Автор: Хапова Наталья Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10 "Золотой ключик"
Населённый пункт: город Кстово Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные техники рисования"
Раздел: дошкольное образование
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
РАБОТЫ ПО
САМООБРАЗОВАНИЮ
НА ТЕМУ:
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ
ТЕХНИКИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЕ
НА 2019 – 2020 год
Воспитатель: Н.М. Корчагина
Пояснительная записка.
Творческая деятельность и творческое мышление – это части одного целого. Наша жизнь
исторически основывается на творческих достижениях. Без них не мыслима жизнь сегодня и
будущее развитие нашего общества.
Формирование творческого мышления детей – одна из важнейших задач педагогики на
современном этапе. И решать её необходимо уже в дошкольном возрасте. Одно из самых
эффективных средств решения этой задачи, является художественное творчество. Целью этого
творчества, является формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через
знакомство с нетрадиционными способами изобразительной деятельности.
Изобразительная, продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных
средств, является наиболее благоприятной для развития творческого мышления т. к. в ней особенно
проявляются разные стороны развития ребёнка.
К нетрадиционным техникам изобразительной деятельности относятся:
тычок жёсткой, полусухой кистью;
рисование пальчиками;
рисование ладошкой;
оттиск печатками (из картофеля, картона, пробки, бумаги…);
обрывание бумаги;
восковые мелки + акварель;
скатывание бумаги;
свеча + акварель;
монотипия;
чёрно – белый граттаж;
кляксография;
набрызг;
отпечатки листьев;
тычкование;
цветной граттаж;
рисование на камнях;
поделки из ракушек и др.
Новизна – это приобщение детей к художественному творчеству посредством нетрадиционных
техник в образовательной области «художественное творчество».
Главное здесь, создание и постоянное обогащение художественно-эстетической, развивающей
среды.
Результативность – сформировать у детей интегративные качества:
- овладевший необходимыми умениями и навыками;
-способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту;
-любознательный, активный.
Работая в детском саду, я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них
уверенность в своём умении, помочь им поверить, в то, что они очень просто могут стать
маленькими художниками и творить чудеса: на бумаге, с бумагой, с бисером, с ракушками, с
камнями…
Изучая всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности, я нашла
много интересного. В настоящее время в своей работе использую новые способы и технику,
стараюсь не навязывать детям своё понимание окружающего мира, а даю им возможность
самовыразиться, реализовать свой творческий потенциал. Я строю свою деятельность так, чтобы
дети ощущали положительные эмоции. Неудачи вызывают разочарование, а порой и раздражение.
Работая с детьми, забочусь о том, чтобы деятельность ребят была успешной, это подкрепляет их
уверенность в своей силе. Используя нетрадиционные техники, я помогаю ребятам
раскрепоститься, позволяю им сделать что-то необычное. Дети получают незабываемые
положительные эмоции. Нетрадиционные техники позволяют мне осуществить индивидуальный
подход к детям, учитывать их желания и интересы.
Использование нетрадиционных техник способствует: интеллектуальному развитию ребёнка,
коррекции психических процессов, развитию пространственного мышления, умению детей
выражать свой замысел, развитию мелкой моторики руки.
Свою работу с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности я
начала с младшей группы. Перспективный план разработала опираясь на программу И.А.
Лыковой «Цветные ладошки» и книгу французского художника Жаньева Кастармана
«Живопись».
Перспективный план
Цель художественного воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста:
формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно –
творческих способностей изобразительной деятельности через нетрадиционные техники и
технологии.
Подготовительная группа.
Сентябрь
1.Коллективный рисунок мелками на асфальте.
Задачи: учить детей создавать простые сюжеты, передавая свои впечатления о летнем отдыхе;
закреплять умение детей передавать движения, взаимодействия и отношения между персонажами.
2.Рисование пастелью «Букет нашего лета».
Задачи: познакомить детей с пастелью, на чём можно ею рисовать, как сохранить рисунок; учить
составлять цветовую палитру лета, перерисовывать созданную композицию на свой лист.
Предварительная работа: насушить в течении лета летние растения, не упустив летние яркие
краски; составить из растений композицию.
3.Рисование с использованием техники монотипии «Бабочка красавица».
Задачи: закреплять умение детей использовать в своих работах знакомые техники; развивать
фантазию, творчество.
Октябрь
1.Рисование + рельефная лепка «Осенние угощения».
Задачи: закреплять умение детей рисовать контуры знакомых овощей и фруктов; познакомить детей
с техникой рельефной лепки; развивать мелкую моторику и чувство цвета.
2.Рисование по мокрому фону «Краски осени».
Задачи: закрепить с детьми технику рисования по мокрому фону; вызвать желание передавать
характерные признаки осенних явлений на основе представлений, полученных из наблюдений;
учить детей отражать в своих работах обобщённые представления о цикличности изменений в
природе.
3.Рисование татарского орнамента
Задачи: Продолжать учить детей работать с красками и карандашами, рисовать национальные
узоры, развивать мелкую моторику, усидчивость; вызвать желание творить.
Ноябрь
1.Работа с природным материалом (ракушками) «Лягушки».
Задачи: учить детей создавать знакомые образы из ракушек, скрепляя их пластилином; развивать
фантазию; вызвать эмоциональный отклик от результата своей работы.
2.Рисование с использованием нетрадиционной техники монотипии «Поздняя осень».
Задачи: закрепить с детьми умение использовать знакомые техники; продолжать учить передавать
форму деревьев, их характерные признаки, пропорции, размещать изображение по всему листу;
закреплять умение легко, свободно пользоваться кистью, проводить линии в разных направлениях.
3.Рисование «Орнаменты на камнях».
Задачи: закреплять знания детей о традициях малых народов Дальнего Востока, о наскальной
росписи, о нанайских узорах и что они обозначают; учить расписывать камни нанайскими узорами;
вызвать у детей познавательный интерес к истории своей «малой» Родины.
Декабрь
1.Коллективная работа «Снеговики в зимнем лесу» с использованием нетрадиционной техники
рисования отпечатывание нитками.
Задачи: закрепить умение детей пользоваться знакомыми техниками рисования, учить правильно
работать с нитками и акварелью, работать в коллективе, договариваясь, кто что будет делать;
воспитывать дружеские отношения.
2.Новогодний подарок. Работа с бумагой «Змейка» ( поэтапно).
Задачи: продолжать учить детей работать с бумагой и ножницами: разрезать и склеивать полоски
развивать усидчивость и мелкую моторику; вызвать желание детей делать подарки своими руками.
3.Новогодний подарок (продолжение) «Ёлочное украшение».
Задачи: продолжать учить детей работать с природным материалом (шишками), украшать их
бантиками сделанными своими руками и змейкой из бисера; вызвать эмоциональный отклик от
результатов своего труда.
Январь
1.Коллективная работа «На льдине». Лепка + аппликация с использованием различных материалов.
Задачи: учить детей лепить выразительные образы конструктивным способом, делать объёмную
аппликацию ёлки; планировать свою работу, договариваясь, кто что будет делать; развивать
фантазию, творчество.
2.Зимние открытки для выставки.
Задачи: учить детей задумывать содержание своей открытки, использовать различные материалы по
выбору, сочетая их; закреплять умение подбирать подходящую цветовую гамму; поддерживать
стремление к творчеству.
3.Рисование свечой. «Зимние узоры».
Задачи: познакомить детей как работать свечой; вызвать у детей интерес к экспериментированию,
продолжать учить детей подбирать нужные цветовые гаммы; вызвать интерес к творчеству.
Февраль
1.Рисование пастелью «Дуют ветры в феврале».
Задачи: закрепить умение детей рисовать пастелью, подбирать нужную цветовую гамму; показать
детям как может меняться пейзаж.
2.Рисование с использованием разных техник (акварель, восковые мелки) «Над кремлёвскою стеной
самолётов звенья».
Задачи: закреплять умение детей сочетать в рисунке знакомые техники, уверенно пользоваться
кистью, правильно класть штрихи восковыми мелками; показать детям возможность цветового
решения; развивать творческую инициативу; воспитывать патриотические чувства, гордость за
российскую армию.
3.Лепка из солёного теста. Подарок папе «Танк».
Задачи: учить детей работать с солёным тестом; вызвать желание готовить подарки своими руками,
используя конструктивный способ.
Март
1 .Объёмная открытка к 8 марта. Подарок маме.
Задачи: учить детей оформлять объёмную открытку, используя разные средства и аппликативные
умения; развивать фантазию; вызвать интерес к творчеству, желание делать подарки близким.
2.Рисование с использованием копировальной бумаги «Великая хохлома».
Средства выразительности: композиция, линия, зеркальное изображение, декоративность.
Задачи: расширять знания детей о хохломской росписи, о элементах из которых составляется узор,
о истории её создания; познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования с
использованием копировальной бумаги; вызвать у детей интерес к использованию нетрадиционных
техник рисования; закреплять умение аккуратно закрашивать получившийся рисунок.
3.Рисование татарского орнамента
Задачи: Продолжать учить детей работать с красками и карандашами, рисовать национальные
узоры, развивать мелкую моторику, усидчивость; вызвать желание творить.
Апрель
1.Рисование. Автопортрет, глядя в зеркало.
Задачи: научить детей сосредотачиваться, передавать в автопортрете важные детали (цвет глаз,
волос, форму причёски, губ); закреплять умение смешивать цвета, чтобы получить нужный оттенок;
совершенствовать изобразительное умение.
2.Рисование с использованием техники воскографии «Космос».
Задачи: закреплять умение детей плотно закрашивать лист цветными пятнами, не оставляя
пробелов, затем грунтовать его чёрной гуашью и шампунем; поддерживать стремление к
творчеству.
3.Продолжение «Космос».
Задачи: Учить детей процарапывать сюжет задуманный ими, располагая его на всём пространстве
листа; развивать воображение; вызвать интерес к нетрадиционным техникам рисования.
Май
1.Мини-гравюра на картоне «Ландыши в вазе» (поэтапное).
Задачи: Продолжать знакомство детей с гравюрой; побеседовать о технике выполнения; закреплять
умение делать мини-гравюры с помощью аппликации, аккуратно работать с ножницами и клеем;
поддерживать интерес к творчеству.
2.Продолжение «Ландыши в вазе».
Задачи: продолжать учить детей аккуратно закрашивать мини-гравюру, используя нужную
цветовую гамму, затем накладывать на неё лист и сильно прижимать его. Снимая лист, мы
получаем изображение, т.е. гравюру.
3.Рисование с использованием техники граттаж «Салют над вечерним городом».
Задачи: закрепить с детьми использование техники граттаж в рисовании; развивать фантазию,
познавательный интерес; вызвать эмоциональный отклик от полученной работы.
Июнь
1.Рисование мелками на асфальте «Я, ты, он, она – в Мире мы, сто тысяч я».
Задачи: совершенствовать изобразительные умения; продолжать учить изображать фигуры людей,
передавая форму, характерные признаки, пропорции, несложные движения; закреплять умение
работать коллективно, при создании сюжета передавать несложные смысловые связи; развивать
дружеские взаимоотношения.
2.Составление композиций из природного материала на прогулке «Чудо – юдо».
Задачи: показать детям, какую «палитру» и «инструменты» предлагает природа для нашей
фантазии, учить составлять композиции из природных материалов; вызвать интерес к творчеству.
3.Рисование – экспериментирования с разными знакомыми техниками «Странные животные».
Задачи: закрепить знания детей о разных техниках рисования; учить самостоятельно выбирать
знакомые техники для своей работы; развивать воображение при создании образов необычных
животных (голова от одного животного, туловище от другого, ноги от третьего…), фантазию при
придумывании их названий.
Июль
1.Рисование татарского орнамента
Задачи: Продолжать учить детей работать с красками и карандашами, рисовать национальные
узоры, развивать мелкую моторику, усидчивость; вызвать желание творить.
2.Рисование с использованием нетрадиционной техники граттаж «Чем пахнет лето».
Задачи: закрепить умение использовать в своей работе знакомую технику; учить правильно,
штриховать лист восковыми мелками; развивать фантазию, стремление к творчеству.
3.Рисование с использованием техники отпечатка ладошек «Отдых под пальмами».
Задачи: продолжать учить детей пользоваться знакомыми техниками, создавая свои рисунки,
передавать свои впечатления; развивать творчество, воображение, фантазию.
Август
1.Рисование пластилином
Задачи: расширять знания детей о работе с пластилином, закреплять умение работать с ним;
развивать мелкую моторику, усидчивость.
2.Фантазии из ракушек «Черепашка».
Задачи: показать детям, что творить можно из любого природного материала; учить работать с
ракушками, скрепляя их пластилином; развивать интерес к творчеству.
3.Рисование с использованием целлофанового пакета «Красота морского дна»
Задачи: учить детей рассказывать о своих впечатлениях, передавать их в рисунке; закреплять
умение детей использовать знакомые техники в своей работе; развивать фантазию.