Напоминание

Хозяйство Северо-Запада России. 9 класс. География


Автор: Мамедова Джамиля Уружбеговна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ "Белоярская СОШ №1"
Населённый пункт: пгт Белый Яр Сургутский район
Наименование материала: технологическая карта
Тема: Хозяйство Северо-Запада России. 9 класс. География
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: Хозяйство Северо-Запада России. 9 класс. География

390670

Деятельность на уроке

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Цели урока:

Составить общее представление об этапах

экономического развития Северо-Запада России.

Определить отрасли специализации

экономического района и факторы обусловившие

их размещение по территории.

Показать сущность проблем, возникающих при

взаимодействии человека и природы.

Познавательные УУД: делать анализ и отбор

информации, перерабатывать информацию для

получения необходимого результата.

Регулятивные УУД: Выдвигать версии решения

проблемы, осознавать конечный результат,

выбирать из предложенных и искать

самостоятельно средства достижения цели.

Коммуникативные УУД: умение общаться и

взаимодействовать друг с другом.

Личностные УУД: способствовать развитию

познавательного интереса, творческой

активности.

Тип урока:

комбинированный

Оборудование: учебник И. Алексеев. География

9, карта России, видео урок « Северо – Запад.

Население и хозяйство »телевизор, карты атласа

Ход урока

1.

Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и обучающихся;

проверка готовности обучающихся к уроку;

проверка отсутствующих, организация внимания

2.

Актуализация

Какой экономический район России мы

изучаем?

– Северо-Западный.

– Какие территории входят в его состав?

– Ленинградская, Псковская, Новгородская,

Калининградская области и г. Санкт–Петербург.

-Какие ресурсы на территории района?

-Характеристика населения

Беседа

– В каких городах Северо-Запада стала

зарождаться экономика?

– Великий Новгород, Псков.

– Какие причины тому послужили?

– Через территорию проходил торговый путь “Из

варяг в греки”, а города

В.Новгород и Псков входили в Ганзейский

торгово-политический союз Северной Германии,

который осуществлял посредническую торговлю

между Западной, Восточной, и Северной

Европой, в этих городах были конторы Ганзы.

– Основные занятия людей? Ремесло, торговля.

– Какое важное историческое событие в этом

районе происходит в 1703 году?

– На пустом месте царь Пётр 1“прорубает окно в

Европу”, строится Санкт- Петербург.

1.

Мотивация

Как развивалось хозяйство региона?

Определяем тему и цели урока.

IV Приобретение новых знаний

2. Этапы экономического развития района

После присоединения к централизованному

Русскому государству Новгорода и Пскова

города края утратили свою ведущую роль во

внешней торговле, а после основания Санкт-

Петербурга хозяйственная жизнь городов

продолжала приходить в упадок.

В тоже время Санкт-Петербург бурно

развивается, используя своё выгодное

географическое положение, которое усилилось с

созданием воднотранспортных систем,

связывающих его с Волгой, а затем и систем

железных дорог. Первоначально

промышленность Санкт-Петербурга была связана

с созданием судостроительных верфей и

производством для царского двора предметов

роскоши: бархата, шёлка, позументов. Затем из

Москвы сюда были переведены школы

математики и навигации, инженерные и

артиллерийские, Морская академия и Славянская

школа, Славяно-греко-латинская академия. Затем

была создана императорская Академия наук

(1747г.) – теперь Российская академия наук.

Дореволюционная промышленность Санкт-

Петербурга работала в основном на

импортном сырье: английском угле,

американском хлопке, привозном каучуке и

российском, поступающем из других районов

страны. Поэтому промышленность города

привязывалась к морскому побережью. Среди

промышленных предприятий преобладали

государственные или развивающиеся на

государственных заказах.

В XIX и начале XX века, в городе создаются

предприятия по производству разнообразных

судов (особенно военных), паровозов,

артиллерийских орудий, электротехнического

оборудования. Строятся чугунолитейные,

текстильные и кожевенные фабрики.

Быстрое возникновение Санкт-Петербурга “на

пустом месте”

3. Ведущие отрасли хозяйственной

специализации, факторы, определившие их

размещение, проблемы, возникающие при

взаимодействии человека и природы.

Работа с экономической картой: беседа

– Как вы думаете, что же сейчас представляет

собой данный экономический

район, какие отрасли хозяйства здесь развиты?

– Здесь развиваются различные отрасли

промышленности, много центров

машиностроения, химической промышленности,

развита лесная и деревообрабатывающая,

целлюлозно-бумажная промышленность, есть

предприятия лёгкой и пищевой отрасли, на юго-

западе района существуют льнозаводы.

Выделите отрасли хозяйственной

специализации

, (учебник стр. 85).

– Машиностроение, химическая

промышленность, АПК.

Практическая работа по группам

Задание – 1 группа

Характеристика машиностроения Северо-

Запада России.

Используя различные источники географической

информации:

1.

Текст параграфа 21, стр.92-93.

2.

Экономическую карту Северо-Западного

района России, рис 14, стр. 85 учебника.

3.

Карту атласа “Северо-Западная и

Северная Россия”.

Составьте характеристику машиностроения

Северо-Западного района по плану:

1.Назовите отраслевой состав машиностроения

(Машиностроение и металлообработка,

2 Назовите и покажите центры машиностроения

и продукцию, которую они выпускают.

(С.Петербург, В.Новгород, Псков, В.Луки,

Выборг, Калининград).

-Энергетическое оборудование для разных типов

электростанций – “Ижорский завод”,

объединение “Электросила”, “Кировский завод”,

“Металлический завод”

– Судостроительные предприятия: военные суда,

танкеры, сухогрузы, рыболовецкие траулеры.

– Оптико-механическое объединение “Ломо”:

фотоаппараты, телескопы, оптические приборы

для подводных лодок, танков.

-Объединение “Светлана”: электронное

оборудование.

– г. Выборг: плавучие платформы для добычи

нефти и газа на шельфе.

3 Как вы думаете, возникают ли какие-то

проблемы в связи деятельностью данной отрасли

в этом районе России?

Задание - 2 группа

Характеристика химической

промышленности Северо-Запада России.

Используя различные источники географической

информации:

1. Текст параграфа 21, стр. 93.

2. Экономическую карту Северо-Западного

района России, рис 14, стр. 85 учебника.

3. Карту атласа “Северо-Западная и Северная

Россия”.

Составьте характеристику химической

промышленности Северо-Западного района по

плану:

1.Назовите отраслевой состав химической

промышленности района(Химическая,

нефтеперерабатывающая, производство

минеральных удобрений).

2.Какие из перечисленных факторов определили

данную специализацию?

а) потребительский; в) обеспеченность сырьём,

водой, дешёвой электроэнергией;

б) сырьевой; г) экологический (обоснуйте своё

решение).

3.Назовите и покажите центры и продукцию,

которую они выпускают.

(С.Петербург, Н.Новгород, Бокситогорск,

Волхов, Кингисепп, Сланцы).

– Изделия из резины, шины, обувь– “Красный

треугольник”.

– Разнообразные удобрения.

– Бензин, дизельное топливо, смазочные масла–

Кириши (нефтепровод).

4.Как вы думаете, возникают ли какие то

проблемы в связи деятельностью данной отрасли

в этом районе России? Какие?

Физминутка

Задание - 3 группа

Характеристика АПК (сельского хозяйства)

Северо-Западного района России.

Используя различные источники географической

информации:

1.

Текст параграфа 21, стр. 94.

2.

Экономическую карту Северо-Западного

района России, рис 14, стр. 85 учебника.

3.

Карту атласа “Северо-Западная и

Северная Россия”.

4.

Физическую и климатическую карту в

атласе 8-9 класс.

Подготовьте характеристику сельского

хозяйства Северо-Западного района по плану:

1.

Каковы природные предпосылки для

развития сельского хозяйства: характер

рельефа, особенности

климата? (Равнинный рельеф – Русская

равнина, умеренно-континентальный

климат, с умеренно холодной зимой и

нежарким летом, достаточное, даже

избыточное увлажнение – дают хорошие

предпосылки для развития АПК.

Проблемы возникают при обработке

почвы – территория подвергалась

оледенению, избыточное увлажнение

территории).

2.

Состав отрасли: растениеводство,

животноводство. ( Льноводство, зерновое

хозяйство – выращивание ржи,

овощеводство, картофелеводство.

Молочное животноводство,

свиноводство, птицеводство,

пригородное хозяйство).

3.

Особенности размещения. ( северо-запад

района – овощеводческий с молочным

животноводством и свиноводством, юго-

восток и Калининградская область – льно

– животноводческий, с

картофелеводством).

4.

Центры пищевой ( Невель, Остров,

Псков, С.Петербург, Калининград –

маслосыродельная, рыбная), и лёгкой

промышленности ( Опочка, Псков,

Невель, Остров, Старая Русса – лёгкая и

льняная )и их продукция.

5.

Как вы думаете, возникают ли какие то

проблемы в связи деятельностью данной

отрасли в этом районе

России? ( Заболоченность почв,

необходимы мелиоративные работы –

последствия ледника, в связи с

интенсивной с/х деятельностью

наблюдается истощение почв).

V Закрепление

Что значит Северо-Западный экономический

район для России сейчас?

– Как вы оцениваете его экономическое

развитие?

– Существуют ли проблемы в районе?

VI. Рефлексия.

- Где могут пригодиться знания, полученные на

уроке?

-Какое значение лично для тебя имеют знания,

полученные сегодня?

-Какие вопросы у вас вызвали затруднение?

-Довольны ли вы результатами своей работы?

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание. .

Прочитать § 22, на к/к обозначить

промышленные центры. Ответить на вопросы 1-5

на стр.95



В раздел образования