более сложный
и многогранный. Нужно терпеливо учить и прививать, понимать и развивать у
ученика живое ощущение музыки. Приобщая ребенка к искусству через
активный труд, мы не только сами должны многое знать и уметь, но и что не
менее важно в нашей профессии – хорошо чувствовать психологию каждого
ребенка и учитывать его особенности. Несомненно, все эти принципы
поддерживают ту благоприятную почву, которая и дает нам желаемые
результаты.
16
Список используемой литературы
1.Алексеев
А.Д.
«Методика
обучения
игре
на
фортепиано»
-
М.,
«Музыка».1978г. -288с.
2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. — Москва:
Советский композитор, 1992. — 103 с.
3. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка.
1974, - 336 с.
4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию.-Л.: Советский композитор, 1986.-
352с.
5. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». СПб.: Композитор, 2010. –
180 с.
6.
Гнесина Е. «Фортепианная азбука».
М.: Советский композитор,1979 г. - 25 с.
7.Загорный Н.Н. «Фортепианная игра как вспомогательный в музыкальном
образовании предмет» - Л.,1928г.-58с.
8.
Г. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»-Москва, "Музыка": 1987.-
240с.
9. В. Ныркова – «Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей» -
М. «Музыка».1988г. 48с.
10.Смирнова Т. «Методические рекомендации. «— М.: ЦСДК, 1994. — 80 с.
12.
Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано».- М.: Просвещение. 1984.-
176с.
13. Юдовина-Гальперина Т.Б. «За роялем без слёз, или я- детский педагог».- —
СПб.: Союз художников, 2002. — 112 с.
17