Напоминание

"Развитие креативности – это развитие творческого потенциала ребёнка"


Автор: Лундовских Наталья Витальевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида № 35 "Сказка"
Населённый пункт: городского округа город Октябрьский РБ
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие креативности – это развитие творческого потенциала ребёнка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие креативности – это развитие творческого потенциала ребёнка.

Музыка играет огромную роль во всестороннем развитии детей. Музыка

воздействует на ребёнка с самых первых дней его жизни и сопровождает всю

его жизнь. Музыка объединяет людей в едином переживании, становится

средством общения между ними. Музыка это прекрасный, своеобразный

язык,

который

понятен

всем

людям

независимо

от

возраста

и

национальности.

Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной проблемы, давайте

немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что

произойдёт?

Он

приложит

максимум

усилий,

чтобы

покинуть

её:

неинтересно, делать нечего. Другой вариант. В комнате много интересных

игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет.

Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего

подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В ДОУ две группы

детей

одного

возраста

оснащены

одинаковыми

играми,

игрушками,

пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе

воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное

отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они

перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой

группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует

детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие

ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В

результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания

детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для

развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог,

увлечённый

музыкой,

умеющий

реализовать

творческий

потенциал

музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной

деятельности.

Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать

средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен

организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна

включать среда, механизм её воздействия на личность, а также качества

личности, составляющие основу креативности. Определение особенностей

креативной

личности

и

развивающей

музыкальной

среды

является

управленческой деятельностью педагога, направленной на проектирование

условий

творческого

развития

дошкольников.

К важнейшим показателям креативности относятся :

творческая

активность,

т.

е.

готовность

и

высокий

уровень

мотивации к созданию нового продукта; самовыражение, иначе—

свободный выбор ребёнком вида музыкальной деятельности, способа

воплощения своего замысла;

интеллект,

«интеллектуальные

способности»,

«музыкальный

интеллект»--способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку

( Х. Гарднер );

знания

и

навыки (

Л.

Ермолаева—Томина

).

К факторам, способствующим становлению креативности, можно

отнести:

информационный, позволяющий развивать интеллект;

социальный,

обеспечивающий

поддержку

детей

в

процессе

их

творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;

эмоциональный,

обуславливающий

психологический

комфорт

и

безопасность.

Знание и учёт указанных выше показателей креативности и факторов,

которые способствуют развитию творчества, позволяют педагогу

осуществить

функцию

опосредованного

управления

процессом

музыкального

образования

детей.

Опосредованное

управление,

использующее в качестве педагогического средства окружающую

среду,

находится

в

настоящее

время

на

стадии

становления..

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного

приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о

музыкальной среде как о средстве приобщения ребёнка к музыкальной

культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из

компонентов

педагогической

системы

и

представляет

собой

музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе

занятий

и

праздников.

Музыкальные

инструменты,

игрушки,

пособия

можно

выделить

в предметно-развивающую

среду; которая

достаточно

подробно

разработана в дошкольной педагогике. Однако этого недостаточно для

моделирования процесса музыкального образования, направленного на

становление

креативности.

Говоря о музыкальном развитии дошкольников, можно представить

предметно-развивающую

среду

как музыкально-

образовательную, которая состоит из предметного и музыкального

компонентов. Музыкальный

компонент

представлен

аудиомузыкальной информацией, т. е. непосредственно музыкой,

независимо от её источника. Всё остальное, в том числе музыкальные

инструменты

и

средства

извлечения

музыки

(

магнитофон,

радиоприёмник и т. д. ), относится к предметному компоненту. В

музыкально-образовательной среде кроме указанных компонентов

присутствует и социальный, поскольку в любой среде происходят

социальные взаимодействия ребёнка, влияющие на его развитие.

Окружающие ребёнка сверстники и взрослые составляют его среду

обитания,

а

взрослые,

кроме

этого,

являются

организаторами

педагогического

процесса.

С. Л. Новосёлова разработала требования к развивающей предметной

среде, которые обосновываются тем, что способность к творчеству

коренится в интересе ребёнка к предметному миру близких ему людей,

в ориентировке на новизну, в первичном экспериментировании с

игрушками

и

инструментами,

в

любознательности,

интересе,

превышающем своей мотивацией получение утилитарного результата.

Требуется

учитывать

необходимость

развития

ведущей

детской

деятельности; при этом важно руководствоваться таким положением: в

каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и

дошкольного возраста ( предметная, игровая, предпосылки учебной

деятельности ) присутствуют одновременно, но каждая из них

проходит свой путь развития до момента, когда она становится

ведущей.

Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического

развития ( Л. С. Выготский ).

Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной

сферы ребёнка, т. е. содержать как консервативные ( уже известные

ребёнку ) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.

Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять

полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и,

наоборот,

постоянно

используемые

ребёнком

знания

живут

и

обогащаются.

Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения

детей со взрослыми в этой среде. От компетентности взрослого, его

доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит,

станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её

в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе—им обоим

должно

быть

комфортно

в

музыкальной

среде.

При разработке и оценке музыкальной среды следует опираться на

следующие

критерии

её

качества.

1)Качество содержания.

Содержание, разработанное с учётом деятельно-возрастного системного

подхода С. Л. Новосёловой, отражает весь спектр детской музыкальной

деятельности.

Блоки

компонентов

среды

соответствуют

логике

развития

детской

музыкальной деятельности ( восприятие, воспроизведение, творчество ),

каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов

детской

музыкальной

деятельности

( восприятие

музыки—пособия,

помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения,

используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-

игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для

развития музыкально-сенсорного восприятия детей; воспроизведение музыки

—пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их

творческому,

выразительному

исполнению;

пособия,

побуждающие

к

музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки

для игры или танца и т. п.; пособия, побуждающие к игре на детских

музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них,

освоению

игры

на

этих

инструментах,

а

также

к

творческой

импровизации; музыкально-творческая

деятельность—пособия,

побуждающие

к

песенному,

музыкально-игровому,

танцевальному

творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение

этих

задач

обеспечивается

разнообразием

детских

музыкальных

инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных

дидактических

пособий,

разнообразных

аудиовизуальных

средств

( магнитофон ) и набора кассет к ним и других технических средств

(

телевизор,

видеомагнитофон,

DVD-проигрыватель

и

т.

д.

)

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении

музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и

содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять

содержание

среды

по

возрастным

ступеням.

Содержание

должно

обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и

получения из среды необходимой им информации для музыкально-

творческой

деятельности.

В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребёнок,

действуя незнакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной

среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной

деятельности.

Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом

деятельности

детей

определённой

возрастной

группы.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной

деятельности,

мотивацию,

а

затем

и

потребность

в

ней.

2)Качество

структуры.

Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих

трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она

должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально

представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы

условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и

музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развёртывания

музыкальной деятельности одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.

Среда

предполагает

гибкое

комплексирование

и

зонирование,

предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей

мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку

детей.

3)Функциональный

и

эмоциональный

комфорт

детей.

Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего

дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего—иметь

дидактическую

направленность.

Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту

ребёнка.

Пособия

должны

быть

добротными,

эстетически

привлекательными,

простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с

ними.

Мини-центры оформляются в одном в одном стиле, с использованием

материалов

одной

фактуры

и

цветовой

гаммы.

Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей мини-центры и

все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания,

строится

на

следующих

основах:

Психологическая ( учитывая возрастные возможности детей и ведущие виды

деятельности:

в

младенчестве—ориентировочно-исследовательская

деятельность, осуществляемая в условиях общения с взрослыми: в раннем

детстве—предметная, в дошкольном детстве—игровая ). Для обеспечения

подлинно творческого развития детей необходимо единство музыкальной

среды, музыкального репертуара и содержательного общения с взрослыми;

Эстетическая ( учитывая дизайнерские требования к проектированию;

все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка,

эстетически выдержаны ). Эстетика интерьера должна учитывать

традиции детской культуры и быть ориентирована на будущее ребёнка;

Педагогическая (

среда

создаётся

для

предоставления

детям

возможностей

активной

и

разнообразной

музыкально-творческой

деятельности, поэтому она должна функционально моделировать

содержание музыкально-образовательного процесса в содержании

пособий, игр, предметов, модулей и т. п. ) Среда должна быть

системной, т. е. отвечать возрасту и содержанию музыкальной

деятельности детей, целям воспитания и развития ребёнка и уровню

его подготовки.



В раздел образования