Автор: Мамедова Джамиля Уружбеговна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ "Белоярская СОШ №1"
Населённый пункт: пгт Белый Яр Сургутский район
Наименование материала: технологическая карта
Тема: Хозяйство Северо-Запада России. 9 класс. География
Раздел: среднее образование
Тема урока: Хозяйство Северо-Запада России. 9 класс. География
390670
Деятельность на уроке
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Цели урока:
Составить общее представление об этапах
экономического развития Северо-Запада России.
Определить отрасли специализации
экономического района и факторы обусловившие
их размещение по территории.
Показать сущность проблем, возникающих при
взаимодействии человека и природы.
Познавательные УУД: делать анализ и отбор
информации, перерабатывать информацию для
получения необходимого результата.
Регулятивные УУД: Выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения цели.
Коммуникативные УУД: умение общаться и
взаимодействовать друг с другом.
Личностные УУД: способствовать развитию
познавательного интереса, творческой
активности.
Тип урока:
комбинированный
Оборудование: учебник И. Алексеев. География
9, карта России, видео урок « Северо – Запад.
Население и хозяйство »телевизор, карты атласа
Ход урока
1.
Организационный момент
Взаимные приветствия учителя и обучающихся;
проверка готовности обучающихся к уроку;
проверка отсутствующих, организация внимания
2.
Актуализация
Какой экономический район России мы
изучаем?
– Северо-Западный.
– Какие территории входят в его состав?
– Ленинградская, Псковская, Новгородская,
Калининградская области и г. Санкт–Петербург.
-Какие ресурсы на территории района?
-Характеристика населения
Беседа
– В каких городах Северо-Запада стала
зарождаться экономика?
– Великий Новгород, Псков.
– Какие причины тому послужили?
– Через территорию проходил торговый путь “Из
варяг в греки”, а города
В.Новгород и Псков входили в Ганзейский
торгово-политический союз Северной Германии,
который осуществлял посредническую торговлю
между Западной, Восточной, и Северной
Европой, в этих городах были конторы Ганзы.
– Основные занятия людей? Ремесло, торговля.
– Какое важное историческое событие в этом
районе происходит в 1703 году?
– На пустом месте царь Пётр 1“прорубает окно в
Европу”, строится Санкт- Петербург.
1.
Мотивация
Как развивалось хозяйство региона?
Определяем тему и цели урока.
IV Приобретение новых знаний
2. Этапы экономического развития района
После присоединения к централизованному
Русскому государству Новгорода и Пскова
города края утратили свою ведущую роль во
внешней торговле, а после основания Санкт-
Петербурга хозяйственная жизнь городов
продолжала приходить в упадок.
В тоже время Санкт-Петербург бурно
развивается, используя своё выгодное
географическое положение, которое усилилось с
созданием воднотранспортных систем,
связывающих его с Волгой, а затем и систем
железных дорог. Первоначально
промышленность Санкт-Петербурга была связана
с созданием судостроительных верфей и
производством для царского двора предметов
роскоши: бархата, шёлка, позументов. Затем из
Москвы сюда были переведены школы
математики и навигации, инженерные и
артиллерийские, Морская академия и Славянская
школа, Славяно-греко-латинская академия. Затем
была создана императорская Академия наук
(1747г.) – теперь Российская академия наук.
Дореволюционная промышленность Санкт-
Петербурга работала в основном на
импортном сырье: английском угле,
американском хлопке, привозном каучуке и
российском, поступающем из других районов
страны. Поэтому промышленность города
привязывалась к морскому побережью. Среди
промышленных предприятий преобладали
государственные или развивающиеся на
государственных заказах.
В XIX и начале XX века, в городе создаются
предприятия по производству разнообразных
судов (особенно военных), паровозов,
артиллерийских орудий, электротехнического
оборудования. Строятся чугунолитейные,
текстильные и кожевенные фабрики.
Быстрое возникновение Санкт-Петербурга “на
пустом месте”
3. Ведущие отрасли хозяйственной
специализации, факторы, определившие их
размещение, проблемы, возникающие при
взаимодействии человека и природы.
Работа с экономической картой: беседа
– Как вы думаете, что же сейчас представляет
собой данный экономический
район, какие отрасли хозяйства здесь развиты?
– Здесь развиваются различные отрасли
промышленности, много центров
машиностроения, химической промышленности,
развита лесная и деревообрабатывающая,
целлюлозно-бумажная промышленность, есть
предприятия лёгкой и пищевой отрасли, на юго-
западе района существуют льнозаводы.
– Выделите отрасли хозяйственной
специализации
, (учебник стр. 85).
– Машиностроение, химическая
промышленность, АПК.
Практическая работа по группам
Задание – 1 группа
Характеристика машиностроения Северо-
Запада России.
Используя различные источники географической
информации:
1.
Текст параграфа 21, стр.92-93.
2.
Экономическую карту Северо-Западного
района России, рис 14, стр. 85 учебника.
3.
Карту атласа “Северо-Западная и
Северная Россия”.
Составьте характеристику машиностроения
Северо-Западного района по плану:
1.Назовите отраслевой состав машиностроения
(Машиностроение и металлообработка,
2 Назовите и покажите центры машиностроения
и продукцию, которую они выпускают.
(С.Петербург, В.Новгород, Псков, В.Луки,
Выборг, Калининград).
-Энергетическое оборудование для разных типов
электростанций – “Ижорский завод”,
объединение “Электросила”, “Кировский завод”,
“Металлический завод”
– Судостроительные предприятия: военные суда,
танкеры, сухогрузы, рыболовецкие траулеры.
– Оптико-механическое объединение “Ломо”:
фотоаппараты, телескопы, оптические приборы
для подводных лодок, танков.
-Объединение “Светлана”: электронное
оборудование.
– г. Выборг: плавучие платформы для добычи
нефти и газа на шельфе.
3 Как вы думаете, возникают ли какие-то
проблемы в связи деятельностью данной отрасли
в этом районе России?
Задание - 2 группа
Характеристика химической
промышленности Северо-Запада России.
Используя различные источники географической
информации:
1. Текст параграфа 21, стр. 93.
2. Экономическую карту Северо-Западного
района России, рис 14, стр. 85 учебника.
3. Карту атласа “Северо-Западная и Северная
Россия”.
Составьте характеристику химической
промышленности Северо-Западного района по
плану:
1.Назовите отраслевой состав химической
промышленности района(Химическая,
нефтеперерабатывающая, производство
минеральных удобрений).
2.Какие из перечисленных факторов определили
данную специализацию?
а) потребительский; в) обеспеченность сырьём,
водой, дешёвой электроэнергией;
б) сырьевой; г) экологический (обоснуйте своё
решение).
3.Назовите и покажите центры и продукцию,
которую они выпускают.
(С.Петербург, Н.Новгород, Бокситогорск,
Волхов, Кингисепп, Сланцы).
– Изделия из резины, шины, обувь– “Красный
треугольник”.
– Разнообразные удобрения.
– Бензин, дизельное топливо, смазочные масла–
Кириши (нефтепровод).
4.Как вы думаете, возникают ли какие то
проблемы в связи деятельностью данной отрасли
в этом районе России? Какие?
Физминутка
Задание - 3 группа
Характеристика АПК (сельского хозяйства)
Северо-Западного района России.
Используя различные источники географической
информации:
1.
Текст параграфа 21, стр. 94.
2.
Экономическую карту Северо-Западного
района России, рис 14, стр. 85 учебника.
3.
Карту атласа “Северо-Западная и
Северная Россия”.
4.
Физическую и климатическую карту в
атласе 8-9 класс.
Подготовьте характеристику сельского
хозяйства Северо-Западного района по плану:
1.
Каковы природные предпосылки для
развития сельского хозяйства: характер
рельефа, особенности
климата? (Равнинный рельеф – Русская
равнина, умеренно-континентальный
климат, с умеренно холодной зимой и
нежарким летом, достаточное, даже
избыточное увлажнение – дают хорошие
предпосылки для развития АПК.
Проблемы возникают при обработке
почвы – территория подвергалась
оледенению, избыточное увлажнение
территории).
2.
Состав отрасли: растениеводство,
животноводство. ( Льноводство, зерновое
хозяйство – выращивание ржи,
овощеводство, картофелеводство.
Молочное животноводство,
свиноводство, птицеводство,
пригородное хозяйство).
3.
Особенности размещения. ( северо-запад
района – овощеводческий с молочным
животноводством и свиноводством, юго-
восток и Калининградская область – льно
– животноводческий, с
картофелеводством).
4.
Центры пищевой ( Невель, Остров,
Псков, С.Петербург, Калининград –
маслосыродельная, рыбная), и лёгкой
промышленности ( Опочка, Псков,
Невель, Остров, Старая Русса – лёгкая и
льняная )и их продукция.
5.
Как вы думаете, возникают ли какие то
проблемы в связи деятельностью данной
отрасли в этом районе
России? ( Заболоченность почв,
необходимы мелиоративные работы –
последствия ледника, в связи с
интенсивной с/х деятельностью
наблюдается истощение почв).
V Закрепление
Что значит Северо-Западный экономический
район для России сейчас?
– Как вы оцениваете его экономическое
развитие?
– Существуют ли проблемы в районе?
VI. Рефлексия.
- Где могут пригодиться знания, полученные на
уроке?
-Какое значение лично для тебя имеют знания,
полученные сегодня?
-Какие вопросы у вас вызвали затруднение?
-Довольны ли вы результатами своей работы?
VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание. .
Прочитать § 22, на к/к обозначить
промышленные центры. Ответить на вопросы 1-5
на стр.95