Автор: Галина Исидоровна Альбрехт
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: Р. Коми г.Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Лес- наше богатство"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
«ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО»
У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!
Целевая группа: Дети подготовительной к школе группы, их родители, воспитатели.
Введение
Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный
многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют
деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д. В
лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимого глазу
почвенных бактерий до зверей крупных размеров. Важно знать, что лес – это не только
растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный
свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между
собой. Лес является уникальным образованием, которое обладает способностью к
самоподдержанию, благодаря которому лес живет намного дольше, чем каждая отдельно
взятая его составляющая. Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается
полноценная жизнь всех его обитателей. Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты.
Роль леса в жизни человека очень велика. Говоря о значении леса, прежде всего,
необходимо отметить, что лес – это источник жизни на земле. Почти все, что растет в
лесу, и все, кто живет в лесу, используются в пищу как человеком, так и представителями
фауны леса – грибы, ягоды, орехи, листья, лесная дичь и животные. Лес богат
лекарственными растениями, которые используются и животными и в практике народной
медицины. Деревья представляют наибольшую ценность – древесина используется при
изготовлении мебели, бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого
топлива. Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух
кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. С пребыванием человека в
лесу связан и благотворный психофизиологический эффект, вызванный зеленым цветом,
который является сильным успокаивающим средством. В медицине возникло новое
направление – ландшафтотерапия, которому уделяется все большее внимание. Это
объясняется тем, что ощущаемому оздоровительному эффекту, наблюдаемому в лесу,
способствует прохлада, тишина, мягкое освещение, гармония звуков и красок, приятный
запах. Даже после несколько часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается,
организм отдыхает, а стрессы уходят.
Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение.
Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.
Актуальность проекта: самая актуальная проблема нашего времени – проблема
взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником
продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о
дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество
разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры,
бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так
как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о
том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число
лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с
родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях
том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить
леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода,
гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру
дошкольников
с
раннего
возраста,
формируя
отзывчивость,
любознательность,
способность управлять своим поведением на природе. С этой целью мы разработали
экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить
представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться,
беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе. Выявленные
проблемы позволили определить цель и поставить задачи.
Новизна проекта
Новизна нашего экологического проекта заключается в использовании ИКТ. Основным
фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно — образовательного процесса,
является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя
новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту
включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и
одновременно приносит пользу окружающему миру.
Гипотеза проекта:
Экологический проект «Лес – наше богатство», позволит расширить и углубить
представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться,
беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе.
Цель: Создание условий для исследовательской деятельности. Формировать осознанное
отношение к природе. Расширять знания о лесе, его флоре и фауне. Организация
сотрудничества с семьями воспитанников.
Задачи:
• Учить детей понимать, что лес – наше богатство.
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту
природы, формировать эстетические чувства.
• Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от
разрушений, а при необходимости восстанавливать.
Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически
неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
• Развивать творческие способности.
• Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
Формировать навыки общения. Воспитывать любовь к родному краю, чувство
гордости за свой край, развивать нравственные качества личности.
Ожидаемый результат:
Совершенствована предметно - развивающая среда в группе через модернизацию
уголка природы (уголок леса)
Информационно-методический пакет о лесах на территории нашего города
(пополнение литературой, иллюстрациями, кроссвордами, загадками, стихами,
настольные игры, дидактические игры).
Презентация проекта.
Рекомендации и консультации для родителей, воспитателей.
Выставка творческих работ детей «Берегите лес от пожара», «Лес в разные времена
года», «Весенний лес».
Систематизирован литературный и иллюстрированный материал по теме «Лес».
Выставка макетов «Дерево».
Методы и приемы работы с детьми:
Наглядные.
Словесные.
Игровые.
Практические.
Формы реализации проекта
НОД.
Наблюдения.
Исследование.
Экспериментирование.
Лепка, аппликация, рисование.
Наблюдения, целевые прогулки.
Индивидуальная работа с детьми.
Рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций,
фотографий;
Чтение художественной литературы о природе.
Утренние беседы.
Работа в книжном уголке.
Тематические выставки работ.
Взаимодействие с семьей.
Виды детской деятельности: реализация проекта осуществляется через различные виды
детской деятельности: познавательную, исследовательскую, игровую, продуктивную,
музыкально-художественную,
коммуникативную,
восприятие
художественной
литературы.
Условия реализации проекта
Информационно – методические.
Методический инструментарий: картотека игр, конспекты занятий, сценариев
развлечений и т.д.
Подборка художественной литературы.
Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей.
Фильмы о природе.
Аудио и видеоматериалы о лесе и его обитателях.
Материально-технические:
материал для художественного творчества: пластилин, цветная бумага, картон, клей,
ножницы.
План реализации проекта
Подготовительный этап
Мероприятия
Сроки
Ответс
твенн
ый
1.
Обсуждение целей и задач проекта с участниками
проекта;
2.
Создание условий необходимых для реализации
проекта;
3.
Подходы к взаимодействию с сотрудниками
лесничества, родителями.
воспит
атель
воспит
атель
воспит
атель,
родите
ли
Практический этап
1. Проведение с детьми бесед о лесе:
«Благодарит и сердится природа»
«Маленькие помощники»
«Дятел – лекарь леса»
«В лесу пожар»
«Лес – мой зеленый друг»
«В гостях у деревьев»
2. Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций о лесе.
3. Дидактические игры:
«Природное лото»
«С чьей ветки детки?»
«Собери дерево»
«Что такое хорошо, и что такое плохо».
4. Сюжетно-ролевые игры:
«Поход в лес»,
«По грибы мы в лес пойдём»
5. Подвижные игры:
«Елочки»
«К кустику беги!»»
6. Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов,
загадывание загадок по теме).
7. Модели, схемы, таблицы «Немного о лесе».
8. Пластилинопластика «Осенний лес».
9. Рисование на тему «Наш лес».
10. Познавательное занятие «В гости к деревьям».
11. Наблюдение
«За березкой»,
«За рябиной»,
«Деревья и кусты осенью»,
«Деревья в парке».
12. Опыты:
«Свойства и качества дерева»,
«Плавает - тонет».
ежедневно
в течение
всего
проекта
ежедневно
16.11-20.11
ежедневно
в течение
всего
проекта
в течение
всего
проекта
16.11
20.11
17.11
воспит
атель
воспит
атель
воспит
атель
воспит
атель
воспит
атель
воспит
атель
воспит
атель
воспит
атель
воспит
атель
воспит
атель
Завершающий этап
1.
Экскурсия в лес.
2.
Творческое рассказывание «Прогулка в лес» (уточнить
умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру
природы)
3.
Викторина «Природа – наш друг?». (воспитывать
экологическую культуру детей).
4. Изготовление и выставка поделок из природного материала на
тему: «Бабочка»
19.11
19.11
20.11
воспит
атель
воспит
атель
воспит
атель
Взаимодействие с родителями.
1.
Информация для чтения: «Учите детей любить природу».
Воспит
атели,
родите
ли
2. Индивидуальные беседы в вечерние часы: «Правила поведения в
Воспит
лесу».
атели,
родите
ли
3.
Рекомендации: «Правила безопасности в лесу».
Воспит
атели,
родите
ли
4.Консультация: «В союзе с природой».
Воспит
атели,
родите
ли
5.
модернизация уголка природы (уголок леса)
Воспит
атели,
родите
ли
Модель трёх вопросов:
1. Что мы знаем?
• Названия некоторых пород деревьев.
• Названия строительного материала, мебель.
• Загадки и песни о деревьях.
• Что даёт человеку лес.
2. Что мы хотим узнать?
• Разновидности деревьев, виды леса.
• Как, из чего, кто делает стулья и прочую мебель.
• Профессию столяра, плотника, резчика по дереву, лесничего.
• Технику и оборудования людей, чья работа связана с деревом (древесиной).
3. Что нужно сделать для того, чтобы узнать?
• Спросить у взрослых .
• Подобрать и прочитать информацию в книгах и энциклопедиях.
• Сходить на экскурсию в лес, деляну, пилораму, мебельный магазин.
• Посмотреть
телепередачи,
видеоматериалы,
фотографии,
мультфильмы,
документальные фильмы о лесе.
• Оформить фотоальбом «Наш лес».
• Организовать выставку поделок из природного материала «Лес – кладовая природы».
• Посадить деревья на территории детского сада.
• Провести опыты.
Планирование системной паутинки.
1.Центр искусства
• Рисование на тему «Наш лес».
• Лепка на тему «Моё любимое дерево», «Мебель (стул)».
• Аппликация на тему «Ёлочка нарядная в гости к
нам пришла».
2.Центр математики
• Модели, схемы, таблицы «Немного о лесе».
• Дидактическая игра «Деревья» (счет).
3. Центр движения
• Подвижная игра «Деревья»
• Малоподвижная игра «Что сначала, что потом…»
4. Центр книги
• Чтение сказок, стихотворений, рассказов о лесе.
• Заучивание пословиц, стихотворений, поговорок .
• Отгадывание загадок.
5. Центр игры
• Сюжетно-ролевые игры «Поход в лес», «По грибы мы в лес пойдём», «Мебельный
магазин».
• Дидактическая игра «Сначала-потом» (последовательные картинки)
• Театрализованная игра-этюд «Мы защитники леса».
Список необходимого оборудования и материала к проекту.
Дидактические игры:
• «Деревья»,
• «Чья тень?»,
• «Собери и назови»,
• «С какой ветки детки?»,
• «Найди похожие по форме»,
• «Третий лишний»,
• «Маленькие помощники»,
• «Охраняем природу»,
• «Природа – наш друг!».
Раздаточный и демонстрационный материал:
• Картинки «Деревья», «Листья», «Плоды деревьев»;
• Схема описательного рассказа «Дерево-цветок»;
• Карточки для индивидуальной работы (материалы из раскрасок);
• Карточки с ребусами, загадками, пословицами и поговорками;
• Фотографии (деревья, мебель, игрушки и другие предметы из дерева);
• Карточки для составления последовательного рассказа о дереве;
• Картинки (инструменты плотника, столяра, лесоруба);
• Деревья из картона (фанеры);
• Изделия из древесины народных умельцев: матрёшки, ложки, игрушки, музыкальные
инструменты, шкатулки, посуда и. пр.
Природный материал:
• Веточки деревьев: сосна, ель, берёза, рябина, дуб, лиственница, кедр, тополь;
• Листья деревьев;
• Шишки хвойных деревьев;
• Срез деревьев: сосна, ель, берёза;
• Кора различных деревьев;
• Полено;
• Пенёк;
• Опилки;
• Стружки;
• Образец обработанного дерева-заготовки
Оборудования:
• Проектор;
• DVD проигрыватель;
• Телевизор;
• DVD диски :
«Материал - дерево» (домашняя энциклопедия);
Слайды «Что нам даёт лес?»,
«Как беречь природу».
• Мультфильмы:
«Два клёна»,
«Чьи в лесу шишки?»,
«Теремок»,
«Как стол несли»,
«Чудо-дерево»,
«Русские потешки»,
«Золотая липа»,
«Дерево с золотыми яблоками»,
«Знакомые нашей ёлки»,
«Пузырь, Соломинка и Лапоть»,
«Жило-было дерево…».
• Аудио кассеты:
Сказка «Бобры и деревья»;
«Звуки леса».
Театральные атрибуты:
• Шапочки для подвижных игр и сценок: Дятел; Ель; Сосна; Берёзка; Кленовые листья;
Шишки еловые;
• Настольный театр по сказкам: «Теремок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Художественная литература:
• Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок»;
• С.Маршак (из Джанни Родари) «Чем пахнут ремёсла?»;
• К. Д. Ушинский «Берёза моя, берёзонька…»;
• К.Д. Ушинский «Дятел»;
• С. Маршак . Откуда стол пришёл?
• Г. Ладошников. Новый дом.
• З.Александрова. Птичья Ёлка.
• Е.Соколова. Живая ёлочка.
• Е. Соколова. Зелёная красавица.
• А. Часовников. Лесорубы.
• А. Часовников. Комбинат.
• А. Часовников. Сплавщики.
Результаты проекта:
Дети:
Имеют элементарные представления о лесе, его обитателях. Расширены и
закреплены знания и представления детей о лесе, как одном из условий
существования жизни на Земле;
Знают правила поведения в природе;
Имеют представления о последствиях неправильного отношения к сформировано
понимание
последствий
экологически
неграмотного
поведения
(разведение
костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
Проявляет познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за
деревьями и обитателями леса, желание больше узнать об особенностях своего
края, леса.
Развита связная речь, обогащен словарь детей.
Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной
природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
Воспитывать убеждения о необходимости бережного и осознанного отношения к
природе, желании её беречь и охранять.
Сформирована
у
детей
культура
поведения,
направленная
на
сохранение
природных ресурсов и расширены представлений о лесе, его значении для жизни
всего живого через различные виды деятельности.
Родители:
Принимают активное участие в реализации проекта. Повышен интерес к познанию
природы родного края;
Понимают важность бережного отношения к лесу.
Понимают необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста
правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения
дошкольников к окружающей природе.
Расширен кругозор экологических знаний.
Перспектива: в целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной
продолжить работу по знакомству с деревьями и кустарниками на территории ДОУ и
окрестностях города.
Список литературы
1. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004.
2. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе
детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ИП
Лакоценин С. С., 2009.
3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с. Детство:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И.
Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб: ООО «Издательство «Детство -
Пресс», 2011.
4. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001.
5. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.
– М.: Просвещение, 1981.
6. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития,
1997.
7. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в
детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. –
53 с.
8. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,
сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ «Сфера». 2005.
9. Листок на ладони: метод. Пособие по проведению экскурсий с целью экологического и
эстетического воспитания дошкольников/ сост. В. А. Степанова, И. А. Королева. – СПб:
Детство-Пресс, 2004.
10. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты
занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз – Дидактика»,
2009. - 144с.