Напоминание

Развитие компонентов трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Силяева Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №36
Населённый пункт: город Арзамас
Наименование материала: статья
Тема: Развитие компонентов трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие компонентов трудовой деятельности у детей старшего дошкольного

возраста».

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у

детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных

стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

Согласно ФГОС ДО п.2.6 «Социально-коммуникативное развитие» направлено…на

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

В п. 2.7 указано, что содержание образовательной области может реализоваться в

различных видах деятельности…самообслуживание и элементарный бытовой труд (в

помещении и на улице).

В п. 4.6 Целевые ориентиры. Отмечено, что ребёнок обладает установкой положительного

отношения к миру, к различным видам труда.

Трудовая деятельность представляет особый вид деятельности, связанный с развитием у

детей

умений

и

способностей,

формированием

психологической

готовности

и

ответственного отношения к труду.

Трудовая деятельность способствует: повышению общего развития детей, расширению

интересов

детей,

проявлению

простейших

форм

сотрудничества,

формированию

нравственных качеств: трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное

дело,

чувства

долга.

Также

повседневный

труд способствует жизненному

самоопределению и правильному выбору профессии.

Задачи трудовой деятельности заключаются в:

-Развитии интереса к труду взрослых в детском саду и в семье, представление о

конкретных хозяйственно-бытового труда взрослых,;

-Воспитании бережного отношения к предметам и игрушкам как результат труда

взрослых;

-Приобщении детей к самообслуживанию, способствовать развитию самостоятельности,

уверенности, положительной оценки;

-Содействии профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально

значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Трудовая

деятельность

в

дошкольном

возрасте

является

важнейшим

средством

воспитания, применять которое можно с самого раннего возраста, постепенно усложняя

его содержание. Трудовая деятельность состоит из следующих компонентов - мотив, цель,

трудовые действия, планирование, результат. Их формирование и развитие происходит

при целенаправленном педагогическом воздействии, основанном на соблюдении ряда

принципов.

Компоненты трудовой деятельности:

Цель - это то, к чему надо стремиться. Развитие целевой установки идет от принятия цели

труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями

возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка

(зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядный алгоритм предполагаемого

результата в виде рисунка (уход за комнатными растениями в уголке природы),

посильность его достижения.

При более далекой цели необходимо выделение промежуточных целей: посадить семена,

поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны и т. п.

Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается

в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат,

который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей.

Действия ребенка носят не целенаправленный, процессуальный характер (т.е. ребенку

доставляет удовольствие само действие, а не его результат). Дети овладевают способами

действия по подражанию взрослому. В этой связи необходимо постепенно формировать у

ребенка способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и

результатом.

Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях (например, привести в

порядок одежду для кукол) ставят цель сами. Но также могут осознавать и отдельные

цели, которые ставит и объясняет взрослый.

Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности. Мотивы могут быть

разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в

общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить

пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную

награду за труд. Однако довольно сильны другие мотивы: получить от взрослых

положительную оценку своих действий; самоутвердится; вступить в общение со

взрослым; принести пользу другим.

Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу.

Планирование трудовой деятельности - важный компонент труда, он включает в себя:

-организацию работы

-исполнение

- контроль

-оценку

В старшем дошкольном возрасте дети планируют часто только процесс исполнения и

забывают об организации труда, и намечая только основные этапы, но не способы

исполнения.

Часто не предусматриваются также контроль и оценка собственной работы. Словесное

планирование отстает от практического. Планированию своей деятельности следует

специально учить, при этом проговаривать с ребенком все этапы и способы действий. Это

учит предвидеть результат труда.

По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами

переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает

материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой

последовательности будет делать. Формируется у детей умение планировать

коллективную работу: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе.

Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата

труда ребенка.

Трудовые действия - это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается

результат.

Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Старший дошкольник уже

владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки,

подмести, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без

непосредственного показа, а по словесному объяснению (пользоваться метелкой и

совком). Для эффективного выполнения трудовых действий важно разнообразие орудий

труда. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без

помощи взрослых могут выполнять- это является предпосылками в выборе профессий.

Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей

интерес к труду. В соответствии с ФГОС результат труда каждого ребенка оценивается

как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда

положительная, имеет воспитательную направленность. Организуя трудовую

деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им

обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых

умений и навыков при выборе профессии, воспитанию ответственности,

самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других

людей, настраивая каждого ребенка на успешность.

По данным исследования, проведенного А.Н.Белоус, старший дошкольник называет от 4

до 15 профессий. Они знают орудия труда, необходимые людям многих профессий, могут

описать процесс труда и выделить качества, необходимые людям разных специальностей.

Всего это можно достигнуть с помощью организации презентации , бесед, экскурсий.

В дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к

труду взрослых. У ребенка в данном возрасте закладываются предпосылки будущей

профессиональной деятельности. И одним из эффективных методов в ознакомлении детей

с профессиями взрослых является работа над созданием нерифмованного стихотворения

— синквейна который позволяет активизировать познавательную деятельность и

способствует развитию интереса к трудовым действиям взрослого. Вашему вниманию

представляем синквейн о профессии воспитатель, повар, помощник воспитателя.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего

поколения. При правильном развитии всех компонентов трудовой деятельности у ребенка

закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности. В период

дошкольного детства дети проявляют большой интерес к профессиям взрослых: возникает

желание подражать старшим, дети чувствуют радость и удовлетворение от трудовых

усилий, осознают пользу своих действий, проявляют бережное отношение к труду

взрослых. Все это дает возможность выбрать ребенку свой путь в будущем. Ведь ребенок,

который пришел сегодня в детский сад, - это будущий труженик, активный участник

грандиозных свершений, что происходят в нашей стране.



В раздел образования