Напоминание

Дидактического пособия для развития математических представлений для детей младшего дошкольного возраста


Авторы: Селиверстова Наталья Евгеньевна, Кузнецова Ирина Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№ 59 г. Пензы «Росинка»
Населённый пункт: Г. Пенза
Наименование материала: Дидактического пособие «Весенний луг»
Тема: Дидактического пособия для развития математических представлений для детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 59 «Росинка»

г. Пензы

Методические рекомендации

по использованию

дидактического пособия

для развития

математических представлений

для детей младшего дошкольного возраста

«Весенний луг»

Составители: воспитатель 1 категории

Кузнецова Ирина Григорьевна

воспитатель 1 категории

Селиверстова Наталья Евгеньевна

Пенза

2021г.

Дидактическое пособие «Весенний луг является одним из трех пособий

из серии «Сезоны математики»

Дидактическое пособие «Весенний луг» изготовлена с учетом основных

требований ФГОС Дошкольного образования к развивающей предметно-

пространственной среде.

Актуальность. Задачи ФЭМП являются одними из важнейших задач

для познавательного развития дошкольников. Важную роль в привлечении

детей к любому виду детской деятельности является мотивация.

Яркое и

красочное дидактическое пособие привлекает внимание детей; интересные

задания,

манипуляции

с

необычным

дидактическим

материалом

способствуют развитию интереса младших дошкольников к математике.

Цель:

Развитие

математических

представлений

детей

младшего

дошкольного возраста (3-5 лет)

Использование дидактического пособия «Весенний луг»

Пособие можно использовать не только в совместной и свободной

самостоятельной деятельности детей, но также и на занятиях по ФЭМП, как

демонстрационный материал. Формы организации деятельности при работе

с пособием: фронтальный, подгрупповой, парный, совместная деятельность

воспитателя с детьми, индивидуальная работа.

Описание пособия:

Основа пособия изготовлена из гофро-картона, вырезанного в форме

трапеции и обтянутого флисовой тканью. Для прочности в картон вставлены

деревянные элементы. На боковых сторонах трапеций имеются пуговицы и

петли из резинки для соединения секций между собой.

Дополнительные

элементы

изготовлены

из

флиса

(гусеницы),

фоамирана (цветы, листы, бабочки, геометрические фигуры, дерево),

синельной проволоки (стебли цветов). Так же часть деталей распечатаны на

бумаге, заламинированы и наклеена на картон. Кроме того использованы

готовые элементы (птицы)

Секция 1

Первый

сегмент

представляет

собой трапецию, обтянутую флисом

зеленого цвета. В секции имеются

несколько круглых отверстий разного диаметра (4; 3; 2 и 1 см) и одно

большое овальное (21 на5,5 см).

Дополнительными элементами к этой секции являются 3 набора

гусениц.

4 гусеницы синего цвета (сшиты из флиса и

набиты синтепоном). Гусеницы одинаковой длины (12

см), но разной толщины (1,2, 3 и 4 см).

5 гусениц зеленого цвета (сшиты

из флиса и набиты синтепоном). У

гусениц одинаковая толщина (2 см), но разная длина

(8,12,15, 18 и 21 см).

2 гусеницы белого цвета одинаковой

толщины (2 см) и длины (12 см) имеют разный вес (для

утяжеления в одну их гусениц добавлены металлические

болтики).

Круглые отверстия используются.для соотнесения по

толщине. Нижнее овальное отверстие- для того, чтобы при

необходимости помогать протягивать гусениц.

Секция предназначена

для формирования

у

детей

понятий: длина, ширина, толщина; сравнения по этим

параметрам.

На основе этой секции могут проводиться следующие дидактические

игры:

«Рассели гусениц по толщине»

«Сравни по толщине»

«Тяжелый- лёгкий» (см. Приложение 1)

Секция 2

Второй

сегмент

представляет

собой

трапецию, обтянутую флисом зеленого цвета.

Дополнительными элементами к этой

секции

являются

полоски зеленого цвета

(из

фоамирана),

набор

цветов, листьев, бабочек (из фоамирана) и стеблей цветов (из синельной

проволоки).

Секция предназначена для формирования у детей понятий: больше,

меньше, столько же; сравнения методами наложения и приложения.

На основе этой секции могут проводиться следующие дидактические

игры:

«Столько же»

«Больше - меньше»

«Один, много, мало» (см. Приложение 1)

Секция 3.

Третий сегмент представляет собой трапецию,

обтянутую

флисом

белого

цвета.

По

бокам

имеются пуговицы и петли из резинки.

Дополнительными элементами к этой секции

являются: набор геометрических фигур (круги,

квадраты,

прямоугольники,

треугольники и овалы) из фоамирана четырех основных цветов (красный,

синий, зеленый, желтый) и

карточки

с

образцами

плоскостных изображений. А

так же часть дерева с веткой,

птицы (из фоамирана), гнезда

и

яйца (из фоамирана)

Секция предназначена для развития пространственных представлений

(вверху, внизу, справа, слева, в, на, под, за, перед) формирования понятий:

больше, меньше, столько же; сравнения методами наложения и приложения.

На основе этой секции могут проводиться следующие дидактические

игры:

«Столько же»

«Больше- меньше»

«Один, много, мало»

«Выше- ниже» (см. Приложение 1)

Все сегменты пособия могут использоваться как отдельно, так и в

разной комплектации. Так же секции могут быть соединенные в любом

порядке.

Вывод. Пособие «Весенний луг» помогает детям научиться определять

количество

предметов

(один,

мало,

много);

различать

равенство

и

неравенство групп предметов, по количеству входящих в него элементов,

последовательно накладывая и прикладывая один предмет к другому.

Формирует умение различать и указывать пространственные направления:

спереди, сзади, справа, слева, по отношению к себе, относительно другого

предмета. Способствует развитию умения детей находить взаимосвязи

характеристик предмета: форма, цвет, размер, вес, материал. Развивает

умение конструировать плоскостные изображения из геометрических фигур,

располагая их в соответствии с рисунком или по замыслу.

В пособии предусмотрены дидактические игры и задания по всем

разделам ФЭМП для младшего дошкольного возраста (3-5 лет)

Приложение 1.

Дидактические игры и задания на формирование количественных

представлений и навыков счета

«Столько же»

Материал.

Вариант 1.Стебли, цветы.

Вариант 2. Бабочки и цветы

Вариант 3. Листья и цветы.

Вариант 4. Бабочки и листья

Вариант 5. Гнезда и яйца

Вариант 6. Разные по цвету цветы (2-3цвета)

Правила. Вариант 1. Детям предлагается разложить цветы на стебли,

расположенные в произвольном порядке на секции 2 или 3 в соответствии с

инструкцией ( На каждый стебель разместить по одному цветку. Убери

лишние стебли.)

Варианты 2-6 проводятся аналогично.

«Больше- меньше»

Материал.

Вариант 1.Стебли, цветы.

Вариант 2. Бабочки и цветы

Вариант 3. Листья и цветы.

Вариант 4. Бабочки и листья

Вариант 5. Гнезда и яйца

Вариант 6. Разные по цвету цветы (2-3цвета)

Правила.

Вариант 1. Детям предлагается сравнить две группы предметов

используя приемы наложения и приложения (Определи и скажи, чего

больше/меньше)

Варианты 2-6 проводятся аналогично.

«Один, много, мало»

Материал.

Вариант 1. Цветы 3-х цветов: красные,

синие, желтые.

Вариант 12. Цветы 2-х цветов, листья/

стебли.

Вариант 13. Гнезда, яйца.

Правила. По инструкции воспитателя дети оставляют композицию

(Расположи на полянке один желтый цветок, много синих, мало красных)

Дидактические игры и задания на формирование представлений о

геометрических фигурах

«Назови фигуру»

Материал. Геометрические фигуры разных цветов и размеров.

Правила. Ребенку предлагается назвать предложенную фигуру.

«Назови цвет и форму»

Материал. Геометрические фигуры разных цветов и размеров.

Правила. Ребенку предлагается назвать фигуру и ее цвет

«Сравни фигуры»

Материал. Геометрические фигуры разных цветов и размеров.

Правила. Ребенку предлагается сравнить две геометрические фигуры по

двум-трем параметрам(форма, цвет, размер)

«Геометрическая мозаика»

Материал. Геометрические фигуры разных

цветов и размеров, карточки с образцами.

Правила. Ребенку предлагается составить изображение из

геометрических фигур по рисунку.

Усложнение. Ребенку предлагается составить изображение из

геометрических фигур по инструкции воспитателя или собственному

замыслу.

Дидактические игры и задания на формирование представлений о

величине.

«Рассели гусениц по толщине»

Материал. Гусеницы разной толщины.

Правила. Ребенку предлагается «Подобрать домик» для каждой

гусеницы в соответствии с толщиной

«Сравни по толщине»

Материал. Гусеницы разной толщины.

Правила. Разложить гусениц от тонкой к толстой (или наоборот от

толстой к тонкой)

Сравни по длине»

Материал. Гусеницы разной длины.

Правила. Разложить гусениц по длине по возрастанию/убыванию.

«Тяжелый- лёгкий»

Материал. 2 гусеницы, разные по весу.

Правила. Ребенку предлагается сравнить гусениц по весу.

Дидактические игры и задания на формирование постранственных

представлений

«Выше- ниже»

Материал. Дерево с ветками на разной высоте, птицы, гнезда, .

Правила. Ребенку предлагается разместить гнезда на ветках в

соответствии с инструкцией воспитателя. (Это гнездо расположи на самую

высокую ветку. А это на самую нижнюю. И т.п.)

«Где птичка?»

Материал. Дерево с ветками на разной высоте, птицы, гнезда, .

Правила. Ребенку предлагается определить место расположения птицы,

используя предлоги в, на , около, перед, за и т.д



В раздел образования