Автор: Торопчинова Элла Викторовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ Белоярская СОШ 1
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, СУРГУТСКИЙ РАЙОН, БЕЛЫЙ ЯР
Наименование материала: План урока
Тема: "Великие реформы 1860-1870 гг"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Класс
9 класс
(УМК)
-
Н.А. Арсентьев, А.А. Данилов, А. А. Левандовский, А.Я. Токарева, под редакцией А.В.Торкунова. Учебник по
истории России
для общеобразовательных организаций в двух частях. 9 класс. Ч.1.Издательство
«Просвещение», 2016 г.
-
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А. В. Лукутин, М.И. Макарова. Рабочая тетрадь по истории России для
общеобразовательных организаций в двух частях.9 класс. Ч.1. Издательство « Просвещение», 2017 г.
- И.Е. Барыкина. Поурочные пособия для учителей общеобразовательных организаций по истории России. 9
класс. Издательство « Просвещение», 2015 г.
Тема урока
Реформы 1860-1870- ых гг.: социальная и правовая модернизация.
Тип урока
Урок изучения нового материала
Планируемые
результаты:
Личностные:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира.
Метапредметные:
- регулятивные
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
- познавательные
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы;
- коммуникативные
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе:
Предметные:
Сформировать открытое представление о принятии реформ в 1860-1870 ые гг.
Цель:
Осмысление обучающимися значимости преобразований государственного деятеля Александра II для страны,
умение раскрывать причинно - следственные связи внутренней политики реформатора
Технология
Технология проблемного обучения.
Этап урока
Планируемые
результаты
Действия учителя
Действия обучающихся
Результат
Организационный
момент
Готовность
обучающихся к
уроку.
Приветствие
учителя:
«Здравствуйте,
ребята! Рада вас видеть. Садитесь».
Визуальная
проверка
готовности
к
уроку.
Попросить учеников убрать лишние
предметы.
Учитель
отмечает
отсутствующих.
Приветствуют
учителя
стоя,
занимают
рабочие
места
и
убирают лишние предметы с
парты.
Объявляют
учителю
имена
отсутствующих
учеников.
Полная готовность
обучающихся
к
уроку.
Вызов
Пробуждение
интереса к теме
урока, желание
изучать
предложенную
тему
Учитель
в
начале
урока
задает
обучающимся проблемный вопрос по
теме урока: « Являются ли великие
реформы 1860-1870 –ых гг. частью
модернизации России? ».
Учитель
спрашивает
у
учеников
некоторые понятия связанные с темой.
- Ребята, скажите, пожалуйста, как вы
понимаете
термин
реформа
и
модернизация.
Дайте
объяснение
данным терминам.
- Совершенно верно. Из предыдущих
уроков
мы
уже
знаем,
что
необходимость в коренных изменениях
давно назрела, России нужны были
реформы для перехода на новый этап
исторического развития.
-
Запишите
определение
вашего
термина в тетрадь.
Обучающиеся слушают вопрос,
который задает учитель.
Обучающиеся отвечают устно
на
поставленный
вопрос.
Предположительные
ответы
обучающихся :
-Модернизация – это переход
от традиционного общества к
индустриальному
путем
реформ.
- Модернизация - это процесс
изменения
каких-либо
объектов,
придание
им
современных свойств, которые
соответствуют
требованиям
времени.
- Реформа - коренной перелом
устоявшихся
процессов,
традиций.
-
Реформа
–
политические
изменения в государственном
устройстве,
произведенные
верховной
властью
без
нарушения
основ
существующего
государственного строя .
Обучающиеся
знают и понимают
такие понятия как:
модернизация,
реформа.
Ввод новой
информации
Объявление
ученикам темы
урока.
Учитель
объявляет
тему
урока
«Реформы
1860-1870-
ых
гг
:
социальная и правовая модернизация».
Учитель записывает тему урока на
доске.
Дети записывают тему урока в
тетрадь.
Тема
принята
учениками
для
осмысления
и
записана в тетрадь
Результат -
изученный план
темы урока.
План урока:
1.
Земская реформа.
2.
Городская реформа.
3.
Судебная реформа.
4.
Военная реформа.
5.
Реформы в области образования.
Дети записывают план урока в
тетрадь.
План урока принят
учениками
для
осмысления.
- Ребята, для начала разберемся с
предпосылками возникновения реформ.
- В первую очередь это необходимость
провести
изменения,
которые
были
вызваны изменениями в социальном и
политической сфере жизни общества.
- В стране зарождается новый класс-
буржуазия , которая так сказать была
лишена политических слов и нужно
было как – то с этим бороться.
-
Вспомним
также,
что
помимо
буржуазии, своих политических прав
были лишены дворяне и крестьяне,
которые после реформы 1861
года
тоже выходят на историческую арену.
- Также мы помним про техническую,
экономическую и военную отсталость
государства,
которая
была
показана
нашим поражением в Крымской войне.
- Начнем с самых известных реформ
самоуправления.
- В 1864 в России была проведена
земская реформа, которую готовил Н.
Милютин.
- Были созданы новые органы власти
Земские
собрания.
Население
было
поделено на 3 категории ( курии ) –
дворяне,
горожане
и
крестьяне.
В
каждой курии выбирались депутаты так
называемые
–
гласные.
Земские
собрания занимались хозяйственными
вопросами,
это
проблемы
дорог,
образования, и тд.
- В 1870 г. была проведена городская
реформа.
В
городах
были
созданы
городские думы ( 3 курии ) по принципу
Обучающиеся
слушают
рассказ учителя, записывают
в тетрадь.
Получение новой
информации.
Осмысление
Рефлексия
Самостоятельная
работа учеников с
текстом учебного
пособия.
Проверка уровня
усвоения образо-
вательного ре-
зультата,
подведение ито-
гов. Оценивание
работы учеников
на уроке.
состоятельности
населения
–
самые
богатые, среднее имущество, бедные из
избирателей.
Принцип, при котором
избиратель мог обладать определенным
имущественным цензом.
Городская
дума занималась тем же самым что и
земства (школы, больницы, дороги).
- Вывод : необходимо сказать , данные
реформы самоуправления привели
к
тому, что в стране на низовом уровне
зарождаются выборные органы власти.
Население может принимать участие в
управлении своими городами, уездами
и губерниями. Кроме этого реформы
были
не
последовательны
и
ограничены,
за
земствами
следил
губернатор.
Земские
собрания
были
созданы не во всех регионах страны
( например, в Сибири).
-
Для
самостоятельного
изучения
предлагаю
вам
ознакомиться
с
параграфом 17 п. 3-5 и поработать в
рабочей тетради
на стр. 87- 89
с
заданиями
3,
4,8.
На
выполнение
заданий дается 15 мин. Затем учитель
предупреждает, что в конце урока будет
устный опрос по пройденной теме.
- Необходимо вернуться к началу
нашего
урока
и
ответить
на
поставленный ранее нами
вопрос:
«Являются ли великие реформы 1860-
1870 –ых гг. частью модернизации
России?».
- Необходимо аргументировать ваш
ответ.
Обучающиеся приступают
к прочтению данного
параграфа и начинают
выполнять задания в
рабочей тетради.
Обучающиеся отвечают на
поставленный в начале
урока вопрос, приводя
аргументы с основными
положениями реформ
Александра II.
Характеризуют результаты
важнейших событий в
Обучающимися
выполнены
требования
учителя.
Проверен уровень
усвоения
образовательного
результата.
Подведены итоги
уроки.
Обучающиеся
оценены за работу
Разбор домашнего
задания
Стимулировать
учеников к вы-
полнению домаш-
него задания и
переводу инфор-
мации в знания.
Стимулировать
учеников к вы-
полнению домаш-
него задания и
переводу инфор-
мации в знания.
Учитель спрашивает у детей, какие воз-
никли трудности на уроке. Выслушива-
ет ответы учеников, помогает опреде-
лить причины затруднений.
-Предлагаю вам в качестве домашнего
задания
повторить
пройденный
материал,
прочитав
§
17.
Для
закрепления
материала
учитель
предлагает
выполнить
задания
в
рабочей тетради стр. 87-89 Задание
1,2, 5, 6, 7.
данный период времени.
Ученики говорят свои трудно-
сти на уроке. Ученики соглаша-
ются
и принимают критерии
проставленной отметки.
Ученики записывают домашнее
задание в дневник. Задают ин-
тересующие их вопросы, касаю-
щиеся домашнего задания.
и активность на
уроке.
Выявление причин
затруднений обуча-
ющихся на уроке.
Проведена
проверка усвоения
нового материала
урока. Работа
учеников на уроке
оценена учителем
Полное понимание
выполнения до-
машнего задания.