Автор: Лундовских Наталья Витальевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида № 35 "Сказка"
Населённый пункт: городского округа город Октябрьский РБ
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие креативности – это развитие творческого потенциала ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
Развитие креативности – это развитие творческого потенциала ребёнка.
Музыка играет огромную роль во всестороннем развитии детей. Музыка
воздействует на ребёнка с самых первых дней его жизни и сопровождает всю
его жизнь. Музыка объединяет людей в едином переживании, становится
средством общения между ними. Музыка это прекрасный, своеобразный
язык,
который
понятен
всем
людям
независимо
от
возраста
и
национальности.
Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной проблемы, давайте
немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что
произойдёт?
Он
приложит
максимум
усилий,
чтобы
покинуть
её:
неинтересно, делать нечего. Другой вариант. В комнате много интересных
игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет.
Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего
подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В ДОУ две группы
детей
одного
возраста
оснащены
одинаковыми
играми,
игрушками,
пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе
воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное
отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они
перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой
группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует
детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие
ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В
результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.
Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания
детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для
развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог,
увлечённый
музыкой,
умеющий
реализовать
творческий
потенциал
музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной
деятельности.
Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать
средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен
организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна
включать среда, механизм её воздействия на личность, а также качества
личности, составляющие основу креативности. Определение особенностей
креативной
личности
и
развивающей
музыкальной
среды
является
управленческой деятельностью педагога, направленной на проектирование
условий
творческого
развития
дошкольников.
К важнейшим показателям креативности относятся :
творческая
активность,
т.
е.
готовность
и
высокий
уровень
мотивации к созданию нового продукта; самовыражение, иначе—
свободный выбор ребёнком вида музыкальной деятельности, способа
воплощения своего замысла;
интеллект,
«интеллектуальные
способности»,
«музыкальный
интеллект»--способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку
( Х. Гарднер );
знания
и
навыки (
Л.
Ермолаева—Томина
).
К факторам, способствующим становлению креативности, можно
отнести:
информационный, позволяющий развивать интеллект;
социальный,
обеспечивающий
поддержку
детей
в
процессе
их
творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;
эмоциональный,
обуславливающий
психологический
комфорт
и
безопасность.
Знание и учёт указанных выше показателей креативности и факторов,
которые способствуют развитию творчества, позволяют педагогу
осуществить
функцию
опосредованного
управления
процессом
музыкального
образования
детей.
Опосредованное
управление,
использующее в качестве педагогического средства окружающую
среду,
находится
в
настоящее
время
на
стадии
становления..
Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного
приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о
музыкальной среде как о средстве приобщения ребёнка к музыкальной
культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из
компонентов
педагогической
системы
и
представляет
собой
музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе
занятий
и
праздников.
Музыкальные
инструменты,
игрушки,
пособия
можно
выделить
в предметно-развивающую
среду; которая
достаточно
подробно
разработана в дошкольной педагогике. Однако этого недостаточно для
моделирования процесса музыкального образования, направленного на
становление
креативности.
Говоря о музыкальном развитии дошкольников, можно представить
предметно-развивающую
среду
как музыкально-
образовательную, которая состоит из предметного и музыкального
компонентов. Музыкальный
компонент
представлен
аудиомузыкальной информацией, т. е. непосредственно музыкой,
независимо от её источника. Всё остальное, в том числе музыкальные
инструменты
и
средства
извлечения
музыки
(
магнитофон,
радиоприёмник и т. д. ), относится к предметному компоненту. В
музыкально-образовательной среде кроме указанных компонентов
присутствует и социальный, поскольку в любой среде происходят
социальные взаимодействия ребёнка, влияющие на его развитие.
Окружающие ребёнка сверстники и взрослые составляют его среду
обитания,
а
взрослые,
кроме
этого,
являются
организаторами
педагогического
процесса.
С. Л. Новосёлова разработала требования к развивающей предметной
среде, которые обосновываются тем, что способность к творчеству
коренится в интересе ребёнка к предметному миру близких ему людей,
в ориентировке на новизну, в первичном экспериментировании с
игрушками
и
инструментами,
в
любознательности,
интересе,
превышающем своей мотивацией получение утилитарного результата.
Требуется
учитывать
необходимость
развития
ведущей
детской
деятельности; при этом важно руководствоваться таким положением: в
каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и
дошкольного возраста ( предметная, игровая, предпосылки учебной
деятельности ) присутствуют одновременно, но каждая из них
проходит свой путь развития до момента, когда она становится
ведущей.
Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического
развития ( Л. С. Выготский ).
Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной
сферы ребёнка, т. е. содержать как консервативные ( уже известные
ребёнку ) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.
Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять
полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и,
наоборот,
постоянно
используемые
ребёнком
знания
живут
и
обогащаются.
Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения
детей со взрослыми в этой среде. От компетентности взрослого, его
доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит,
станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её
в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе—им обоим
должно
быть
комфортно
в
музыкальной
среде.
При разработке и оценке музыкальной среды следует опираться на
следующие
критерии
её
качества.
1)Качество содержания.
Содержание, разработанное с учётом деятельно-возрастного системного
подхода С. Л. Новосёловой, отражает весь спектр детской музыкальной
деятельности.
Блоки
компонентов
среды
соответствуют
логике
развития
детской
музыкальной деятельности ( восприятие, воспроизведение, творчество ),
каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов
детской
музыкальной
деятельности
( восприятие
музыки—пособия,
помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения,
используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-
игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для
развития музыкально-сенсорного восприятия детей; воспроизведение музыки
—пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их
творческому,
выразительному
исполнению;
пособия,
побуждающие
к
музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки
для игры или танца и т. п.; пособия, побуждающие к игре на детских
музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них,
освоению
игры
на
этих
инструментах,
а
также
к
творческой
импровизации; музыкально-творческая
деятельность—пособия,
побуждающие
к
песенному,
музыкально-игровому,
танцевальному
творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение
этих
задач
обеспечивается
разнообразием
детских
музыкальных
инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных
дидактических
пособий,
разнообразных
аудиовизуальных
средств
( магнитофон ) и набора кассет к ним и других технических средств
(
телевизор,
видеомагнитофон,
DVD-проигрыватель
и
т.
д.
)
Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении
музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и
содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять
содержание
среды
по
возрастным
ступеням.
Содержание
должно
обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и
получения из среды необходимой им информации для музыкально-
творческой
деятельности.
В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребёнок,
действуя незнакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной
среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной
деятельности.
Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом
деятельности
детей
определённой
возрастной
группы.
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной
деятельности,
мотивацию,
а
затем
и
потребность
в
ней.
2)Качество
структуры.
Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих
трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она
должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально
представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы
условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и
музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развёртывания
музыкальной деятельности одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.
Среда
предполагает
гибкое
комплексирование
и
зонирование,
предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей
мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку
детей.
3)Функциональный
и
эмоциональный
комфорт
детей.
Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего
дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего—иметь
дидактическую
направленность.
Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту
ребёнка.
Пособия
должны
быть
добротными,
эстетически
привлекательными,
простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с
ними.
Мини-центры оформляются в одном в одном стиле, с использованием
материалов
одной
фактуры
и
цветовой
гаммы.
Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей мини-центры и
все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания,
строится
на
следующих
основах:
Психологическая ( учитывая возрастные возможности детей и ведущие виды
деятельности:
в
младенчестве—ориентировочно-исследовательская
деятельность, осуществляемая в условиях общения с взрослыми: в раннем
детстве—предметная, в дошкольном детстве—игровая ). Для обеспечения
подлинно творческого развития детей необходимо единство музыкальной
среды, музыкального репертуара и содержательного общения с взрослыми;
Эстетическая ( учитывая дизайнерские требования к проектированию;
все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка,
эстетически выдержаны ). Эстетика интерьера должна учитывать
традиции детской культуры и быть ориентирована на будущее ребёнка;
Педагогическая (
среда
создаётся
для
предоставления
детям
возможностей
активной
и
разнообразной
музыкально-творческой
деятельности, поэтому она должна функционально моделировать
содержание музыкально-образовательного процесса в содержании
пособий, игр, предметов, модулей и т. п. ) Среда должна быть
системной, т. е. отвечать возрасту и содержанию музыкальной
деятельности детей, целям воспитания и развития ребёнка и уровню
его подготовки.