Автор: Миляева Оксана Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №21 г.Ельца
Населённый пункт: Липецкая область г. Елец
Наименование материала: Примерный конспект ОД
Тема: Коррекционно-образовательная деятельность по обучению грамоте с использованием игровых технологий
Раздел: дошкольное образование
Коррекционно-образовательная деятельность по обучению грамоте
с использованием игровых технологий
(примерный конспект ОД)
Логопед: Миляева О.А.
МБДОУ д/с №21 г. Ельца
Тема: Буква Л, звуки Л/Ль
Цель: Знакомство с буквой Л, дифференциация звуков Л ЛЬ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить навыки правильного произношения звуков Л и ЛЬ в речи детей;
- развивать фонематический слух и восприятие, слуховую память;
- совершенствовать навык звукового и слогового анализа слов;
- закрепить навык чтения слогов;
- упражнять детей в делении слов на слоги;
- моделировать букву Л из шнурочков и элементов мозаики, графически
изображать букву;
- упражнять в составлении предложений по опорным картинкам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление, творческое воображение;
- развивать речевой слух, внимание и зрительную память;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать мотивацию к обучению;
- воспитывать самоконтроль за речью.
Здоровьесберегающие:
- формировать навыки правильного дыхания;
- развивать мелкую и общую моторику и пространственные представления;
Оборудование:
Мозаика, шнурочки, цветные мелки, доска, кубики, прищепки и верёвка,
«платочки» с изображением предметов, в названии которых звуки Л/ЛЬ,
дидактические пособия: «Домики» (с мягкими и твердыми согласными
звуками), «Паровозик» (для определения места звука в слове), предметные
картинки (в названиях звуки Л, ЛЬ)
пеналы (звуковой анализ), цветные
карандаши, листы А4, интерактивная доска (интерактивная игра «Найди
букву» (буква Л в движущихся мыльных пузырях)
Ход образовательной деятельности:
1.Орг.момент: Нейрогимнастика «Ладошки-ножки-кулачки»
2.Игровое задание «Ушки на макушке» - логопед, утрированно произнося
звук Л, перечисляет слова, начинающиеся со звука Л (лак, лук, лужа,
ласточка, ладошка, лошадь…) дети отвечают, какой звук в начале всех этих
слов, произносят его.
3.Характеристика звука Л и выбор «домика».
4. Игровое задание «Ушки на макушке» - логопед, утрированно произнося
звук ЛЬ, перечисляет слова, начинающиеся со звука ЛЬ (лиса, листва, лёд,
лягушка, леденец, липа..), дети отвечают, какой звук в начале всех этих слов,
произносят его.
5.Характеристика звука ЛЬ, выбор домика.
6.Игровое
задание
«Домики»:
дети
выбирают
карточки,
называют
изображённый предмет, определяют твёрдость/мягкость звука (Л/Ль) и
помещают карточки в соответствующий «домик».
7. Игровое задание «Платочки»: дети выбирают «платочки» с изображением
предметов, называют изображение, определяют твердость/мягкость звука Л/
Ль, и количество слогов (хлопками/при помощи кубиков), закрепляют
«платочки» на верёвке
прищепками – их количество соответствует
количеству слогов в слове.
8.Динамическая пауза с элементами психогимнастики «Утро» :
«Спят котята, спят зайчата»
Сидят на корточках, ладошки под щёчкой, глаза закрыты
«Утро! Солнышко проснулось!»
Встали, потянулись, открыли глаза
«Эй, котята, эй, зайчата!»
На месте изобразили мягкий шаг котят и прыжки зайчат
«Вы друг другу улыбнулись?!»
Взялись за руки и, улыбаясь, посмотрели на товарища слева и справа
«Вы умылись? Вы оделись?»
Пантомимой показали умывание, одевание
«А, позавтракав, наелись?»
Надув щёки, погладили живот
«Рюкзаки вы все забрали?»
Пантомимой показывают, что рюкзаки на спинах
«И к перрону побежали!»
Побежали
9. Игровое задание «По вагонам!»: дети выбирают карточки, называют
изображенный
предмет/объект,
определяют
место
звука
Л/Ль,
его
мягкость/твёрдость, размещают в «вагоне» «Паровозика» в соответствии с
местом звука в слове.
10. Звуковой анализ слов «ЛУК», «ЛЕС» (пеналы), один ребёнок работает у
доски.
11. Интерактивная игра «Найди букву»: на экране буква Л, рассмотрев букву,
дети «лопают» мыльные пузыри, в которых изображена буква Л.
12. Зрительная гимнастика «Глазки отдыхают»: не поворачивая и не
наклоняя головы, дети следят взглядом за демонстрируемым предметом
(вверх, вниз; влево – вправо, круговое движение по и против часовой
стрелки; закрыть глаза, открыть глаза).
13.Игровое задание «Вот какая буква!»: на доске изображение буквы Л,
логопед мелом демонстрирует начертание буквы, комментируя направление
линий, дети дублируют действия педагога в воздухе, на столах изображение
дублируется при помощи шнурочков/мозаики (по выбору). Читают слоги
прямые и обратные (с доски)
14. Пальчиковая гимнастика «Лапки – царапки» (сжать – разжать кулачки,
поочерёдно загнуть каждый пальчик – «спрятать коготок»).
15. Игровое задание «Фантазёры»: дети на листах формата А4 изображают
букву Л (цветные карандаши), сохраняя узнаваемый образ, но добавляя
декоративные фантазийные элементы.
16.Игровое задание «Если слово написать, то про Л не забывать!» - детям
предлагается представить, что его «фантастически» красивую букву хотят
написать в слове, какое бы слово они выбрали для своей буквы? (произносят
слова с Л/Ль, отмечают твердость/мягкость звука, его место в слове).