Напоминание

Растения и животные водоема


Авторы: Селиверстова Наталья Евгеньевна, Кузнецова Ирина Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№ 59 г. Пензы «Росинка»
Населённый пункт: Г. Пенза
Наименование материала: Лэпбук «Водоём»
Тема: Растения и животные водоема
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 59 г. Пензы «Росинка»

Лэпбук

«Водоём»

Составили: воспитатель Кузнецова И. Г.,

воспитатель Селиверстова Н. Е.

г. Пенза

2017 г

Лэпбук «Водоем»

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация.

Возраст детей: для детей от 3 лет.

Цель

:

формирование элементарных представлений о растениях и животном мире

водоемов Пензенской области.

Задачи:

Образовательные

1. Уточнять представление о животном и растительном мире водоёмов Пензенской

области.

2. Формировать навыки совместных игр, умение общаться в процессе игр, выбирать

материал.

3. Формировать элементарные математические представления детей по основным

разделам: количество и счет, ориентировка в пространстве.

4. Совершенствовать лексико-грамматический срой речи детей.

5. Обогащать активный словарь детей, расширить объем понимаемой речи.

6. Расширить представление детей о внешнем виде, особенностях питания,

передвижения, развития рыб, земноводных, насекомых, птиц.

Развивающие

1. Развивать познавательный интерес к растительному и животному миру родного

края.

2. Развивать процессы восприятия, памяти, мышления.

3. Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия

(чем похож, чем отличается).

Воспитательные

1. Воспитывать экологическое отношение к объектам природы пензенских водоёмов.

2. Воспитывать активность и самостоятельность в выборе игр, подборе материалов

для продуктивной деятельности, в выборе партнеров по игре.

3. Прививать детям навыки безопасного поведения на водоёмах.

4. Воспитывать в детях доброжелательность, умение делиться игровым материалом,

вежливо общаться в процессе игр лэпбука.

Лэпбук представляет собой книгу из восьми страниц, складывающихся коробкой в

виде призмы. Он изготовлен из безопасных и достаточно прочных материалов,

позволяющих использовать его в процессе образовательно-воспитательной деятельности с

детьми (материалы: плотный картон, цветная бумага, скотч, клей ПВА, тканевая основа).

Весь материал, дидактические игры и упражнения соответствуют возрасту детей,

требованиям ФГОС ДО. Содержание лэпбука предполагает развитие дошкольников по

различным образовательным областям с учетом их интеграции. Лэпбук помогает собрать в

одно целое различные дидактические игры, упражнения и задания для ознакомления

дошкольников с растениями и животными водоёмов Пензенской области. Его можно

использовать при изучении с детьми тем: «Водоём», «Животные», «Земноводные»,

«Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Водоплавающие», «Растения» и др. Также дети

знакомятся с названиями и внешним видом растений и животных, занесенных в «Красную

книгу Пензенской области».

Экологическое воспитание дошкольников предполагает постепенное подведение

детей к пониманию того, что в природе все устроено не только сообразно и мудро, но и

тонко и зыбко. Для этого необходимо создать условия, при которых ребенок с младшего

дошкольного возраста учится осознавать себя частью природы, уважать законы природы,

учиться получать положительные впечатления от общения с ней, не бояться того, что пока

не понятно и не известно. Надеемся, что лэпбук поможет детям почувствовать себя не

пассивным наблюдателем, а активным её участником, открывателем тайн, исследователем

законов, объектов.

Если сам малыш откроет,

Знать, чего-нибудь да стоит,

И не важно, что пока

Роль его не велика.

Содержание лэпбука позволяет организовать более 20 дидактических игр и

дидактических упражнений с детьми, также предусматривает усложнение и дополнение

материала в зависимости от возраста детей. Лэпбук предполагает использование материала,

как в НОД, так и в самостоятельной деятельности детей.

Содержание

Лэпбук состоит из 8 страниц.

1. Обложка с названием «Водоём».

2. Кармашки «Красная книга Пензенской области». Карточки «Птицы и насекомые,

обитающие на Пензенских водоемах».

3. Стихи о растениях и животных, загадки, карточки и задания по продуктивным

видам деятельности, карточки с игровыми заданиями на развитие внимания.

4. Дидактическая игра «Стрекозы», дидактическая игра «Собери рыбку»,

дидактическая игра «Бобры», дидактическая игра «Где спрятался рак?», дидактическая игра

«Как появляется лягушка», дидактическая игра «Разрезные картинки».

5. Игра «Рыбалка».

6-8. Тканевое панно для дидактических игр «Кто где живет?» и «Где спрятался рак»

Описание

Страница 1.

Страница

«Обложка»

представляет

собой

картинку

для

рассматривания с детьми.

Задачи: побуждать детей к активному рассматриванию и диалогу

по содержанию, расширять словарный запас названиями животных и

растений водоема, развивать грамматический строй речи в процессе

диалога с воспитателем и сверстниками.

Страница 2.

1.

Макет «Красной Книги Пензенской области».

Задачи: уточнить представления о животных и растениях,

занесенных в «Красную книгу Пензенской области», воспитывать

бережное отношение к объектам природы.

2.

Карточки

«Птицы

и

насекомые,

обитающие

на

Пензенских

водоемах».

Задачи:

развивать познавательную активность детей

в

процессе

самостоятельного

и

совместного

рассматривания материала, побуждать к активному диалогу по содержанию картинок,

активизировать

словарь

существительными

(названия

птиц,

животных,

растений),

прилагательными, обозначающими характерные признаки объектов водоёмов.

Страница 3.

1.

Стихи о животных и растениях водоёмов.

Задачи: воспитывать интерес к художественному слову; побуждать к заучиванию

понравившихся стихов, отрывков; обогащать пассивно-активный словарь детей.

2. Загадки о животных и растениях водоёма.

Задачи: развивать умение отгадывать загадки по описанию

основных признаков внешнего вида животных, развивать внимание.

3. Игровые карточки-задания по продуктивным видам деятельности (рисование,

аппликация,

лепка, конструирование).

Задачи:

совершенствовать

изобразительные

навыки

детей,

способствовать умению передавать в объектах

продуктивной деятельности характерные признаки обитателей

водоемов, развивать творческие способности детей, поощрять

самостоятельность в выборе материалов и форм.

4. Игровые карточки на развитие внимания («Угадай чья

тень», «Найди отличия», «Кто живет в пруду», «Найди такой же».

Задачи: развивать внимание детей, умения использовать знания, полученные в

совместной деятельности со взрослыми.

Страница 4.

1. Дидактическая игра «Стрекозы».

Задачи: упражнять детей в группировке пар по цвету,

активизировать словарь названиями цветов.

Количество игроков: от 1 до 3.

Содержание игры: на игровое поле выкладывается набор

картинок «Стрекозы», имеющих одинаковые изображения стрекоз по величине, но разные

по цвету. В игре побеждает тот игрок, который соберет, как можно больше парных

картинок.

2. Дидактическая игра «Собери рыбку».

Задачи: предоставлять детям свободу выбора при составлении

изображения рыбы, закреплять знания об основных частях строения рыб

(голова, туловище, хвост, плавники), развивать мелкую моторику детей.

Содержание игры:

на игровое поле выкладываются части

разрезанного изображения рыб, детям предлагается собрать из частей целое изображение

рыбы с вариативным использованием ее элементов по величине, цвету, форме. В игре

побеждает

тот

игрок,

который

соберет

изображение

рыбы,

соответствующее

существующему в природе.

3.Дидактическая игра «Бобры».

Задачи: развивать навыки сравнения изображений и умение называть

предмет и его признаки, воспитывать познавательный интерес к жизни бобров

(строят

хатки,

чем питаются,

особенности

внешнего вида),

уточнить

представление о внешнем виде бобров, развивать навыки сравнения, воспитывать

познавательный интерес к жизни бобров и экологическое отношение к ним.

Содержание игры: на игровое поле выкладываются изображения бобров различные

по цвету, величине, деталям (бобр в строительной каске, с топором в лапах и т.д.). Детям

предлагается среди разнообразных изображений отыскать двух одинаковых животных. В

игре побеждает игрок, нашедший одинаковые изображения быстрее всех.

4. Дидактическая игра «Где спрятался рак?»

Задачи:

уточнить

представление

о

внешнем

виде

рака,

обогатить словарь названиями частей его тела (голова, хвост, клешни,

глаза, усы и т. д.), активизировать употребление предлогов (в, на, по,

перед, за, над, около, между).

Количество игроков: 2 и более.

Содержание игры:

ребёнок прячет рака на подготовленном игровом поле и

спрашивает: «Где рак?». Побеждает в игре тот ребёнок, который ни разу не ошибся в

названии местонахождения животного.

5. Дидактическая игра «Развитие лягушки».

Задачи: закрепить представление детей о развитии лягушки

от икры до молодой особи.

Количество игроков: от 1 и более.

Содержание игры: на столе выкладываются карточки с

изображением этапов развития лягушки. Задача детей- разложить

их в правильной последовательности. На первых этапах возможна опора на книжку «Как

развивается лягушка»

6.

Разрезные

картинки.

Задачи:

побуждать детей к совместной игровой

деятельности,

закрепить представление о внешнем виде

животных

водоемов,

развивать навыки речевого взаимодействия

со взрослым и сверстниками.

Количество игроков: от 1 до 3.

Содержание игры: на столе выкладываются части разрезных картинок, побеждает

тот, кто быстрее соберет целую картинку.

Страница 5. 1.

Игра «Рыбалка».

Задачи: развивать умение группировать предметы по цвету и

величине, совершенствовать координацию движений (кисть руки,

удочка, рыбка), поддерживать игровой интерес.

Материал: удочки с магнитами, картонные рыбки разные по

цвету, форме и величине с металлическим элементом, картонные ведёрки разного цвета и

величины.

Количество игроков: 2 и более.

Игровая задача: поймать как можно больше рыбок и распределить их в ведерки в

соответствии с цветом или величиной.

2.

Книга «Как появляется лягушка?».

Книга для совместного и

самостоятельного рассматривания детей.

Задачи: дать представление детям о развитии лягушки от икры до

молодой

особи,

развивать

познавательный

интерес,

воспитывать

экологическое отношение к земноводным (не навреди).

Страница 6-8.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Задачи: уточнить знания детей о месте обитания животных

водоёмов (на берегу, на воде, в воде, под водой, на дне, над

водой), воспитывать представление о сообразности природного

сообщества «водоём», развивать навыки игрового и речевого взаимодействия.

Количество игроков: от 1 до 3.

Материал: тканевое игровое поле с кармашками, набор плоскостных животных

(утки, лебеди, лягушки, цапли, раки, рыбы), макеты кувшинок и камышей, выполненные из

ткани.

Содержание игры: игроки выбирают силуэты животных и распределяют их по

игровому полю в соответствии с местом обитания (трава, берег, толща воды, поверхность,

глубина, заросли), побеждает тот, кто без ошибок распределит правильно всех животных

(расселит обитателей водоемов в зависимости от условий их жизни).

Дополнительная дидактическая игра «Назови сколько».

Задачи:

отработать

навыки

определения

количества

предметов (один, много, мало, ни одного), развивать навыки

употребления существительных в родительном и винительном падежах множественного

числа (рыб, раков, камней, камышей и т. д.).

Материал: тканевое игровое поле с кармашками, набор плоскостных животных

(утки, лебеди, лягушки, цапли, раки, рыбы), макеты кувшинок и камышей, выполненные из

ткани.

Содержание игры: ведущим дается задание для игроков найти на

панно с уже выложенными заранее силуэтами, предметы которых: «Много»,

«Один», «Мало», «Ни одного», «Столько же ..., сколько и ...», «Меньше,

чем...».

Данную игру можно использовать в старшем дошкольном возрасте с

усложнением заданий: «Назови, чего 5», «Скажи сколько», «Покажи сколько»

с использованием карточек-цифр.

Результаты

использования

для лэпбука «Водоём».

1.

Помогает

дошкольникам

лучше

устроить

и

закрепить

знания

о

растительном и животном мире водоемов Пензенской области.

2.

Дидактические игры предполагают работу в парах и тройках, помогая

решать задачи коммуникации и социализации (общаться друг с другом в процессе игры,

договариваться, делиться игровым материалом и распределять его между участниками

игры, самим подбирать вариант игры, использовать игровой материал по собственному

замыслу).

3.

Смысловое содержание лэпбука «Водоем» способствует пробуждению

интереса к обитателям водоемов, формирует эколого-эстетическое отношение к животному

и растительному миру. На примере «Водоема» можно проследить сообразность природного

сообщества, цепочку питания животных, приспособление внешнего вида животных к

жизни в водоёме (у лягушки кожа, у рыбы чешуя, у цапли длинный клюв, у утки перепонки

на лапках и т. д.).

4.

Данный лэпбук создает условия, при которых ребенок с младшего

дошкольного возраста учится осознавать себя частью природы, уважать ее законы,

учиться получать положительные впечатления от общения с ней, не бояться того, что пока

не понятно и не известно.



В раздел образования