Автор: Мозякова Алевтина Георгиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Егоркинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д. Егоркино
Наименование материала: Урок -практикум
Тема: "Вводные слова и знаки препинания"
Раздел: среднее образование
Урок-практикум «Вводные слова и знаки препинания при них»
8 класс
Методический комментарий
Данный урок – повторительно-обобщающий, который направлен на
систематизацию и обобщение изученного материала, на развитие у учащихся умений
структурировать, сравнивать, сопоставлять изученные языковые явления, обобщать и
делать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные:
закреплять умения оформлять при письме синтаксические конструкции c
вводными словами;
формировать умения интонационно правильно произносить.
Метапредметные:
пользоваться в речи синонимичными вводными словами;
употреблять их как средство связи предложений.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока.
Организационный момент.
Послушайте сказку (№1)
Проснулись как-то члены предложения в своем уютном домике и видят: стоит у
стены группа незнакомцев.
-Кто вы? Откуда? – подбежали к пришельцам обитатели домика.
-Мы такие же слова, как и вы, - ответил один из незнакомцев. – Нас привели сюда и
оставили.
-Нет, вы не такие же, как мы, - важно сказало подлежащее. – Вот я, например, здесь
главное: обо мне говорится в предложении.
-Я тоже главное,- присоединилось к нему сказуемое,- я говорю о том, что делает
подлежащее.
-И мы все в предложении связаны: зависим от главных членов или друг от друга,-
загалдели второстепенные члены.
-А от каких членов предложения зависите вы, на какие вопросы отвечаете?- строго
спросили гостей подлежащее со сказуемым.
-Мы ни от чего не зависим,- растерянно ответили пришельцы.
-Тогда вам не место у нас в предложении!- воскликнули главные и второстепенные
члены.
-Подождите, пожалуйста,- попросили чужаки,- не выгоняйте нас. Мы все-таки
приносим какую-то пользу.
1
-Например, я указываю на связь мыслей в высказывании,- проговорило слово
например.
-А при нашей помощи говорящий выражает уверенность или неуверенность в том,
о чем он сообщает,- заметили слова конечно, безусловно, возможно, вероятно.
-Ну а мы указываем на источник сообщения,- произнесли слова говорят, по-
моему, по…мнению.
-А мы, видите ли, привлекаем внимание собеседника к сообщаемому,- сказали
слова видите ли, согласитесь, пойми.
-А мы, а мы…- заторопились слова к счастью, к сожалению, странное дело.
-Довольно,- остановило их слово итак.- Надеюсь, вы убедились в том, что мы
небесполезны в предложении?- спросило оно у хозяев.
-Разумеется,- откликнулись члены предложения,- мы поняли, что вы выражаете
отношение говорящего к тому, о чем он говорит. Без сомнения, вы имеете право
оставаться с нами. Но вас нужно как-то назвать и вставить в определенные рамки. Давайте
назовем вас вводными словами,
а на письме будем выделять с двух сторон запятыми, чтобы было видно, что вы
введены, вставлены в предложение.
-Значит, договорились!- радостно воскликнули вводные слова.- Мы занимаем свое
законное место в предложении и будем помогать собеседникам точнее выражать свои
мысли.
Ребята, вы выслушали сказку, скажите, пожалуйста, о чем мы будем сегодня
говорить на уроке? (О вводных словах).
Исходя из темы, сформулируйте, пожалуйста, цель урока.
Цели:
Закрепить знания о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки
препинания при них), развивать навыки правильного оформления своей речи, используя
вводные слова.
Ребята, откройте, пожалуйста, тетради, запишите дату и тему урока.
Урок –практикум «Вводные слова и знаки препинания при них»
Работа по эпиграфу к уроку.
Восточная мудрость гласит: “Приобретать знания - храбрость, приумножать
их - мудрость, а умело применять - великое искусство”.
Обсуждение смысла эпиграфа.
Кейс №1.
Вводные слова
1.Какие слова называются вводными?
2. Назовите группы вводных слов?
3. Каким членом предложения являются вводные слова?
4. Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
2
Кейс №2
Степень достоверности сообщения.
ЗНАЧЕНИЕ
ВВОДНЫЕ СЛОВА
Уверенность
Конечно, само собой разумеется, разумеется,
бесспорно, без сомнения, несомненно, правда, в самом
деле, по сути, безусловно, действительно и т.п.
Неуверенность
Кажется, вероятно, очевидно, возможно, может быть,
по-видимому, наверное, по всей вероятности, должно
быть, казалось бы, видимо, надо полагать, думаю,
надеюсь и т.п.
Задание. Подчеркните в каждом предложении вводные слова, скажите, из какого
произведения взяты строки, кто автор?
1. Разумеется, при первом удобном случае я принялся за прерванное объяснение, и
Марья Ивановна выслушала меня терпеливее.
2. Вероятно, слух о твоих дружеских путешествиях с Пугачевым как-нибудь да
дошел до правительства.
3. Кричит Осёл: «Мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем».
4. Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…
Кейс №3
Различные чувства:
ЗНАЧЕНИЕ
ВВОДНЫЕ СЛОВА
Радость
К счастью, к радости, на радость, на счастье
Удивление
К удивлению, к изумлению, удивительное дело,
странное дело
Сожаление
К несчастью, по несчастью, к огорчению, к досаде, к
прискорбию, к сожалению
Страх
К ужасу, на беду, чего доброго, не ровен час
3
Стыд
К стыду, нечего греха таить
Задание
Используя вводные слова данной группы, составьте текст в жанре письма к своему
другу 1 команда на тему «Школьная жизнь», 2 команда – «В походе».
Кейс №4
Источник сообщения
ЗНАЧЕНИЕ
ВВОДНЫЕ СЛОВА
Источник
сообщения
С моей точки зрения, по словам, по мнению, по-моему, как
говорят, сообщают, передают, по сведениям, на мой взгляд,
по слухам, по преданию, помнится, думаю, слышно, дескать,
мол, по наблюдению и т.п.
Задание
4
Вся наша страна отмечает 75-летие Великой Победы. В связи с этим, я вас попрошу
описать картину, используя вводные слова данной группы.
5
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Кейс №5
Обращение к собеседнику
ЗНАЧЕНИЕ
ВВОДНЫЕ СЛОВА
Обращение к
собеседнику
Позвольте, помилуйте, поймите, послушайте, согласитесь,
понимаете, знаете, видите ли, вообразите, помните, извините,
простите, пожалуйста, будьте добры, спасибо, будьте любезны.
Пěлтерěшě
Кÿртěм сăмахсем
Укěтлени,
йăлăнни,ыйтни,
тепěр çынна итлеме
чěнни
Тепěр енчен, малалла, çапла вара, тархасшăн, пěлетěн-и,
пěлетěр-и, ас тăватăр-и, пăхăр-ха, чи кирли, пěрремěшěнчен,
ваттисем калашле, тепěр тесен…
Задание
В этом году Чувашская Республика отмечает 100-летие Чувашской автономии.
Используя вводные слова на чувашском языке, расскажите об И.Я. Яковлеве -1 команда,
об А.Г. Николаеве – 2 команда.
Кейс №6
Оформление мысли
ЗНАЧЕНИЕ
ВВОДНЫЕ СЛОВА
Связь мыслей,
порядок, способ
оформления
мыслей.
Например, во-первых, во-вторых, наконец, далее, наоборот,
однако, значит, итак, следовательно, в общем, другими словами,
кстати, проще говоря и т.д.
Задание.
Перечислите, какие достопримечательности есть в нашем районе, каких известных
людей знаете и т.д.
Дорогие ребята, мы с вами не можем обойти столь важное событие для нашего
района. Это 85-летие Шумерлинского района. В связи с этим, будьте так любезны,
выполните следующее задание.
6
Сказка (№2)
Однажды вышло вводное слово казалось в сад на прогулку. И запятые при нем:
оно носило их, как варежки, на резиночках, пропущенных в рукава. Вдруг видит:
навстречу ему идет его брат-близнец, тоже слово казалось, только без запятых.
Вводное слово подбежало к брату и с тревогой воскликнуло:
-Братец, ты забыл свои запятые, сейчас же вернись и возьми их, а то тебя могут
выставить из нашего дома. Мы же должны подчиняться правилам, иметь с двух сторон
запятые.
-А я не вводное слово,- спокойно сказал брат-близнец,- и не должен выделяться
запятыми. Я являюсь членом предложения.
Вот, оказывается, как бывает: одно и то же слово в разных высказываниях может
употребляться то как вводное (то есть не член предложения), то как член предложения.
Чтобы решить, что перед вами, необходимо прочитать все предложение, понять роль
интересующего вас слова и только потом ставить или не ставить знаки препинания.
Кейс № 7
Из каждой команды по одному участнику выходят к доске и делают разбор
предложения по членам.
1. После уроков может быть будет выступление агитбригады.
2. Мой брат может быть отличным пилотом.
1) Задание 1. Цифровой диктант
Найти предложения, где неверно поставлены знаки препинания. Выписать номера тех
предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка. Каждая команда называет
номер предложения, в котором нужно объяснить постановку знаков препинаний.
1.К счастью, невозможно привыкнуть.
2.Вот, наконец, и материнский дом, колючий садик, крыша с петушком.
3.Приближение весны, кажется, чудом.
4.Мне, просто, не о чем спорить с вами!
5.Тебе я знаю, не понять мою тоску, мою печаль.
Проверка результатов. Слайды
1,3,4, 5 предложения.
Почему?
Ответы:
7
1.К счастью невозможно привыкнуть.
2. Вот, наконец, и материнский дом, колючий садик, крыша с петушком.
3.Приближение весны кажется чудом.
4.Мне просто не о чем спорить с вами!
5. Тебе, я знаю, не понять мою тоску, мою печаль.
Задание: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя
материал для справок.
Чем хорош автомобиль? ___________, в нем удобно ездить.
_____________,он быстро передвигается. ____________, автомобили бывают
разные: грузовые, легковые, пожарные.
Все это, , хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от
мощного самосвала – не прокашляешься.
Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может
попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.
_______________, без автомобилей уже не обойтись, а ____________, – кроме
пользы, немало от них и вреда.
______________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые
средства транспорта.
Слова для справок: значит, во-первых, с одной стороны, в-третьих, с другой,
конечно, во-вторых
Итоги. Оценки за урок.
1.
Что на уроке было главным?
2.
Добились ли мы поставленных целей?
3.
Имеются ли у вас вопросы по данной теме?
4.
Что было интересным?
5.
Чему научились?
6.
Что нового ты узнал на уроке?
7.
Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на
уроке)?
8.
Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
9.
Где ты применишь полученные знания?
10. В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
11. С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?
12. За что бы ты себя похвалил на уроке?
13. Что тебе понравилось на уроке больше всего?
8
Домашнее задание.
Расставьте знаки препинания
К сожалению я не могу сказать точно когда впервые узнала о правилах постановки
знаков препинания при вводных словах. Я кажется всегда знала что это один из самых
трудных разделов пунктуации но правда даже не подозревала что это настолько трудно.
Запомнить что при вводных словах ставятся запятые с двух сторон казалось не очень
трудным однако между прочим обнаружилось что существует ряд особенностей, которые
в свою очередь надо специально запоминать.
Во-первых оказалось что список вводных слов удивительно огромен и существуют
целые группы вводных слов. Прежде всего надо было запомнить эти группы а потом
научиться
классифицировать
собственно
вводные
слова.
Именно
в
процессе
классификации происходят первые а главное неприятные ошибки. Многие склонны либо
запоминать не все слова а лишь самые легкие либо наоборот сильно увеличивать для себя
эти списки.
Во-вторых к моему изумлению выяснилось что бывают слова которые могут быть
как вводными так и нет. В тексте учебника я обнаружила множество уточнений а главное
специальных примечаний на что раньше между прочим внимания не обращала. Для
овладения этим разделом правила кстати я просто составила ряд предложений в которых
использовала указанные в справочниках слова например "наконец", "собственно",
"значит". Это была очень веселая работа а значит полезная. Я и теперь не помню всех
примеров Розенталя однако прекрасно вспоминаю свои собственные главным образом
смешные.
В-третьих мелким шрифтом были перечислены не меньше чем 20 слов не
являющихся вводными среди которых в свою очередь я нашла 15 которые всегда
обособляла на письме. Вооружившись листами бумаги я естественно переписала эти слова
крупным шрифтом в количестве 10 экземпляров и развесила на самых посещаемых точках
9
квартиры в частности на зеркалах. Теперь даже рассматривая себя в зеркале я буду
повторять правила русского языка. Не один а наверное пять раз в день я вынуждена была
проглядывать свои записки и наконец запомнила и текст правил и сами вводные слова
назубок.
Таким образом теперь я могу считаться настоящим экспертом в области вводных
слов. Это с одной стороны приятно а с другой мне стало намного сложнее. Ведь в наших
газетах сплошь и рядом попадаются безграмотные статьи, читать которые конечно
интересно но безусловно неприятно. Многим журналистам в самом деле кажется что
правила русского языка установлены только для сдачи экзаменов при поступлении на
факультет журналистики МГУ поэтому после поступления они перестают их повторять
что в конечном счете приводит к появлению статей нарушающих по-моему права каждого
образованного человека в стране.
Памятка
Запомни: это тебе пригодится на экзамене!
1.Вводные конструкции грамматически не связаны с предложением, поэтому их
легко можно «изъять» оттуда, не причинив вреда смыслу.
Сравни:
1.
Неподалёку в пыли купались дворовые собаки, жители дома не прогоняли их и (3)
напротив (4) даже не без удовольствия наблюдали эту картину.
2.
Огромный пустырь простирался почти (1) напротив (2) дома.
2.К вводным конструкциям относятся:
Вводные слова (
например, а именно, следовательно, значит, , к радости, к
удивлению, естественно, без сомнения, бесспорно, безусловно, разумеется,
конечно и т.д.)
Вводные словосочетания (
так сказать, одним словом, таким образом, по
мнению ученых, по данным исследований и т.д.)
Вводные предложения (
вводные предложения отличаются от вводных слов тем,
что имеют грамматическую основу, сравните: по сообщению газет - вводные
словосочетания, как сообщают газеты - вводное предложение)
К ним примыкают вставные конструкции (
их легко узнать, они выделены
скобками или тире с обеих сторон и содержат добавочные замечания: Все
попросили отца спеть (у него был чудный тенор).
3.Вводные конструкции всегда обособляются, т.е. выделяются запятыми
4.Никогда не бывают вводными:
авось, буквально, будто, большей частью, вдобавок,
в довершение, вдруг, ведь, весьма, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва
ли, исключительно, именно, как будто, как бы , как раз, к тому же, между тем, небось,
по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом,
почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы
5.Всегда вводные: наверное, по-моему, по-вашему,, во-первых, во-вторых, следовательно,
словом, к счастью, конечно, вероятно, итак, по-видимому, пожалуйста, впрочем
6.Различай:
10
Вводное
Не вводное
однако
В середине и конце простого предложения
В начале предложения или в начале одной из
частей сложного предложения (= НО)
наконец
Указывает на порядок следования мысли (=и
еще, = и вдобавок)
= после всего, напоследок, под конец
таким образом
= итак, следовательно
= таким способом
так
=например
= поэтому
11