Напоминание

Проект "Лес- наше богатство"


Автор: Галина Исидоровна Альбрехт
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: Р. Коми г.Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Лес- наше богатство"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ

«ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО»

У страны есть богатства немалые,

Недр земных не учесть чудеса,

Но важней очень многих, пожалуй,

Для дыханья Земли – леса!

В них здоровья и мудрости кладези,

В них несказанная краса,

В них источник естественной радости,

Это – жизни основа — леса!

Целевая группа: Дети подготовительной к школе группы, их родители, воспитатели.

Введение

Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный

многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют

деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д. В

лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимого глазу

почвенных бактерий до зверей крупных размеров. Важно знать, что лес – это не только

растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный

свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между

собой. Лес является уникальным образованием, которое обладает способностью к

самоподдержанию, благодаря которому лес живет намного дольше, чем каждая отдельно

взятая его составляющая. Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается

полноценная жизнь всех его обитателей. Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты.

Роль леса в жизни человека очень велика. Говоря о значении леса, прежде всего,

необходимо отметить, что лес – это источник жизни на земле. Почти все, что растет в

лесу, и все, кто живет в лесу, используются в пищу как человеком, так и представителями

фауны леса – грибы, ягоды, орехи, листья, лесная дичь и животные. Лес богат

лекарственными растениями, которые используются и животными и в практике народной

медицины. Деревья представляют наибольшую ценность – древесина используется при

изготовлении мебели, бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого

топлива. Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух

кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. С пребыванием человека в

лесу связан и благотворный психофизиологический эффект, вызванный зеленым цветом,

который является сильным успокаивающим средством. В медицине возникло новое

направление – ландшафтотерапия, которому уделяется все большее внимание. Это

объясняется тем, что ощущаемому оздоровительному эффекту, наблюдаемому в лесу,

способствует прохлада, тишина, мягкое освещение, гармония звуков и красок, приятный

запах. Даже после несколько часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается,

организм отдыхает, а стрессы уходят.

Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение.

Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.

Актуальность проекта: самая актуальная проблема нашего времени – проблема

взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником

продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о

дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество

разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры,

бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так

как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о

том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число

лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с

родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях

том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить

леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода,

гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру

дошкольников

с

раннего

возраста,

формируя

отзывчивость,

любознательность,

способность управлять своим поведением на природе. С этой целью мы разработали

экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить

представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться,

беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе. Выявленные

проблемы позволили определить цель и поставить задачи.

Новизна проекта

Новизна нашего экологического проекта заключается в использовании ИКТ. Основным

фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно — образовательного процесса,

является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя

новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту

включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и

одновременно приносит пользу окружающему миру.

Гипотеза проекта:

Экологический проект «Лес – наше богатство», позволит расширить и углубить

представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться,

беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе.

Цель: Создание условий для исследовательской деятельности. Формировать осознанное

отношение к природе. Расширять знания о лесе, его флоре и фауне. Организация

сотрудничества с семьями воспитанников.

Задачи:

• Учить детей понимать, что лес – наше богатство.

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту

природы, формировать эстетические чувства.

• Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от

разрушений, а при необходимости восстанавливать.

Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически

неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).

• Развивать творческие способности.

• Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.

Формировать навыки общения. Воспитывать любовь к родному краю, чувство

гордости за свой край, развивать нравственные качества личности.

Ожидаемый результат:

Совершенствована предметно - развивающая среда в группе через модернизацию

уголка природы (уголок леса)

Информационно-методический пакет о лесах на территории нашего города

(пополнение литературой, иллюстрациями, кроссвордами, загадками, стихами,

настольные игры, дидактические игры).

Презентация проекта.

Рекомендации и консультации для родителей, воспитателей.

Выставка творческих работ детей «Берегите лес от пожара», «Лес в разные времена

года», «Весенний лес».

Систематизирован литературный и иллюстрированный материал по теме «Лес».

Выставка макетов «Дерево».

Методы и приемы работы с детьми:

Наглядные.

Словесные.

Игровые.

Практические.

Формы реализации проекта

НОД.

Наблюдения.

Исследование.

Экспериментирование.

Лепка, аппликация, рисование.

Наблюдения, целевые прогулки.

Индивидуальная работа с детьми.

Рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций,

фотографий;

Чтение художественной литературы о природе.

Утренние беседы.

Работа в книжном уголке.

Тематические выставки работ.

Взаимодействие с семьей.

Виды детской деятельности: реализация проекта осуществляется через различные виды

детской деятельности: познавательную, исследовательскую, игровую, продуктивную,

музыкально-художественную,

коммуникативную,

восприятие

художественной

литературы.

Условия реализации проекта

Информационно – методические.

Методический инструментарий: картотека игр, конспекты занятий, сценариев

развлечений и т.д.

Подборка художественной литературы.

Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей.

Фильмы о природе.

Аудио и видеоматериалы о лесе и его обитателях.

Материально-технические:

материал для художественного творчества: пластилин, цветная бумага, картон, клей,

ножницы.

План реализации проекта

Подготовительный этап

Мероприятия

Сроки

Ответс

твенн

ый

1.

Обсуждение целей и задач проекта с участниками

проекта;

2.

Создание условий необходимых для реализации

проекта;

3.

Подходы к взаимодействию с сотрудниками

лесничества, родителями.

воспит

атель

воспит

атель

воспит

атель,

родите

ли

Практический этап

1. Проведение с детьми бесед о лесе:

«Благодарит и сердится природа»

«Маленькие помощники»

«Дятел – лекарь леса»

«В лесу пожар»

«Лес – мой зеленый друг»

«В гостях у деревьев»

2. Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций о лесе.

3. Дидактические игры:

«Природное лото»

«С чьей ветки детки?»

«Собери дерево»

«Что такое хорошо, и что такое плохо».

4. Сюжетно-ролевые игры:

«Поход в лес»,

«По грибы мы в лес пойдём»

5. Подвижные игры:

«Елочки»

«К кустику беги!»»

6. Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов,

загадывание загадок по теме).

7. Модели, схемы, таблицы «Немного о лесе».

8. Пластилинопластика «Осенний лес».

9. Рисование на тему «Наш лес».

10. Познавательное занятие «В гости к деревьям».

11. Наблюдение

«За березкой»,

«За рябиной»,

«Деревья и кусты осенью»,

«Деревья в парке».

12. Опыты:

«Свойства и качества дерева»,

«Плавает - тонет».

ежедневно

в течение

всего

проекта

ежедневно

16.11-20.11

ежедневно

в течение

всего

проекта

в течение

всего

проекта

16.11

20.11

17.11

воспит

атель

воспит

атель

воспит

атель

воспит

атель

воспит

атель

воспит

атель

воспит

атель

воспит

атель

воспит

атель

воспит

атель

Завершающий этап

1.

Экскурсия в лес.

2.

Творческое рассказывание «Прогулка в лес» (уточнить

умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру

природы)

3.

Викторина «Природа – наш друг?». (воспитывать

экологическую культуру детей).

4. Изготовление и выставка поделок из природного материала на

тему: «Бабочка»

19.11

19.11

20.11

воспит

атель

воспит

атель

воспит

атель

Взаимодействие с родителями.

1.

Информация для чтения: «Учите детей любить природу».

Воспит

атели,

родите

ли

2. Индивидуальные беседы в вечерние часы: «Правила поведения в

Воспит

лесу».

атели,

родите

ли

3.

Рекомендации: «Правила безопасности в лесу».

Воспит

атели,

родите

ли

4.Консультация: «В союзе с природой».

Воспит

атели,

родите

ли

5.

модернизация уголка природы (уголок леса)

Воспит

атели,

родите

ли

Модель трёх вопросов:

1. Что мы знаем?

• Названия некоторых пород деревьев.

• Названия строительного материала, мебель.

• Загадки и песни о деревьях.

• Что даёт человеку лес.

2. Что мы хотим узнать?

• Разновидности деревьев, виды леса.

• Как, из чего, кто делает стулья и прочую мебель.

• Профессию столяра, плотника, резчика по дереву, лесничего.

• Технику и оборудования людей, чья работа связана с деревом (древесиной).

3. Что нужно сделать для того, чтобы узнать?

• Спросить у взрослых .

• Подобрать и прочитать информацию в книгах и энциклопедиях.

• Сходить на экскурсию в лес, деляну, пилораму, мебельный магазин.

• Посмотреть

телепередачи,

видеоматериалы,

фотографии,

мультфильмы,

документальные фильмы о лесе.

• Оформить фотоальбом «Наш лес».

• Организовать выставку поделок из природного материала «Лес – кладовая природы».

• Посадить деревья на территории детского сада.

• Провести опыты.

Планирование системной паутинки.

1.Центр искусства

• Рисование на тему «Наш лес».

• Лепка на тему «Моё любимое дерево», «Мебель (стул)».

• Аппликация на тему «Ёлочка нарядная в гости к

нам пришла».

2.Центр математики

• Модели, схемы, таблицы «Немного о лесе».

• Дидактическая игра «Деревья» (счет).

3. Центр движения

• Подвижная игра «Деревья»

• Малоподвижная игра «Что сначала, что потом…»

4. Центр книги

• Чтение сказок, стихотворений, рассказов о лесе.

• Заучивание пословиц, стихотворений, поговорок .

• Отгадывание загадок.

5. Центр игры

• Сюжетно-ролевые игры «Поход в лес», «По грибы мы в лес пойдём», «Мебельный

магазин».

• Дидактическая игра «Сначала-потом» (последовательные картинки)

• Театрализованная игра-этюд «Мы защитники леса».

Список необходимого оборудования и материала к проекту.

Дидактические игры:

• «Деревья»,

• «Чья тень?»,

• «Собери и назови»,

• «С какой ветки детки?»,

• «Найди похожие по форме»,

• «Третий лишний»,

• «Маленькие помощники»,

• «Охраняем природу»,

• «Природа – наш друг!».

Раздаточный и демонстрационный материал:

• Картинки «Деревья», «Листья», «Плоды деревьев»;

• Схема описательного рассказа «Дерево-цветок»;

• Карточки для индивидуальной работы (материалы из раскрасок);

• Карточки с ребусами, загадками, пословицами и поговорками;

• Фотографии (деревья, мебель, игрушки и другие предметы из дерева);

• Карточки для составления последовательного рассказа о дереве;

• Картинки (инструменты плотника, столяра, лесоруба);

• Деревья из картона (фанеры);

• Изделия из древесины народных умельцев: матрёшки, ложки, игрушки, музыкальные

инструменты, шкатулки, посуда и. пр.

Природный материал:

• Веточки деревьев: сосна, ель, берёза, рябина, дуб, лиственница, кедр, тополь;

• Листья деревьев;

• Шишки хвойных деревьев;

• Срез деревьев: сосна, ель, берёза;

• Кора различных деревьев;

• Полено;

• Пенёк;

• Опилки;

• Стружки;

• Образец обработанного дерева-заготовки

Оборудования:

• Проектор;

• DVD проигрыватель;

• Телевизор;

• DVD диски :

«Материал - дерево» (домашняя энциклопедия);

Слайды «Что нам даёт лес?»,

«Как беречь природу».

• Мультфильмы:

«Два клёна»,

«Чьи в лесу шишки?»,

«Теремок»,

«Как стол несли»,

«Чудо-дерево»,

«Русские потешки»,

«Золотая липа»,

«Дерево с золотыми яблоками»,

«Знакомые нашей ёлки»,

«Пузырь, Соломинка и Лапоть»,

«Жило-было дерево…».

• Аудио кассеты:

Сказка «Бобры и деревья»;

«Звуки леса».

Театральные атрибуты:

• Шапочки для подвижных игр и сценок: Дятел; Ель; Сосна; Берёзка; Кленовые листья;

Шишки еловые;

• Настольный театр по сказкам: «Теремок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Художественная литература:

• Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок»;

• С.Маршак (из Джанни Родари) «Чем пахнут ремёсла?»;

• К. Д. Ушинский «Берёза моя, берёзонька…»;

• К.Д. Ушинский «Дятел»;

• С. Маршак . Откуда стол пришёл?

• Г. Ладошников. Новый дом.

• З.Александрова. Птичья Ёлка.

• Е.Соколова. Живая ёлочка.

• Е. Соколова. Зелёная красавица.

• А. Часовников. Лесорубы.

• А. Часовников. Комбинат.

• А. Часовников. Сплавщики.

Результаты проекта:

Дети:

Имеют элементарные представления о лесе, его обитателях. Расширены и

закреплены знания и представления детей о лесе, как одном из условий

существования жизни на Земле;

Знают правила поведения в природе;

Имеют представления о последствиях неправильного отношения к сформировано

понимание

последствий

экологически

неграмотного

поведения

(разведение

костров, уничтожение деревьев, сбора растений).

Проявляет познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за

деревьями и обитателями леса, желание больше узнать об особенностях своего

края, леса.

Развита связная речь, обогащен словарь детей.

Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной

природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.

Воспитывать убеждения о необходимости бережного и осознанного отношения к

природе, желании её беречь и охранять.

Сформирована

у

детей

культура

поведения,

направленная

на

сохранение

природных ресурсов и расширены представлений о лесе, его значении для жизни

всего живого через различные виды деятельности.

Родители:

Принимают активное участие в реализации проекта. Повышен интерес к познанию

природы родного края;

Понимают важность бережного отношения к лесу.

Понимают необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста

правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения

дошкольников к окружающей природе.

Расширен кругозор экологических знаний.

Перспектива: в целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной

продолжить работу по знакомству с деревьями и кустарниками на территории ДОУ и

окрестностях города.

Список литературы

1. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной

действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004.

2. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе

детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ИП

Лакоценин С. С., 2009.

3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с. Детство:

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И.

Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб: ООО «Издательство «Детство -

Пресс», 2011.

4. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001.

5. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.

– М.: Просвещение, 1981.

6. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития,

1997.

7. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в

детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. –

53 с.

8. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,

сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ «Сфера». 2005.

9. Листок на ладони: метод. Пособие по проведению экскурсий с целью экологического и

эстетического воспитания дошкольников/ сост. В. А. Степанова, И. А. Королева. – СПб:

Детство-Пресс, 2004.

10. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты

занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз – Дидактика»,

2009. - 144с.



В раздел образования