Автор: Сердюк Татьяна Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 17"
Населённый пункт: город Новый Уренгой
Наименование материала: Развития научно-исследовательской деятельности школьников с помощью создания инновационной среды.
Тема: Инновационная школьная среда.
Раздел: полное образование
Развития научно-исследовательской деятельности школьников с
помощью создания инновационной среды.
Новый этап развития общества базируется на трех основных
понятиях: информация, знания, коммуникации. Эти понятия составляют
глобальное общество знаний.
ИКТ проникают во все сферы человеческой деятельности,
что является свидетельством информатизации общества, в котором основным
носителем, генератором и потребителем знаний является человек
Основные
экономические
и
социальные
силы
сегодня
концентрируются вокруг сфер деятельности, напрямую связанных со
знаниями, а значит в первую очередь с образованием.
Образование должно быть комфортным для всех. И главный вопрос
национальной системы образования на сегодняшний день звучит так: какой
должна быть школа будущего?
Школа будущего в первую очередь должна включать в себя умную
образовательную среду, или SMART– среду, цели которой должны быть:
1.
Конкретными (Specific)
2.
Измеримыми (Measurable)
3.
Достижимыми (Achievable)
4.
Насущными (Relevant)
5.
Определенными во времени (Timed-bound)
Трансформация материальной культуры общества рассматривается
через технологическую парадигму, построенную вокруг информационных
технологий. М. Кастельс называет эту парадигму конвергенцией. Она
проникает во все области человеческой деятельности в качестве ткани, а не
внешнего источника воздействий. Иными словами, кроме индуцирования
новых продуктов процесс трансформации материальной культуры связан с
технологиями обработки информации и коммуникаций (Кастельс, 2010: 227).
Эти принципы отражены в проекте национальной образовательной
инициативы «Наша Новая Школа», где особое значение придается сетевому
взаимодействию
всех
участников
образовательного
процесса
и
информатизации образования. В связи с этим перед школой поставлена
задача сформировать инновационную образовательную среду.
На основании этого школой, Домом Детского Творчества и детским
садом «Звёздочка»
был разработан проект «Детский сад – Школа -
Дополнительное
образование
-
Профессиональное
образование».
Он
заключался в формировании познавательных интересов обучающихся в
соответствии с образовательными модулями, предлагаемыми школой. С
раннего возраста определяется тип мышления ребенка, склонность к
определенным областям науки, что на этапе обучения в школе позволит
осмысленно выбрать профиль обучения, а в дальнейшем профессию.
Исходя из разработанных программ, определились задачи, которые
успешно реализованы на сегодняшний день. В первую очередь создана
Техносфера, которая включает в себя технологическое оборудование школы
и его сопровождение.Все оборудование объединено «умной» локальной
сетью, управляемом IT– центром. IT– администратор, находясь в любой
точке
сети,
осуществляет
управление
отдаленными
компьютерами.
Серверное оборудование в автоматическом режиме осуществляет все виды
обновлений, установок, защиты и фильтраций, что является, в свою очередь,
свидетельством безопасной информационной среды.
Дети и учителя погружаются в информационно-коммуникационное
пространство при помощи системы СКУД (система контроля управления
данными),заходя в школу. Она находится в связке с автоматизированной
информационной системой «Сетевой город: Образование» обеспечивает
контроль доступа в школу и информирование родителей о времени прибытия
и ухода ребенка из школы, а также контроль времени работы сотрудников.
Визуализации учебной информациивозрастает,т.к. в каждом учебном
кабинете установлен комплект оборудования для учителя и учеников,
включающий в себя периферийную оргтехнику, комплекты программного
обеспечения, документ камеру и интерактивную доску. Все оборудование
связано
в
многофункциональную
систему
обработки
и
передачи
информации.
В
образовательный процесс
внедрено
компьютерное
музыкальное
оборудование
на
аппаратно-программной
платформе
компьютеров
Макинтош. В школе созданы студия звукозаписи и
телевизионная
хромокейная
студия.
Возможности
школьной
библиотеки
расширены
ситуационным залом, системой видеоконференцсвязи,
интерактивными
трибунами «Polycom».
Для изучения физики, химии, биологии и технологии, а также
проведения
исследовательских
работ
используются
лабораторные
программно-аппаратные
комплексы
AFS–
это
наборы
контрольно-
измерительных приборов, подключаемые к устройствам обработки данных.
Благодаря
программному
обеспечению
проводятся
лабораторные
исследования по предметам на высоком уровне.
Школа – инновационная площадка по направлению и развитию
робототехники.
«Перворобот»
в
начальной
школе
позволяет
освоить
объективно-ориентированное программирование в среде LabView, роботы
NXT, Tetris, Lego WeDo, Ev- 3 продолжает направление робототехники в
основной школе. Также разработан проект «Робототехника +» на основе
платформы Arduino, предназначенной для построения простых систем
автоматики и
робототехники. На сегодняшний день начал свою работу
«АйТи куб» где ученики делают первые шаги в программировании (Scratch,
Python)
Геоинформационные технологии широко представлены в проекте
«ИМЯ» (Информационная модель Ямала). Погружение всех участников
образовательного процесса в данную модель происходит посредством
объдинения предметных областей.
В Интернет-кафе школы реализуется ряд образовательных задач,
основанных на сервисах Intel, направленных на сетевое взаимодействие.
Проводятся интеллектуальные игры, web-квесты, сетевые путешествия.
Отражение школьной информации происходит на различных интерактивных
устройствах. Интерактивные киоски, видеотерминалы, видеостена - всё это
является составляющей частью многофункциональной системы передачи и
обработки данных.
Созданные технологические условия позволили реализацию проектов
Виртуальный
музей
«Память
сердца»,
«Цифровое
телевидение.
Образование», «Умная локальная сеть», «Электронный портфель (без
бумажных
учебников)»,
«Электронная
библиотека»,
«Лингвистическая
лаборатория», «Умная теплица».
Для развития у учащихся ключевых компетенций - «навыков 21 века»
в учебно-воспитательный процесс внедряются технологии образовательных
инициатив Intel. Опыт работы представлен на сайте профессионального
сообщества учителей «Образовательная Галактика Intel®».
Использования информационных технологий строятся на следующих
принципах:
- принцип интерактивности, который выражается в постоянных контактах
всех участников обучения посредством использования учебно-методической
среды, в том числе Интернета;
- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные
материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные
ресурсы в конкретных условиях учебного процесса;
-
принцип
гибкости,
дающий
возможность
всем
участникам
образовательного процесса работать в необходимом для них темпе;
-
принцип
модульности,
позволяющий
использовать
ученику
и
преподавателю
необходимые
им
учебные
курсы
для
реализации
индивидуальных учебных планов.
Проанализировав
результаты
использования
информационных
технологий , мы пришли к выводу, что внедрение новых педагогических
технологий и инновационных практик, в том числе дистанционных, может
обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс,
Поиск правильных путей построения общей стратегии внедрения ИКТ
в образовательный процесс определяется тем, что внедрение ИКТ - это не
процесс перевода в электронную форму всех учебных материалов, а решение
сложной задачи эффективного выбора и использования своевременных и
перспективных технологий, оптимальной стратегии управления учебными и
человеческими ресурсами для получения качественного результата .
Ориентация на создание инновационной образовательной среды в школе,
способствует
расскрытию
научно-исследовательского
потенциала
обучающихся и педагогов.