Автор: Десинова Светлана Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов,наставник
Учебное заведение: МАОУ СОШ №37
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: учебно-методический материал для начинающих педагогов
Тема: Консультация "Как правильно организовать групповую работу на уроке"
Раздел: начальное образование
Консультация для начинающих педагогов
«Как правильно организовать групповую работу на уроке»
В консультации даны рекомендации о том, как методически грамотно организовать
групповую работу на уроке. Очень нужный, практический материал, особенно - для
начинающих педагогов.
На протяжении нескольких лет, занимаясь методикой организации групповой
работы на уроках, я провожу психологический анализ деятельности учащихся, который
позволяет оптимально составить группу, способную интенсивно работать. За эти годы я
опробовала различные варианты формирования групп. Об этом я и хочу рассказать.
Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает
развитию коммуникативных способностей учащихся - отсюда растущий интерес педагогов
к этому виду учебной деятельности. Групповая работа – это прежде всего игра, игра в
организацию, игра в обучение. Все ученики не доиграли в детстве. Игровые приемы
помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях.
Как и в любой игре, здесь существуют свои правила. Правила могут быть заранее
выработаны и можно ими пользоваться в дальнейшем. Правила могут быть выработаны
здесь и сейчас, т.е. только для работы над конкретной задачей. Можно правила пополнять.
Правила вырабатываются совместно с учащимися
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения
учебного материала.
Задачи групповой работы:
Активизация познавательной деятельности.
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и
промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать
последствия своего выбора, объективно оценивать его.
Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга,
выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
Совершенствование межличностных отношений в классе.
В результате наблюдений за работой в группах выработали несколько общих
рекомендаций по организации групповой работы на занятиях.
1. Задание должно быть сформулировано ясно и четко
1.
Перед началом работы следует объяснить ученикам, что именно от них требуется
,т.е. дается небольшая инструкция.
2.
Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов
группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из
участников, если бы работал один.
3.
Целесообразно использовать:
задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью
которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать
максимальное количество оригинальных идей;
задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей
деятельности данной группы.
3. Содержание работы должно быть интересно детям.
4. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
5. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное
затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся
знаний.
2. Варианты комплектования групп.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов
разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет
протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование
группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
Разделитесь на группы по ... человек.
Разделитесь на ... равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут
объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных
условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача
3. По определенному признаку.
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по
первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года
родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью,
поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми.
Формирование групп осуществляется самими «лидерами
5. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая
тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с
близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может,
напротив, создать равные по силе команды.
3. Нужно распределить роли внутри группы
Например, при групповом обсуждении можно предложить распределить роли в группе:
генератор идей( разработчик идей), конструктор, оформитель, расчетчик.
4. Правила совместной работы.
В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с
помощью который учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4
классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.
5. Поведение учителя во время групповой работы
Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:
он может контролировать,
организовывать,
оценивать работу учеников,
участвовать в работе группы или
предлагать участникам разные варианты решений,
выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
А
вот
чего не следует
делать
учителю,
который
хочет
организовать
эффективную
групповую работу:
сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
воспринимать
групповую
работу
как
"законную
передышку",
когда
можно
позволить себе выйти из класса;
уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом
сами);
оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат
грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной
форме;
нельзя
давать
слишком
категоричных
оценок
-
они
действуют
на
участников
подавляюще;
не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы:
ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя.
6.
Виды групповой работы.
Работа в парах.
Мозговой штурм.
Игра «Продолжи».
Охота за сокровищами.
Снежный ком.
Мозаичная группа или Пазлы.
Прием «Зигзаг». (Метод пилы).
С
Мозговой штурм.
Используется для генерации идей.
Соблюдается жесткий регламент.
Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения
от разных групп.
Слайд 9.
Игра «Продолжи».
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании
сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на
истории при составлении обзора исторических событий).
Слайд 10.
Охота за сокровищами.
Учитель составляет вопросы.
Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.
Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета,
дополнительную литературу, учебник.
Слайд 11.
Снежный ком.
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся
получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения
данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где
снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не
происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Слайд 12.
Пазлы.
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою
часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами
учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы
в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы
которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
В заключение работы делают выводы.
Слайд 13.
Прием «Зигзаг». Или метод пилы.
Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом,
который разбит на фрагменты.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах,
встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это
называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других
членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной
пилы).
Советы учителю
.
В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30
минут – в III – IV классах;
нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться
мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе
существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума
(обыкновенный колокольчик);
нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается
практически.
Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны
простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это
требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Литература:
1.
Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и
воспитание школьников – М.,1977
2.
Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма
организации и метод развития коллективной мыследеятельности. В кн: Избранные
труды. М.,1995
3.
Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной
учебной деятельности//Психологическая наука и образование, 1996
4.
Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Педагогический центр
“Эксперимент”, Рига, 1997.