Автор: Силяева Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №36
Населённый пункт: город Арзамас
Наименование материала: статья
Тема: Развитие компонентов трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Развитие компонентов трудовой деятельности у детей старшего дошкольного
возраста».
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у
детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных
стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
Согласно ФГОС ДО п.2.6 «Социально-коммуникативное развитие» направлено…на
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
В п. 2.7 указано, что содержание образовательной области может реализоваться в
различных видах деятельности…самообслуживание и элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице).
В п. 4.6 Целевые ориентиры. Отмечено, что ребёнок обладает установкой положительного
отношения к миру, к различным видам труда.
Трудовая деятельность представляет особый вид деятельности, связанный с развитием у
детей
умений
и
способностей,
формированием
психологической
готовности
и
ответственного отношения к труду.
Трудовая деятельность способствует: повышению общего развития детей, расширению
интересов
детей,
проявлению
простейших
форм
сотрудничества,
формированию
нравственных качеств: трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное
дело,
чувства
долга.
Также
повседневный
труд способствует жизненному
самоопределению и правильному выбору профессии.
Задачи трудовой деятельности заключаются в:
-Развитии интереса к труду взрослых в детском саду и в семье, представление о
конкретных хозяйственно-бытового труда взрослых,;
-Воспитании бережного отношения к предметам и игрушкам как результат труда
взрослых;
-Приобщении детей к самообслуживанию, способствовать развитию самостоятельности,
уверенности, положительной оценки;
-Содействии профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Трудовая
деятельность
в
дошкольном
возрасте
является
важнейшим
средством
воспитания, применять которое можно с самого раннего возраста, постепенно усложняя
его содержание. Трудовая деятельность состоит из следующих компонентов - мотив, цель,
трудовые действия, планирование, результат. Их формирование и развитие происходит
при целенаправленном педагогическом воздействии, основанном на соблюдении ряда
принципов.
Компоненты трудовой деятельности:
Цель - это то, к чему надо стремиться. Развитие целевой установки идет от принятия цели
труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями
возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка
(зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядный алгоритм предполагаемого
результата в виде рисунка (уход за комнатными растениями в уголке природы),
посильность его достижения.
При более далекой цели необходимо выделение промежуточных целей: посадить семена,
поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны и т. п.
Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается
в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат,
который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей.
Действия ребенка носят не целенаправленный, процессуальный характер (т.е. ребенку
доставляет удовольствие само действие, а не его результат). Дети овладевают способами
действия по подражанию взрослому. В этой связи необходимо постепенно формировать у
ребенка способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и
результатом.
Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях (например, привести в
порядок одежду для кукол) ставят цель сами. Но также могут осознавать и отдельные
цели, которые ставит и объясняет взрослый.
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности. Мотивы могут быть
разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в
общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить
пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную
награду за труд. Однако довольно сильны другие мотивы: получить от взрослых
положительную оценку своих действий; самоутвердится; вступить в общение со
взрослым; принести пользу другим.
Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу.
Планирование трудовой деятельности - важный компонент труда, он включает в себя:
-организацию работы
-исполнение
- контроль
-оценку
В старшем дошкольном возрасте дети планируют часто только процесс исполнения и
забывают об организации труда, и намечая только основные этапы, но не способы
исполнения.
Часто не предусматриваются также контроль и оценка собственной работы. Словесное
планирование отстает от практического. Планированию своей деятельности следует
специально учить, при этом проговаривать с ребенком все этапы и способы действий. Это
учит предвидеть результат труда.
По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами
переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает
материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой
последовательности будет делать. Формируется у детей умение планировать
коллективную работу: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе.
Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата
труда ребенка.
Трудовые действия - это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается
результат.
Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Старший дошкольник уже
владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки,
подмести, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без
непосредственного показа, а по словесному объяснению (пользоваться метелкой и
совком). Для эффективного выполнения трудовых действий важно разнообразие орудий
труда. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без
помощи взрослых могут выполнять- это является предпосылками в выборе профессий.
Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей
интерес к труду. В соответствии с ФГОС результат труда каждого ребенка оценивается
как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда
положительная, имеет воспитательную направленность. Организуя трудовую
деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им
обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых
умений и навыков при выборе профессии, воспитанию ответственности,
самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других
людей, настраивая каждого ребенка на успешность.
По данным исследования, проведенного А.Н.Белоус, старший дошкольник называет от 4
до 15 профессий. Они знают орудия труда, необходимые людям многих профессий, могут
описать процесс труда и выделить качества, необходимые людям разных специальностей.
Всего это можно достигнуть с помощью организации презентации , бесед, экскурсий.
В дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к
труду взрослых. У ребенка в данном возрасте закладываются предпосылки будущей
профессиональной деятельности. И одним из эффективных методов в ознакомлении детей
с профессиями взрослых является работа над созданием нерифмованного стихотворения
— синквейна который позволяет активизировать познавательную деятельность и
способствует развитию интереса к трудовым действиям взрослого. Вашему вниманию
представляем синквейн о профессии воспитатель, повар, помощник воспитателя.
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего
поколения. При правильном развитии всех компонентов трудовой деятельности у ребенка
закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности. В период
дошкольного детства дети проявляют большой интерес к профессиям взрослых: возникает
желание подражать старшим, дети чувствуют радость и удовлетворение от трудовых
усилий, осознают пользу своих действий, проявляют бережное отношение к труду
взрослых. Все это дает возможность выбрать ребенку свой путь в будущем. Ведь ребенок,
который пришел сегодня в детский сад, - это будущий труженик, активный участник
грандиозных свершений, что происходят в нашей стране.