Напоминание

"Нетрадиционные техники рисования"


Автор: Хапова Наталья Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10 "Золотой ключик"
Населённый пункт: город Кстово Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные техники рисования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

РАБОТЫ ПО

САМООБРАЗОВАНИЮ

НА ТЕМУ:

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ

ТЕХНИКИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

ГРУППЕ

НА 2019 – 2020 год

Воспитатель: Н.М. Корчагина

Пояснительная записка.

Творческая деятельность и творческое мышление – это части одного целого. Наша жизнь

исторически основывается на творческих достижениях. Без них не мыслима жизнь сегодня и

будущее развитие нашего общества.

Формирование творческого мышления детей – одна из важнейших задач педагогики на

современном этапе. И решать её необходимо уже в дошкольном возрасте. Одно из самых

эффективных средств решения этой задачи, является художественное творчество. Целью этого

творчества, является формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через

знакомство с нетрадиционными способами изобразительной деятельности.

Изобразительная, продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных

средств, является наиболее благоприятной для развития творческого мышления т. к. в ней особенно

проявляются разные стороны развития ребёнка.

К нетрадиционным техникам изобразительной деятельности относятся:

тычок жёсткой, полусухой кистью;

рисование пальчиками;

рисование ладошкой;

оттиск печатками (из картофеля, картона, пробки, бумаги…);

обрывание бумаги;

восковые мелки + акварель;

скатывание бумаги;

свеча + акварель;

монотипия;

чёрно – белый граттаж;

кляксография;

набрызг;

отпечатки листьев;

тычкование;

цветной граттаж;

рисование на камнях;

поделки из ракушек и др.

Новизна – это приобщение детей к художественному творчеству посредством нетрадиционных

техник в образовательной области «художественное творчество».

Главное здесь, создание и постоянное обогащение художественно-эстетической, развивающей

среды.

Результативность – сформировать у детей интегративные качества:

- овладевший необходимыми умениями и навыками;

-способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту;

-любознательный, активный.

Работая в детском саду, я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них

уверенность в своём умении, помочь им поверить, в то, что они очень просто могут стать

маленькими художниками и творить чудеса: на бумаге, с бумагой, с бисером, с ракушками, с

камнями…

Изучая всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности, я нашла

много интересного. В настоящее время в своей работе использую новые способы и технику,

стараюсь не навязывать детям своё понимание окружающего мира, а даю им возможность

самовыразиться, реализовать свой творческий потенциал. Я строю свою деятельность так, чтобы

дети ощущали положительные эмоции. Неудачи вызывают разочарование, а порой и раздражение.

Работая с детьми, забочусь о том, чтобы деятельность ребят была успешной, это подкрепляет их

уверенность в своей силе. Используя нетрадиционные техники, я помогаю ребятам

раскрепоститься, позволяю им сделать что-то необычное. Дети получают незабываемые

положительные эмоции. Нетрадиционные техники позволяют мне осуществить индивидуальный

подход к детям, учитывать их желания и интересы.

Использование нетрадиционных техник способствует: интеллектуальному развитию ребёнка,

коррекции психических процессов, развитию пространственного мышления, умению детей

выражать свой замысел, развитию мелкой моторики руки.

Свою работу с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности я

начала с младшей группы. Перспективный план разработала опираясь на программу И.А.

Лыковой «Цветные ладошки» и книгу французского художника Жаньева Кастармана

«Живопись».

Перспективный план

Цель художественного воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста:

формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно –

творческих способностей изобразительной деятельности через нетрадиционные техники и

технологии.

Подготовительная группа.

Сентябрь

1.Коллективный рисунок мелками на асфальте.

Задачи: учить детей создавать простые сюжеты, передавая свои впечатления о летнем отдыхе;

закреплять умение детей передавать движения, взаимодействия и отношения между персонажами.

2.Рисование пастелью «Букет нашего лета».

Задачи: познакомить детей с пастелью, на чём можно ею рисовать, как сохранить рисунок; учить

составлять цветовую палитру лета, перерисовывать созданную композицию на свой лист.

Предварительная работа: насушить в течении лета летние растения, не упустив летние яркие

краски; составить из растений композицию.

3.Рисование с использованием техники монотипии «Бабочка красавица».

Задачи: закреплять умение детей использовать в своих работах знакомые техники; развивать

фантазию, творчество.

Октябрь

1.Рисование + рельефная лепка «Осенние угощения».

Задачи: закреплять умение детей рисовать контуры знакомых овощей и фруктов; познакомить детей

с техникой рельефной лепки; развивать мелкую моторику и чувство цвета.

2.Рисование по мокрому фону «Краски осени».

Задачи: закрепить с детьми технику рисования по мокрому фону; вызвать желание передавать

характерные признаки осенних явлений на основе представлений, полученных из наблюдений;

учить детей отражать в своих работах обобщённые представления о цикличности изменений в

природе.

3.Рисование татарского орнамента

Задачи: Продолжать учить детей работать с красками и карандашами, рисовать национальные

узоры, развивать мелкую моторику, усидчивость; вызвать желание творить.

Ноябрь

1.Работа с природным материалом (ракушками) «Лягушки».

Задачи: учить детей создавать знакомые образы из ракушек, скрепляя их пластилином; развивать

фантазию; вызвать эмоциональный отклик от результата своей работы.

2.Рисование с использованием нетрадиционной техники монотипии «Поздняя осень».

Задачи: закрепить с детьми умение использовать знакомые техники; продолжать учить передавать

форму деревьев, их характерные признаки, пропорции, размещать изображение по всему листу;

закреплять умение легко, свободно пользоваться кистью, проводить линии в разных направлениях.

3.Рисование «Орнаменты на камнях».

Задачи: закреплять знания детей о традициях малых народов Дальнего Востока, о наскальной

росписи, о нанайских узорах и что они обозначают; учить расписывать камни нанайскими узорами;

вызвать у детей познавательный интерес к истории своей «малой» Родины.

Декабрь

1.Коллективная работа «Снеговики в зимнем лесу» с использованием нетрадиционной техники

рисования отпечатывание нитками.

Задачи: закрепить умение детей пользоваться знакомыми техниками рисования, учить правильно

работать с нитками и акварелью, работать в коллективе, договариваясь, кто что будет делать;

воспитывать дружеские отношения.

2.Новогодний подарок. Работа с бумагой «Змейка» ( поэтапно).

Задачи: продолжать учить детей работать с бумагой и ножницами: разрезать и склеивать полоски

развивать усидчивость и мелкую моторику; вызвать желание детей делать подарки своими руками.

3.Новогодний подарок (продолжение) «Ёлочное украшение».

Задачи: продолжать учить детей работать с природным материалом (шишками), украшать их

бантиками сделанными своими руками и змейкой из бисера; вызвать эмоциональный отклик от

результатов своего труда.

Январь

1.Коллективная работа «На льдине». Лепка + аппликация с использованием различных материалов.

Задачи: учить детей лепить выразительные образы конструктивным способом, делать объёмную

аппликацию ёлки; планировать свою работу, договариваясь, кто что будет делать; развивать

фантазию, творчество.

2.Зимние открытки для выставки.

Задачи: учить детей задумывать содержание своей открытки, использовать различные материалы по

выбору, сочетая их; закреплять умение подбирать подходящую цветовую гамму; поддерживать

стремление к творчеству.

3.Рисование свечой. «Зимние узоры».

Задачи: познакомить детей как работать свечой; вызвать у детей интерес к экспериментированию,

продолжать учить детей подбирать нужные цветовые гаммы; вызвать интерес к творчеству.

Февраль

1.Рисование пастелью «Дуют ветры в феврале».

Задачи: закрепить умение детей рисовать пастелью, подбирать нужную цветовую гамму; показать

детям как может меняться пейзаж.

2.Рисование с использованием разных техник (акварель, восковые мелки) «Над кремлёвскою стеной

самолётов звенья».

Задачи: закреплять умение детей сочетать в рисунке знакомые техники, уверенно пользоваться

кистью, правильно класть штрихи восковыми мелками; показать детям возможность цветового

решения; развивать творческую инициативу; воспитывать патриотические чувства, гордость за

российскую армию.

3.Лепка из солёного теста. Подарок папе «Танк».

Задачи: учить детей работать с солёным тестом; вызвать желание готовить подарки своими руками,

используя конструктивный способ.

Март

1 .Объёмная открытка к 8 марта. Подарок маме.

Задачи: учить детей оформлять объёмную открытку, используя разные средства и аппликативные

умения; развивать фантазию; вызвать интерес к творчеству, желание делать подарки близким.

2.Рисование с использованием копировальной бумаги «Великая хохлома».

Средства выразительности: композиция, линия, зеркальное изображение, декоративность.

Задачи: расширять знания детей о хохломской росписи, о элементах из которых составляется узор,

о истории её создания; познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования с

использованием копировальной бумаги; вызвать у детей интерес к использованию нетрадиционных

техник рисования; закреплять умение аккуратно закрашивать получившийся рисунок.

3.Рисование татарского орнамента

Задачи: Продолжать учить детей работать с красками и карандашами, рисовать национальные

узоры, развивать мелкую моторику, усидчивость; вызвать желание творить.

Апрель

1.Рисование. Автопортрет, глядя в зеркало.

Задачи: научить детей сосредотачиваться, передавать в автопортрете важные детали (цвет глаз,

волос, форму причёски, губ); закреплять умение смешивать цвета, чтобы получить нужный оттенок;

совершенствовать изобразительное умение.

2.Рисование с использованием техники воскографии «Космос».

Задачи: закреплять умение детей плотно закрашивать лист цветными пятнами, не оставляя

пробелов, затем грунтовать его чёрной гуашью и шампунем; поддерживать стремление к

творчеству.

3.Продолжение «Космос».

Задачи: Учить детей процарапывать сюжет задуманный ими, располагая его на всём пространстве

листа; развивать воображение; вызвать интерес к нетрадиционным техникам рисования.

Май

1.Мини-гравюра на картоне «Ландыши в вазе» (поэтапное).

Задачи: Продолжать знакомство детей с гравюрой; побеседовать о технике выполнения; закреплять

умение делать мини-гравюры с помощью аппликации, аккуратно работать с ножницами и клеем;

поддерживать интерес к творчеству.

2.Продолжение «Ландыши в вазе».

Задачи: продолжать учить детей аккуратно закрашивать мини-гравюру, используя нужную

цветовую гамму, затем накладывать на неё лист и сильно прижимать его. Снимая лист, мы

получаем изображение, т.е. гравюру.

3.Рисование с использованием техники граттаж «Салют над вечерним городом».

Задачи: закрепить с детьми использование техники граттаж в рисовании; развивать фантазию,

познавательный интерес; вызвать эмоциональный отклик от полученной работы.

Июнь

1.Рисование мелками на асфальте «Я, ты, он, она – в Мире мы, сто тысяч я».

Задачи: совершенствовать изобразительные умения; продолжать учить изображать фигуры людей,

передавая форму, характерные признаки, пропорции, несложные движения; закреплять умение

работать коллективно, при создании сюжета передавать несложные смысловые связи; развивать

дружеские взаимоотношения.

2.Составление композиций из природного материала на прогулке «Чудо – юдо».

Задачи: показать детям, какую «палитру» и «инструменты» предлагает природа для нашей

фантазии, учить составлять композиции из природных материалов; вызвать интерес к творчеству.

3.Рисование – экспериментирования с разными знакомыми техниками «Странные животные».

Задачи: закрепить знания детей о разных техниках рисования; учить самостоятельно выбирать

знакомые техники для своей работы; развивать воображение при создании образов необычных

животных (голова от одного животного, туловище от другого, ноги от третьего…), фантазию при

придумывании их названий.

Июль

1.Рисование татарского орнамента

Задачи: Продолжать учить детей работать с красками и карандашами, рисовать национальные

узоры, развивать мелкую моторику, усидчивость; вызвать желание творить.

2.Рисование с использованием нетрадиционной техники граттаж «Чем пахнет лето».

Задачи: закрепить умение использовать в своей работе знакомую технику; учить правильно,

штриховать лист восковыми мелками; развивать фантазию, стремление к творчеству.

3.Рисование с использованием техники отпечатка ладошек «Отдых под пальмами».

Задачи: продолжать учить детей пользоваться знакомыми техниками, создавая свои рисунки,

передавать свои впечатления; развивать творчество, воображение, фантазию.

Август

1.Рисование пластилином

Задачи: расширять знания детей о работе с пластилином, закреплять умение работать с ним;

развивать мелкую моторику, усидчивость.

2.Фантазии из ракушек «Черепашка».

Задачи: показать детям, что творить можно из любого природного материала; учить работать с

ракушками, скрепляя их пластилином; развивать интерес к творчеству.

3.Рисование с использованием целлофанового пакета «Красота морского дна»

Задачи: учить детей рассказывать о своих впечатлениях, передавать их в рисунке; закреплять

умение детей использовать знакомые техники в своей работе; развивать фантазию.



В раздел образования