Автор: Людмила Владимировна Гаврилова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"МБОУ СОШ N1 им. Ярослава Василенко"г.Губкинский ЯНАО
Населённый пункт: Губкинский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 4Б классе
Склонение имен существительных во множественном числе.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема урока: Склонение имён существительных во множественном числе.
Цель: знакомить с изменением имён существительных по падежам во множественном
числе;
развивать умения правильно писать падежные окончания существительных
множественного числа, определять склонения во множественном числе.
Планируемые результаты:
Предметные:
Формировать умение склонять существительные в форме множественного числа.
Развивать умение правильно писать падежные окончания существительных мн. числа.
Совершенствовать умение ставить падежные вопросы к именам существительным мн.
числа.
Метапредметные
Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; находить и
выделять необходимую информацию; анализировать, сравнивать, классифицировать
объекты по выделенным признакам; уметь ориентироваться в своей системе знаний и
осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания, используя свой
жизненный опыт.
Коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и
понимать речь других; учиться работать в группе.
Регулятивные:
обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять
и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность
действий на уроке; работать по инструкции; осуществлять самоконтроль; совместно с
учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Личностные:
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем?);
стремиться к самостоятельности в усвоении знаний.
-осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат;
готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Ход урока.
1
1.
1.Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
–Добрый день. Открываем тетради, запишем дату. 15 декабря, классная работа.
2.Актуализация знаний.
– Послушайте предложение: За школой был пруд с чистой водой и песчаным пляжем.
(Назовите сущ. Просклонять слово ШКОЛА на откидной доске). Над прудом
склоняли свои ветви ивы. (морфологический разбор сущ.ВЕТВИ на листочках – 2
чел.)
Сущ. ЗА ШКОЛОЙ в каком числе? Поставьте сущ во мн.ч. А сможем ли мы
просклонять сущ во мн.числе? Попробуем? Включить экран.1 слайд.
–Путешествие по городу Имя существительное продолжается и мы держим путь
в парк встреч.
Путешествие начнем,
На уроке в парк пойдем,
Чтобы в парке не скучать,
Нужно нам друзей позвать.
3.
Самоопределение к деятельности.
- А путешествовать с нами будут сегодня все жители города Имя
существительное.
-Давайте запомним как пишется слово ПУТЕШЕСТВИЕ. (Я пишу на доске. Справа)
Но сначала пропишите заглавную и строчную букву П и соединения.Пп пу птпт и т.д.
Запишите слово ПУТЕШЕСТВИЕ. (на доске разобрать по составу рядом со словом
приветствие)
-А как называется человек, который отправляется в путешествие?
Кто такой путешественник? Его еще называют? Туристом.
2
Составьте словосочетание с одним из этих слов
ПУТЕШЕСТВИЕ
в горы
ПУТЕШЕСТВЕННИК
около озера
ТУРИСТ из города Запишите.
4.Работа по теме урока.
-Посмотрите, в парке уже гуляют падежи, но их друзья падежные вопросы гуляли в
парке и заблудились.
Помогите каждому падежу найти своих друзей.
А вот и имя существительное со своими друзьями.
3
5.Физкультминутка (видео)
6.Закрепление изученного материала.
-Ребята, а что вы знаете о его друзьях?
ЧИТАЮ ТЕКСТ.
Послушайте текст. При слушании запишите в столбик существительные во
множ.числе.
В школьный двор прилетели синицы. Птички были ловкими и смелыми. Их не пугали
звонкие детские голоса. Они подлетали к кормушкам и ловко клевали хлебные
крошки, которые заботливо насыпали школьники.
Прочитайте слова.
Проверьте себя.
Ответьте на вопросы:
- Какое доброе дело сделали школьники?
- Зачем нужно делать кормушки и кормить птиц?
- Расскажите про свои добрые дела.( Мы с классом делали кормушки и
развешивали их в роще).
Герой Склонение – Вы хорошо усвоили тему склонение имен
существительных, попробуйте выполнить задание. Определите склонение имен
существительных.
(Нужно поставить слово в начальной форме, в ед.числе, в И.п.
Напр.: Моря – море, ср.р., 2 скл.
4
Синицы-
Птички-
Голоса-
К кормушкам-
Школьники-
Синицы-
Птички-
Голоса-
К кормушкам-
Школьники-
Работа в группах: 2 группы.
Расшифровать слова и определить склонение получившихся слов.
НОКЕФАТ (КОНФЕТА)-1 СКЛ.
ПРОКОДА (ПОДАРОК – 2 СКЛ.)
ФЕНОТЕЛ – (ТЕЛЕФОН – 2 СКЛ.)
Остальные работаем со мной. Выполните моё задание:
Леса, озеро –ед.ч., поля, моря.
Найдите лишнее слово.
Берёзами, елям, осине, сосна-И.п.
Сестры, дедушки, братья-2 скл., дяди. Все остальные 1 скл.
-Давайте послушаем живёт ли в нашей роще ЭХО?
Эхо – (интернет) физическое явление, акустическая или электромагнитная
волна, отраженная от какого –либо препятствия и принятая наблюдателем. Звуковое
эхо – это отраженный звук.
Выполните задание друзей Имени существительного. Выпишите имена
существительные множ.числа, определите склонение этих существительных.
Где прячется ЭХО?
В лесу ЭХО прячется между деревьями, в горах – между скалами, в
больших залах- рядом со стенами.
А вот на лугах ЭХО не услышишь. Ведь ЭХО – это отражение звука. Если
крикнуть в горах, то голос отразится от скал и долетит до ушей кричавшего.
7.Рефлексия.
Как определить склонение имени существительного во множественном числе?
5
Вывод: Чтобы определить склонение имени существительного во
множественном числе надо:
-поставить имя существительное в начальную форму (И.п. ед.ч.);
-вспомнить признаки каждого типа склонения и определить склонение данного
имени существительного.
-Ребята, мы достигли поставленной цели? Мы научились определять склонение
имен сущ. множественного числа?
Оценки
8. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению:
Уч. Упр.240.
Список использованной литературы
1. Канакина В.П. Русский язык. – М.: «Просвещение», 2014.
2. Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку. – М.: «ВАКО», 2014.
Приложения:
1.
Перед уроком написать на откидной доске
Все падежи и слово ШКОЛА
2.Расшифровать слова и определить склонение получившихся слов.
НОКЕФАТ -
ПРОКОДА -
ФЕНОТЕЛ –
4.
Расшифровать слова и определить склонение получившихся слов.
НОКЕФАТ -
ПРОКОДА -
6
1 склонение
2 склонение
3 склонение
Мужской,
женский род
Мужской,
средний род
Женский род
ФЕНОТЕЛ –
Ф.и._________________________
Над прудом склоняли свои ветви ивы.
(морфрлогический разбор сущ.ВЕТВИ)
Ветви-______________________________________________________
____________________________________________________________
Ф.и._________________________
Над прудом склоняли свои ветви ивы.
(морфрлогический разбор сущ.ВЕТВИ)
Ветви-______________________________________________________
____________________________________________________________
7